Галина Сатосова
Картотека опытов с водой и растениями для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт с водой.
Материалы: различные емкости для воды; чистая питьевая вода; чистые стаканы; чайные ложки; соль; сахар.
Ход опыта.
В стакан налить чистую питьевую воду и попробовать вкус. Какая на вкус вода? Добавить в воду немного соли и размешать, снова попробовать. Что изменилось, какая на вкус стала вода? Добавить в другой стакан немного сахара, размешать и попробовать. Куда исчез сахар? Какая вода стала на вкус? Изменился ли цвет воды с добавлением сахара, соли? Почему?
Публикация «Картотека опытов с водой и растениями для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
Вода прозрачная, в ней растворяются различные вещества, и она приобретает вкус растворенного вещества.
Опыт с водой.
Куда делась вода?
Материалы: стакан с водой; маркер.
Ход опыта.
В стакан налить воду, отметить маркером уровень воды и поставить в самое теплое место помещения. Через день отметить изменение уровня воды. Почему уровень воды изменился? Что произошло?
Вода испаряется.
Опыт с водой.
Есть ли у воды запах?
Материалы: Емкости для воды; холодная и горячая вода.
Ход опыта.
В емкость налить холодную воду и понюхать, есть ли запах? в другую емкость налить горячую воду и понюхать. Есть ли запах? Какое предположение можно сделать?
Вода не имеет запаха.
Опыт с водой.
Трубочка пипетка.
Материалы. Трубочка для коктейля; стакан с водой; стакан.
Ход опыта.
Поставить рядом стакан с водой и пустой стакан. Опустить трубочку в воду. Взять трубочку двумя пальцами, при том указательным пальцем закрыть сверху отверстие трубочки, вытащить из воды и перенести в пустой стакан. Снять палец с трубочки- воды вытечет в пустой стакан. Проделав тоже самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой. По тому принципу работает пипетка, которая наверняка есть дома в вашей аптечке.
Опыт с водой.
Живая рыбка.
Материалы: Плотная бумага; ножницы; емкость с водой; пипетка; растительное масло.
Ход опыта.
Из плотной бумаги вырезать небольшую фигурку рыбы. В центре проделать небольшое отверстие, от которого прорезать до хвоста узкую полоску.
В емкость с водой положить рыбку так, чтобы нижняя сторона ее вся была смочена, а верхняя осталась сухой.
Наберите в пипетку немного растительного масла и капните одну большую каплю в отверстие фигуры рыбки, лежащей на воде. Рыбка поплывет.
Стремясь разлиться по поверхности воды, масло потечет по прорези. Впитывая воду из прорези, масло будет толкать фигурку рыбы.
Опыт с растениями.
Для чего корешки?
Материалы: Черенок герани или бальзамина с корешками; емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка; маркер.
Ход опыта.
Дети рассматривают черенки бальзамина или герани с корешками. Выясняют, для чего корни нужны растению (корни закрепляю растение в земле, забирают ли они воду. Помещают растение в прозрачную емкость, отмечают маркером на емкости уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для черенка. Спустя несколько дней определяют, что произошло с водой (воды стало меньше) и объясняют процесс всасывания воды корешками. Результат дети зарисовывают.
Корешок растения всасывает воду.
Опыт с растениями.
Как увидеть движение воды по корням растения?
Материалы: Черенок бальзамина с корешками: вода с пищевым красителем.
Ход опыта.
Дети рассматривают черенки бальзамина с корешками, уточняют фукнцию корешков (они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу).
А что еще корешки могут брать из земли?
Обсуждаются предположения детей. Рассматривают пищевой сухой краситель – питание, добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что, если корешки заберут питание из воды, они, наверное, окрасятся в цвет красителя. Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают виде дневника наблюдений.
Корешок растения всасывает воду и питательные вещества. Вода движется по корешкам к стеблю и листьям растения.
Опыт с растениями.
Нужен ли корням растения воздух?
Материалы: емкость с водой; почва уплотненная рыхлая; две прозрачные емкости с черешками герани; пульверизатор; растительное масло; два горшечных растения одного вида : одно – ухоженное, земля в горшочке влажная, другое – увядает, земля в горшочке сухая.
Ход опыта.
