Нина Александровна Волкова
Картотека «Познавательные прогулки с детьми 5–7 лет. Ноябрь — ворота зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Осень. Ноябрь 1 неделя.
Целевая прогулка по участку детского сада «Проводы осени». (1 ноября).
Задачи. Формировать интерес детей к народным традициям. Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека. Воспитывать в детях чуткость к художественному слову. Развивать любознательность детей.
Беседа.
— Дети, а вы знаете, что сегодня 1 ноября.
Ноябрь – горбатый старичок,
Глаза – как льдинки, нос – крючок!
Взгляд недовольный и колючий,
Холодный месяц, в небе тучи.
Публикация «Картотека „Познавательные прогулки с детьми 5–7 лет, Ноябрь — ворота зимы“» размещена в разделах
- Зима
- Зимние прогулки и наблюдения
- Зимние прогулки, наблюдения. Картотеки, планирование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенние прогулки и наблюдения
- Прогулки. Ноябрь
- Темочки
Златую осень провожает,
А зиму белую встречает!
Меняет он тепло на холод
И устаёт — уже не молод!
Но ветер северный поможет:
Сорвёт листву, в ковёр уложит,
Укроет землю покрывалом,
Чтоб до весны не замерзала!
Наталья Майданик
— Дети, с давних пор на Руси считали, что 1 ноября покидает нас красавица Осень и приходит на Русь ноябрь – старичок с холодными, как льдинка, глазами. Ноябрь – предвестник зимы. Поэтому 1 ноября на Руси осень провожают, зиму встречают. Сейчас мы погуляем с вами вокруг детского сада и посмотрим, заходил ли к нам ноябрь.
Дети вместе с педагогом идут вокруг здания детского сада. Педагог обращает внимание детей на изменения: деревья и кустарники без листьев, лёд на земле или асфальте, грязь или снег. Вернувшись на свой участок, дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, заходил ли к нам на участок ноябрь, что вы заметили?
Педагог обобщает ответы детей, подтверждая или отрицая приметы ноября.
По желанию детей проводятся знакомые игры, пляски.
Исследование «Какой ветер в ноябре?»
(в холодный ветреный день).
Задачи. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Воспитывать чуткость к художественному слову. Развивать любознательность детей.
Исследование.
— Дети, прислушайтесь к своим ощущениям. Что воспринимает ваше лицо, какой сегодня воздух на улице?
Мёрзнет ветер в ноябре,
Холодом простужен:
Он на утренней заре
Встретился со стужей.
Тучей неба синева
От земли закрыта,
И осенняя трава
Инеем покрыта.
Лёд на лужице блестит,
Лужа замерзает.
Это к нам зима спешит,
Осень провожает.
Г. Соренкова
— Дети, какой ветер в ноябре?
— Ветер холодный. «Мёрзнет ветер в ноябре, холодом простужен». Дети, а какой воздух: тёплый или холодный?
— «Мёрзнет ветер в ноябре, холодом простужен. Он на утренней заре встретился со стужей». Дети, как вы думаете, что такое стужа?
— Стужа – это сильный холод. Дети, как вы думаете, где живёт стужа, на севере или на юге?
— В холодной Арктике, на севере живёт стужа. Ветер, пролетая через север, встретился со стужей и принёс нам холодный воздух. Дети, так, какой ветер в ноябре?
Вывод. Дети, мы узнали, что ветер в ноябре холодный.
Наблюдение «Ноябрь – ворота зимы».
Задачи. Познакомить детей с третьим месяцем осени. Закрепить знания детей об осенних месяцах. Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе. Развивать любознательность детей.
Беседа.
— Дети, какая сегодня погода?
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Что вы видите?
Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, какое сейчас время года?
— Назовите, пожалуйста, первый месяц осени.
— Дети, вспомним приметы осени в сентябре.
— В сентябре мы осень встречали, урожай собирали, разноцветным убором деревьев любовались. Дети, назовите, пожалуйста, второй месяц осени.
— Дети, вспомним приметы осени в октябре.
— В октябре листопад, птицы на юг улетают. Дети, третий месяц осени называется ноябрь. Ноябрь – ворота зимы, поэтому в народе его прозвали «предзимье». Дети, как вы думаете, почему?
— Ноябрь – месяц туманов и холодных ветров. На улице то осень, то зима. Зима все ближе подступает, уже слышно её холодное дыхание, выпадает снег, лужи превращаются в лёд. Дети, что мы узнали о ноябре?
Вывод. Дети, мы узнали, что ноябрь – третий месяц осени. Ноябрь – ворота зимы, предзимье. В ноябре зима в дверь стучится, посылает вперёд себя снега да холода.
Исследование «Готовы ли наши деревья к зиме?»
