Татьяна Костюченко
Казачьи подвижные игры (для старшего дошкольного возраста)
▼ Скачать + Заказать документы
1. Игра «В утку» (Селезень и Утка). Играющие становятся рядом, рука в руке. Двое, стоящих на одном краю вереницы, отрываются от нее (это «селезень» и «утка») и берут, подныривая под руки стоящих в ряду то спереди, то сзади, причем «селезень», «селезень догоняет «утку». Стоящие в ряду приговаривают: Догони, селезень, утку. Догони, молодой, утку. Поди, утушка, домой, У тебя семеро детей, Восьмой селезень, Девятая утка, Десятая гуска.
Та пара, под руками которой «селезень" поймал «утку», заменяет их, а они становится на освободившееся место.
2. Игра «Золотые ворота» (I способ)
Публикация «Казачьи подвижные игры (для старшего дошкольного возраста)» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Казачьи подвижные игры
- Подвижные игры для детей
- Старшая группа
- Темочки
Играющие берутся за руки, образуя круг. В центре его встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх – делают «золотые ворота». Рядом с «воротами» втыкают ветку. Один из участников
игры – водящий. Он проходит через «золотые ворота», подходит к кругу и ребром ладони разрывает руки одной из стоящих там пар. При этом все говорят:
В золотые ворота проходите господа: В первый раз – прощается, Второй - запрещается, А на третий раз не пропустим вас!
Играющие, руки, которых разъединил водящий, бегут в разные стороны по кругу к воткнутой в его центре ветке. Первый, выдернувший ветку, идет в «золотые ворота», а проигравший встает в пару с водящим в круг.
«Золотые ворота» (II способ)
Играющие выбирают двух ведущих. Они сговариваются, какие возьмут себе названия: один называет себя «серебряное блюдечко», другой – «наливное яблочко». После этого ведущие берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «золотые ворота». Остальные участники игры выстраиваются один за другим и гуськом проходят в «ворота», при этом говоря: В золотые ворота Проходите, господа! В первый раз прощается, Второй раз запрещается, А на третий раз Не пропустим вас!
На последнем слове ведущие опускают руки и закрывают «ворота», задерживая одного из игроков. Он просит: «золотые ворота, пропустите вы меня!». Ему отвечают: «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем! Что выбираешь – серебряное блюдечко?». Задержанный игрок выбирает и переходит на ту или другую сторону, он встает за спину ведущего и поднимает руки. То же происходит с другими игроками. Так играющие делятся на две команды. После этого они меряются силой – берут длинную веревку и перетягивают ее.
3. Игра «Плетень» Играющие стоят в шеренгу у четырех стен комнаты, взявшись за руки крест – накрест. Дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на свое место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвертой шеренги. По сигналу (свисток) играющие расходятся по всей комнате (залу, площадке, выполняя определенные движения под звуки бубна (поскоки, легкий бег, галоп и т. д.). По следующему сигналу свистка или остановке бубна все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест – накрест. Выиграет та шеренга, которая первая построится.
4. Игра «Кривой петух» Дети стоят по кругу. Один в - центре. Дети: «Кривой петух, на чем стоишь?» (На иголочках) А как тебе, не колко? (На подковочках)
Дети идут по кругу и поют: Ступай в кут, Там блины пекут, Там блины пекут, Тебе блин дадут. Ребенок стучит ногой об пол (3 раза) Дети: - Кто там? Это я, Тарас. Дети: - Лови нас, не открывая глаз. Кого поймал, должен угадать. Кого угадает, тот кривым петухом и станет.
5. Игра «Цапля».
Играют дети на достаточно маленькой площадке – 5х5 м. По жребию или по считалочке выбирают ведущего – цаплю. Остальные – «лягушки». Пока цапля «спит», т. е. стоит, наклонившись вперед и опираясь на прямые ноги, лягушки прыгают на корточках. Проснувшись, цапля издает крик и начинает ловить (салить) лягушек обязательно большими шагами и на прямых ногах (не сгибая коленей) и держась хотя бы одной рукой за голени ног. Лягушки должны спасаться от цапли, прыгая на корточках. При нарушении условий, например, если кто – то из лягушек встанет во весь рост или выпрыгнет за пределы площадки, а так же при осаливании они меняются местами.
6. Игра «Чур у дерева!»
Эта игра, традиционная в арсенале 5 – 7 летних казачат, также была излюбленной, в нее играли совместно с маленькими горцами. Игра обычно в саду или там, где росло хотя бы несколько деревьев. Число играющих зависело от количество деревьев. Все, кроме водящего, становились каждый у своего дерева, водящий же – в середине между деревьями. Стоящие у деревьев начинают перебегать от дерева к дереву; в это время водящий должен успеть осалить бегущего, пока тот не подбежал к дереву и не выкрикнул: «Чур у дерева!». Осаленный меняется местом с водящим.
7. Игра «Путы». Ноги завязываются платком или веревкой примерно так же, как спутываются ноги у лошади. И так играющие прыгают до назначенного места. Кто первым прискакал, тот и выиграл.
8. Игра «Заплетайся плетень»
Выбирается водящий, который должен отвернуться от остальных играющих, чтобы не видеть их действий. Играющие образуют «плетень» - замкнутый руками круг. Кто – либо участников хоровода проходит под руками детей противоположной стороны круга, затягивая за собой остальных, и так – до полного «заплетения», запутывания. Затем играющие зовут водящего, который должен распутать хоровод. Причем соединенные руки игроков должны находиться в правильном (не ломаном) соединении.
9. Игра «Горшки» Играющие делятся на две равные команды. Одна команда становится «горшками» и садится на землю в кружок. Другая команда – «хозяева». Они становятся за горшками. Один из играющих – водящий – изображает покупателя. Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает: - Почем горшок? Хозяин отвечает: - По денежке. А он не с трещиной? - Попробуй. Покупатель легко ударяет по «горшку» пальцем и говорит: - Крепкий, давай сговор!
«хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая: Чичары, чичары, собирайтесь гончары По кусту, по насту, по лебедю горазду! Вон!
Со словом «вон» и «хозяин» и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первым прибежит к купленному «горшку», тот «хозяин», а опоздавший – водящий.