Акматова Айнура Асанкуловна
Картотека заданий по лексической теме: «Грибы. Ягоды» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задания
Беседа с детьми о съедобных и несъедобных грибах.
Как называется место где растут грибы.
Зачем люди собирают грибы.
Рассматривание иллюстраций грибов.
Чтение произведений и стихов о грибах.
Существительные: подберезовик, подосиновик, опята, груздь, маслята, белый гриб, рыжики, мухомор, поганки.
Прилагательные: съедобные, несъедобные, вкусные, полезные, питательные, ядовитые, грибной.
Глаголы: рвать, класть в корзину, ходить за грибами.
Публикация «Картотека заданий по лексической теме: „Грибы, Ягоды“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Подготовительная группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Грамматические категории:
• Словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
• Согласование числительных с существительными.
• Согласование существительных с прилагательными в роде, числе.
• Подбор родственных слов к существительным. •
Артикуляционная гимнастика:
Пальчиковая гимнастика «По ягоды»
Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук “здороваются”, начиная с большего.)
В лес идем мы погулять. (обе руки “идут” указательными и средними пальцами по столу.)
За черникой, за малиной, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
Пальчиковая гимнастика «За грибами»
Топ-топ пять шагов, в туесочке пять грибов.
Мухомор красный – гриб опасный,
А второй – лисичка, рыжая сестричка,
Третий гриб – волнушка, розовое ушко,
А четвертый гриб – сморчок, бородатый толстячок
Пятый гриб – белый, ешь его смело.
Физминутка «ЗА ГРИБАМИ»
Все зверушки на опушке (Дети идут в хороводе.)
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, (Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы.)
Рыжики срывали.
Лисичка бежала, (Бегут, собирают воображаемые грибы.)
Лисички собирала.
Скакали зайчатки, (Скачут стоя, “срывают” грибы.)
Искали опятки.
Медведь проходил, (Идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой.)
Мухомор раздавил.
Физминутка «Мы идём в осенний лес». И. Михеева
Мы идём в осенний лес. (Маршируют на месте.)
А в лесу полно чудес! (Разводят руки в стороны, «удивляются».)
Дождь вчера в лесу прошёл — (Потряхивают ладонями обеих рук.)
Это очень хорошо. (Хлопают в ладоши.)
Будем мы грибы искать. (Приставляют ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в
другую сторону.)
И в корзинку собирать (Сводят руки перед собой — «корзина».)
Вот сидят маслята, (Загибают по одному пальцу на обеих руках
одновременно на каждое название грибочка.)
На пеньке — опята,
А во мху — лисички,
Дружные сестрички.
«Подосиновик, груздок,
Полезайте в кузовок! (Делают манящие движения руками.)
Ну, а ты, мухомор,
Украшай осенний бор». (Грозят указательным пальцем правой руки.)
Выполните задания :
Понедельник.
Проверка домашнего задания. Подгрупповая и индивидуальная работа с детьми по заданию логопеда. Словарная работа.
Вторник.
Развитие грамматического строя речи
1. Выучить скороговорку.
Цель: развивать общие речевые навыки: чёткость дикции, правильное звукопроизношение.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям соревнование: кто быстрее и правильнее произнесёт скороговорку.
У пеньков опять пять опят.
2. Д/игра “Большой- маленький”
Цель: развитие мышления, обогащение словарного запаса.
Гриб- грибок, грибочек
Ягода- ягодка
Дерево- деревце
Куст- кустик
Малина - малинка
Земляника – земляничка
Черника – черничка
Клюква-клюковка
3. Д/игра “Один- много”
Цель: развитие мышления, расширение словарного запаса.
Гриб- грибы
Ягода- ягоды
Дерево- деревья
Куст- кусты
Лисичка – лисички
Сыроежка – сыроежки и т. д.
4. Д/игра “Что приготовим?”.
Из грибов- грибной суп
Из малины- малиновое варенье
Из черники- черничное варенье
Из земляники- земляничное варенье
Из клюквы- клюквенное варенье
Из брусники- брусничное варенье
5. Д/игра “Подскажи словечко”.
Цель: развитие логического мышления, внимания, памяти.
Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый… (мухомор).
Посмотрите-ка, ребята, тут – лисички, там – опята,
Ну а это, на полянке, ядовитые… (поганки).
Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали заметных.
Собирай не мешкай, это… (сыроежки).
6. Д/игра «Какое варенье? Какой компот?»
Цель: развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы девочки Кати. Необходимо следить за правильностью употребления окончаний (малиновое варенье, малиновый компот).
Осень — время заготовок. Катя с бабушкой решили запастись на зиму сладким вареньем и ароматным компотом. Рано утром они пошли в лес за ягодами. Путь предстоял неблизкий.
—Бабушка, — спрашивала Катя.
— Если мы малину соберём, какой компот получится? (.) А варенье какое? (.)
—А вдруг чернику найдём, — продолжала размышлять Катя.
— Какой компот получится? (.) А варенье какое? (.)
