Надежда Голозубова
Картотека «Осенние игры» (подготовительная группа)
Подвижная игра «А нас дождик не намочит»
В игре участвует сначала небольшое число детей, затем может быть привлечено 10-12 человек. Вместо домиков-стульев можно использовать большой пестрый зонтик, под который дети прячутся по сигналу «Дождик!». Во время прогулки можно предложить детям собирать цветы, ягоды, попрыгать, походить парами.
При повторении игру можно усложнить, разместив домики (по 3-4 стула) в разных местах комнаты. Дети должны запомнить свой домик и по сигналу бежать в него.
Мимическая игра «Осень»
Публикация «Картотека „Осенние игры“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, весе лое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гони мая. Изобразить плачущую Осень.
Наше настроение: Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.
Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы уди вились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широ ко раскрываются, при опускании — почти закрываются.
Любуемся красивым нарядом Осени : «О-о-о, о-о-о, о-о-о!» Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»
Пальчиковая игра «Засолка капусты»
Пальчиковая гимнастика для детей, которая сопровождается стишками, очень полезна для детского развития, так как она развивает память, тактильную чувствительность, восприятие, эмоции, мелкую моторику, мышление, речь малыша.
Мы капусту рубим,
Движения прямыми кистями вверх-вниз.
Мы морковку трем,
Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя.
Мы капусту солим,
Имитировать посыпание солью из щепотки.
Мы капусту жмем.
Сжимать и разжимать пальцы.
Пальчиковая игра «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять.
Загибают пальчики, начиная с большого.
Будем листья собирать.
Сжимают и разжимают кулачки.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба
мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
«Шагают» пальчиками.
(Н. Нищева)
Для детей младшего дошкольного возраста
Игровое упражнение «Почтальон принес посылку»
Цель: Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.
Игровое действие: Составление загадок об овощах.
Материал: Воспитатель выкладывает овощи и фрукты по одному в бумажные пакеты, а затем помещает их в коробку.
Ход игрового упражнения
Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принес посылку. В посылке разные овощи и фрукты. Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описывают то, что им принес почтальон. Остальные дети отгадывают.
Игровое упражнение «Где что зреет»
Цель: Учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.
Ход игрового упражнения
На фланелеграф выкладывается две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня, на другой – плоды и листья разных растений. (Например, листья крыжовника, а плоды груши.)
Воспитатель задает вопрос: «Какие плоды созревают, а какие нет?» Дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка. Дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.
Игровое упражнение «Собери урожай»
Цель: Учить детей различать дары полей, садов. Помочь собрать урожай труженикам полей.
Ход игрового упражнения
Детям предлагается собрать отдельно овощи, фрукты, колоски, выставляя их перед соответствующими сюжетными картинками. Рассматривая картинки, дети составляют рассказ о том, как выращивают тот или иной урожай.
Игра «Кто скорее соберет»
(Модели – грядка, сад)
Цель: Учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.
Игровое правило
Собрать овощи и фрукты только в соответствии с пометкой – значком на корзине (на одной приклеена картинка «яблоко», на другой – «огурец»). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзинку и при этом не ошибется.
Игровые действия
Поиск предметов, соревнование команд.
Ход игры
Обращаясь к детям, воспитатель напоминает о том, что они уже знают многие овощи и фрукты.
«А сейчас будем соревноваться – чья бригада скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на картинку «яблоко» или модель «сад») надо собрать фрукты, а в эту (где нарисован огурец – модель «огород») овощи. Кто считает, что они собрали все, поднимает вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или на огороде».
Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу (или на участке).
Выбираются две бригады: овощеводов и садоводов (по два человека). По сигналу воспитатели (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Та бригада, которая первой поднимает корзинку, выигрывает (надо проверить не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзинку не тот овощ или фрукт).
После этого объявляется команда-победительница. Игра продолжается с другими командами.
Игра «К дереву беги»
Цель: Закреплять знания детей о деревьях, которые растут на участке детского сада; учить быстро ориентироваться в них, находить нужное дерево.