Задачи. Закрепить представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь деревьев. Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе. Поощрять интерес детей к изменениям в природе родного края. Развивать любознательность детей.
Исследование.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, обратите внимания на деревья. Дети делятся своими впечатлениями
— Дети, что такое деревья?
— Деревья – это высокие растения, у которых один толстый твёрдый ствол, много твёрдых толстых веток и тонких веточек, много листьев. Какие деревья растут на участке нашего детского сада?
— Дети, как деревья готовятся к зиме?
— Деревья сбрасывают листву, чтобы ветки и веточки зимой отдыхали. Закрывают корни толстым слоем листьев, чтобы корни не замёрзли. Дети, цель нашего исследования сегодня узнать, готовы ли наши деревья к зиме? Задание понятно?
— Дети, приступайте, пожалуйста, к исследованию.
Через некоторое время педагог предлагает детям рассказать о своих наблюдениях. Благодарит детей, которые действительно наблюдали.
— Дети, готовы ли наши деревья к зиме?
Вывод. Дети, мы узнали, что наши деревья готовы (не готовы) к зиме.
Целевая прогулка по участку детского сада Исследование «Куда исчезли лужи?»
(в холодный день).
Задачи. Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе. Показать детям, что состояние воды зависит от температуры воздуха. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей.
Исследование.
— Дети, что такое лужа?
— Лужа – это вода. Дети, предлагаю проверить, есть ли у нас на участке лужи?
Дети вместе с педагогом идут вокруг здания детского сада. Педагог обращает внимание детей на участки, покрытые льдом.
— Дети, куда исчезли лужи?
Лужа мокрая скучала.
Было грустно ей сначала.
Хоть лежала на пути,
Все старались обойти!
А одной-то, если честно,
Мокрой быть неинтересно!
Что же было с ней потом?
Затянулась лужа льдом!
Вот щенок на пузо – плюх!
Вот мальчишки едут – ух!
Чудо странное случилось:
Даже тётя прокатилась!
Лужа весело блестела:
– Это то, что я хотела!
Ирина Гурина
— Дети, что произошло с лужей?
— Дети, как вы думаете, почему вода превратилась в лёд?
— Дети, что мы узнали о лужах?
Вывод. Дети, мы узнали, что в холод вода в лужах замерзает, превращается в лёд.
Игровое упражнение «Дружба».
Задачи. Содействовать возникновению дружеские взаимоотношения между детьми. Продолжать обогащать словарь детей «вежливыми» словами. Воспитывать в детях вежливость.
Игровой материал: цветок
Игра.
Закличка.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Дети встают по кругу.
— Дети, сегодня мы играем в игру «Дружба». Тот, у кого в руках цветок, выбирает себе друга. Только не забывайте правила этикета. Вежливо предлагайте свою дружбу и подарите цветок. У вас есть право выбора, если вы согласны дружить с этим человеком, вы берёте цветок и вежливо соглашаетесь на дружбу. Если вы не хотите дружить, вы говорите: «Нет, спасибо», и не берёте цветок.
Педагог подходить к любому ребёнку, протягивает ему цветок и говорит «… (имя ребёнка, я хочу с тобой дружить». Педагог ждёт от ребёнка ответа. Если ребёнок берёт цветок и соглашается дружить, педагог ему советует:
— А теперь ты выбери себе друга.
Ребёнок идёт выбирать друга, а педагог встаёт на его место.
Игра продолжается, пока дети поддерживают к ней интерес.
Малоподвижная игра «Настоящие друзья».
Задачи. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Развивать внимание.
Игра.
Закличка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть.
— Дети, вы знаете, какими должны быть настоящие друзья? (ответы детей).
— Сейчас мы это проверим. Дети, правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Игровые правила.
Если вы согласны с тем, что я скажу, то хлопайте в ладоши.
Если не согласны, то топайте ногами.
— Дети, игра начинается! Слушайте, решайте, движениями отвечайте!
1. Будем крепко мы дружить? (Хлоп)
2. Нашей дружбой дорожить? (Хлоп)
3. Нужно друга обижать? (Топ)
4. И игрушки отбирать? (Топ)
5. Будем дружно мы играть? (Хлоп)
6. Другу будем помогать? (Хлоп)
7. Друга нужно разозлить? (Топ)
8. И улыбку подарить? (Хлоп)
9. Друга можно и побить? (Топ)
10. Друзей нужно помирить? (Хлоп)
11. Правила дружных детей соблюдаем – честно играем. (Хлоп)
12. И друзей мы часто обижаем. (Топ)
13. Чай с друзьями будем пить? (Хлоп)
14. Будем крепко мы дружить? (Хлоп)
—Замечательно! Настоящие друзья не ссорятся никогда.