Галина Олейникова
Картотека прогулок в апреле в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Карточка № 1
Наблюдение за солнцем
Цель: формировать первые представления о некоторых явлениях неживой природы.
Ход наблюдения:
-Отчего на улице светло и тепло?
-Где находится солнце?
-Какое оно?
Сообщить детям, что наступила ранняя осень, но погода еще мало отличается от летней. Солнце днем также светит и греет. По утрам и вечерам уже становится прохладнее. Предложить найти солнечные места на участке.
Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое,
Доброе, лучистое.
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали.
Публикация «Картотека прогулок в апреле в средней группе» размещена в разделах
Народная примета: если при восходе солнца душно – к дождю вечером.
Игры и игровые упражнения:
Игры с солнечным зайчиком.
Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком, пусть бегут к тебе.
Вот он светленький кружок,
Вот, вот, вот – левей, левей!
Убежал на потолок!
Поисковая деятельность:
Изучить свойства солнечных лучей: согревают – подставить ладошки; сушат – вынести мокрые резиновые мячи на участок, дети наблюдают, как они постепенно высыхают; освещают – найти солнечную и теневую стороны.
Трудовая деятельность:
Уборка участка от сора.
Цель: поощрять добровольное участие в труде взрослых.
Подвижные игры:
«Лошадки».
Цель: упражнять в быстром беге, координировать движения друг с другом.
«Кто дальше бросит?».
Цель: упражнять в метании мешочков вдаль.
Индивидуальная работа:
«Перепрыгни через ручеек».
Цель: упражнять в прыжках вперед через препятствие.
Карточка № 2
Наблюдение за небом
Цель: формировать первые представления о некоторых явлениях неживой природы.
Ход наблюдения:
-Какое небо?
-Какие облака?
-На что они похожи?
Обратить внимание детей на небо. В начале осени оно еще чистое, голубое, по небу плывут облака. Рассмотреть какие они красивые: белые, пушистые, «легкие, воздушные, ветерку послушные», похожи на кусочки ваты.
Вытканы из кружев
Птицы-облака.
Может, это сказка
Мчится сквозь века?
Народная примета: если небо покрывается множеством скученных «мелких барашков» - к дождю, но, если облака принимают резкие очертания и расстояние между ними увеличивается – дождя не будет.
Игры и игровые упражнения:
«На что похоже облако?»
Поисковая деятельность:
Находить сходство облаков с животными. «Превращение» в животных, подражание их движениям.
Трудовая деятельность:
Собирать в ведерки листья, камушки, палочки, ссыпать в большие ведра.
Цель: прививать элементарные трудовые навыки.
Подвижные игры:
«Тумала - ааш»
Цель: упражнять детей в быстром беге; развивать внимание, наблюдательность.
«Поймай комара».
Цель: упражнять детей в подпрыгивании; развивать ловкость движений.
Индивидуальная работа:
«Прокати мяч».
Цель: упражнять детей в прокатывании мяча друг другу; развивать глазомер.
Карточка № 3
Наблюдение за ветром
Цель: формировать первые представления о некоторых явлениях неживой природы.
Ход наблюдения:
-Почему качаются деревья (ветки деревьев?
-Какой ветер?
Определите, с какой стороны он дует, какой он (холодный, теплый, сильный и т. д.). Обратите внимание детей на верхушки деревьев. Почему они качаются? Объяснить, что сильный ветер качает деревья, срывает листочки.
Падал с ветки лист последний,
Цветом желтенький, осенний.
Унесенный ветром в поле,
Он резвился с ним на воле.
Народная примета: ветер, усиливающийся после полудня и ослабевающий к вечеру – к хорошей погоде.
Игры и игровые упражнения:
Игры с султанчиками, ленточками, вертушками.
Поисковая деятельность:
Изготовление лент, вертушек, султанчиков из бумаги, игры с ними. Определить, когда вертушки, султанчики вертятся быстрее – при сильном ветре или при слабом?
Трудовая деятельность:
Сбор опавших осенних листьев.
Цель: прививать элементарные трудовые навыки.
Подвижные игры:
«Огуречик».