Игровое правило
Подбегать к дереву можно только по сигналу водящего: «Раз, два, три к дереву беги!». Кто ошибся и подбежал не к тому дереву, отдает свой фант, который в конце игры должен отыграть.
Ход игры
Выйдя на прогулку на участок, воспитатель напоминает детям о том, что здесь много деревьев. Затем говорит: «Знаете ли вы, ребята, как называются деревья, которые растут у нас на участке, и чем они отличаются друг от друга? Мы узнаем об этом, когда поиграем в игру «К дереву беги!». Кто ошибется и подбежит не к тому дереву, тот отдает фант, а потом в конце должен отыграть его. У нас на участке есть красивое дерево. Оно и зимой и летом одним цветом, пушистое, душистое, шишки на нем растут. На Новый год в гости к ребятам приходит …» Так начинает игру воспитатель, показывая пример, как надо описывать дерево. Затем дает команду: «Раз, два, три! К дереву беги!». Дети бегут к елке.
Воспитатель. А сейчас лена расскажет нам о каком-либо дереве. Не смотри на него, а расскажи, какое оно: высокое или низкое, какой ствол, листья. (предлагает воспитатель, вновь намечая план описательного рассказа.)
После рассказа-описания Лены воспитатель дает новую команду: «Раз, два, три – к дереву беги!».
В конце игры фанты разыгрываются, выделяются и награждаются победители.
Игра «Что сажают в огороде»
Цель: Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения, развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.
Игровое правило
Отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет».
Игровое действие
Кто ошибся, тот отдает фант, который потом отыгрывает.
Ход игры
Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы ответите «нет». Кто ошибется, тот проигрывает».
Воспитатель. Морковь.
Дети. Да!
Воспитатель. Огурцы.
Дети. Да!
Воспитатель. Свекла.
Дети. Да!
Воспитатель. Сливы.
Дети. Нет!
Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь – людей насмешишь. Будь внимателен!»
Игровое упражнение «Раньше – позже»
Цель: Развивать логическое мышление.
Ход упражнения
Задание №1. На предложенных к рассмотрению картинках изображены цветы. «Укажи картинку с изображением цветов, посаженных раньше других». (четыре картинки)
Задание №2. К рассмотрению предлагаются четыре картинки с изображением четырех стадий роста луковицы. «Покажите картинку на которой луковицы посажены раньше других».
Задание №3. К рассмотрению предлагаются четыре картинки, на которых показаны разные стадии роста моркови. «Покажите картинку, где морковь посажена раньше».
Задание №4. К рассмотрению предлагаются четыре картинки с четырьмя стадиями роста репы. «Покажите картинку, где репа посажена позже».
Игровое упражнение «Подскажи словечко»
Цель: Развивать находчивость, быстроту реакции.
Ход упражнения
Воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают ее. Кто ошибается, тот отдает фант. Выигрывает сохранивший все фанты.
Воспитатель. У стрекозы прозрачные крылышки, а у бабочки?
Дети. Цветные, не прозрачные.
Воспитатель. Ворона каркает, а сорока?
Дети. Сорока стрекочет.
Воспитатель. Петух кукарекает, а курица?
Дети. Курица кудахчет.
Воспитатель. Лягушка квакает, а лошадь?
Дети. Лошадь ржет
Воспитатель. У коровы теленок, а у овцы?
Дети. У овцы ягненок.
Воспитатель. У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
Дети. У бельчонка мама белка.
Дидактическая игра «Знаешь ли ты…»
Цель: Обогащать словарный запас детей названиями животных, закреплять знание моделей.
Ход игры
Приготовляются фишки. В первом ряду – звери, во втором – птицы, в третьем – рыбы, в четвертом – насекомые.
Играющие поочередно называют сначала зверей, затем птиц и т. д. и выкладывают при правильном ответе фишку в рад. Выигрывает выложивший больше фишек.
