Марина Ганина
Картотека экологических опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Почва
«Из чего сделана Земля»
Цель: выявить состав почвы (камни, песок, глина).
Материал. Лопатка, пакет, белая бумага, лупа, банка с водой
Описание. Возьмем на прогулку лопатку и пакет. Накопаем немного почвы из – под дерева, положим в пакетик и принесём у группу. Если дело происходит зимой, то почву можно взять из цветочного горшка. Выложим щепотку почвы на белый лист бумаги и рассмотрим её с помощью лупы. Что мы видим? Какие – то корешки, песчинки, комочки глины, мелкие камешки…
Публикация «Картотека экологических опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Возьмём чистую стеклянную банку, нальём в неё чистую воду и бросим в воду немного почвы. Всё перемешаем палочкой. Чистая вода сразу перестанет быть чистой. Всплывут всякие корешки, а камешки и песочек осядут на дно банки. Комочки глины растворятся, и вода от этого помутнеет. Аккуратно соберём весь всплывший мусор и выбросим его. Мутную глиняную воду перельём в другую баночку и подождём, когда глина осядет на дно.
Аккуратно сольём из баночки воду, на дне останется тонкий слой глины. Что же у нас получилось? В одной банке – песочек и камушки, а в другой – глина. Вот, оказывается, из чего сделана Земля! Из камней, песка, глины. Но песок и глина – тоже камни, Крошечные обломки минералов. Мы это можем увидеть, если посмотрим на них через лупу или в микроскоп.
Вывод. Почва состоит из песка, глины и камней.
«Как передвигается вода в почве»
Цель: показать, как передвигается вода в почве.
Описание. Насыпьте сухой земли в цветочный горшок или в жестяную банку от консервов с отверстиями в дне. Поставьте горшок в тарелку с водой. Пройдёт некоторое время, и вы заметите, что почва смочилась до самого верха. Когда нет дождей, растения живут за счёт воды, которая поднимается из более глубоких слоев почвы.
Вывод. Вода поднимается из более глубоких слоев почвы.
«В почве есть воздух?»
Цель опыта: показать, что в почве есть воздух.
Описание. Напомнить о том, что в Подземном царстве — почве — обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.
Вывод. В почве есть воздух.
«Осадочные породы»
Цель: показать, как образуются осадочные породы.
Материал: песок, сухая глина, почва, мелкие камушки и ракушки, вода, большая пластиковая бутылка, клейкая лента.
Описание. На донышке пластиковой бутылки сделать два небольших надреза и заклеить их клейкой лентой. Зачем нужны надрезы, мы пока не скажем. Просто нам надо помнить о заклеенных клейкой лентой надрезах. Наша бутылка будет древним морем. В которое дожди смывали песок, почву, мелкие камушки, глину. Поэтому мы будем работать дождём и начнём насыпать слоями в бутылку песок, почву, мелкие камушки, глину. Мы не забудем добавить в сухую смесь немного мелких ракушек – будто это обитатели древнего моря уронили на дно свои домики. Бутылка должна быть заполнена слоистой смесью до половины. Но что же это у нас за море – без воды! И мы осторожно наливаем воду в бутылку, до самого горлышка. Потом хорошенечко перемешиваем содержимое бутылки. Это – древний шторм. Мы не забыли о заклеенных клейкой лентой надрезах, но пока их время не пришло. На всякий случай мы всё - таки поставим бутылку в мисочку. Вдруг вода просочится через надрезы. Теперь мы можем забыть о бутылке на два – три дня. Пусть себе стоит в тихом месте, где её никто не будет трогать, трясти и передвигать. Но вот приходит пора высохнуть нашему древнему морю. Мы аккуратно, так, чтобы не взбаламутить осадок, не двигая бутылку, через трубочку, сливаем воду. Всё – море высохло. И вот теперь – то мы снимаем с надрезов клейкую ленту! Остатки воды из древнего моря благополучно вытекут из бутылки. Нам снова придётся подождать несколько дней, чтобы глина как следует, склеила наши осадочные породы. Наконец – то мы можем посмотреть, что же у нас получилось. Можно даже разрезать бутылку и аккуратно вынуть столбик осадочных пород, взять лупу и пристально их изучить.
Вывод. Осадочные породы состоят из песка, глины, камушек, ракушек.
«Вытаптывание почвы»
Цель. Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.
Оборудование и материалы. Для образца почвы: первый - с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва); второй - с тропинки с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой. На них наклеены этикетки (например, на банке, в которую вы будете опускать образец почвы с тропинки, вырезанный из бумаги силуэт человеческого следа, а на другой - рисунок любого растения).
