Лидия Сафонова
Картотека опытов и экспериментов на прогулке с детьми 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека
опытов и экспериментов на
прогулке с детьми 5 – 7 лет
Приобщение дошкольников к природе родного края, знакомство с окружающим миром проходит через систему сезонных прогулок.
При проведении прогулок у детей формируются:
- умения и навыки наблюдений за природными объектами
- способность замечать и анализировать сезонные изменения в жизни окружающей природы.
Живая природа – один из факторов образования и воспитания дошкольников. Общаясь с природой, изучая ее объекты и явления, дети постепенно постигают мир, в котором они живут.
Они открывают многообразие растительного и животного мира,
Публикация «Картотека опытов и экспериментов на прогулке с детьми 5–7 лет» размещена в разделах
Испытывают нравственно – эстетические чувства и переживания.
Природа – это источник радости, отдыха, красоты, здоровья.
В условиях детского сада последовательное изменение в живой и неживой природе и их взаимосвязях формируются не только через наблюдения, но благодаря опытам и экспериментированию на прогулке.
Осенний период времени
Опыт «Уличные тени»
Цель: Показать на опыте, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.
Дети рассматривают свои тени.
-Когда появляется тень? (когда есть источник света).
-Что такое тень? (это темное пятно)
-Почему она образуется?
Оно образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет,
за этим предметом лучей света гораздо меньше, поэтому появляется пятно.
Вывод: Тень появляется при наличии света и предмета, очертания предмета и тени схожи.
Чем выше источник света, тем короче тень.
Чем прозрачнее предмет, тем светлее тень.
Опыт «Полет семян одуванчика»
Цель: Выяснить, от чего зависит направление полета семян одуванчика.
Аккуратно сорвать головку белого одуванчика и подуть на нее, посмотреть, как разлетаются воздушные парашютики одуванчика,
Как далеко они полетят - подуть сильнее и определить, какие семена
пролетают дальше.
Вывод: Полет семян одуванчика зависит от силы дуновения,
Дальше летя те семена, которые сверху.
Опыт «Летающие семена»
Цель: Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере
семян, которые он разносит.
Дать детям по одному летающему и одному нелетающему семени.
Предложить поднять как можно выше руки с семенами, встать самим и одновременно опустить обе руки с семенами (семена фасоли и клена).
Чем с большей высоты опускаются семена тем нагляднее разница в скорости падения.
Вывод: растения имеют различные по форме, размерам приспособления для полета семена.
Опыт «Полет перышек»
Цель: Выяснить, все ли перышки способны летать.
Предложить детям по два перышка. Маховое перышко – для полета.
Пуховое – для согревания птиц. Дети подбрасывают перышки в воздух
и наблюдают за их полетом.
Вывод: Пуховое перышко дольше держится в воздухе, оно легче махового.
Опыт «Здравствуй, ветер!»
Цель: Показать детям движение воздуха, его свойство быть невидимым.
Дети подходят к луже - это «море», дети – это «ветры».
Они дуют на лужу.
- Что получается?
Чем сильнее дуть, тем больше волны.
Дети опускают в воду кораблики с парусами, дуют,
кораблики плывут.
Что происходит с корабликами, если ветер очень сильный?
Вывод: Воздух невидим, но его движение можно почувствовать.
Опыт «Воздух невидим»
Цель: Показать детям, что воздух не имеет определенной формы,
Распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.
Развивать способности устанавливать причинно – следственные связи на основе элементарного экспериментирования.
Воздух не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях. Можно взять ароматические салфетки, корки апельсина, дольки чеснока и предложить детям, закрыв глаза. Последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся вокруг.
Вывод: Воздух невидим, но он можно передавать запахи на расстоянии.
Опыт «Движение воздуха»
Цель: Показать, что хотя воздух невидим, его можно почувствовать.
Предложить детям помахать рукой у лица.
- Какое ощущение?
Подуть на руки. Что почувствовали?
Все эти ощущения вызваны движением воздуха.
Вывод: Воздух не «невидимка», его движение можно почувствовать,
обмахивая лицо.
Опыт «Воздух, откуда он берется?»
Цель: Убедиться, что воздух есть везде.
Потихоньку выпускаем воздух из надувного шарика. Если подставить руку под струю выходящего воздуха, то его можно почувствовать. Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер. Надувая воздушный шар, задаем детям вопрос
- Чем надуваем шар? (воздухом)
- А откуда он берется?
Предложить детям закрыть нос, рот руками, не дышать.
Выяснить, что они испытывают при этом?
Вывод: В человеке есть тоже воздух, которым мы при выдохе заполняем воздушный шар. Если человек на некоторое время перестает дышать, он испытывает дискомфорт, начинает задыхаться, значит, без воздуха
невозможно жить.
Опыт «Почему не тонут корабли?»
Цель: Определить свойства предметов.
В лужу опустить металлические предметы, наблюдая за тем,
как они тонут. Опустить в воду жестяную банку, постепенно заполняя
ее металлическими предметами, банка остается на плаву.
Вывод: Банка не тонет, потому что площадь соприкосновения дна
банки с водой больше, чем площадь соприкосновения любого предмета
с водой, поэтому отдельные предметы, опущенные в воду, тонут.
Зимний период времени
Опыт «Первый снег»
Цель: Выяснить, как быстро растает одинаковое количество снега на ладошке или в рукавичке.