Цель: упражнять в быстром беге, реагировать на сигнал
«Не замочи ног».
Цель: упражнять в перепрыгивании через препятствие; развивать координацию движений.
Индивидуальная работа:
«Поймай мяч».
Цель: упражнять в ловле мяча двумя руками.
Карточка № 4
Наблюдение за дождем
Цель: формировать первые представления о некоторых явлениях неживой природы.
Ход наблюдения:
-Что мы видим за окном?
-Какой дождь?
-Как во время дождя одеваются люди?
Дать детям понятие о том, что в начале осени бывают частые дожди, но не очень холодные, потому что еще тепло. Послушать, как дождь стучит по крыше, посмотреть, как струйки воды стекают по стеклу. Он идет медленно, не спеша, моросит. Все вокруг становится мокрым, вымытым, а воздух – влажным, чистым. Отметьте, какие изменения произошли в одежде людей во время дождя (резиновая обувь, плащи, все берут с собой зонтики).
Дождик, дождик – кап да кап!
Мокрые дорожки.
Все равно пойдем гулять –
Наденем галошки.
Дождик, дождик полно лить,
Наших деточек мочить!
Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей.
Только нас не замочи,
К нам в окошко постучи.
Поисковая деятельность:
Показать, как можно самим сделать дождь. Наливаем воду из лейки в плоскую посуду – идет дождь. Льем медленно – дождь капает, моросит; наклоняем лейку сильней – идет сильный дождь, ливень… Из плоской посуды воду собираем губкой, отжимаем в другую посуду – тоже идет дождь.
Трудовая деятельность:
Сбор сухих сломанных веток.
Цель: прививать элементарные трудовые навыки.
Подвижные игры:
«Солнышко и дождик».
Цель: учить реагировать на сигнал, развивать быстрый бег.
«Тйілген орамал».
Цель: упражнять в метании вдаль; развивать глазомер.
Индивидуальная работа:
«Зайчик прыгает».
Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед.
Карточка № 5
Наблюдение за лужами
Цель: формировать первые представления о некоторых явлениях неживой природы.
Ход наблюдения:
-Что мы видим на дорожках, асфальте?
-Отчего они образовались?
Обратить внимание детей на то, что после сильного дождя появились большие лужи, когда дождь не сильный – лужи поменьше. Одни лужи долго высыхают, другие быстрее.
Туча солнышко закрыла
И включила в небе душ.
Грядкам влагу подарила,
А ребятам двести луж.
-Какие предметы стали после дождя мокрыми?
Крыши, скамейки, листья на деревьях, трава.
Народная примета: если от дождевых капель на воде образуются пузыри – к затяжному ненастью.
Игры и игровые упражнения:
Игры с бумажными корабликами.
Поисковая деятельность:
Определить места, где образовались лужи – под открытым небом. Как образуются лужи? Можем ли мы сами сделать лужу и как? Делаем лужи при помощи ведер и леек.
Трудовая деятельность:
Помощь взрослым – прокладывать дорожки для отвода воды с участка.
Цель: воспитывать желание помогать взрослым.
Подвижные игры:
«С кочки на кочку».
Цель: упражнять в прыжках; развивать равновесие.
«Сбей кеглю».
Цель: упражнять в метании; развивать глазомер.
Индивидуальная работа:
«Ходим змейкой».
Цель: упражнять в ходьбе змейкой; развивать координацию движений.
Карточка № 6
Наблюдение за пауками и насекомыми
Цель: формировать первые представления о некоторых насекомых.
Ход наблюдения:
Предложить детям поискать насекомых (пчел, мух, комаров, муравьев, жуков). Сделать вывод о том, что насекомых стало мало. В солнечный день обратить внимание на нежные ниточки паутины на кустах и в воздухе. Понаблюдать за паучком, как он на паутинке перебирается с места на место. Объяснить детям, что паучок свернется под засохшим листом и проспит всю зиму. Рассказать, что пауки полезны, они уничтожают мух – разносчиков болезней.
Днем все реже солнце светит,
По ночам молчит сверчок.
-Собирать пора мне сети, -
Тихо шепчет паучок.
