Дьяченко Юлия
Картотека проблемных полей для введения в деятельность творческого конструирования с образовательными конструкторами
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека проблемных полей для введения в деятельность творческого конструирования с образовательными конструкторами
В основе активизации познавательной деятельности лежит преодоление интеллектуальных затруднений в процессе решения задач проблемного характера, требующих поиска новых способов их решения (И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, С. Л. Рубинштейни др.). Ряд исследований отечественных и зарубежных авторов показывает возможность и эффективность использования в обучении дошкольников различных проблемных задач — практических, математических, природоведческих и др. (3. А. Грачева, В. Косана-Ормай, Т. А. Куликова, Л. М. Маневцова, Р. Перлай Н. К. Постникова, А. Н. Пушкина, К. Яро и др.). Проблемная задача, в отличие от других, характеризуется наличием трудностей, связанных с тем, что у субъекта нет готовых способов решения, и он вынужден их искать. Задача может быть сложной, она имеет много действий, конечный результат значительно удален от начального этапа решения и т. п. (И. Я. Лернер, но не трудной, если человеку известен способ ее решения. И наоборот, совсем простая задача может представлять определенную трудность, если способ ее решения неизвестен, его нужно искать. Трудность (а не сложность, которую преодолевает человек в процессе поиска решения, является важной отличительной чертой проблемной задачи. Она носит субъективный характер: одна и та же задача для кого-то может быть проблемной, а для кого-то — нет, поскольку ему известен способ ее решения.
Публикация «Картотека проблемных полей для введения в деятельность творческого конструирования с образовательными конструкторами» размещена в разделах
Для детей различного возраста доступен различный уровень проблемности. Так, дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) могут самостоятельно найти определенные новые способы действия; дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет) способны только выбрать из имеющихся у них способов наиболее адекватный и успешно его использовать в решении новых для них задач. Последнее возможно, если при обучении конструированию уже младших дошкольников (3-4 года) дают разные способы конструктивных решений одной и той же задачи.
Система формирования творческого конструирования включает в себя как самодеятельность детей, так и решение предъявляемых им задач различного типа (на воспроизведение образца, на создание замысла по теме, проблемных и др.).
Прежде чем ставить перед детьми конкретные задачи, нужно организовать широкое экспериментирование с материалом. Такое экспериментирование кардинально меняет характер решения детьми последующих задач: появляется интеллектуальная активность, связанная с увлеченным поиском вариантов решений, стремлением получить более целесообразный и оригинальный продукт. Об этом говорят реплики детей типа «А можно еще и так»; «Нет, лучше по-другому» и т. п. При этом дети как бы находятся во внутреннем диалоге. Само решение задач, превращающееся в творческий поиск, стимулирует их к экспериментированию с материалом, которое становится более глубоким и целенаправленным. Благодаря этому дети открывают новые свойства предметов, находят их взаимосвязи, ставят перед собой определенные цели. Таким образом, детское «бескорыстное комментирование» становится полноценным средством построения ребенком своей познавательной деятельности, важной составляющей любого творческого процесса.
Этому в наибольшей степени способствует решение «открытых» задач имеющих не один, а несколько вариантов решений. Творческое мышление в процессе решения таких задач проявляется в его дивергентности — способности рассматривать объект с разных сторон, выявлять его своеобразие в разных проявлениях, давать множество решений. Такая способность может выступать как личностное качество или (и) как важнейшая характеристика деятельности.
Суть проблемного обучения конструированию в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. На занятиях дети не только обучаются конструктивным навыкам, но и получают знания по архитектуре, что обогащает содержание детских построек. Такие занятия привлекают детей и изначально предполагают проблему, которую необходимо решить. Для эффективного обучения конструированию в младшей группе мною была создана картотека проблемных ситуаций :
В гости к ребятам приходит грустная кукла Веснушка. Она гуляет по узкой дорожке. Воспитатель с ребятами спрашивают у нее, что случилось и почему она такая грустная.
