Надежда Макарова
Картотека прогулок «У осени в гостях»
▼ Скачать + Заказать документы
№ 1. Земля - наш общий дом.
Наблюдение. Представьте, что вы превратились в облака и пролетаете над Землей:
В облака мы превратимся,
к лесу ближнему помчимся,
Чтоб увидеть с высоты
деревья, травы и кусты.
Что ещё можно увидеть с высоты? Какие растения? Каких птиц и животных?
А ещё на нашей планете много воды. Какие водоёмы вы увидели? На Земле много воды и растений. Они необходимы для жизни людей, поэтому надо бережно к ним относиться.
Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живём!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря –
Публикация «Картотека прогулок „У осени в гостях“» размещена в разделах
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Темочки
Всё называется Земля.
П/ игра : «Карлики и великаны». Игроки становятся в круг.
Когда ведущий говорит «карлики», все должны присесть,
а когда говорит «великаны» - подняться. Кто ошибается - выходит из игры.
И/ р по развитию движений: перестроение из шеренги в круг.
Труд. Пополнить песочницу песком.
№2. Улитка.
Улитка медленно ползет,
Качаясь на листке,
Улитка целый день несет
Свой домик на себе.
Ей тяжело его носить
Нельзя его ей снять!
Улитке нужно где-то жить,
Ей нужно где-то спать!
Наблюдение. Какой домик у улитки? Как она передвигается? Чем питается? Какие враги есть у неё?
П/ игра: «Тише едешь – дальше будешь». Развивать внимание, умение действовать по сигналу.
И/ р по развитию движений: ходьба по шнуру. Упражнять в умении держать равновесие.
Труд: собрать упавшие ветки.
№ 3. Грибы.
Наблюдение. Рассмотреть гриб-поганку на участке: строение, где растет, уточнить съедобный он или нет. Уточнить названия съедобных и несъедобных грибов. Открыть лесной секрет: грибы не могут жить без деревьев. Под берёзой растёт подберёзовик, под осиной – подосиновик, а боровик так называется, потому что в бору растёт.
Пословицы и поговорки. Леса нет, и гриб не родится. Грибы на одной ножке, не придут сами в лукошко.
Дождь собрался за грибами,
Долго по лесу ходил.
Шарил в роще, под дубами,
Ничего не находил.
Грустный вышел он из леса:
"Здесь грибов, похоже, нет. "
А они повсюду лезут
И ему хохочут вслед! (И. Александрова)
Игра на прогулке. «У медведя во бору.»
И/ р по ФИЗО: прыжки на одной ноге с продвижением.
Труд. Собрать камни и выложить ограждение вокруг деревьев.
№4. Сентябрь - румянец осени.
Наблюдение. Назовите первый месяц осени.
Сентябрь называют златоцветом, рябинником.
Как вы думаете, почему? В старину его называли «ревун», «дождезван», «хмурень», «листопадник». Объясните характер месяца.
Народные приметы. Ранее опадание листвы – к ранней зиме.
Как рябины много – так сырая осень, мало рябине – так и осень сухая будет.
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У берёзки на плечах.
У калины, у рябины
Вьются стаями дрозды…
Под окошком георгины
Красотой своей горды. (Е. Трутнева)
П/ игра: «Займи домик». Дети встают у деревьев, скамеек, игрового оборудования – это домики. По сигналу начинают перебегать от домика к домику. Задача водящего - занять домик без игрока.
И/ р по развитию движений: прыжки в длину. Упражнять в технике.
Труд. Предложить детям собрать ветки.
№5. Пчела.
Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком. (Пчела)
Наблюдение. Как выглядит пчела? Чем питается пчела? Как пчела добывает нектар? Где зимуют пчёлы? Как называется дом у пчелы? Какую пользу приносит? Труд. Сбор ягод с земли для кормушек.
Инд. работа по развитию движений. Бег в медленном темпе.
Подвижная игра. «Медведь и пчёлы»
Играющие делятся на две группы – медведи и пчелы. По середине площадки очерчивается круг (улей). На расстоянии 3-5м вправо от «улья» очерчивается линией лес, а на расстоянии 8-9м с другой стороны – луг. Пчелы в улье. По сигналу, пчелы летят на луг, жужжат. Как только пчелы улетят, медведи залезают в улей, едят мед. На сигнал «МЕДВЕДИ!» пчелы летят к ульям и жалят «салят» медведей. Затем пчелы возвращаются в улей. Игра повторяется2-3 раза.