-А чего тебе бояться? -
Пропищал комарик вдруг, -
Подожди-ка собираться,
Ты наловишь белых мух.
Народная примета: если пауки собираются группами или усиленно плетут сети – к сухой погоде, а если их мало – к переменчивой погоде.
Трудовая деятельность:
Уборка участка от сора.
Цель: поощрять добровольное участие в труде взрослых.
Подвижные игры:
«Жуки и комары».
Цель: развивать внимание, реагировать на сигнал.
«Поймай комара».
Цель: упражнять детей в подпрыгивании; развивать ловкость движений.
Индивидуальная работа:
«Брось мяч».
Цель: упражнять в бросании мяча двумя руками.
Карточка № 7
Наблюдение за воробьями
Цель: знакомить детей с птицйе — воробье;; активизировать внимание и память.
Ход наблюдения:
-Какой воробей?
-Что он делает?
-Кого боятся воробьи?
-Чем они питаются?
-Как люди должны заботиться о птицах?
Внимание к наблюдению за птицей лучше привлечь, давая ей корм. Воробей маленький, серенький, прыгает, чирикает. Воробьи клюют зерна, хлебные крошки. Воробьи боятся кошки.
Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чив-чив-чил!
Народная примета: если птицы жмутся к домам – к ненастью.
Поисковая деятельность:
Рассмотреть с детьми строение пера птиц. Какое оно? Подбросить сухое перышко вверх – оно легко опускается; намочить перо и снова подбросить – оно камнем падает вниз. Птицы прячутся от дождя, чтобы не намокли перья.
Трудовая деятельность:
Собирать в ведерки листья, камушки, палочки, ссыпать в большие ведра.
Цель: прививать элементарные трудовые навыки.
Подвижные игры:
«Воробышки и автомобиль».
Цель: учить бегать, не наталкиваясь друг на друга; реагировать на сигнал.
«Кот и мыши».
Цель: учить реагировать на сигнал, развивать быстрый бег.
Индивидуальная работа:
«Меткий стрелок».
Цель: упражнять детей в метании в цель; развивать глазомер.
Карточка № 8
Наблюдение за голубями
Цель: расширять представления детей о птичьем мире (чем питаются птицы, где живут, как человек ухаживает за ними).
Ход наблюдения:
-Кто часто прилетает к нам на участок?
-Какой голубь?
-Что он делает?
-Где голуби живут?
-Что они любят клевать?
-Кого боятся голуби?
-Как люди должны заботиться о птицах?
Гуля, гуля, голубок,
Гуля сизенький,
Сизокрыленький,
Всем миленький.
И. Токмакова «Сизари»
Голуби, голуби, раз, два, три…
Прилетели голуби, сизари.
Сели и нахохлились у дверей,
Кто накормит крошками сизарей?
Внимание к наблюдению за птицей лучше привлечь, давая ей корм. Голубь - крупная птица, перья бывают разного цвета (белые, черные, серые, сизые, ходит, летает, гулит, воркует. У голубя есть глаза – они видят корм, когда им насыпают; есть клюв – они клюют крошки; у них есть ноги – они ходят; есть хвост, есть крылья – они летают. Они мало летают, больше ходят и при каждом шаге кивают головой; они чистятся, охорашиваются. Голуби клюют зерна, хлебные крошки.
Народная примета: осенью птицы летят низко – к холодной зиме, высоко – к теплой.
Трудовая деятельность:
Сбор опавших осенних листьев.
Цель: прививать элементарные трудовые навыки.
Подвижные игры:
«Байга».
Цель: упражнять детей в быстром беге; развивать ловкость движений.
«Лягушки».
Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед; учить умению реагировать на сигнал.
Индивидуальная работа:
«Поймай мяч».
Цель: упражнять в ловле мяча двумя руками.
Карточка № 9
Наблюдение за сорокой
Цели: пробуждать интерес к «сказочной персоне» — сороке-белобоке; учить узнавать птицу по оперению и звуку, который она издает; обогащать словарный запас художественным словом; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Ход наблюдения:
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (Сорока.)
Всюду я летаю,
Все на свете знаю,
Знаю каждый куст в лесу,
Новость на хвосте несу.
