Екатерина Пушкарёва
Картотека «Русские народные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель: Пушкарёва Е. В.
Каскара, 2016 год
Игры — своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.
Публикация «Картотека „Русские народные игры“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Темочки
Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.
Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.
Взрослые пересчитывались — стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых — охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.
Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались скороговорки: кого выбираешь? что выбираешь? что возьмешь?
«Как у тетушки Ирины»
Орнаментальный вариант известной игры на повторение жестов и гримас ведущего. В данном случае игра приобрела характер кругового хоровода. Записана в Октябрьском районе Челябинской области.
Играющие по считалке выбирают тетушку Ирину, которая выходит в центр хоровода. Хоровод берется за руки, ходит по кругу и поет:
Как у тетушки Ирины
Было семеро детей,
Они не пили, не ели,
Все на тетушку глядели,
Разом делали вот так.
Тетушка Ирина изображает всякие гримасы, встает в немыслимые позы (приседает на одной ноге, прижимает коленку к подбородку и т. п.). Все играющие должны точно повторить ее жесты и гримасы. Кто ошибется, неточно повторит позу тетушки, тот заменит ее в центре круга и сам будет показывать товарищам, что делать.
«Золотые ворота»
Золотые ворота,
Пропустите вы меня.
Я и сам пройду,
Да всех детей проведу.
Скоро день кончается.
Ворота закрываются.
(«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них, Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой.)
«Золотые ворота»
В начале игры выбирают солнце и месяц. Они надевают соответствующие шапочки, становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя ворота. Остальные играющие также берутся за руки и вереницей идут через ворота.
Дети:
Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй – запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас!
Ворота закрываются на последнем слове и ловят того, кто в этот момент проходил через них. Дети, зная, что ворота закрываются в конце стихотворения, спешат быстро проскочить в них. Пойманный игрок становится к солнцу и месяцу в круг и игра продолжается до тех пор, пока все игроки не будут пойманы.
«Кулачки»
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
Кук мак, кук мак – убирай один кулак!
Играющие сжимают пальцы в кулаки. Водящий начинает считать играющих:
Так продолжается до тех пор, пока кто-то из играющих не уберет оба кулака. Теперь он либо выходит из игры, либо выполняет задание играющих (пляшет, прыгает на одной ноге, кукарекает и т. д.).
«Колечко»
Дети сидят на лавочке и держат ладони, сложенные лодочкой, перед собой.
Водящий зажимает колечко или монетку в своей "лодочке" и поочерёдно проходит мимо каждого участника (можно не раз, вкладывая свои ладони в ладони игроков. Незаметно он перекладывает к одному из них "колечко", а затем произносит:
«Колечко-колечко, выйди на крылечко».
Задача игрока, получившего колечко, встать и выйти, став при этом водящим. Задача остальных - успеть удержать его.
«Ручеек»
Эту игру знали и любили еще наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизмененном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода — эмоциональная, она создает настроение, веселое и жизнерадостное.
Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару.
Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.
«Царевич – Королевич»
По загороду гуляет, по загороду гуляет,
Царевич – королевич, царевич – королевич (идут дети по кругу).
Поднимитесь ворота, поднимитесь ворота,
Царевич – королевич, царевич – королевич (поднимают руки).
Он царевну выбирает, он царевну выбирает,
Царевич – королевич, царевич – королевич (руки расцеплены)
Царевне поклонись, царевне поклонись,
Царевич – королевич, царевич – королевич (кланяются друг другу)
По загороду гуляет, по загороду гуляет,
Царевич – королевич, царевич – королевич
(хлопают в ладоши).
«Кошки мышки»
Водящий в шапочке кошки сидит в кругу, остальные дети ходят на носках вокруг и приговаривают:
Кошка мышек сторожит,
Притворилась будто спит.
Тише мышки не шумите,
Кошку вы не разбудите!
Водящий:
Надоели! Я встаю,
Всех сейчас переловлю!
Дети разбегаются, водящий их ловит. Игра повторяется 2-3 раза со сменой водящего.
«Совушка»
Водящий – «совушка». На площадке изображается круг диаметром 1,5м – это гнездо «совушки». Она стоит в кругу, руки на поясе, локти назад, спина прямая. Игроки берутся за руки, образуя вокруг «совушки» большой круг. По сигналу дети идут боком приставным шагом.
Дети:
Ах ты совушка-сова,
Ты большая голова!
Ты на дереве сидишь
Летаешь ночью, днем ты спишь.
День наступает, всё оживает!
Дети изображают бабочек, жуков, мышек. Встают на носки и бегают в различных направлениях, приближаясь к гнезду «совушки».
Ведущий:
Ночь наступает
Всё засыпает.
Дети замирают на месте в различных позах. Совушка вылетает на охоту, зорко осматривает игроком и отправляет на скамейку тех, у кого осанка неправильная. Через 3-6 сек. Дается команда «День» и игра продолжается.
В конце игры называются игроки, которые ни разу не попались «совушке». Как только она поймает трех мышек, игра останавливается. Выбирается новая «совушка», пойманные игроки возвращаются в круг. Игра повторяется 2 раза.
«Ловишки с ленточками»
По считалке выбирается ловишка (который становится в центре, остальные встают вокруг него, берутся за руки. По сигналу педагога дети начинают движение в правую сторону.
Дети:
Зима пришла
Холод принесла
Зиму примечаем
В ловишки играем
Раз, два, три, лови!
После этих слов дети врассыпную разбегаются по спортивному залу. Ловишка ловит их, собирая ленточки. Пойманные дети отходят в сторону. Когда ловишка поймает 2-3 игроков, игра останавливается. Выбирается новый водящий, игра повторяется.