Описание. Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы). Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше — в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека, обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта. Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха «под тропинкой» меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то «давим» на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.
После проведения опыта задайте вопросы.
В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ - в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему?
«Зависимость состояния почвы от погодных условий»
Цель: выявить зависимость состояния почвы от погодных условий.
Описание. В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать ее руками: теплая (ее нагрело солнце, сухая (рассыпается в руках, цвет (светло-коричневая) Педагог поливает землю из лейки, предлагает опять потрогать ее, рассмотреть (земля потемнела, она стала мокрой, липкой, склеивается в комочки; от холодной воды почва стала холоднее).
Вывод: изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы.
«Загрязнение почвы»
Цель: выяснить последствия загрязнения почвы бытовым мусором.
Материал :два таза с почвой, ложка, вода, мусор (целлофановый пакет, фантики, крышки от пластмассовых бутылок, палочку, цветные карандаши.
Описание. Вспомните, что необходимо почве для хорошего роста растений.
Накройте почву в одном из тазов куском целлофана. Сверху положите землю. Полейте эту землю водой. Проверьте, вся ли почва увлажнилась.
Теперь на эту же почву выкиньте мусор и всё перемешайте. Проверьте, смогут ли растения пускать корни в такую почву. Проткните палочкой сначала обычную почву, а потом загрязнённую. Сделайте выводы.
Нарисуйте цветок в горшке, в котором растения будут чувствовать себя хорошо.
Вывод: загрязнение почвы представляет серьезную опасность для растений и живых организмов.
Цель: Показать, как происходит загрязнение почвы, обсудить возможные последствия.
Оборудование и материалы. Две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой; в одной - чистая вода, в другой - грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена)
Описание. Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой - грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива. Задайте детям следующие вопросы.
Если бы они были на месте дождевого червяка или крота, какую бы почву выбрали для своего дома?
Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле?
Что бы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чем попросили бы их, если бы умели говорить?
Видел ли кто-нибудь, как грязная вода попадает в почву?
Делам вывод: в жизни, как и в сказках, есть "живая вода" (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных, но есть и "мертвая" вода - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть). Откуда берется "мертвая" вода? Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей (покажите соответствующие иллюстрации или на прогулке отыщите такие места в ближайшем окружении, естественно, не забывая о правилах безопасности). Во многих местах на нашей планете земля-почва загрязняется, "болеет" и уже не может кормить-поить растения чистой водой, и животные не могут жить в такой почве. Что из этого следует? Нам необходимо бережно относиться к Подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нем всегда было чисто. В заключение обсудим, что могут для этого сделать дети (каждый из них, их родители, воспитатели. Расскажу о том, что в некоторых странах научились "лечить" почву - очищать ее от грязи.
Воздух
«Воздух повсюду. Свойства воздуха»
Цель: убедиться, что воздух есть везде. познакомить со свойствами воздуха – не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха, он прозрачный и невидимый.
Материал. Стакан, емкость с водой.
Описание. Детям предлагается перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Описание. Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Вывод: воздух прозрачный, невидимый.
Описание. Воспитатель предлагает взять (последовательно) ароматизированные салфетки, корки апельсина, чеснок и почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
Вывод: воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.
«Ветер – это движение воздуха»
Цель: Определить поток воздуха в помещении, показать, как образуется ветер.
Материал. Две свечи.
Описание. Для его проведения вам понадобятся две свечи. Проводить исследование нужно в холодную погоду. Прикройте дверь на улицу. Зажгите свечи. Держите одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Пусть дети определят, куда «наклоняется» пламя свечей. Почему так происходит? У нас в комнате тёплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимется и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжёлый, неповоротливый, поэтому предпочитает оставаться у земли. Откуда он будет входить к нам в комнату – сверху или снизу? Значит, вверху дверной щели пламя свечи «наклоняется» тёплым воздухом, а внизу – холодным. Получается, что «один» воздух, тёплый, движется вверху, а навстречу ему, внизу, ползёт «другой», холодный. Там, где двигаются и встречаются тёплый и холодный воздух, появляется ветер.
Вывод: Ветер – это движение воздуха.
«Большие — маленькие»
Цель: Выявить, что воздух при охлаждении сужается, а при нагревании расширяется (занимает больше места).
Материал: Пластиковые бутылки с пробками, воздушный шарик, монетка.