Может быть, меня за это
И зовут «лесной газетой»?
Стрекотунья белобока
Возле горницы моей,
Скачет пестрая сорока
И зовет ко мне гостей.
-Что это за птица, как она выглядит?
-Какие звуки произносит сорока? (Ча-ча-ча.)
-Какая сорока?
-Что она делает?
Сорока – большая белая птица с черным хвостом и крыльями. Дети внимательно смотрят, как она выбрала суповую косточку и долбит ее крепким клювом.
Трудовая деятельность:
Сбор сухих сломанных веток.
Цель: прививать элементарные трудовые навыки.
Сбор сухих сломанных веток.
Цель: прививать элементарные трудовые навыки.
Подвижные игры:
«Лохматый пес».
Цель: учить реагировать на сигнал, развивать быстрый бег.
«Прыгай-хлопай».
Цель: упражнять в умении подпрыгивать и одновременно хлопать в ладоши, координировать движения рук и ног.
Индивидуальная работа:
«Поймай мяч».
Цель: упражнять в ловле мяча двумя руками.
Карточка № 10
Наблюдение за вороной
Цель: расширять представление о птицах, учить различать их по внешнему виду; воспитывать к ним любовь и бережное отношение.
Ход наблюдения:
Шапочка серенькая,
Жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький,
А ходит босиком. (Ворона)
-Кто это, как зовут эту птицу?
-Как выглядит сорока?
-Где она живет?
-Чем питается?
Дети узнают ворону: она вся серая, а голова и крылья черные; клюет все без разбора, но больше всего любит сало и остатки мяса.
Народная примета: ворона под крыло нос прячет — к морозу.
Трудовая деятельность:
Помощь взрослым – прокладывать дорожки для отвода воды с участка после дождя.
Цель: воспитывать желание помогать взрослым.
Подвижные игры:
«Солнышко и дождик».
Цель: учить реагировать на сигнал, развивать быстрый бег.
«Тйілген орамал».
Цель: упражнять в метании вдаль; развивать глазомер.
Индивидуальная работа:
«Зайчик прыгает».
Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед.
Карточка № 21
Наблюдение за солнцем
Цель: познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем, с понятием «продолжительность дня».
Ход наблюдения: Поддержать у детей радостное настроение перед прогулкой в солнечный день, отметить, что солнышко совсем не горячее, не так сильно греет, как летом.
«Где солнышко? Какое оно?»
Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнатку.
Мы захлопали в ладошки
Очень рады солнышку. А Барто
Игры и игровые упражнения: игра «Туча-солнце»
Поисковая деятельность: подставить ладошки солнечным лучам и поиграть с солнечными зайчиками.
Обратить внимание детей на то, как освещается участок: где больше солнца утром, днем, вечером.
Трудовая деятельность: очистить песочницу от листвы.
Цель: воспитывать у детей желание помогать взрослым
Подвижные игры:
«Бегите ко мне»
Цель: упражнять детей в беге, развивать внимание.
«Принеси игрушку»
Цель: упражнять детей в ходьбе, беге.
Индивидуальная работа:
Упражнения в ходьбе. Ходьба с выполнением заданий взрослого: поворот, обойти предметы, «змейкой».
Цель: индивидуальная работа по развитию основных движений
Карточка № 22
Наблюдение за ветром
Цель: Конкретизировать и закрепить знания детей о ветре.
Научить определять силу ветра.
Ход наблюдения: слушать, как шуршат на ветру листья, бумажные ленточки, кружатся вертушки.
Почему шуршат ленточки?
В ветреную погоду хорошо наблюдать, как движутся облака. Определить, сильный или слабый ветер, по тому, как он воздействует на растения (слабый — слегка качает листья и мелкие ветки, относит падающие листья чуть в сторону; сильный — качает крупные ветки, срывают листья с деревьев, метет по земле упавшие листья).
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет голый лес.
Игры и игровые упражнения: «Попади в круг»
Поисковая деятельность: подбросить опавшие листики и посмотреть, как они кружатся и летят далеко.
В ветреную погоду хорошо наблюдать, как движутся облака.
