Любовь Артемьева
Картотека «Опыты с песком»
.КАРТОТЕКА
"ОПЫТЫ ДЕТЕЙ С ПЕСКОМ".
Опыт № 1. «СУХОЙ ПЕСОК МОЖЕТ СЫПАТЬСЯ».
Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком? (Он сыплется).
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Сухой песок сыплется.
Опыт № 2. «МОКРЫЙ ПЕСОК ПРИНИМАЕТ ЛЮБУЮ НУЖНУЮ ФОРМУ».
Публикация «Картотека „Опыты с песком“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Темочки
Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком? (Он сыплется). Давайте попробуем построить что-нибудь из сухого песка. Получаются фигурки? Попробуем намочить сухой песок. Возьмите его в кулачок и попробуйте высыпать. Он также легко сыплется? (Нет). Насыпьте его в формочки. Сделайте фигурки. Получается? Какие фигурки получились? Из какого песка удалось сделать фигурки? (Из мокрого).
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Из какого песка можно сделать фигурки. (Из мокрого).
Опыт № 3. «НА МОКРОМ ПЕСКЕ ОСТАЮТСЯ СЛЕДЫ, ОТПЕЧАТКИ».
Воспитатель предлагает на сухом песке оставить отпечатки ладошек. Хорошо видны отпечатки? Воспитатель смачивает песок, перемешивает его, равняет. Предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек. Теперь получается? Посмотрите, виден каждый пальчик. Теперь сделаем следы ножек. Что вы видите? Почему получились отпечатки ладошек и следы ног? (Потому что песок намочили).
Вывод: О чём мы сегодня узнали? На каком песке остаются следы ног и ладошек? (На мокром песке остаются следы, отпечатки).
Опыт№ 4. «ПЕСОК – ЭТО МНОЖЕСТВО ПЕСЧИНОК».
Ребята, что у меня в стаканчике? (Песок). Я возьму белый лист бумаги и насыплю на него немного песчинок. Посмотрите, какие они мелкие. Каждую из них хорошо видно на листике бумаги. Чтобы получилась большая горка песка нужно очень много песчинок. Воспитатель насыпает несколько горок песка разной величины. В какой из них больше (меньше) песчинок? А в песочнице много песчинок?
Вывод: О чём мы сегодня узнали? В песочнице много песчинок?
Опыт № 5. «КАК ПЕСОК, ГЛИНА, КАМНИ ПРОПУСКАЮТ ВОДУ»
Цель: выяснить, что песок, камни, глина по-разному пропускают воду.
Дети наливают одинаковое количество воды в три ё мкости: с песком, с камнями, с глиной. Выясняют, что вода хорошо проходит сквозь песок и камни, а на поверхности глины она задерживается. Размышляют и делают предположения, почему так. Вспоминают, что во время дождя на песчаном грунте почти нет луж, а вот на глиняном и на асфальте их много, потому что в глину и асфальт вода не просачивается. Проводят опыт на основании этого предположения: в три лейки с песком, камнями и глиной льют воду и наблюдают, сквозь что вода проходит быстрее.
Вывод: кусочки глины очень плотные и не пропускают воду, а песчинки и камешки не слипаются, поэтому вода проходит хорошо.
Опыт № 6. «ВОЛШЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ».
Цель: выяснить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.
Дети лепят фигурки из влажного песка и глины; выясняют, из какого материала лепить лучше и почему (глина более пластична). За определённое время, когда фигурки подсохли, видят, что глиняные фигурки твердеют, а песчаные рассыпаются.
Вывод: влажная глина вязкая и сохраняет форму после высыхания. Когда песок высыхает, то рассыпается.