Дети выясняют, почему одно растение растет лучше другого. Рассматривают, определяют, что в одном горшочке почва плотная, сухая, в другом – рыхлая, влажная. Почему плотная сухая почва для растения хуже? Доказывают, погружая сухие плотные комочки почвы в воду (плохо смачиваются, мало воздуха, так как из плотной земли мало выделяется пузырьков воздуха). То же проделывают с влажными рыхлыми кусочками почвы. Сравнивают. Уточняют, нужен ли воздух корням. Три одинаковых черешка герани помещают а прозрачные емкости с водой. В одну смесь с помощью пульверизатора нагнетают воздух к корням, вторую оставляют без изменений, в третью на поверхность воды наливают тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдают за изменением черешков (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей растение вянет. Делают выводы о необходимости воздуха для корешков, зарисовывают результат.
Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.
Опыт с растениями.
Запасливые стебли.
Материалы: Губка; бруски деревянные (неокрашенные, лупа, невысокие емкости с водой; глубокая емкость.
Ход опыта.
Педагог предлагает детям проверить стебли каких растений умеют запасать воду. Дети рассматривают алгоритм опыта и под руководством взрослого выполняют следующие действия: в разные емкости наливают одинаковое количество воды: опускают в первую емкость деревянные бруски, во вторую- губки (бруски и губки представляют собой плотные и рыхлые стебли растений); проверяют через 5-10 минут наличие воды в емкостях. Делают вывод о накоплении влаги в некоторых растениях, стебли которых имеют различную плотность. Взрослый самостоятельно предлагает выполнить опыты по алгоритму.
В пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу.
Опыт с растениями
Сколько воды пьет растение?
Материалы: Стеклянные колбы с водой; черенки спатифиллума и колеуса; маркер.
Ход опыта.
Срезают черенки для посадки и помещают их в колбы с одинаковым количеством воды. Отмечают уровень воды в колбах. Маркером. Через один, два дня дети проверяют уровень воды в каждой колбе. Выясняют, почему он не одинаков.
Растение с крупными листьями поглощают воды больше.
Опыт с растениями.
Как вода движется к листьям.
Материалы: Два стеклянных сосуда с водой (в одном вода подкрашена пищевым красителем); марке; черенок с бальзамина; лупа; нож; салфетка; лист бумаги; карандаши (все на каждого ребенка).
Ход опыта.
Взрослый каждому ребенку по очереди надрезает черенок бальзамина (появиться обильный сок). Предлагает рассмотреть место надреза и сок через лупу. (Стебель бальзамина содержит множество волокон, наполненных соком). Как пьет растение? Дети опускают черенок в подкрашенную воду, предварительно отметив объем воды в сосуде, и оставляют его на некоторое время.
Воды в банке стало меньше –это видно на отметке, стебель изменил окраску – цветная вода проникла внутрь него. Вода движется к листьям.
Опыт с растениями.
Нужно ли тепло растениям?
Материалы: Черешки герани; сосуды с водой.
Ход опыта.
Взрослый спрашивает, почему на веточках на улице нет листьев (на улице холодно, деревья «спят»). Взрослый предлагает поместить черешки герани в сосуды с водой и одни разместить между окон, другие на подоконнике. Дети наблюдают за ростом черешков в помещении и между окон. В помещении цветы чувствуют себя более комфортно. Оформляют результаты наблюдения в виде модели зависимости роста растений от тепла.
Холодно – растения растут медленно, тепло – растут быстро.
Опыт с растениями.
Как растение дышит.
Материалы: Комнатное растение; трубочки для коктейля; вазелин; лупа.
Ход опыта.
Воспитатель спрашивает, дышат ли растения?. Как доказать, что растения дышат?. Дети предполагают, опираясь на знания о процессе дыхания человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и затем выходить из него. Воспитатель предлагает детям подышать в трубочку. Затем одно отверстие трубочка замазывает вазелином и опять предлагает подышать детям через трубочку. Дети делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза: растения в листочках имеют небольшие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить то смазывают вазелином на одном листочке верхнюю сторону, на другом нижнюю, на третьем – обе стороны. Ежедневно в течении недели наблюдают за листьями.
Листья растения дышат нижней стороной. Те листья, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, завяли.
Опыт с растениями.
Чем дышит растение.
Материалы: Прозрачная емкость с водой; лист на длинном черешке или стебельке; трубочка для коктейля; лупа.
Ход опыта.
Взрослый предлагает узнать, проходит ли воздух через листья внутрь растения. Дети рассматривают срез стебля через лупу и видят небольшие отверстия, затем погружают стебель в воду и наблюдают выделение пузырьков из стебля. Взрослый с детьми исследует прохождение воздуха через лист растения по алгоритму; наливают в бутылку воды, оставив ее не заполненной на 2-3 см; вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду, плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой; здесь же проделывают отверстие для трубочки от коктейля и оставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют трубочку пластилином; встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух.
Воздух через лист походит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.