Галина Григорьевна Черепанова
Картотека наблюдений для детей первой младшей группы
1 мл. группа
Осень
Наблюдение в цветнике.
1. Рассказать детям, что это цветник, что здесь растут цветы. Обратить внимания детей на красоту цветов. Срезать один цветок, рассказать ДЕТЯМ, ЧТО цветок имеет стебель, листья, они зеленые, но по форме бывают разные. Понюхать цветы. Познакомить с цветком - астрой. Объяснить, что рвать и мять цветы нельзя. Воспитывать бережное отношение к цветам.
2. Подвести детей к цветнику, спросить: «Что это?», «Что на цветке растет?»
Предложить детям найти знакомый цветок. Вспомнить, как он называется (астра).
Публикация «Картотека наблюдений для детей первой младшей группы» размещена в разделах
Познакомить с новым цветком-ноготком (форма, цвет)
3. Предложить детям понюхать цветы. Как красиво на клумбе, найти знакомые цветы. Прочесть стишок:
Я похож на ромашку,
Только в желтенькой рубашке,
Я на клумбе не высок,
Называйся - ноготок!
1 мл. группа
Осень
Наблюдение на участке.
1. Рассмотреть участок с детьми. Какие яркие и красивые стоят сейчас деревья. У них много красных и желтых листочков. Понаблюдать, как падают листья и кружатся в воздухе. Предложить детям собрать красивые листочки и сделать из них веночки.
2. Отметить как иного листьев на земле. Посмотреть вверх, как листья падаю с деревьев, и кружатся в воздухе. Найти на земле листья берез, разные по величине и окраске, сравнить ИХ. Научит детей наблюдать природу и любить ею.
3. Обратить внимание детей на то, что листья на деревьям ставится все меньше и меньше. Опавшие листья становятся все бурыми и темными (СУХИМИ). Ветер гонит ИХ по дорожкам. По сухим листьям хорошо бегать, они приятно шуршат под ногами.
Листопад, листопад, Листья желтые летят,
Под ногой шуршат, шуршат, Скоро голый станет сад.
4. Обратить внимание детей на то, какие большие кучи листьев нагребли дворники. Рассмотреть листья потемнели, свернулись и опадают. Предложить детям потрогать и послушать как они шуршат.
5. Посмотреть на внешний вид участка. Деревья голые, на земле лежит снег. Кое-где видна сухая трава. Расчистить снег и посмотреть, что лежит под снегом (под снегом сухие листья и трава).
6. Обойти с детьми участок и рассмотреть, как красиво снег украсил деревья и кусты. Снег лежит на крышах, на скамейках. Обратить внимание как блестит снег на солнце – как звездочки сверкают снежинки: Снег пушистый, звездочками вышит.
1 мл. группа
Осень
Наблюдение в цветнике.
1. Найти на клумбе знакомые цветы (астра, ноготки) посмотреть, как они выглядят. Цветы уже увядают, чернеют. Ребятам предложить собрать семена в мешочек.
Осень наступила. Высохли цветы.
И глядят уныло, Голые кусты.
2. Отметить, что все цветы на участке почернели, замерзли. Кое-где на клумбе уже лежит снег. Отметить, что сейчас осень. Стало холодно, цветы все замерзли.
3. Посмотреть, что все уснуло. Все цветы замерзли, земля тоже мерзлая и покрыта снегом. Кое-где из-под снега торчат сухие стебли. Очистить снег и показать детям сухие стебли, взять стебелек в руки – он ломается. Постучать палочкой по земле – она твердая, как камень.
1 мл. группа
Осень
Наблюдение за птицами.
1. Положить в кормушку корм для птиц и посмотреть, как они его клюют. Сказать детям, что это воробьи. Обратить внимание детей, что у птиц есть глаза и они видят корм, который им насыпают в кормушки. У птиц есть клюв, что бы клевать зернышки, крошки хлеба и т. д., ноги у птиц для того, чтобы они бегали, прыгали.
«Жили-были два воробышка. Два маленьких, два хорошеньких Один Чик, другой -Чирик. Вместе Чик-Чирик».
2. Рассказать про птиц, рассмотреть их внешний вид. Рассказать о том что они летают, что тело птиц покрыто перышками. И что птицы бывают разной расцветки. Пример: воробьи-коричневые, синички-серые.
3. Наблюдать куда они летают, что таскают в клювиках. Отметить что воробышки птицы маленькие.
Воробей, воробей, воробей-воробушка,
Подлетай, не робей, я насыплю зернышек.
4. Обратить внимание детей на птиц сидящих на деревьях. Птицы большие черные. Сказать детям, что это вороны. Они громко каркают.
1 мл. группа
Осень
Наблюдение за птицами.
1. Перед прогулкой воспитатель говорит детям: надо с собой взять хлебных крошек, что бы покормить птичек. Придя на место скопления птичек показать детям, как надо их кормить: посыпать крошки в ряд и птички будут клевать с двух сторон. Подзывать птичек, (голубей) ласково разговаривая с ними, затем дать каждому ребенку немного крошек и предложить покормить голубей. Обратить внимание детей на то, что у голубей есть глава, что голуби видят корм, у голубей есть ноги они ходят, есть хвост.
2. Воробьи сидят нахохлившись (так греются, не чирикают. Воробьям сейчас холодно и голодно. Расчистить площадку и насыпать зернышек для птиц.
