Виктория Павлова
Картотека пальчиковой гимнастики и логоритмических упражнений по лексическим темам
▼ Скачать +Заказ
Картотека пальчиковой гимнастики и логоритмических упражнений по лексическим темам
Лексиче-ская тема Пальчиковая гимнастика Логоритмические упражнения
1 неделя
Я и мои друзья «Мальчик-пальчик»
-Мальчик-пальчик
Где ты был?
-С этим братцем-
В лес ходил.
С этим братцем-
Щи варил.
С этим братцем-
Кашу ел.
Публикация «Картотека пальчиковой гимнастики и логоритмических упражнений по лексическим темам» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
С этим братцем-
Песни пел. Дети поочередно сги-бают и разгибают все пальцы, начиная с ми-зинца.
«Нужно спортом заниматься»
Нужно спортом зани-маться, Каждый день трени-роваться. Мы начнем без про-медленья
И ногами дружно то-пать, И руками громко хло-пать. Повороты влево-вправо
Выполняем мы на сла-ву, А теперь прыжки на месте. Ну-ка дружно, ну-ка вместе. Будем мы здоровыми, Будем все мы сильны-ми.
Будем от гимнастики
Самыми красивыми. Дети держат спину прямо, плечи отводят назад.
Ходят на месте.
Хлопают руками.
Поворачивают туло-вище
Прыгают вправо-влево.
Напряженными руками
касаются плеч.
Тянутся вверх на но-сочках.
2 неделя
Я человек «Прогулка»
Пошли пальчики гулять,
А вторые дого-нять.
Третьи пальчики бегом,
А четвертые пешком,
Пятый пальчик поскакал
И в конце пути упал. Пальцы обеих рук сжима-ют в кулаки, большие паль-цы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по бедру к колену.
Выполняются ритмичные движения
указательными пальцами
Движения средних пальцев в быстром темпе.
Медленные движения безымянных
пальцев по направлению к коленям
Ритмичные касания мизин-чиками
по бедрам.
Хлопок обеими ладонями по коленям
«Зарядка»
Я повторяю по утрам:
— Мой позвоночник гибок, прям.
Когда я сплю, стою, сижу,
За позвоночником слежу.
Я позвоночник берегу
И от болезней убегу. Дети делают наклоны
в стороны, вперед-назад.
Наклоняют голову вперед,
выпрямляют, делают пружинку.
Руки кладут крест-накрест на плечи.
Поглаживают тыль-ной стороной руки спину.
Бегают на месте.
3 неделя
Игрушки «Мои игрушки»
Покажу я вам игрушки:
Это курочки пеструшки,
Это зайка,
Это пёс.
Вот машинка без колёс.
Это книжки-раскладушки.
Вот и все мои игрушки.
Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв, остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).
Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца, остальные прижать к ладони.
Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса, большой палец направлен вверх (ушко).
Правую ладонь сложить в виде пригорш-ни и накрыть ею ладонь левой руки.
Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.
Хлопки.
«Кукла»
Куклу нежно я качаю,
А она кричит: «Уа!»
Руки, ноги поднимает,
Спать не будет до утра.
Кашку я сварю ей лучше
И в тарелку положу.
Вся испачкалась, грязнуля!
Дай, я кашку остужу.
Дочку я свою умыла:
Руки, шею и лицо.
Кашу всю водою смыла.
Наигралась с куклой. Все! Дети ставят руки пе-ред собой, качают ими.
Поднимают руки, ноги.
Кладут ладони под щеку, отри-
цательно покачивают головой.
Делают помешивающее движе-
ние рукой.
Раскрывают ладонь одной руки — тарелка, другой показывают движение ложки в руке.
Обтирают пальцами лицо.
Делают обмахивающее движение рукой.
Поглаживают руки, шею и лицо.
Стряхивают «воду» с рук.
Разводят руки в сто-роны.
4 неделя
Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью. «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья соби-рать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем Сжимают и разжима-ют кулачки.
Загибают пальчики, начиная с большого.
«Шагают» по столу.
«Ветер и листья» (Нищева Н. В.)
Ветер по лесу летал,
Ветер листики счи-тал.