Веснушка: Ко мне в гости приедет много гостей, они поедут на машинах, а по этой дороге они не проедут, дороги для машин нет. Что делать?
Вывод: нужно сделать широкую дорогу для машин.
В гости к ребятам приходит грустная кукла Веснушка. Воспитатель с ребятами спрашивают у нее, почему она грустит.
Веснушка: Ко мне приехало много гостей, а у меня только один стол и стул, мне некуда их посадить. Помогите, пожалуйста. Что мне делать?
Вывод: нужно сделать столы и стулья.
В гости к ребятам приходит Веснушка, она снова грустит. Воспитатель с ребятами спрашивают у нее, что произошло, почему она такая невеселая.
Веснушка: Ребята, столы и стульчики для гостей теперь у меня есть. Спасибо. А вот кроваток нет. Гости решили остаться у меня переночевать, поэтому мне нужны для них кроватки, а мне некуда положить их спать. Я не знаю, что делать.
Вывод: нужно сделать много кроваток.
В гости к ребятам приходит грустная кукла Веснушка. Воспитатель с ребятами спрашивают у нее, что случилось и почему она такая грустная.
Веснушка: для моих гостей матрешек вы сделали кроватки, молодцы. Но они узкие, а ко мне в гости пришла еще кукла Маша. Куда мне положить ее спать, на этой узкой кровати она не поместится. Что делать?
Вывод: нужно сделать широкую кроватку.
В гости к ребятам приходит грустная кукла Веснушка. Воспитатель с ребятами спрашивают у нее, почему она грустит.
Веснушка: Ребята, я переезжаю в новый дом. Моя старая мебель и мебель для гостей вся сломалась, у меня нет ни столов, ни стульев, ни кроваток. Помогите, пожалуйста. Что мне делать?
Вывод: нужно сделать новую мебель.
В гости к ребятам приходит Веснушка, она снова грустит. Воспитатель с ребятами спрашивают у нее, что произошло, почему она такая невеселая.
Веснушка: Мы с гостями любим кататься на горке. Это так весело. Горку мы построили, а забраться на нее мы не можем. Мы не знаем, что делать.
Вывод: нужно сделать лесенку для горки.
В гости к ребятам приходит грустная кукла Веснушка. Воспитатель с ребятами спрашивают у нее, что случилось и почему она такая грустная.
Веснушка: Ребята, вчера мы с моими гостями матрешками пошли гулять и увидели высокую башню. Мы хотели на нее забраться, но не смогли. Помогите нам, пожалуйста, забраться на башню. Как можно это сделать?
Вывод: нужно сделать лесенку к башенке.
В гости к ребятам приходит грустная кукла Веснушка. Воспитатель с ребятами спрашивают у нее, почему она грустит.
Веснушка: Ребята, я снова к вам за помощью. У меня вокруг домика сломался забор, а я его строить не умею. Что мне теперь делать?
Вывод: нужно сделать новый забор.
В гости к ребятам приходит Веснушка, она снова грустит. Воспитатель с ребятами спрашивают у нее, что произошло, почему она такая невеселая.
Веснушка: Ребята, у меня большая беда. Вчера был очень сильный ветер. Он сломал и мой домик и заборчик вокруг него. Теперь мне негде жить. Я строить не умею. Что же мне делать?
Вывод: нужно сделать новые домик и заборчик.
В гости к ребятам снова пришла невеселая Веснушка, она была очень грустная. Воспитатель с ребятами спрашивают, что у нее случилось, почему же она так грустит.
Веснушка: Ребята, я очень люблю принимать гостей, но им пора ехать домой. Когда мы вышли на улицу, то увидели, что все наши машины сломались. Моим гостям уже пора возвращаться, но они не могут этого сделать, им не на чем ехать. Помогите нам, пожалуйста. Что же нам делать?
Вывод: нужно сделать новые машины.
