Несмиянова Дарья
Картотека подвижных игр для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
1. Подвижная игра «Салочки-выручалочки».
Цель игры: воспитание у детей взаимной выручки и желание помочь другому.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру, в которой все они покажут, что научились хорошо бегать. Но сначала нужно отгородить место для игры. Дети вместе с воспитателем очерчивают на земле большую прямоугольную площадку (30-35 шагов в длину и ширину). При этом воспитатель объясняет, что бегать можно только внутри этой площадки, а забегать за черту нельзя.
Публикация «Картотека подвижных игр для старшей группы» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Подвижные игры для детей
- Старшая группа
- Темочки
Собрав всех детей, воспитатель приступает к объяснению: «Сегодня мы будем играть в салочки-выручалочки. Я буду салочкой, а вы будете от меня убегать. До кого я дотронусь, осалю его, тот должен остановиться. Бегать ему уже нельзя, пока кто-нибудь из ребят его не выручит. Чтобы выручить, нужно дотронуться до плеча, вот так (показывает, как нужно дотронуться). Как только до тебя до тронулись, можно опять бегать. В этой игре нужно не попадаться салке, чтобы тебя не осалили и не пришлось ель ять на месте. Если салка близко, можно присесть на корточки. Того, кто присел, салка осалить не может. Тот, кто самый смелый, быстрый, ловкий, ни разу салке не попадется. Вот мы и посмотрим, кто у нас самый смелый и ловкий!»
Игра начинается с текста, который воспитатель произносит вместе с детьми:
Салочка нас не догонит,
Салочке нас не поймать,
Мы умеем быстро бегать
И друг друга выручать!
С последним словом дети разбегаются в разных направлениях; воспитатель, дав возможность детям немного побегать, догоняет их и старается осалить. Осалив кого-нибудь из детей, взрослый напоминает, что он может громко сказать «Выручайте!», а сам отворачивается, чтобы дети успели выручить осаленного. Первого ребенка, который выручит осаленного, воспитатель хвалит, помогая тем самым осмыслить правила и содержание игры
2. Подвижная игра «Ловишки с ленточками».
Цель: учить детей перебегать в рассыпную с одной стороны площадки на другую, увёртываясь от ловишки, действовать по сигналу
Дети строятся в круг; у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит ловишка. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три — лови!» — дети разбегаются по площадке. Ловишка бегает за играющими, стараясь вытянуть у кого-нибудь ленточку. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три в круг скорей беги!» все строятся в круг. Воспитатель предлагает поднять руки тем, кто лишился ленточки, т. е. проиграл, и подсчитывает их. Ловишка возвращает ленточки детям, и игра повторяется, с новым водящим.
3. Цепи кованные
Перед тем как начать играть, нужно разделиться на две команды. Для этого просто предложить ребятам произвольно разбиться на две группы.
Команды берутся за руки и встают в две шеренги друг напротив друга. После чего ведут такой диалог:
– Цепи!
– Кованые!
– Разорвите нас!
– Кем из нас?
– Ваней! (Называют любого участника команды-соперника.)
Ваня разбегается и, с разбегу ударяясь всей тяжестью своего тела, старается разорвать шеренгу чужой команды.
Если ему это удается, то он уводит в свою команду двух игроков на которых «разорвалась цепь». Если же попытка была неудачной, то Ваня сам присоединяется к чужой команде.
В следующий раз диалог начинает выигравшая команда.
4Игра малой подвижности «Мы снежинки, мы пушинки…».
Цель: закрепить умение соотносить движения со словами текста.
Дети выполняют движения по тексту.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки.
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок -
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли.
И от стужи сберегли
5Подвижная игра «Дед Мороз».
Цель игры: прививать детям умение выполнять характерные движения по тесту.
Воспитатель предлагает детям поиграть. Воспитатель спрашивает детей: Где живет Дед Мороз? Дети отвечают: в лесу. Воспитатель: А что зимой он приносит детям? Дети: подарки.
Воспитатель голосом Деда Мороза говорит:
-Я – Мороз, Красный нос.
Бородою я зарос.
Я ищу в лесу зверей,
Выходите поскорей!
Выходите, зайчики! (далее мишки, лисоньки, белочки, лесные птички)
Дети начинают прыгать навстречу воспитателю на двух ногах, как зайчики.
Воспитатель: Заморожу! Все заморожу!
Воспитатель начинает ловить детей – зайчиков. Дети разбегаются в разные стороны. Те дети, до которых дотронулся Дед Мороз, считаются замороженными и стоят, на месте, не двигаясь.
Игра повторяется два раза.
6 Подвижные игры : «Птицы и кукушка»,
Цель: упражнять в прыжках в длину с места.
Все играющие изображают птиц и имеют по отдельно очерченному месту – гнезду. Только у кукушки гнезда нет. По сигналу взрослого: “Кыш, полетели!” – птицы летят из гнезд и летают, где им угодно. Кукушка летает вместе со всеми птицами. По сигналу ведущего: “Домой!” все, в том числе и кукушка бегут и стараются занять любое гнездо. Кто остался без гнезда будет кукушкой. Подвижная игра продлится несколько раз по желанию детей
7. «Два мороза»
На площадке отмечается линия «дома» и линия «школы». Игроки становятся за линию дома в шеренгу. В центре зала становятся водящие «Морозы». Все вместе учат слова:
Морозы: - Мы два братца молодые,
Два мороза удалые!