№6. Одуванчик.
Ярко-жёлтый одуванчик!
Ты зачем сменил кафтанчик?
Был красивым, молодым,
Стал, как дедушка седым!
Наблюдение. Как выглядит цветок одуванчика? Как распространяются его семена? Как выглядит растение осенью? Это многолетнее растение. Корень сохраняет соки и питательные вещества в течении зимы под землёй.
Одуванчик – лекарственное растение, его отвары помогают справиться со многими заболеваниями.
Труд. Показать детям, как правильно собирать лекарственные растения.
Инд. работа по развитию движений: упражнять в беге на носках.
Подвижная игра: «Собери букет». Дети делятся на команды, у каждой своё название цветов. По сигналу дети рассыпаются, разбегаются по лугу (по площадке). По сигналу «Цветок в букет!» дети собираются в команды в круг.
№7. Осенние приметы.
Наблюдение. Какое сейчас время года? Какое небо? Что вы видите на небе? Как можно сказать про погоду? (пасмурная, солнечная, дождливая). Дует ли ветер? Как узнаем, что он дует? Как можно сказать про такую погоду? (ветреная, тихая)
Холодно сегодня или тепло? Почему стало холоднее? Что надето на детях? Как можно сказать про такую погоду? (теплая, прохладная, холодная).
Загадки: не зверь, а воет (ветер); белая вата поплыла куда-то, чем вата ниже, тем дождик ниже.
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и острой;
Набегает холодок.
Полумрак на все ложится,
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон. (Н. Некрасов)
Примета: Солнце садится в облако – на другой день ненастье.
П/ игра: «Ловишки» – развитие бега, ловкости.
И/ р по развитию движений: бег с ускорением.
Труд. Поручить детям собрать игрушки, очистить от песка.
№8. Берёза осенью.
Наблюдение.
За окном берёзка
В праздничном наряде,
Ветерок колышет
Солнечные пряди.
Опадут листочки,
Лягут покрывалом
И укроют землю
Лёгким одеялом
Как узнать берёзу среди других деревьев (У неё кора белого цвета) Какой величины и формы листики? Какого они цвета? Каких листьев больше зеленых или желтых?
Почему листья желтеют?
Хоровод: «Во поле береза стояла».
Загадки: стоит Алена, платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан.
П/ игра: «Море волнуется» – развитие координации движений, воображения.
И/ р по развитию движений: прыжки на двух ногах с передвижением.
Труд. Собрать листья березы для гербария.
№9. «Дождь – барабанщик»
Загадка. Шёл долговяз, да в землю увяз.
Летят, летят дождинки,
Не выйдешь из ворот.
По вымокшей тропинке
Сырой туман ползёт.
У погрустневших сосен
И огненных рябин
Идёт и сеет осень
Душистые грибы. (И. Демьянов)
Наблюдение – Какой дождь? Как он идет? Какая сегодня погода?
Осенний дождь холодный, частый, идёт долго, протяжно. Небо низкое, серое.
Пословица: осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.
П/ игра: «Дождь идёт». Очертить круг – домик. Дети гуляют вокруг. При словах: «Дождь идёт», - дети бегут в дом, а водящий – дождь их догоняет.
И/ р по ФИЗО: метание в цель. Развивать меткость.
№10. Осенины - праздник осени.
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
На полях идёт уборка –
Собирают люди хлеб.
Тащит мышка зёрна в норку,
Чтобы был зимой обед.
Сушат белочки коренья,
Запасают пчёлы мёд.
Варит бабушка варенье,
В погреб яблоки кладёт. (Т. Бокова)
Наблюдение. Как нарядила осень леса, сады и парки? Какие подарки приготовила осень для человека, зверей и птиц? Осень всех порадовала, всех угостила. Праздник Осенины устроила.
П/ игра: «Белка и орешки». Дети-орешки ходят по кругу со словами, в центре – белка.
Собирала белка в спешке
Летом лучшие орешки.
А орешки залежались
И под осень разбежались.
Белка, белка, не зевай,
Ты орешки собирай.
Дети убегают, а белка их догоняет.