—Ну, а если брусника нам попадётся? Какой компот сварим? (.) А какое варенье? (.)
—Моё любимое варенье из клюквы. Отгадай, какое? (.)
— А компот я люблю из морошки. Отгадай, какой? (.)
Так незаметно подошли бабушка со своей внучкой к полянке, на которой видимо-невидимо было ягод земляники.
Какой компот сварит бабушка? (.) А какое варенье? (.)
С. Чешева
7. Д/игра «Лишняя ягода»
Цель: учить узнавать знакомые ягоды (грибы, закреплять названия ягод (грибов) и закреплять понятия «лесные» и «садовые ягоды», съедобные (несъедобные грибы); развивать зрительное внимание.
Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми картинки с изображением ягод ( например: клюква, черника, клубника, грибов. Просит назвать ягоды (грибы) и сказать, какая ягода лишняя. Воспитатель просит каждого ребёнка объяснить свой выбор.
Например:
Лишняя клубника, т. к. она — садовая ягода, а все остальные — лесные.
8. Д/и «Посчитай до 5». (согласование числительных с существительными)
1 гриб,., 3. , 5.
1 лисичка3. , 5.
1 опенок, 3. , 5.
Среда.
Развитие грамматического строя речи
1. Д/игра с мячом «Что в лукошке».
В лукошке у меня один боровик, а в лесу много…боровиков
Один подосиновик, сыроежка, подберезовик, опенок, лисичка, мухомор, маслёнок….
2. Упражнение «У кого сколько?»
Воспитатель раздаёт детям корзинки с грибами, детям нужно сосчитать количество грибов и постараться составить красивое предложение.
Например:
- Я собрал (а) три подберёзовика.
- Я нашла два груздя.
- А у меня четыре сыроежки.
- Я нашла пять лисичек. И т. д.
3. Д/игра «Какие грибы».
Если грибы сварить, то они будут вареные,
а если грибы пожарить, тогда они будут жареные,
если засолить, они будут соленые,
если замариновать, они будут маринованные,
засушить - сушенные.
4. Д/игра «Давайте подберем слова одной семейки к слову «гриб».
Как ты назовешь маленький гриб? (грибок)
Как называют суп из грибов? (грибной)
Как называют человека, собирающего грибы? (грибник)
Как называют корешки грибов? (грибница)
Как можно ласково назвать гриб? (грибочек)
Как называется начинка для пирога из грибов? (грибная)
5. Познакомить детей с многозначными словами: лисички, шляпка, ножка.
Объясните разницу в значениях этих слов. Путем сравнения.
6. Д/игра «Четвёртый лишний»
Воспитатель выставляет картинки грибов, например:
Опята, мухомор, подберёзовик, боровик.
7. Д/игра «Чего не стало».
Педагог показывает детям несколько грибов, потом просит их закрыть глаза и убирает один. Дети должны угадать, чего не хватает.
8. Д/игра «Назови грибы, которые видишь в «путанице»
Картинка прилагается.
9. Отгадай загадки.
Летом он в лесу растет,
Сам в корзинку не идет.
Ему нужно поклониться,
Ножку срезать, не лениться,
Шляпку снимет он тогда,
Из него вкусна еда.
Что под шляпкой растет,
Сам в корзинку не идет? (гриб)
Коричневой шляпкой приветствую вас.
Я скромный грибок безо всяких прикрас.
Под белой берёзкой нашёл я приют.
Скажите-ка, дети, меня как зовут? (Подберёзовик)
В лесу осеннем в сентябре
В скучный день дождливый
Вырос гриб во всей красе,
Важный, горделивый.
Под осиной его дом,
Шляпка красная на нём.
Многим этот гриб знаком.
Как его мы назовём? (Подосиновик)
Красная шляпка, на шляпке горошки,
Короткая юбка на беленькой ножке.
Красивый грибок, но тебя не обманет,
Кто знает о нём — его трогать не станет.
Всем людям известно уже с давних пор
Что ядом наполнен гриб. (мухомор).
В лесу осеннем в сентябре Вот красивые грибы!
В скучный день дождливый, Сколько шляпок разных
Вырос гриб во всей красе, Среди высохшей листвы –
Важный, горделивый. Желтых, синих, красных!
Под осиной его дом, (сыроежки)
Шляпа красная на нем. (подосиновик)
Повезло так повезло –
Грибов полное ведро!
Облепили целый пень,
Собирай, кому не лень! (опята)
Четверг.
Развитие связной речи
1. Игра «Кто заблудился?»
Цель: развивать слуховое внимание.
Ход игры. Воспитатель говорит: «Представьте, что мы с вами пошли в лес, кто-то заблудился и кричит «Ау!». Один из детей поворачивается спиной к остальным. Дети по очереди произносят «Ау!» с разной громкостью голоса (ближе, дальше). Ребёнок, стоящий спиной, отгадывает, кто «кричал».
2. Стихи. «В лес по ягоды».
Корзина малины
В руках у Аленушки.
А у Танюшки в корзине – на донышке.
Вздохнула Танюша
И маме сказала:
«Малину я в рот
По ошибке бросала» (Т. Дмитриев).