Тема: «Транспорт на нашей улице» (строительный материал)
Задачи: закреплять умение детей различать форму предметов; развивать действия анализа изображения объекта – дома, состоящего из двух частей (квадрата, треугольника) и поезда с достроенными и недостроенными вагонами, освоение действий по достраиванию незаконченного изображения вагонов.
Развивать речь, формировать умение отвечать на вопросы взрослого; обогащать двигательный опыт детей; поощрять самостоятельность детей, проявление инициативы.
Словарная работа: поезд, вагон, заяц, медведь, лес.
Воспитывать удовольствие от совместных действий и общения с взрослым.
Оборудование: элементы конструктора, перчаточные куклы – заяц, лиса, волк, мишка; маска медведя.
Тема: «Теремок для матрешки» (строительный материал)
Задачи: учить детей делать постройки с перекрытиями, строить теремок, располагая кирпичики вертикально по четырехугольнику, ставя их плотно друг к другу. Продолжать учить слушать объяснение воспитателя, понимать его, действовать по его просьбе, конструировать осмысленно.
Развивать моторику мышц рук, элементарное умение отражать в постройках представления о знакомых предметах.
Словарная работа: «спереди», «сзади», «сбоку», «сверху», «задняя стенка».
Воспитывать желание доводить работу до конца, отзывчивость.
Оборудование: матрешки, на каждого ребенка – 11 кирпичиков, 2 призмы.
Тема: «Мебель для медведей» (строительный материал)
Задачи: учить детей строить постройку по образцу, преобразовывать её способом удлинения, различать и называть строительные детали. Уточнить представление детей о предметах мебели и их назначении; закрепить знание детьми частей, из которых состоит мебель; учить описывать мебель, комнату;
Развивать стремление к игровому общению, развивать внимание, логическое мышление, речь
Словарная работа: активизировать в речи слова – постройка, куб, кирпич, мебель.
Воспитывать желание строить, обыгрывать постройки, фантазию, самостоятельность.
Оборудование: кукольная мебель, предметные картинки из серии «Мебель», игрушка медведь, картинка с изображением медведей из сказки «Три медведя».
Тема: «Изгородь вокруг домика» (строительный материал)
Задачи: Учить детей строить изгородь, плотно ставить кирпичики друг к другу, соединять ровно, ставить на длинную узкую сторону. Продолжать учить выделять детали строительного материала: кубик, кирпичик, призма. Развивать мышцы рук; внимание, память, глазомер. Способствовать речевой активности детей на занятии.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова – сторона узкая, название деталей конструктора, изгородь, кирпичик, длинная, короткая, узкая.
Воспитывать взаимопомощь, сочувствие; любовь и бережное отношение к животным.
Оборудование: Набор игрушек «Домашние животные» (кошка, собака, коза, лошадь, корова, свинья, овца). Кукла Бабушки – Загадушки. Набор строительного материала.
Тема: «Лодочка» (из строительного материала).
Задачи: Учить детей воспринимать изображение на картине, отвечать на вопросы воспитателя по её содержанию, повторяя за ним отдельные фразы, слова. Закреплять: навыки конструирования лодки из кирпичиков и призм; знания об основных цветах: красном, синем, желтом, зелёном; свойствах деревянных предметов — плавают, не тонут.
Развивать мышление, память; голосовой аппарат, вырабатывать умение произносить звукоподражания звонко и тихо.
Словарная работа: корпус, нос, призма, кирпичик, строитель, капитан, матрос.
Воспитывать внимание, сосредоточенность, усидчивость; желание принимать активное участие в постройке.
Оборудование: коробки со строительным материалом, игрушка медведь, деревянные дощечки.
Тема: «Заборчик для игрушек» (строительный материал)
Задачи: закреплять умение детей строить заборчик, располагая кирпичики вертикально по кругу, ставя, их плотно друг к другу.
Развивать у детей желание сооружать постройки.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова: кирпичики, узкая сторона.
Воспитывать желание строить, обыгрывать постройки.
Оборудование: игрушки, кирпичики.