Описание. Дети выносят на улицу (в морозную погоду) пустую бутылку, закрытую пробкой. Через некоторое время вносят ее в помещение, определяют температуру емкости (холодная) обращают внимание на форму (как бы помятая). Объясняют изменение формы (воздух внутри бутылки остыл и стал занимать меньше места, а воздух снаружи давит по-прежнему, поэтому стенки бутылки вдавлены внутрь). Затем растирают бутылку теплыми руками, наблюдают за изменением ее формы. Объясняют, почему бутылка приняла прежнюю форму (воздух внутри нагрелся и стал давить на стенки бутылки, выпрямляя их). Дети вносят в теплое помещение охлажденную бутылку без крышки, плотно закрыв отверстие рукой. На отверстие кладут монету (она подпрыгивает). Объясняют, почему это происходит (воздух в бутылке становится теплым, занимает больше места и выходит из бутылки, толкая монету). Дети выносят бутылку без крышки на холод; через некоторое время заносят в помещение; быстро надевают воздушный шарик на горлышко; опускают бутылку в горячую воду (или согревают руками). Проверяет, что происходит с шариком (он надувается, так как воздух в бутылке нагревается, увеличивается в объеме, уже не помещается в бутылке и переходит в шарик, надувая его).
Вывод. Воздух при охлаждении сужается, а при нагревании расширяется.
Вода
«Свойства воды»
Цель. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).
Материалы. Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.
Описание. В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.
Вывод. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.
Вкус воды
Цель. Выяснить имеет ли вкус вода.
Материалы. Вода, три стакана, соль, сахар, ложечка.
Описание. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?
Вывод. Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.
Запах воды.
Цель. Выяснить имеет ли запах вода.
Материалы. Стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий раствор.
Описание. Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?
Вывод. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.
Цвет воды.
Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.
Материалы. Несколько стаканов с водой, кристаллики разного цвета.
Описание. Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?
Вывод. Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.
«Есть ли кислород в воде?»
Цель: познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность.
Материал: стакан с водой, бутылка с водой, закрытая пробкой, салфетка из ткани.
Описание. Стакан с водой на несколько минут поставить на солнце. Что происходит? (на стенках стакана образуются пузырьки – это кислород). Бутылку с водой изо всех сил потрясти. Что происходит? (образовалось большое количество пузырьков)
Вывод: в состав воды входит кислород; он «появляется» в виде маленьких пузырьков; при движении воды пузырьков появляется больше; кислород нужен тем, кто живёт в воде.
«Что растворяется в воде?»
Цель: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.
Материалы: мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой, ложки или палочки, подносы, картинки с изображением представленных веществ.
Описание.
• Перед детьми на подносах стаканы с водой, палочки, ложки и вещества в различных емкостях. Дети рассматривают воду, вспоминают ее свойства. Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок? Дед Знай добавляет сахар, перемешивает, и все вместе наблюдают, что изменилось. Что произойдет, если мы добавим в воду речной песок? Добавляет к воде речной песок, перемешивает. Изменилась ли вода? Стала ли она мутной или осталась прозрачной? Растворился ли речной песок?
• Что произойдет с водой, если мы добавим в нее пищевую краску? Добавляет краску, перемешивает. Что изменилось? (Вода изменила цвет.) Растворилась ли краска? (Краска растворилась и изменила цвет воды, вода стала непрозрачной.)
• Растворится ли в воде мука? Дети добавляют в воду муку, перемешивают. Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?
• Растворится ли в воде стиральный порошок? Добавляется стиральный порошок, перемешивается. Растворился ли порошок в воде? Что вы заметили необычного? Окуните в смесь пальцы и проверьте, осталась ли она на ощупь такой же, как чистая вода? (Вода стала мыльной.) Какие вещества у нас растворились в воде? Какие вещества не растворились в воде?
Вывод. Не все вещества растворяются в воде.
«Пресная и соленая вода»
Цель: подвести детей к пониманию, что вода бывает пресной и соленой; свойства пресной воды и соленой.
Материал: немного земли, 2 стакана с водой, 2 чайные ложки соли.
Описание. Насыпьте одинаковое количество земли в 2 стакана. Наполните их водой. В один из стаканов добавьте 2 чайные ложки соли. Хорошо перемешайте. Дайте воде отстояться.
Вывод. В стакане с соленой водой земля осядет на дно за несколько минут, и вода станет прозрачной. В пресной воде частицы грунта останутся во взвешенном состоянии.
Материалы: две одинаковые банки с водой, два яйца, поваренная соль, ложка.
Описание. Опустить яйцо в банку с водой. Оно утонет.
В другую банку насыпать соль (примерно 8 столовых ложек на пол-литра). Размешать.
Опустить второе яйцо. Оно будет плавать. Почему? Плотность жидкости во второй банке значительно выше, а значит яйцо будет плавать на поверхности.