Игра «Беги в дом, какой назову»
Цель: Найти предмет по назначению.
Игровое действие
Бег (с увертыванием) к определенному предмету.
Игровое правило
Около одного и того же дерева долго стоять нельзя.
Ход игры
Игру проводят по типу «ловишек». Кого-либо из детей назначают ловишкой, все остальные убегают от него и спасаются около названного воспитателем дерева, например около березы. Детям можно перебегать от одной березы к другой. Тот, кого поймает ловишка, становится водящим.
При повторении игры название дерева («домика») каждый раз меняют.
Игра «Найди пару»
Цель: Развивать быстроту мышления, слуховое внимание, сообразительность.
Задание. «Найти предмет по сходству».
Игровое действие
Поиски похожего предмета.
Правила
Искать пару только по сигналу. Пару составляют дети, у которых одинаковые листья.
Оборудование
Листья трех-четырех деревьев в соответствии с количеством детей.
Ход игры
Воспитатель раздает детям по одному листику и говорит: «Подул ветер, все листочки полетели». Услышав эти слова, дети начинают бегать по площадке с листьями в руках. Затем педагог дает команду: «Раз, два, три – пару найди». Каждый должен встать с тем деревом, от которого держит лист в руках.
Игра «Найди листок, как на дереве»
Цель: Учить детей классифицировать растения по определенному признаку.
Задание. Найти часть по целому.
Игровое правило
Искать на земле следует только такие же листья, как на дереве, указанном педагогом.
Ход игры
Игру проводят осенью на участке. Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагается хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Затем члены команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та команда, которая первой соберется возле дерева первой.
Игра «Расскажи без слов»
(с элементами пантомимы)
Цель: Закреплять представления детей об осенних изменениях в природе. Развивать творческое воображение, наблюдательность.
Ход игры
Дети собираются в круг, воспитатель встает в середину круга. Он предлагает детям изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями.
Задание № 1. Показать, что стало холодно.
Дети ежатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы.
Задание № 2. Показать, что идет холодный дождь.
Дети «открывают зонтики», поднимают воротники, прячутся под крыши.
Задание № 3. Показать, что снова светит солнышко.
Дети прыгают, бегают, веселятся.
Задание № 4. Показать, что дует сильный ветер.
Дети поднимают руки вверх, качают ими, как ветками.
Задание № 5. У с л о ж н е н и е. Предложить одному ребенку показать самостоятельно, каким был прошедший день по погоде. Остальные дети должны отгадать.
Словарное упражнение
«Кто знает, пусть продолжает»
Вариант 1. Воспитатель называет обобщающее слово, а дети – слова, относящиеся к данному значению.
Воспитатель. Насекомые – это…
Дети. …муха, комар…
Воспитатель. Рыбы – это…
Дети. …карась, щука…
Вариант 2. Воспитатель называет видовое понятие, а дети - обобщающее слово.
Воспитатель. Муха, комар – это…
Дети …насекомые.
Воспитатель. Золотая рыбка, карась – это…
Дети. …рыбы.
Дидактическое упражнение «Третий лишний»
На карточках изображены два насекомых (бабочка, кузнечик) и одна птичка. Две рыбки (карась, щука) и одна лягушка. Дети должны определить, кто лишний.
Игру можно проводить с моделями (овальное тело, плавники, клюв)
Дидактическое упражнение «Что изменилось»
Вариант 1. На столе три-четыре карточки с изображением насекомых, рыб. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну из них и спрашивает: «Что изменилось?»
Вариант 2. На столе выкладываются пять-шесть картинок и не убираются, а меняются местами. Вопрос тот же, что и в первом варианте.
Словарная игра «Повторяй друг за другом»
Играющий называет любое слово (или насекомое или рыбу). Например, «жук». Второй повторяет названное слово и добавляет свое (жук, комар). Тот, кто ошибется, выбывает из игры.
Можно играть с одним или несколькими детьми.