Вот дубовый.
Вот кленовый,
Вот рябиновый рез-ной,
Вот с березки золо-той.
И последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Ветер по лесу кру-жил,
Ветер с листьями дружил.
Вот дубовый,
Вот кленовый.
Вот рябиновый рез-ной,
Вот с березки золо-той.
И последний лист с осинки
Ветер кружит над тропинкой.
К ночи ветер-ветерок
Рядом с листьями прилег.
Вот дубовый.
Вот кленовый,
Вот рябиновый рез-ной.
Вот с березки золо-той.
И последний лист с осинки
Тихо дремлет на тропинке. Бегут по кругу на но-сочках и взмахивают руками.
Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.
Опускают руки, присе-дают.
Бегут по кругу на но-сочках и взмахивают руками.
Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.
Кружатся на носочках на месте.
Приседают, опустив руки.
Сидят лицом в круг и загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.
Ложатся на спину, расслабляются, закры-вают глаза.
1 неделя
Овощи. Труд взрослых на полях и огородах. «Корзина с овощами» (Н. В. Нищева)
С большою корзиной иду в огород.
На грядках растет разноцветный народ.
Тут красный, пузатый сеньор-помидор.
А там кабачок, оседлавший забор.
Румяный редис принакрылся листком, Зеленый лучок дружно всходит рядком
Как солнышко, желтая репка горит
И с черною редькой, смеясь, говорит.
Лиловый атласный висит баклажан.
Он здесь словно гость из диковинных стран.
Вот рыжей лисицей крадется морковка,
А тут чеснока две седые головки
И сочный, кудрявый, хрустящий салат.
Все дружно в корзине горою лежат. Дети идут пальчиками по столу.
На каждое название овоща загибают по од-ному пальцу сначала на правой, а потом на левой руке.
Вновь идут пальчиками по столу.
«В огороде»
Приходите в огород
Посмотреть, как все растет,
Как играют в прятки
Огурцы на грядке.
Как подсолнухи в картошке
Тянут к солнышку ладошки.
Как от утренней росы
У бобов блестят усы.
Как краснеют у забора
Великаны-помидоры.
Все растет, все цветет,
Никому не тесно.
Приходите в огород —
Очень интересно. Дети маршируют.
Приседают, ладонями закрывая лицо
Поднимают руки через стороны вверх и вста-ют на носки
Наклоняют корпус вправо и влево
Поворачивают корпус вправо и влево
Наклоняют корпус впе-ред,
разводя руки в стороны
Прыгают на двух ногах с хлопками над головой.
2 неделя
Фрукты. Труд взрослых в саду. «Компот»
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много вот:
Будем яблоки кро-шить,
Грушу будим, мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и пе-сок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ. Левую ладошку дер-жат
«ковшиком» пальцем правой руки мешают.
Загибают пальчики по одному,
начиная с большого.
Опять варят и меша-ют
«Садовник» (Н. В. Нищева)
Мы вчера в саду гуляли.
Мы смородину сажали.
Яблони белили мы
Известью, белилами.
Починили мы забор.
Завели мы разговор:
— Ты скажи, Садовник наш.
Что ты нам в награду дашь?
— Дам в награду слив лиловых.
Груш медовых.
Самых крупных спелых яблок.
Вишен целый килограмм.
Вот что вам в награду дам. Идут по кругу, взявшись за руки.
Изображают, как копают яму и сажают в нее куст
Движение правой рукой вверх- вниз.
Имитируют удары молотком.
Стоят лицом в круг.
В центр выходит один ребенок.
Ведут диалог
На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших.
3 неделя
Насеко-мые. Под-готовка насекомых к зиме. «Пчела»
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полета-ли,
От усталости упали. Машут ладошками.
На каждое название насекомого
загибают пальчик.
Делают кружочки из пальчиков
подносят к глазам.
Роняют ладони на стол.
«Жуки» (Н. В. Нищева)
Я жук, я жук, Я тут живу,
Жужжу, жужжу: Ж-ж-ж. Дети приседают и про-износят текст.