Инд. работа по развитию движений: ходьба по тропинке из листочков. Упражнять в умении держать равновесие.
Труд : собрать листья для осенних поделок.
№11. О простом воробушке.
Наблюдение.
Маленький мальчишка в сером ярмячишке
По дворам шныряет – крохи собирает.
Какой величины птичка? Какого цвета оперенья? У самцов оперенье более яркое, у самок более скромное, серое. Где воробьи строят свои гнёзда? Они плохие строители, их гнёзда не отличаются красотой и удобством.
Чем питаются воробьи? Почему не улетают в тёплые края?
Воробей по лужице прыгает и кружится.
Пёрышки взьерошил он, хвостик распушил.
Погода хорошая! Чил-чив-чил!
Примета: воробей купается в луже – к теплу, в пыли купаются или чирикают – к ненастью.
Труд. Поручить детям наполнить песочницу песком.
Инд. работа по развитию движений. Перестроение в две шеренги.
Подвижная игра: «Воробьи и вороны». Группу детей разбить на две команды, на площадке очертить две линии на расстоянии. Команды встают спиной друг к другу посередине площадки. По сигналу «Воробьи!» дети догоняют «ворон», которые убегают за свою границу. По сигналу «Вороны» дети догоняют «воробьёв».
№12. Разыгрался ветер.
Наблюдение.
Разыгрался ветер на лесной поляне –
Закружил осину в красном сарафане.
И листок с берёзы золотистой пчёлкой
Вьётся и летает над колючей ёлкой. (Е. Трутнева)
О чем стихотворение? Похож ли ветер на человека в этом стихотворении?
Что он делал? Перечислите его действия. Как можно назвать ветер, который любит шалить (озорник, шалун, непоседа, баловник, проказник)
Посмотрите вокруг и скажите, есть ли ветер сегодня. Как вы догадались? Какой силы ветер? С чем ещё любит играть ветер?
Труд. Собрать осенние листья для осеннего букета.
Инд. работа по развитию движений. Ходьба с заданием. Развивать внимание.
Подвижная игра: «Ловкий дворник». Чертится круг – место дворника. Дети кидают в круг опавшие листья, дворник собирай их в кручу. Водящий побеждает, если соберёт все листья.
№13. Муравей-трудяга.
Наблюдение.
Муравьи живут семьёй.
Как их много, ой-ёй-ёй!
Дом в лесу стоит средь ёлок.
Из сухой травы, иголок,
Мелких сучьев и земли.
Всё, что притащить смогли
Как выглядит муравей? Сколько у него лапок? Как он передвигается? Для чего ему нужны крепкие челюсти? Чем питается? Как называется дом у муравья?
Из чего муравьи строят свой дом? Где муравейник на площадке? Какие враги есть у муравья? Какую пользу приносит? Как готовится к зиме?
Примета: Муравьи прячутся в муравейник – к дождю.
Труд. Поручить собрать камни на участке и выложить вокруг клумбы.
Инд. работа по развитию движений. «Прыгни дальше». Упражнять в прыжках в длину с разбега.
Подвижная игра: «Удочка»
Играющие становятся по кругу (рыбки, в центре находится водящий (рыбак). Он вращает веревку с мешочком, а дети (рыбки) прыгают на двух ногах вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел ног. Описав 2-3 круга мешочком, педагог делает паузу, во время которой подсчитывает количество пойманных.
№14 Художница – осень.
Жёлтой краской кто-то
Выкрасил леса,
Стали отчего-то
Ниже небеса.
Ярче запылали
Кисточки рябин.
Все цветы увяли,
Лишь свежа полынь.
Пословица: сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.
Наблюдение. Посмотрите вокруг, как всё изменилось. Что вы можете сказать о листве деревьев и кустарников? Какой наряд у берёзки, клёна, рябины? Какие краски у осени? Почему эту пору осени называют золотой?
П/ игра: «Поезд». Дети встают друг за другом. Поезд идёт до станции Берёзовой, Рябиновой, Кленовой и т. д. Ведущий продаё т билеты: разные листья деревьев. Дети выходят на станции соответственно билетам.
И/ р по ФИЗО: упражнять детей в умении бросать и ловить мяч друг другу.
Труд. поручения: собрать букет из осенних листьев.