Попробуйте добавлять соль в банку постепенно. Можно добиться ситуации, когда яйцо не будет лежать на дне банки, но еще и не всплывет на поверхность.
Вывод. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мертвом море вода настолько соленая, что человек без всяких усилий может лежать на ее поверхности, не боясь утонуть.
«Куда делась вода?»
Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температуры воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).
Материал: три мерные одинаковые ёмкости.
Дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; ставят в разные условия: закрытую и открытую емкости – между оконными рамами, открытую – в тепло, на батарею.
В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки, куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Делают выводы, что в тепле испарение происходит быстрее, чем в холоде (потому что частички воды активнее и чаще поднимаются с поверхности воды). Когда ёмкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).
«Круговорот воды»
Цель: познакомить с круговоротом воды в природе.
Материал. Иллюстрация «Круговорот в природе».
Описание. Рассмотреть на картинке, как происходит круговорот воды в природе. Вода в морях и океанах под лучами солнца испаряется и превращается в кучевые облака. Затем под действием ветра они перемещаются на сушу и проливаются дождем. Снег и лед тают на солнце. Вода попадает в русла рек, где снова перетекает в море.
Вывод. Нагреваясь, вода превращается в пар; затем, охлаждаясь, пар превращается в воду.
«Агрегатные состояния воды»
Цель: Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар.
Описание.
• Если на улице тепло, то вода находится в жидком состоянии. Если на улице минусовая температура, то вода переходит из жидкого в твердое состояние (лед в лужах, вместо дождя идет снег).
• Если налить воду на блюдце, то через несколько дней вода испарится, она перешла в газообразное состояние.
• Если снег или лед принести в тепло, он растает, превратится в воду.
Вывод. Вода может находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар.
«Защитные свойства снега»
Цель: познакомить детей со свойствами снега.
Материал. Две емкости с водой.
Описание. Поместить емкости с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба, зарыть неглубоко в снег, зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за емкостями в течение прогулки и сделать вывод.
Вывод: Чем глубже будет находиться емкость с водой, тем теплее будет вода. Самая холодная вода будет в емкости, стоявшей на поверхности сугроба. Корням растений под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.
«Влияние окружающей среды на воду»
Цель: Формирование экологической культуры детей.
Описание. Какой снег? Что будет если его оставить в тепле?
Вывод: наблюдая за растаявшим снегом можно сделать заключение о неблагоприятном влиянии выхлопных газов машин на состояние воздуха и воды.
Цель: Показать, как происходит загрязнение воды, обсудить возможные последствия.
Оборудование и материалы. две прозрачные емкости с водой; в одной - чистая вода, в другой - грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена, тазик с чистой водой-«озеро».
Описание. Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, озером если их полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву и «озеро» сначала чистой водой, а потом - грязной. Что изменилось? Задайте детям следующие вопросы.
Если бы они были на месте дождевого червяка или крота или рыбки, какую бы почву, воду вы выбрали для своего дома?
Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле, воде?
Что бы они подумали о людях, которые загрязнили воду? О чем попросили бы их, если бы умели говорить?
Видел ли кто-нибудь, как грязная вода попадает в почву, озеро, реку?
Делам вывод: в жизни, как и в сказках, есть "живая вода" (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных, но есть и "мертвая" вода - грязная (когда она попадает в почву и водоемы, подземным и подводным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть). Откуда берется "мертвая" вода? Она стекает по заводским трубам, попадает в землю и в водоемы после мойки автомобилей (покажите соответствующие иллюстрации или на прогулке отыщите такие места в ближайшем окружении, естественно, не забывая о правилах безопасности). Во многих местах на нашей планете вода загрязняется, "болеет" и уже не может поить растения чистой водой, и животные не могут жить в такой воде. Что из этого следует? Нам необходимо бережно относиться к Подземному царству и подводному царству, стараться сделать так, чтобы в них всегда было чисто. В заключение обсудим, что могут для этого сделать дети (каждый из них, их родители, воспитатели.
«Фильтрование воды»
Цель: Познакомиться с процессами очистки воды разными способами.
Материал: Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости.
Описание. Взрослый предлагает детям замутить воду крахмалом, а затем очистить ее. Вместе с детьми выясняет, как сделать разные очистительные устройства — фильтры по алгоритму (из песка, тряпочки, промокательной бумаги). Дети изготавливают фильтры и проверяют их действие; выясняют, какой фильтр лучше очищает воду (промокательная бумага).
Вывод. Лучший фильтр – это промокательная бумага.