По сигналу педагога «Жуки» дети поднима-ются и начинают бе-гать, расставив руки, как крылья. По сигналу «Дождь» дети должны опустить руки и при-сесть.
«Стрекоза» (Н. В. Нищева)
Летит стрекоза.
Как горошины глаза.
Вверх-вниз,
Взад-вперед,
Как прозрачный само-лет. Бегут по кругу, рас-ставив руки. Руками показывают большие глаза. Сначала бегут на носочках, потом в полуприседе.
Меняют направление бега.
Свободно бегают по ковру
4 неделя
Перелет-ные птицы, водопла-вающие птицы. Подготов-ка птиц к отлету. «Птички» (Н. В. Нищева)
Эта птичка — соловей.
Эта птичка — воробей.
Эта птичка — совушка,
сонная головушка.
Эта птичка — сви-ристель.
Эта птичка — коро-стель.
Эта птичка — злой орлан.
Птички, птички, по домам! Дети загибают по одному пальцу на обеих руках на каж-дое название птицы.
Машут сложенными накрест ладонями.
Машут руками, как крыльями.
«Осень» (Н. В. Нищева)
Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
В лужах лед про-зрачно-синий.
На листочках белый иней. Встают на носочки и поднимают руки вверх, а потом приседают.
Кружатся на носочках. Руки на поясе.
Приседают, делают плавные движения рука-ми перед собой влево-вправо.
Бегут по кругу на носоч-ках.
Останавливаются, при-седают.
1 неделя
Ягоды, грибы. Лес осенью. «Этот пальчик» (Н. В. Нищева)
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел. Массируют поочеред-но пальчики, начиная с мизинца.
«Грибы» (Н. В. Нищева)
Топ-топ — пять ша-гов,
В туесочке пять грибов.
Мухомор красный —
Гриб опасный.
А второй — лисич-ка,
Рыжая косичка.
Третий гриб — вол-нушка,
Розовое ушко.
А четвертый гриб — сморчок,
Бородатый стари-чок.
Пятый гриб — бе-лый,
Ешь его смело! Шагают пальчиками по столу. Переплели паль-цы — сделали туесочек, большие пальцы — руч-ка.
Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с мизинцев, на каждое название гриба.
«За грибами» (Н. В. Нищева)
Все зверюшки на опушке
Ищут грузди и вол-нушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала.
Лисички собирала,
Скакали зайчатки.
Искали опятки,
Медведь проходил,
Мухомор раздавил. Дети идут в хороводе.
Скачут вприсядку, сры-вают воображаемые грибы.
Бегут по кругу, собира-ют воображаемые гри-бы.
Скачут стоя, срывая вооброжаемые грибы.
Идут вразвалку,
Топают правой ногой.
«Где вы были?» (Н. В. Нищева)
Ножки, ножки, где вы были
За грибами в лес хо-дили.
Что вы, ручки, рабо-тали?
Мы грибочки соби-рали.
А вы, глазки, помога-ли?
Мы искали да смот-рели,
Все пенечки оглядели. Дети выполняют ходь-бу на месте.
Приседают, изобра-жают, что собирают грибы.
Смотрят из-под руки, выполняют повороты влево, вправо
2 неделя
Домашние животные и их дете-ныши. Со-держание домашних животных. «Котенок-шалун»
Котенок мамочку зовет:
- Мяу-мяу, мяу-мяу.
Он не напился мо-лока:
- Мало-мало, мало-мало.
Покормит мама мо-лочком:
- Мур-мур-мур, мур-мур-мур.
Свернется малень-ким клубком:
- Ур-ур, ур-ур-ур.
Потом с клубочком поиграет:
- Цап-цап-цап, цап-цап-цап.
И нитку быстро размотает:
- Ап-ап-ап, ап-ап-ап. Дети соединяют одно-именные пальцы обеих рук.
Скрещивают пальцы рук, опускают и подни-мают пальцы.
Поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой.
Потирают кулачок о кулачок.
Сжимают и разжимают пальцы рук.
Делают круговые дви-жения указательным пальцами относительно друг друга.
«Кони» (Н. В. Нищева)
Кони гуляют гурьбой на лугу.
