Борисова Ирина Сергеевна
Картотека прогулок на сентябрь месяц в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Прогулка №1. Наблюдения за сезонными изменениями в начале осени
Цель: Формирование понятия о смене времени года.
Уточнить представление детей об особенностях каждого сезона.
Художественное слово:
Кроет уж лист золотой,
Влажную землю в лесу
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
А. Н. Майков
Рассказ: В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки.
Публикация «Картотека прогулок на сентябрь месяц в средней группе» размещена в разделах
- Осенние прогулки и наблюдения
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Прогулки. Сентябрь
- Средняя группа
- Темочки
Небо сверкает синевой, на которой сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом». «Коли ясно, то и осень прекрасна» - говорит народная пословица.
Сентябрь - первый осенний месяц.
Вопросы: Какие знаете признаки осени? Что делает человек осенью?
Как приспосабливаются животные к жизни осенью?
Наблюдение за осадками.
Характер осадков в сентябре – дождь и туман. Дети находят различия между затяжным и кратковременным дождями.
Что можно сказать о дожде осенью? (моросит, накрапывает, льет, идет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше).
Стихотворение С. Егорова «Осень» :
Все тучи, тучи. Дождик.
Холодный, словно лед,
Колючий, словно ёжик,
По осени бредет.
Опытно-поисковая деятельность:
Найдите дерево, которое первое готовится к осени (осина, береза).
Найдите самый красивый лист березы, осенний осиновый лист.
2. Подвижные игры:
«Смелые ребята»
Цель: Упражнять в быстром беге, развивать ловкость.
«Северные олени».
Цель: Закрепить умение передвигаться вперед на двух ногах.
3. Трудовая деятельность: Уборка участка детского сада от опавших листьев.
Цель: Учить детей создавать у себя и других детей радостное настроение от
выполненной работы. Воспитывать экологическую культуру.
4. Индивидуальная работа по развитию движений
Цель: Развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой.
5. Самостоятельные игры с выносным материалом.
Прогулка №2. Наблюдение за температурой.
Цель: Формирование понятия о температурном режим
После длительных наблюдений за показаниями термометра на метеоплощадке, подвести детей к выводу, что в сентябре холоднее, чем в августе в среднем на 5 градусов. Стихотворение А. С. Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Наблюдение за ветром. Дети самостоятельно дают характеристику ветру: сильный, порывистый, слабый, кратковременный, ураганный. С помощью флюгера определить, откуда и куда дует ветер. Остается ли положение флюгера постоянным или оно меняется? Подвести детей к пониманию, что ветер может дуть с разных сторон.
Загадка: Неизвестно, где живет.
Налетит – деревья гнет.
Засвистит – по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь! (ветер)
Дидактическая игра «Ветер, ветер, ты какой?»
(упражнять в подборе прилагательных). Ветер осенью какой? (сильный, слабый, легкий, приятный, ласковый, резкий, порывистый, ураганный, прохладный, свежий, холодный, ледяной, теплый, влажный, встречный, попутный, северный, южный, западный, восточный, утренний, осенний).
Художественное слово:
Поляну мы не замечали,
И вдруг умытая росой,
Смотреть
Она в накидке иван-чая
Нежданно вспыхнула красой!
2. Исследовательская деятельность:
Сравнить с одуванчиком. Найти сходства и различия.
3. Подвижные игры:
«Северные олени». Цель: Закрепить умение передвигаться вперед на двух ногах.
«У оленя дом большой».
Цель: Закрепить умение выполнять движения в соответствии с текстом (игра с убыстрением).
4. Трудовая деятельность:
Собрать семена цветов. Цель: формировать умение и желание трудиться сообща.
5. Индивидуальная работа по развитию движений:
прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
6. Самостоятельные игры с выносным материалом.
Прогулка №3. Наблюдение за рябиной.
Цель: Продолжать наблюдение за рябиной осенью. Учить детей находить сходство и различие красной и черной рябины.
Художественное слово:
С рябиной свежей вазу
Поставили на стол
Её заметил сразу
Лишь в комнату вошел.
Есть рябину я не стану
Лучше краски я достану,
Нарисую ягодки-
Влажные и яркие,
В каплях - бусинки росы
Удивительной красы.
Вопросы: Какие звери любят ягоды рябины?
Какие птицы клюют ягоды рябины?
Как применяется в народном хозяйстве?
Наблюдение за продолжительностью дня.
Наблюдение проводится с одного и того же места на участке детского сада. Дети постепенно подводятся к пониманию того, что долгота дня связана с движением солнца, с высотой его стояния.
Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошечко,
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Солнышко-ведрышко,
Выйди из-за облачка,
Сядь на пенек,
Погуляй весь денек.
2. Исследовательская деятельность.
Посчитать сколько стволов в кусте, сколько гроздей.
У какого дерева большая крона.
Сравнить красную рябину с черной. Найти сходство и отличие.
3. Подвижная игры:
«Поймай мяч»
Цель: Уметь ловить и передавать мяч.
«Кто самый меткий?».
Цель: развивать самостоятельность, смекалку, смелость.
4. Трудовая деятельность:
После сбора урожая привести в порядок земельную площадь огорода и цветника.
