Галина Тукачёва
Картотека опытов с солью для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека опытов с солью для детей дошкольного возраста
Опыт №1 : Посмотрим через увеличительное стекло (похожи на зёрнышки, кристаллики) ( на тарелочках три горки соли: мелкого помола, среднего и более крупного размера в виде небольших камешек)
Вывод: Частицы соли похожи на кристаллики. Она соленая, белого цвета, не имеет запаха.
Опыт №2 : Пересыпьте соль ложечкой (соль сыпется)
Публикация «Картотека опытов с солью для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Вывод: На ощупь соль сухая и сыпучая. Соль твердая, хрустящая
Опыт №3 Пипеткой капнуть немного воды на соль, куда она делась? (она впиталась)
Вывод: Соль впитывает воду.
Опыт №4 В стаканчик с водой насыпать соль и перемешать, что теперь? (соль растворилась)
Вывод: Соль растворяется в воде.
Чтобы узнать в какой воде, холодной или горячей, соль растворится быстрее, проводим следующий опыт. Для этого опыта мы взяли 2 стакана. В один налили холодной воды, а в другой – горячей (на стаканах обозначили температуру воды кружочками) В оба стакана насыпали по три ложки соли и хорошо перемешали. В результате опыта мы увидели, что в стакане с горячей водой соль растворилась быстрее. Но и в одном, и в другом стакане она осталась прозрачной и бесцветной.
Вывод: Чем горячее вода, тем быстрее в ней растворяется соль. Соль растворяется в воде, оставляя ее прозрачной и бесцветной.
Опыт №5 Воду, в которой растворяли соль, попробовать на вкус. (Вода стала соленной)
Вывод: Вода стала соленной. Определили, что соль полностью растворилось в воде, цвет и запах не изменились, но изменились вкусовые качества воды – она стала соленой.
Опыт №6 (показ воспитателя)
- Ребята, а вы знаете, как вернуть соль из воды? (ответы детей). Попробуем вернуть соль? Нам поможет в этом свечка, над которой мы будем нагревать ложечку с соленой водой. Что происходит с водой? (выкипает). Что остается в ложечке после выпаривания воды? (соль).
Вывод: Что можно сказать о соли в этом случае? ….). Соль в воде не исчезает, а растворяется, её можно получить вновь, нагревая соленую воду.
Опыт №7 «Плавающий картофель». Мы взяли 1 сырую картофелину и два стакана с водой. В один из стаканов насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали. Затем в стаканы поочередно опустили картофель. Там, где вода была пресная, картофель сразу же опустилось на дно, а в стакане с соленой водой он остался на поверхности воды. Это было необыкновенное чудо, о котором мы даже не догадывались.
Вывод: Соль повышает плотность воды, поэтому картофель не тонет. Теперь мы знаем, что на море научиться плавать легче.
Опыт №8 «Снежная веточка».
Цель: подвести детей к пониманию, что соль кристаллизуется.
В ёмкость с водой насыпают соль, размешивают её и опускают веточку ели. Оставляют на 4 дня.
Вывод: соль имеет свойство превращаться в кристаллы (кристаллизоваться).
Опыт №9 «Незамерзающая соль»
Мы поставили воду в двух стаканах за окно и на следующий день увидели,
что пресная вода стала замерзать, а соленая нет
Вывод: соль понижает температуру замерзания воды.
Опыт №10 «Соль и лед»
На поднос мы выложили кусочки льда и сверху посыпали солью, мы увидели что лед под действием соли очень быстро превращается в воду.
Вывод: При взаимодействии льда с солью, лед начинает таять.
Опыт №11 «Выращивание кристаллов из поваренной соли»
Взять соль, насыпать в ёмкость с тёплой водой, перемешивать пока она не растворится. Добавить ещё соль и снова перемешать. Повторять этот этап до тех пор, пока соль перестанет растворяться, и станет оседать на дно, получится насыщенный раствор соли. В раствор поместить шерстяную нить, прикрепленную к палочке так, чтобы нитки не касались стенок емкости и наблюдать.
Вывод:
1. Поваренная соль состоит из кристаллов.
2. При соприкосновении кристаллов соли с водой, они растворяются.
3. Быстрее всего кристаллы соли могут образовываться в насыщенном растворе поваренной соли с «затравкой».
4. По мере того как вода испаряется, соль снова образует кристаллы.
5. В группе детского сада можно вырастить кристаллы при необходимых условиях: наличие насыщенного солевого раствора и ниточки.