Я всех коней перечислить могу:
Черный как уголь, белый как снег,
Рыжий как пламя красивее всех.
Серый, весь в яблоках, с гривой седой.
Конь шоколадный, совсем молодой.
Кони пасутся у речки гурьбой
Их посчитаем еше раз с тобой.
Черный как уголь, белый как снег.
Рыжий как пламя красивее всех.
Серый, весь в яблоках, с гривой селой.
Конь шоколадный, совсем молодой. Идут по кругу с высоким подниманием колена.
На каждое название коня загибают по одному паль-цу на обеих руках.
Вновь идут по кругу с высо-ким подниманием колена.
Вновь загибают пальцы.
«Тузик» (Н. В. Нищева)
Вот он крутится волч-ком.
Тузик, Тузик, хвост крючком.
Вот летит во весь опор
То на речку, то во двор.
То дежурит у ворот —
Словом, дел невпрово-рот. Кружатся на месте.
Руки держат на поясе
Кружатся в проти-воположную сторону. Двигаются по кругу, совершая поскоки. Приседают.
Снова двигаются по кругу, совершая по-скоки
3 неделя
Дикие жи-вотные и их дете-ныши. Подготов-ка живот-ных к зиме. «Есть у каждого свой дом» (Н. В. Нищева)
У лисы в лесу глу-хом
Есть нора — надеж-ный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж ко-лючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают боб-ры.
Спит в берлоге ко-солапый,
До весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем.
Дети загибают пальцы на обеих руках : по од-ному пальцу на каждое двустишие.
Удары ладонями и ку-лачками поочередно.
«На водопой» (Н. В. Нищева)
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосенок,
За мамой-лисицей крался лисенок,
За мамой-ежихой катился ежонок,
За мамой-медведицей шел медвежонок,
За мамою-белкой скакали бельчата,
За мамой-зайчихой — косые зайчата,
Волчица вела за собою волчат.
Все мамы и дети напиться хотят. Дети идут по кругу друг за другом.
Идут, громко топая.
Идут крадучись.
Передвигаются в глубоком приседе.
Идут вперевалку.
Скачут на носочках, согнув руки перед грудью.
Скачут, сделав ушки из ла-доней.
Идут на четвереньках. Останавливаются, делают лакательные движения языком.
«Ежик» (Н. В. Нищева)
Желтых листьев це-лый ворох. Ветра нет, а в листьях шо-рох.
Это еж, почуяв осень,
На иголках их уно-сит.
Хорошо, что он ко-лючий, —
Сам теперь как ли-стьев куча! Нужно листьями скорей
Спальню выстелить в норе Сидят на корточках, выполняют взмахи ру-ками вправо-влево.
Передвигаются по кругу на корточках.
Встают, выполняют прыжки на носочках.
Руки держат на поясе.
Опять приседают и выполняют
взмахи руками
4 неделя
Осенняя одежда, обувь, го-ловные уборы «Ботинки» (Н. В. Нищева)
Всюду, всюду мы вдвоем
Неразлучные идем.
Мы гуляем по лугам.
По зеленым берегам.
Вниз по лестнице сбегали.
Вдоль по улице ша-гали.
После лезем под кро-вать,
Будем там тихонько спать. Среднии и указатель-ный пальчики «шага-ют» по столу.
Дети загибают по од-ному пальцу на обеих руках на каждую строку.
Кладут ладони на стол.
«Маша растеряша»
Ищет вещи Маша,
Маша растеряша
И на стуле нет,
И под стулом нет,
На кровати нет,
Под кроватью нет.
Вот какая Маша,
Маша растеряша! Поворот в одну сто-рону.
Поворот в другую сторону.
Руки вперёд, в стороны
Присесть, развести руки в стороны.
Наклоны головы влево-вправо.
Погрозить указатель-ным пальцем.
5 неделя
Зима. Зим-ние меся-цы. Зиму-ющие пти-цы. Дикие животные зимой. «Пирог» (Н. В. Нищева)
Падал снег на по-рог.
Кот слепил себе пирог.
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек.
Пирожки себе пеки
Не из снега — из муки. Дети два раза медленно опускают ладони на стол.