Цель: оказать помощь взрослым, воспитание положительного отношения к труду.
5. Индивидуальная работа по развитию движений:
Прыжки на двух ногах.
Цель: закреплять двигательные навыки.
6. Самостоятельные игры с выносимым материалом.
Прогулка №4. Наблюдение за пауком.
Цель: Продолжать расширять знания и представления об особенностях внешнего вида пауков, в их жизненных проявлениях. Вызвать интерес к окружающему миру.
Художественное слово:
Паучок. Загадка.
- У тебя, скажи, паук,Сколько ног и сколько рук?
Отвечай-ка, паучок, Сколько рук и сколько ног?
- Когда лапы на дорожке, Ходят - это мои ножки
Угадайте дети, Кто расставил сети (паук)
Вопросы:
- Какую пользу приносят пауки? (питаются насекомыми)
- Как пауки ловят насекомых? (плетут сети)
- Как часто плетут пауки паутину? (каждый день, так как она легко повреждается ветром дождём)
- На кого охотятся пауки? (на мух, бабочек, комаров, жучков)
- Куда исчезают пауки осенью? (с наступлением зимних холодов паучки забиваются в щелки коры, в расщелины старых пней и засыпают до весны)
- Из скольких частей состоит тело паука? (двух - головогрудь и брюшко)
Наблюдение за утренним туманом и росой, объяснить причину этих явлений (большая разница между дневной и ночной температурой воздуха). Туман – мельчайшие капли воды в воздухе.
Стихотворение Е. Трутневой «Туман» :
Кто–то ночью утащил лес.
Был он вечером, а утром исчез!
Не осталось ни пенька, ни куста,
Только белая кругом пустота.
Где же прячутся птица и зверь?
И куда ж за грибами теперь?
Загадка: Спрятал луга,
Спрятал стога
В синий карман,
Синий… (туман)
2. Исследовательская деятельность.
Рассматривание паука через лупу.
На голове у паука есть глаза и рот, а грудка опирается на четыре пары ног.
3. Подвижные игры:
«Один - двое», «Пройди бесшумно»
Цель Учить детей ходить чётко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений. Использовать ходьбу как средство воспитания у детей выносливости.
«Волк и козлята»
Цели:
учить игровой деятельности со строгим соблюдением правил;
4. Трудовая деятельность:
Пересадка цветущих растений с участка в группу (бархатцы).
Цель: Продолжать учить детей осторожно окапывать вокруг цветка; вместе с землёй аккуратно пересадить цветы в горшочки. Воспитывать интерес к природе, желание ухаживать за растениями.
5. Индивидуальная работа по развитию движений:
Продолжительный бег в медленном темпе.
6. Самостоятельные игры детей с выносным материалом.
Прогулка №5. Солнце – источник тепла и света.
Цель: Дать представление о том, что Солнце является источником света и тепла.
Развивать умения мыслить, рассуждать, доказывать. Воспитывать бережное отношение к природе.
Рассказ: Солнце – источник света, тепла и жизни на Земле. Во все стороны от солнца распространяется свет и тепло. Если бы солнце стало холодным, то Земля бы погрузилась в темноту. От холода и темноты погибли бы все растения и животные.
Солнце – это раскаленное шарообразное тело. /Сравнение с другими предметами с горящей печкой, с раскаленным железом/.Раскаленное вещество излучает свет, т. е. светит. Вот и солнце тоже светит, его свет доходит до Земли, поэтому днем нам так тепло и светло. Свет от Солнца до Земли доходит за 8 минут 19 секунд. Солнце светит необычайно сильно, поэтому даже находясь от него на большом расстоянии, мы не можем на него смотреть прямо, больно глазам. Кроме света от раскаленных тел исходит тепло. Вот и Солнце отдает тепло другим планетам, а также нашей Земле. Поэтому на солнышке мы греемся, нам тепло
Вопросы:
Что нужно для роста растений, животных?
Что дает солнце?
Наблюдение за растениями. Обратить внимание на изменения цвета листьев березы, тополя. Дать характеристику поверхности листьев. Показать плоды шиповника, рябины. Рассмотреть семена у некоторых цветов (бархатцы, настурция, уточнить назначение семян и обратить внимание на разное количество семян у разных растений.
2. Исследовательская деятельность
1. Предложить посмотреть на солнце.
Что вы ощущаете, когда, закрыв глаза, обращаете лицо к солнцу?
Можно ли на него смотреть прямо, не больно ли глазам?
2. Положить два камешка. Один – на солнышко, другой – в тень, закрыв
деревянным ящичком, чтобы там было темно. Через некоторое время
проверяют, какой камешек теплее. Делают вывод о том, что на Солнце предметы нагреваются быстрее, чем в тени.
3. Подвижная игра:
«Пожарные на ученье»
Цель: Закрепить умение лазать по стенке, развивать внимание.
«Чье звено скорее соберется?».
Цель: учить бегать на скорость.
4. Трудовая деятельность:
Предложить помочь детям младшей группы в уборке территории.
Цель: Развивать навыки трудолюбия. Желание помогать малышам.
5. Индивидуальная работа по развитию движений:
«Попади в обруч»
Цель: Упражнять в метании в цель.
6. Самостоятельные игры с выносным материалом.