Слепить два снежка, один положить в рукавичку, а другой держать в руке.
Вывод: Снег в ладошке быстрее превратиться в воду от тепла ладошки.
Опыт «Что такое лед»
Цель: Выяснить, как вода превращается в лед.
Взять две емкости с одинаковым количеством воды. Одна емкость выносится на улицу, а другую остановить в группе. На следующий
День - в одной емкости вода превратилась в лед, так как стояла на улице,
В другой емкости вода была комнатной температуры и льда не образовалось.
Вывод: Вода превращается в лед при низкой температуре воздуха.
Опыт «Вода и снег»
Цель: С помощью эксперимента закрепить у детей знания о том, что
Вода может иметь различные состояния.
Внести в группу лед и снег, и выяснить, что быстрее растает.
Взять три емкости - с рыхлым снегом, с утрамбованным снегом и со
льдом.
Вывод: Рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный,
а последним растает лед.
Опыт «Слепи снежок»
Цель: Подвести к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха.
В морозный день предложить слепить снежки. (обратить внимание, что это невозможно) Принести в этот день снег в группу, через некоторое время слепит снежки и оказывается, что
это легко сделать.
Вывод: Снег стал липкий, т. к. у него изменилась влажность.
Опыт «Лед – твердая вода»
Цель: Продолжать знакомство со свойствами воды.
Принести сосульки в группу. Поместить их в емкости, каждую отдельно. Наблюдать за таянием сосулек. Если сосульки разного размера, то обратить внимание, какая из них растает быстрее.
Вывод: Лед – твердая вода.
Опыт «Глубина снега»
Цель: Измерение условной меркой (шест длиной метр и выше, глубину сугробов до и после снегопада.
После снегопада измерить глубину сугробов в разных местах.
Опуская шест в снег отмечать метки на нем.
Вывод: Чем выше сугроб, тем больше глубина.
Опыт «Защитные свойства снега»
Цель: Познакомить детей со свойствами снега.
В две емкости налить одинаковое количество воды.
Одну емкость положить на поверхность сугроба, другую зарыть
глубоко в снег. В конце дня забрать емкости.
Выводы: Чем глубже будет находиться емкость с водой, тем теплее будет вода. Самая холодная вода будет в емкости, стоявшей на поверхности сугроба. Корням растений под снегом и почвой тепло.
Чем больше снега, тем теплее растению.
Опыт «Чьи следы»
Цель: Расширять кругозор, воспитывать любознательность.
Пройти, пробежать, попрыгать на одной ноге, на двух ногах
по свежему снегу. Рассмотреть оставленные следы, а также следы
птиц, животных.
Вывод: Разные люди оставляют разные следы. Следы птиц, животных
Тоже отличаются друг от друга.
Весенний период времени
Опыт «Солнце высушивает»
Цель: Выявить способность солнца нагревать предметы.
Повесить на участке сушиться платочки, намочить песок водой,
разлить воду на асфальте. Потрогать здание детского сада на
солнечной и теневой сторонах.
Вывод: Чем ярче светит солнце, тем быстрее высыхает ткань,
песок и асфальт.
Опыт «Зависимость роста травы от освещенности места произрастания»
Цель: Показать зависимость роста растений от освещенности растения.
Обратить внимание на травы растущих в хорошо прогреваемых и защищенных от ветра местах. Трава появляется раньше и растет быстрее.
Вывод: Чем больше солнца, тем быстрее растет трава.
Опыт «Водопроницаемость песка и глины»
Цель: Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования.
Налить воду в лунку с песком.
- Каким он стал? (влажным, мокрым)
- Куда исчезла вода? (она впиталась)
- В какой песок легче входит палочка? (в сухой)
Налить воду на глину.
- Как впитывается вода? (медленно)
Часть воды остается на глине.
Легче воткнуть палочку во влажную глину, чем в сухую.
Вывод: Песок быстрее пропускает воду, чем глина.
Опыт «Песчаный конус»
Цель: Показать свойства песка.
Горсть песка выпустить струйкой так, чтобы он падал в одно место.
Постепенно в месте падения образуется конус растущий в высоту и увеличивать площадь у основания. Если долго сыпать песок он начинает двигаться. Движение песка похоже на течение.
Вывод: Песок может двигаться.
Летний период времени
Опыт «Отсутствие ветра»
Взять надувной шарик и подбросить его вверх
Вывод: Если нет ветра, то шарик будет летать только под действием руки.
Опыт «Цветок»
Цель: Воспитывать доброе отношение к природе.
В начале прогулки сорвать один цветок. В конце прогулки посмотреть, что с ним стало. Сравнить его с цветами на клумбе.
Вывод: Цветок без корней и воды погибает.
Опыт «Наблюдение за солнцем»
Цель: Проверить с помощью эксперимента степень нагревания предметов.
Предложить детям потрогать камни и металлические предметы
утром, днем и вечером. Выяснить разницу температуры.
Вывод: Более нагреты предметы в полдень.
Опыт «Солнечный зайчик»
Цель: Показать с помощью эксперимента, как можно многократно
отразить свет, увидеть его там, где его быть не должно.
Предложить детям с помощью «солнечного зайчика» увидеть, как он
получается. Используя еще одно зеркало в том месте, где увидели на стене
солнечный зайчик, получим еще одного солнечного зайчика.
Вывод: Чтобы отразить солнечный свет несколько раз, надо иметь
Несколько зеркал.