Прижимая ладонь к ла-дони, показывают, как лепят пирог.
«Бегут» пальчиками обеих рук по столу.
Опять показывают, как пекут пирог.
«На кормушке» (Н. В. Нищева)
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. Ритмично сжимают и разжи-мают кулачки.
На каждое название птицы загибают по одному пальчику.
Опять сжимают и разжимают кулачки.
«Художник-невидимка» (Н. В. Нищева)
Художник-невидимка
По городу идет:
Всем щеки нарумя-нит,
Всех за нос ущипнет.
А ночью он, пока ты спал,
Пришел с волшебной кистью
И на окне нарисовал
Сверкающие листья. Маршируют по кругу друг за другом с высоким подниманием колена.
Останавливаются, встают лицом в круг, трут щеки ладонями.
Щиплют себя за нос.
Идут на цыпочках друг за другом.
Останавливаются, встают лицом в круг, рисуют воображаемой кистью.
«Снегири» (Н. В. Нищева)
Вот на ветке посмот-ри,
В красных майках снегири.
Распушили перышки,
Греются на солнышке.
Головой вертят,
Улететь хотят.
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За мете-лью! Опущенными руками хлопают себя по бокам.
Показывают грудку руками.
Мелко потряхивают кистями опущенных рук.
Повороты головой вле-во-вправо.
Бегут по кругу, взмахи-вая руками.
1 неделя
Мебель. Назначе-ние мебе-ли. Части мебели. Материа-лы, из ко-торых сде-лана ме-бель. «Наша квартира» (Н. В. Нищева)
В нашей комнате – столовой
Есть отличный стол дубовый,
Стулья – спинки все резные,
Ножки гнутые, витые.
И ореховый буфет
Для варенья и конфет.
В комнате для взрослых – спальне
Есть для платьев шкаф зеркальный,
Две широкие кровати
С одеялами на вате
И березовый комод,
Мама там белье берет.
А в гостиной кресла есть.
Телевизор смотрят здесь.
Есть диван и стол журнальный,
В стенке – центр музыкальный. На каждое название мебели дети загибают по одному паль-цу сначала на правой, потом на левой руке.
«Часы»
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт.
А в часах сидит ку-кушка,
У неё своя избушка.
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью,
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга.
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки ча-совой.
А часы идут, идут,
Иногда вдруг отста-ют.
А бывает, что спе-шат,
Словно убежать хо-тят!
Если их не заведут,
То они совсем вста-ют. Наклоны влево-вправо.
Дети садятся в глубокий присед.
Приседания.
Вращение туловищем вправо.
Вращение туловищем влево.
Ходьба на месте.
Замедление темпа ходь-бы.
Бег на месте.
Дети останавливаются.
2 неделя
Посуда. Виды по-суды. Ма-териалы, из которых сделана посуда «Машина каша» (Н. В. Нищева)
Маша каши навари-ла,
Маша кашей всех кормила,
Положила Маша кашу
Кошке – в чашку,
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам
И в корытце порося-там.
Всю посуду заняла,
Все до крошки раз-дала. Указательным пальцем правой руки мешают в ладошке левой руки.
Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших, на каждое название посу-ды.
Разжимают кулаки.
Сбувают воображае-мые крошки с ладошек.
«Посуда» (Н. В. Нищева)
Вот большой стеклян-ный чайник,
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чаш-ки,
Очень хрупкие, бед-няжки.
Вот фарфоровые блюд-ца,
Только стукни — разо-бьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой нож-ке.
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принес. Надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.
Присели, одна рука на поясе.
Кружатся, рисуя ру-ками круг.
Потянулись, руки со-мкнули над головой.
Легли на ковер, вытя-нулись.
3 неделя
Транспорт. Виды транспор-та. Про-фессии на транспор-те. Трудо-вые дей-ствия. «Транспорт»
Будем пальчики сгибать –
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолёт,
Трамвай, метро и самолёт.
Все пальцы мы в кулак зажали,
Все виды транспорта назвали. Загибаем пальцы начиная с ми-зинца.
«Встряхиваем» ладонями.
