Елена Пролеева
Картотека тематических физкультминуток для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека тематических физкультминуток для детей дошкольного возраста
педагог-психолог Пролеева Елена Анатольевна
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 47 поселка Эльбан Амурского муниципального района Хабаровского края
Физкультминутка - кратковременные физические упражнения - проводится в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.).
Публикация «Картотека тематических физкультминуток для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Цель физкультминутки - активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятие.
Задачи физкультминуток :
- Повышение или стабилизация работоспособности во время занятия.
- Забота об органах зрения и слуха.
- Профилактика мышечного перенапряжения.
- Создание хорошего настроения.
Значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки. Это короткий отдых, который помогает сохранить баланс физических и внутренних сил. Наиболее благоприятным временем для проведения физкультминутки следует считать переход между этапами работы на одном занятии, когда нужно переключить внимание детей с одной деятельности на другую. Исходя из этого, для физкультурной минуты составляют комплекс, включающий в себя 3-4 простых упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища, активизирующие дыхание и кровообращение. Выполняются они в течение 1,5-2 минут. Исследования свидетельствуют о необходимости смены деятельности через каждые 20 мин.
Признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут занятия, у детей 5-6 лет – через 10-12 минут, 7-8 лет - через 12-15 минут.
Очень нравятся детям подражательные упражнения, сопровождающиеся стихами и по возможности связанные с темой и содержанием занятия. Дети легко их запоминают и с радостью выполняют, так как они очень интересны и просты.
1. Физкультминутка «Матрёшки» для детей среднего дошкольного возраста
Мы веселые матрёшки,
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пёстрых,
Ладушки, ладушки.
Мы похожи, словно сестры,
Ладушки, ладушки.
(исходное положение- руки согнуты в локтях, указательный палец правой руки упирается в правую щеку. При произнесении слов «ладушки», дети каждый раз хлопают в ладоши, показывают сапожки на ногах, ставят попеременно каждую ножку на носочек, на пяточку и стучат каблучками. Далее на счет «раз-два-три» кружатся, руки на поясе.
2. Физкультминутка «Колобок» для детей среднего дошкольного возраста
Колобок, колобок, тёплый и румяный. (наклоны вправо, влево)
Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок, (прыжки, бег на месте)
То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево)
То с листочком закрутился, (поворот на 360 градусов)
То с бельчонком подружился. (приседание)
Покатился по дорожке, (бег по группе)
И попал ко мне в ладошки. (дети подбегают к воспитателю)
3. Физкультминутка «Мы тоже можем так» для детей старшего дошкольного возраста
Смотри скорей, который час,
Тик-так, тик-так.
Налево раз! Направо раз!
Мы тоже можем так!
Чтоб стать похожим на орла
И запугать собак,
Петух расправил два крыла.
Мы тоже можем так!
(Дети встают на правую ногу, левую поджимают, вытягивают руки в стороны и плавно поднимают и опускают их)
Петух в лесу трубит в рожок-
Пугается русак.
Сейчас он сделает прыжок…
Мы тоже можем так!
(Дети приседают на корточки, поднимают руки к голове, вытягивают вверх ладони, изображая заячьи уши, прыгают на месте)
Идет медведь, шумит в кустах,
Спускается в овраг…
На двух ногах, на двух руках…
Мы тоже можем так!
(Дети становятся на четвереньки, двигаются сначала в одну сторону, потом в другую сторону)
Конь через мост идет шажком.
Мы тоже можем так!
(Дети изображают лошадок, бегут вприпрыжку в одну сторону, потом рысцой в другую, потом переходят на шаг)
Теперь пора и отдохнуть,
Устали как-никак.
Поесть, попить и снова в путь…
Мы тоже можем так!
(Все приседают на стульчики и движениями имитируют, как наливают чай, размешивают ложечкой сахар, нарезают бутерброды, потом пьют чай, а после приступают к работе)
4. Физкультминутка «Заводные игрушки» для детей старшего дошкольного возраста
Давайте поиграем, ручки-ножки потренируем.
Посмотри, в магазине
Все игрушки на витрине: (Широко развести руки в стороны)
Заводные зайчики,
Куколки и мячики, (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Пушистые котята,
Матрешки, медвежата –
Все на полочках сидят, (Присесть)
С нами поиграть хотят. (Прыжки)
Вот солдатики стоят, (стойка смирно)
Начинается парад!
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем мы шагать. (Маршируют)
Вот бегут машины,
Шуршат своими шинами. (Руки перед грудью «крутят руль». Дробное топанье)
Желтые и красные – Все такие разные.
Зайчики играют,
Лапкой ударяют. (Легкие прыжки с хлопками в ладоши)
Медвежонок взял гармошку,
Поиграть решил немножко, (Имитация игры на гармошке с пружинкой)
Раз, два! Поворот… (Повороты)
Он танцует и поет. ( Сказать: «ыыы»)
Эй, скорее посмотри:
Куклы танцевать пошли, (Руки слегка отвести в стороны и развернуть ладонями наружу)
Ножки выставляют,
В гости приглашают. (Поочередное выставление ног на пятку)
Всех красивей паровоз: (Имитация движения паровоза)
Две трубы и сто колес.
Ну, а едут в нем игрушки – ( Сказать: «ту-туууууу»)
Куклы, зайчики, петрушки.
5. Физкультминутка «Части тела — человека» для детей старшего дошкольного возраста
Есть на пальцах наших ногти,
На руках запястья локти.
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь.
Бедра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы, и виски,
И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри,
Губы, зубы — посмотри!
Подбородок под губой.
Вот что знаем мы с тобой!
(Дети строятся по кругу, организуют игру «Цепочка». Каждый играющий произносит строчку и сопровождает показом. И так по кругу, постепенно увеличивая темп игры, кто ошибается – выбывает из круга.)
Литература
1. Абрамов Э. Н. Физкультминутки в образовательном процессе / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. - Курган, 2007. - 53 с.
2. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие /В. Н. Шебеко. Минск. : Высшая школа 2010.-288 с.
3. Ковалько В. И. «Азбука физкультминуток для дошкольников».
4.https://refworm.ru/doshkolniki/fizminutki/dlya-detej-doshkolnikov.html
© https://refworm.ru/