Я – мороз – Красный нос!
А я – мороз – Синий нос!
Кто из вас решится
В путь дороженьку пуститься?
Ребята: Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз!
Описание игры. Игроки проговаривают слова, и после слов «… и не страшен нам мороз!» ребята перебегают в «школу» через площадку, а морозы их стараются осалить. Кого морозы осалили, тот останавливается и замирает на месте (либо стоит на одной ноге, превращается в ледяную фигуру. Морозы снова обращаются к игрокам «Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?», игроки вновь отвечают и перебегают обратно в «дом», по пути размораживая своих «замерзших» друзей – дотрагиваются до них и вместе убегают. Морозы вновь стараются осалить игроков. Пойманные (замороженные) игроки подсчитываются и возвращаются в игру. Выбирается новая пара морозов из числа не пойманных.
8. Подвижная игра «Дорожки»
Цель. Продолжать учить двигаться в разных направлениях бегом, по ограниченной площади, с разной скоростью, не наталкиваясь, друг на друга.
Ход игры.
На земле проводятся разные по форме линии – это дорожки. Играющие бегают по ним друг за другом, делают сложные повороты, сохраняя при это равновесие.
Игра проводитс с большим количеством детей. Длина дорожки может быть произвольной, но не менее 3 м. Нарисовать несколько одинаковых по форме линий, в конце каждого положить ветные флажки. Тот кто первый играющий добежит до флажка быстро должен поднять его над головой
9. Беги ко мне
Цель: упражнять детей действовать по сигналу, выполнять бег в прямом направлении одновременно всей группой.
Ход игры: Дети стоят на одной стороне зала, так, чтобы не мешать друг другу. Воспитатель стоит у противоположной стороны. Он говорит: «Бегите ко мне, все-все бегите ко мне!» Дети бегут к воспитателю, который встречает их приветливо, разведя руки широко в стороны, и делает вид, что хочет всех ребят обнять. После того как дети соберутся около воспитателя, он уходит на другую сторону площадки и снова говорит: «Бегите ко мне!». Перед началом игры воспитатель напоминает, что бежать можно только после слов «Бегите ко мне!», нельзя толкаться и мешать друг другу.
10Кот и воробушки
Цель: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место; приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей.
Кот располагается на одной стороне зала (площадки, стоя с закрытыми глазами, спит. А дети - "воробышки" - на другой. Дети - "воробышки" приближаются к "коту" вместе с воспитателем и произносят:
Котя, котенька, коток,
Котя - черненький хвосток,
Он на бревнышке лежит,
Притворился, будто спит.
На слова "будто спит", "кот" восклицает: "Мяу!" - и начинает ловить "воробышков", которые убегают от него в свои домик (за черту).
Как правило дети "воробышки" не доходят до "кота", можно положить им веревочку или какой либо другой ориентир, что бы они его обязательно коснулись. контролировать что бы они проговорили полностью текст и не толкали друг друга когда бегут от "кота".
11. «Удочка»
Играющие стоят по кругу, в центре — воспитатель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой землей (полом, а дети подпрыгивают на двух ногах вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног. Описав мешочком два-три круга, воспитатель де лает паузу, во время которой подсчитывается количество за девших за мешочек и даются необходимые указания по выполнению прыжков.
12. Хитрая лиса
Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.
Описание: Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.
Правила: Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят и лиса скажет «Я здесь!»
Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису.
Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.
13 Белые медведи
Подготовка. Площадка представляет собой море. В стороне очерчивается небольшое место - льдина. На ней стоит водящий - "белый медведь". Остальные "медвежата" произвольно размещаются по всей площадке.
Содержание игры. "Медведь" рычит: "Выхожу на ловлю!" - и устремляется ловить "медвежат". Сначала он ловит одного "медвежонка" (отводит на льдину, затем другого. После этого два пойманных "медвежонка" берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. "Медведь" отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, два "медвежонка" соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: "Медведь, на помощь!" "Медведь" подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят "медвежат". Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все "медвежата". Последний пойманный становится "белым медведем".
Побеждает последний пойманный игрок.
Правила игры: 1. "Медвежонок" не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока не осалил "медведь". 2. При ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки.
14 Охотники и зайцы
Цель: учить детей прыгать на двух ногах с продвижением вперёд врассыпную, действовать по сигналу. Закреплять умение бросать мяч стараясь попасть в цель. Развивать ловкость, глазомер.
с помощь считалки выберем двух охотников, а остальные дети – зайцы.
Воспитатель объясняет правило игры.
– На одной стороне площадки место для охотников, обозначенное чертой, на другой – зайцев, обозначенные кружками. В каждом кружке могут находиться по 2 – 3 зайца. По сигналу свистка зайцы выбегают из кружков и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По сигналу «Охотник!» зайцы приседают, а охотники, не сходя с места, бросают в них мячами (в руках по 2–3 мяча). Тот заяц, в которого охотник попал мячом, считается подстреленным, и охотник уводит его к себе. Кто нарушил правило выходит из игры.
– Ребята, все ли вам понятно о правилах игры?
Воспитатель подает сигнал к началу игры (игра началась).