«На шоссе» (Н. В. Нищева)
По шоссе спешат машины.
– Ш-ш-ш! – шур-шат спокойно ши-ны.
И шипят со злом уже:
– Не спеши на ви-раже!
Еж с мешком и посошком
По шоссе идет пешком.
Над ежом кружит-ся стриж:
– Ты куда же, еж, спешишь?
– Прямо в город по шоссе
Тороплюсь я, как и все.
– Будь дружок, настороже,
Не спеши на ври-аже! Дети бегут по кругу, держат воображае-мый руль.
Выполняют поворот и продолжают движение.
Наклоняются и идут в полуприседе.
Бегут по кругу, взма-хивая воображаемы-ми крыльями.
Вновь идут в полуприседе.
Бегут по кругу, взма-хивая воображаемы-ми крыльями.
4 неделя
Новогод-ний празд-ник «Подарки» (Н. В. Нищева)
Дед Мороз принё с подарки:
Буквари, альбомы, марки,
Кукол, мишек и ма-шины,
Попугая и пингвина,
Шоколадок пол-мешка
И пушистого щенка. Дети «шагают» паль-чиками по столу.
На каждое название подарка загибают по одному пальцу снача-ла на правой, потом на левой руке.
«С Новым годом!» (Н. В. Нищева)
С Новым годом! С Новым годом!
Здравствуй Дедушка Мороз!
Он из леса мимоходом
Ёлку из лесу принёс.
На верхушке выше веток
Загорелась, как все-гда,
Самым ярким жарким светом
Пятикрылая звезда. Дети стоят лицом в круг, кланяются.
Идут по кругу, изоб-ражают, что несут на плече ёлку.
Встают лицом в круг, поднимают руки вверх.
Поднимаются на но-сочки.
Бегут по кругу, поста-вив руки на пояс.
«Кормушка» (Н. В. Нищева)
Рано утром на опуш-ке
Мы повесили кор-мушку
Для щеглов и для синичек,
И для всех голодных птичек
Не едите вы с ладо-шки
Зерна, семечки и крошки.
Прилетайте на опушку,
Угощенье ждет в кормушке. Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Останавливаются лицом в круг, ритмично подни-мают и опускают руки.
Вновь идут по кругу.
Меняют направление движения, бегут по кру-гу, взмахивая руками.
2 неделя
Профессии взрослых. Трудовые действия «Повар» (Н. В. Нищева)
Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
Повар леща берет
И опускает в компот
Бросает в котел поле-нья,
В печку кладет варе-нье
Мешает суп кочереж-кой,
Угли бьет повареш-кой.
Сахар сыплет в буль-он.
И очень доволен он. Приседают, ребром ладоней бьют по полу.
Имитируют выключе-ние света правой ру-кой.
Загибают большие пальцы на обеих руках.
Загибают указатель-ные пальцы.
Загибают средние пальцы.
Загибают безымянные пальцы.
Загибают мизинцы.
Изображают, как сыплют сахар.
Опускают руки, по-жимают плечами.
«Старый клен» (Н. В. Нищева)
На поляне перезвон,
Это пилят старый клен.
Поперечная пила
Отхватила полствола,
Рвет кору и режет жилки,
Брызжут желтые опилки.
Только крякнул ста-рый ствол
И пошел, пошел, по-шел.
Грянул наземь левым боком,
Утонул в снегу глу-боком. Дети встают парами, изображают работу пилой.
Руки вверх, медленно наклоняются.
Ложатся, вытягива-ются.
3 неделя
Орудия труда.
Инстру-менты. «Наперсток» (Н. В. Нищева)
Вышивает, шьет иголка,
Пальцу больно,
Пальцу колко.
А наперсток
В тот же миг
К девочке на пальчик
Прыг!
Говорит иголке:
— Шей,
А колоться ты не смей! Левая ладошка раскрыта, в правой руке — вообра-жаемая иголка; иголка «шьет» и задевает кончик указательного пальца на левой руке.
Дети делают правой ру-кой такое движение, как будто надевают на ука-зательный палец левой руки наперсток.
«Шьют».
Грозят указательным пальчиком левой руки.