Трудовая деятельность: труд на участке сложить игрушки в корзину
Цель: воспитывать у детей желание помогать взрослым.
Подвижные игры:
«Трамвай»
Цель: учить детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих, учить распознавать цвета.
«Мыши и кот»
Цель: упражнять детей в беге, развивать ловкость движений.
Индивидуальная работа: Основные виды движений: Упражнения в ходьбе. Ходьба с высоко поднятыми коленями.
Цель: развивать навыки основных движений
Карточка № 23
Наблюдение за тучами
Цель: продолжить закреплять знания о явлениях неживой природы.
Уточнить понятие «туча».
Ход наблюдения: Отметить, что небо покрыто серыми, низкими, тяжелыми облаками.
Найти самые темные облака на небе.
Пояснить, что такие облака называются тучами. Обратить внимание детей на то, что тучами покрыто все небо, поэтому не видно солнца-на улице пасмурно.
Солнца луч раздвинул тучи
Крохотной ладошкой.
Убежал вмиг дождь колючий
Вслед за серой кошкой.
Туча-кошка улетала,
Унося ненастье.
В небе солнышко играло,
Рассыпая счастье.
Игры и игровые упражнения: «Найди солнышко на небе»
Поисковая деятельность: посмотреть на небо закрытое тучами. Вывод: глаза не устают, потому что тучи прикрывают солнышко. Превратиться в маленькие тучки: встать плотно-спрятать солнышко; разбежаться в разные стороны-солнышко выглянуло из-за туч.
Трудовая деятельность: убирать участок от сора
Цель: поощрять добровольное участие в труде взрослых.
Подвижные игры:
«Лохматый пес»
Цель: упражнять детей в беге, развивать речь.
«Поймай комара»
Цель: упражнять детей в прыжках в высоту.
Индивидуальная работа:
«Поймай мяч».
Цель: упражнять в ловле мяча двумя руками.
Карточка № 24
Наблюдение за дождем
Цель: познакомить с наиболее типичными особенностями поздней осени — дождливой погодой.
Ход наблюдения: в дождливую погоду предложить детям понаблюдать из окна, как капли дождя падают на землю Капли стучат по стеклу. Послушать вместе с детьми шум дождя (есть дождик веселый, а есть грустный,определить, какой дождь.
Дождик, дождик, что ты льешь,
Погулять нам не даешь?
Игры и игровые упражнения: «Определи какая погода»
Поисковая деятельность: погулять под дождем, взяв зонт. Почему мы не промокаем? Вывод: зонт сделан из специальной непромокаемой ткани.
Трудовая деятельность: опрыскивать комнатные цветы.
Цель: воспитывать желание участвовать в уходе за комнатными растениями
Подвижные игры:
«С кочки на кочку»
Цель: упражнять детей в ходьбе с переступанием, в прыжках на двух ногах.
«Трамвай»
Цель: учить детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих, учить распознавать цвета.
Индивидуальная работа: «Зайчик прыгает».
Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед.
Карточка № 25
Наблюдение за явлениями неживой природы
Цель: формировать представления о сезонных изменениях, неживой природе; развивать умения наблюдать за облаками, описывать их.
Ход наблюдения: Облачный день. Предложить детям посмотреть на небо.
Что вы видите на небе? А где же солнышко? Солнца не видно: его закрыли тучи или облака.
«Облака – белокрылые лошадки,
Облака, что вы мчитесь без оглядки».
Игры и игровые упражнения: «Солнышко и дождь»
Поисковая деятельность: Рассмотрите облака: какие они, на что похожи? (Белые, пушистые, красивые, похожи на кусочки ваты)
Трудовая деятельность: Сбор семян.
Цель: развивать умение собирать семена цветов
Подвижные игры:
«Найди свой домик»
Цель: воспитывать умение ориентироваться в пространстве, бегать по одному всей группой.
«Догони мяч»
Цель: воспитывать умение действовать по сигналу воспитателя, бегать в прямом направлении
Индивидуальная работа: упражнения в ходьбе, ходьба парами в колонне и в разных направлениях (врассыпную).
Цель: развивать навыки основных движений.