«Дружба»
Дети встают в круг, берутся за руки. По сигналу педагога начинают двигаться по кругу в правую сторону, произнося при этом:
Мы идем по кругу
Найдем себе друга
Найдем себе друга
Найдем себе дружка
По окончании текста, дети останавливаются. Педагог говорит:
Раз, два, три, друга себе найди!
После этих слов дети должны найти себе друга, разделившись на пары. Игрок, которому пары не хватило, встаёт в центр круга. Включается музыка, под которую игрок выполняет любые танцевальные движения, остальные хлопают в ладоши.
При последнем повторении игры педагог может произнести:
«Никому нельзя скучать, все мы будем танцевать».
В этом случае танцевальные движения выполняют дети всей группы.
«Петух»
Все играющие встают в круг и берутся за руки. Игроки идут по кругу, петух в кругу. Дети произносят потешку:
Тух – тух
Ту – ру- рух!
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами хвост с узорами.
Во дворе стоит громче всех кричит!
Петух: Ку – ка – ре – кууу!
Все разбегаются, петух ловит детей, пойманный становится петухом.
«Горелки»
Игроки располагаются попарно, взявшись за руки и образуя колонну. Водящий встает впереди. Все хором громко говорят или распевают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо -
Птички летят.
Колокольчики звенят!
Раз, два, три - беги!
При слове «беги» стоящие в последней паре размыкают руки и мчатся в начало колонны, обегая ее с разных сторон (один - слева, другой - справа, а водящий пытается поймать кого-то из них до того как пара, встретившись, вновь возьмется за руки.
Если это получается, то вместе с пойманным игроком водящий встает в первую пару колонны, а тот, кого не поймали, становится водящим.
«Мышеловка»
Все становятся в круг, взявшись за руки - это мышеловка. Один или двое - «мышки». Они вне круга. Взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются по кругу со словами:
Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, всё поели!
Берегитесь же, плутовки,
Доберёмся мы до вас!
Вот захлопнем мышеловку
И поймаем сразу вас!
Во время произнесения текста "мыши" вбегают и выбегают из круга. С последним словом "мышеловка захлопывается" - опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга "мышки" считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие "мышки".
«Мороз-Красный нос»
Описание игры : по краям игровой площадки очерчиваются границы двух «домов». В одном из них собираются игроки. Водящий, т. е. Мороз-Красный нос, встает посреди площадки и говорит:
Я Мороз – Красный нос,
Всех морожу без разбора,
Разберусь со всеми скоро,
Кто сейчас решится
В дальний путь пуститься!
Играющие в ответ скандируют:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!
И тут же бегут в противоположный «дом». Мороз пытается их догнать и «заморозить»; те, кого он успевает коснуться рукой, замирают на месте. По окончании перебежки они либо выбывают из игры, либо остаются в «замороженном» положении на последующие туры. В этом случае выигрывает тот, кто останется последним, избежавшим прикосновения Мороза.
«Дударь»
Ход игры : водящий – дударь, изображающий больного, становится в центре круга, играющие идут по кругу со словами, после ответа на вопрос «Что болит?», играющие берутся за названные места у соседа по хороводу и опять идут по кругу со словами. Нужно крепко держаться за названные части тела, не допуская размыкания круга.
Игровой текст:
• «Дударь, дударь, дударище,
• Старый, старый, старичище,
• Его во колоду, его во сырую,
• Дударь, дударь,
Что болит?» - «Голова!»
Финал игры : когда водящий устает, на вопрос «Что болит?», он отвечает «Ничего не болит!». Играющие отвечают «Вот и полечили!».
«Мороз»
Это игра-хоровод с элементами салок. Водящего – «Мороза» – выбирают считалкой. После чего дети образуют круг, в центр которого и встает Мороз». Ребята водят хоровод и читают стихотворение:
Идет Зимушка-Зима,
У ней белая коса.
С ней идут три тетки –
Белые поддевки:
Метель, Вьюга да Пурга.
У тех теток есть слуга:
Злющий дядька Мороз,
Кого схватит – тот замерз!
Потом дети разбегаются в разные стороны, а водящий пытается их догнать и «заморозить» (осалить). Осаленные должны замереть на месте, а другие игроки могут их освободить, попав в них снежками, пытаясь в то же время не попасться злому «Морозу». Игра заканчивается, когда остается один самый ловкий игрок, который и становится следующим «Морозом».
Снеговик
Снеговик: Я, ребята, Снеговик,
К снегу, холоду привык.
Снеговик я не простой,
А веселый, озорной.
Очень я люблю играть-
Бегать, прыгать, догонять!
На земле (полу) чертят круг, посредине снеговик. Это его «дом». Дети находятся недалеко от «дома». Как только Снеговик произнес слова, дети разбегаются, Снеговик их ловит и отводит в «дом». Игру можно проводить под бубен; закончить действие Снеговика тогда, когда бубен перестанет звучать.
Снежинки
Играющие образуют несколько маленьких кружков по 3-4 человека – «снежинки». Снежинки, соединив руки, легко бегут по кругу, произносят слова:
Мы снежинки, мы снежинки,
Очень белые пушинки,
Мы летим, летим по кругу.
Очень нравимся друг другу.
Воспитатель: Дунул ветер – разлетайтесь,
В воздухе не потеряйтесь!
Дальше звучит бубен, «снежинки» разлетаются по участку. Как только бубен перестает звучать, «снежинки» должны собраться в свой кружок. Та «снежинка», которая собралась первой, выигрывает.
«Колпачок (паучок)»
Нужно выбрать водящего, который садится на корточки в центре круга.
Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:
Колпачок, колпачок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили. (После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг).
Хлопая в ладоши, поют:
Танцевать заставили.
(Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами)
Все поют:
Танцуй, танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!
Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.