«Земляника» .
Я капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад наклониться.
А имя дала мне
Родная землица. (Ю. Кушак).
2. Прочитать и пересказать текст.
Митька набрал столько грибов, что ему нельзя было донести домой. Он сложил их в лесу. На заре Митька пошёл взять грибы. Грибы унесли, и он стал плакать. Мать ему сказала:
—Что плачешь? Или наши лепёшки поели кошки?
Тогда Митьке стало смешно, он тёр по лицу слезу и сам смеялся.
Л. Толстой
Вопросы:
Почему Митя оставил грибы в лесу?
Что случилось утром?
Что сказала мама?
«БРАТ И МЛАДШАЯ СЕСТРА».
Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрали земляники, несут в кузовках. Моя бабушка поглядела и посмеивается:
—Что ж ты, Саня. Маленькая Варя больше тебя набрала!
—Ещё бы! — отвечает Санька. — Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.
Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.
—Что ж ты, Саня, — говорит бабушка. — Маленькая-то больше набрала.
—Ещё бы! — отвечает Санька. — Она к земле ближе, вот и набрала.
В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошёл вместе с ними. И вдруг вижу, как Санька незаметно от Вари подсыпает ей ягоды в кузовок. Варя отвернётся, а он возьмёт и подсыплет.
Идём обратно. У Вари ягод больше, у Саньки — меньше. Встречается бабушка.
Что ж ты, — говорит, — Саня. Малина-то высоко растёт! Тебе легче дотянуться, а Варя больше набрала!
— Ещё бы! — отвечает Санька. — Варя у нас молодец,
Варя у нас работница. За ней не угонишься.
Вопросы:
Что несли в кузовках Санька и Варя?
Что сказала бабушка?
Что ответил Санька?
Что Саня и Варя собирали в лесу во второй и в третий раз?
Что Санька каждый раз отвечал бабушке?
Как ты думаешь, почему Санька подсыпал Варе ягоды?
«По грибы» (Я. Тайц).
Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал:
- Ну–ка, кто больше наберет!
Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади-половинка. Надя сказала:
- Бабушка, давай меняться лукошками!
- Давай!
Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит:
- Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала!
Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:
- Это вовсе не мое лукошко… это вовсе бабушкино.
Вопросы:
Почему Надя покраснела и ответила дедушке тихим голосом?
Куда пошли Надя с бабушкой?
Зачем они пошли в лес?
Что сказал дедушка, провожая их в лес?
Что они делали в лесу?
Сколько набрала Надя и сколько набрала бабушка?
Что сказала Надя бабушке, когда они пошли домой?
Что сказал дедушка, когда они вернулись?
Что сказала Надя?
Сказка «Под грибом». В. Сутеев
Как-то раз застал Муравья сильный дождь. Куда спрятаться? Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под грибом - дождь пережидает. А дождь идёт всё сильнее и сильнее. Ползёт к грибу мокрая Бабочка :
-Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я - лететь не могу!
- Куда же я пущу тебя? - говорит Муравей. - Я один тут кое-как уместился.
- Ничего! В тесноте, да не в обиде. Пустил Муравей Бабочку под грибок. А дождь ещё сильнее идёт. Бежит мимо Мышка:
- Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.
- Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.
- Потеснитесь немножко!
Потеснились - пустили Мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт. Мимо гриба Воробей скачет и плачет:
- Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!
- Тут места нет.
- Подвиньтесь, пожалуйста!
- Ладно.
Подвинулись - нашлось Воробью место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.
- Спрячьте, - кричит, - спасите! За мной Лиса гонится.
- Жалко Зайца, - говорит Муравей. - Давайте ещё потеснимся.
Только спрятали Зайца -Лиса прибежала.
- Зайца не видели? - спрашивает.
- Не видели.
Подошла Лиса поближе, понюхала:
- Не тут ли он спрятался?
- Где ему тут спрятаться? Махнула Лиса хвостом и ушла.
К тому времени дождик прошёл -солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба - радуются.
Муравей задумался и говорит:
- Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!
- Ква-ха-ха Ква-ха-ха! - засмеялся кто-то.
Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:
- Эх, вы! Гриб-то.
Не досказала и ускакала. Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось. А вы догадались?
Пятница.
Развитие мелкой моторики.
Составление описательного рассказа по схеме (схема прилагается).
3. Д/и «Запомни и скажи» (картинка прилагается).
Детям предлагается посмотреть на картинку в течение 2-3мин. Затем картинка убирается и детям задают вопросы.
1. Какое время года на картинке?
2. Кто нарисован на картинке?
3. Кого больше мальчиков или девочек?
4. Что делают дети?
5. Какие грибы собирают дети?
6. Во что собирают грибы?
И т. д.
4. Д/и «Запомни и скажи» (картинка прилагается).
1. Куда ходил мальчик?
2. Что собрал мальчик?
3. Каких грибов набрал мальчик?
4. Правильно ли срывал грибы?
5. Как правильно нужно собирать грибы
6. Что ещё плохого делает мальчик?