Трудно птицам зимовать
Нужно птицам помогать.
Со двора я притащил косточку столовую
В месте с папой смастерил
Птичкину столовую.
3. Рассмотреть подробней внешний вид голубей (есть крылья, голуби, летают). Посмотреть куда они летают, где они живут. Рассказать детям, что голуби бывают разной величины, разного цвета. Есть голуби маленькие, есть большие.
1 мл. группа
Осень
Наблюдение за небом и облаками.
1. В облачный день показать детям облака, и спросить, что они видят на небе. Рассказать ДЕТЯМ про облака, что в начале осени облака кучевые, но не темные. Они красивые белые и пушистые, похожие на кусочки ваты".
Загадка: Пушистая вата плывет купа-то.
2. Отметить, что небо стало серое, постоянно затянуто тучами, вечером чаще идут дождя, иногда даже со снегом.
Тучи в небе кружатся,
Что ни шаг, то лужица.
Хлынут ливни осени,
В небесах нет просени.
3. Обратить внимание на то, что облака стали совсем другие, серые, тяжелые и низкие. Наблюдая за ними, подводим детей к знанию, что облака в разную погоду бывают разные. Вот медленно ползут темные, почти черные облака их называют тучами. Из таких туч обычно идет дождь.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
1 мл. группа
Осень
Наблюдение за деревьями.
1. Подойдя к березе, обратить внимание какая она красивая. Что есть у березы (ствол, ветки, листья). Предложить детям погладить ствол, «Какой он?» (гладкий). «А ещё какой?» белый (высокий). «А листочки, какие?» (Зеленые. Появились уже и желтые, некоторые опадают на землю).
2. Показать детям деревья на участке, и объяснить им, что они бывают разные по высоте: есть низкие деревья, а есть высокие. Что бы развивать у детей глазомер, надо с детьми поиграть в игру «Раз, два, три к высокому (низкому) дереву беги».Следует заранее наметить низкие и высокие деревья.
3. Спросить детей как называется это дерево? Что у березы есть? (ствол, ветки, а что у березы еще было летом? (листочки). А сейчас береза вся голая. А куда делись листочки? Правильно они все упали на землю.
4. Слегка согнуть одну веточку – она легко ломается. Объяснить ДЕТЯМ, что во время холодов деревья становятся хрупкими и легко ломаются. Воспитывать бережное отношение к деревьям.
1 мл. группа
Осень
Наблюдение за дождем.
1. Наблюдать, как идёт дождь. Сначала он капает редкими каплями, потом постепенно усиливается. Посмотреть, как одеты люди во время дождя. Сказать, что они дождя не боятся, так как надевают резиновую обувь, плащи и берут с собой зонтики.
Дождик, дождик кап да кап мокрые дорожки.
Все равно гулять пойдем. Наденем в сапожки!
2. Отметить, что дожди идут холодные, с ветром и снегом.
1 мл. группа
Осень
Наблюдение за солнцем.
1. Обратить внимание детей на то, что они пришли в сад в теплом пальто и шапках. Почему вы одета так тепло? Найдите солнышко, где оно? Протяните руки к солнцу. Греет оно или нет? Дети отмечают, что солнце светит, но ней греет.
2. Отметить, что солнце только светит, но не греет. Кругом лежит снег, но он не тает. Почему не тает?
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Наблюдение за небом.
Выйдя на прогулку обратить внимание на небо, какое сегодня небо? (голубое или серое, высокое или низкое).
1 мл. группа
Осень
Наблюдение за ветром.
1. Перед прогулкой раздать детям флажки для наблюдения за ветром. Выйдя на прогулку предложить поднять флажок по ветру, и обратить внимание как он колышется. Почему? Пояснить, что дует ветер. «Дует, дует ветерок! Дует, подувает, желтые листочки с дерева срывает!»
2. Обратить внимание детей на деревья, посмотреть, как они качаются. Предложить детям подумать: Почему деревья качаются? При этом воспитатель говорит: Сегодня дует ветер, погода ветреная, поэтому и деревья качаются.
Загадка: Вокруг носа вьется, а в пуки не дается.
3. На прогулке спросить детей : сегодня есть ветер? А как вы узнали, что нет ветра? Предложить детям подумать и по смотреть вокруг. 1 мл. группа
Осень
Наблюдение за снегом.
1. Отметить, как падают снежинки на землю, потом они гадают все гуще, и все вокруг становится белым и чистым. Что это такое? И какого цвета? 0братить внимание детей на особенно свежий воздух.
2. Предложить детям взять снег и подбросить его вверх; на земле снег лежит как пух. Отметить, что снег белый, пушистый и легкий.
Белый снег пушистый в воздухе кружится,
И на землю тихо падает, ложится.
3. На свежем снегу хорошо видны следы. Провести санки по участку и показать детям, какой след остается после них на снегу. Можно ли определить по снегу в какую сторону поехали санки? Показать детям, как на свежем снегу можно рисовать палочкой.
4. Сегодня снег НЕ Падает – говорит воспитатель – чистить дорожки не надо. Лопатки не возьмем. Сегодня тепло снег липкий. Булем с вами лепить снеговика.
5. Воспитатель расчищает дорожку вместе с детьми, обращает их внимание на незнакомый след и делает отпечаток своего следа рядом с незнакомым. Дети узнают, что это след взрослого человека, Затем предлагает сделать это же детям. Сравнить, чей след больше от валенка или сапога.