Публиченко Наталья
Картотека малоподвижных игр для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Малоподвижные игры я широко использую в своей работе с детьми. Поскольку это позволяет сделать совместную нашу работу интересной, веселой и интересной, а в старшем возрасте дает возможность детям самостоятельно почуствовать себя в роли ведущего.
Целью малоподвижных игр является снижение физической нагрузки, т. е. постепенный переход от возбужденного состояния к спокойному.
Публикация «Картотека малоподвижных игр для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Малоподвижные игры
- Темочки
К особенностям малоподвижных игр относятся следующие: способ организации детей (круг, врассыпную, шеренга и др., движения, которые включаются в игру, методика (выбор и самой игры, и места ее проведения, подготовка к игре, сбор детей, объяснение хода и правил игры, ее проведение, завершение, темп (медленный, количество повторений движений (3-6 раз). Эти игры не требуют подробного объяснения правилможно просто показывать движения и дети повторяют. Игры малой подвижности способствуют развитию памяти, сообразительности и наблюдательности, координации движений и быстроты реакции, ориентировки в пространстве и двигательных умений. Кроме того, они доставляют детям удовольствие, создают хорошее настроение, что немаловажно. Игры малой подвижности можно проводить со всеми детьми одновременно на физкультурном занятии (в третьей его части, досугах и праздниках, дневной и вечерней прогулках, в процессе физкультурных минуток и физкультурных пауз, самостоятельной двигательной деятельности детей. Предлагаемые игры не требуют большого пространства. Они доступны в любую погоду и в любое время года.
«Это я!»
Воспитатель показывает детям, как надо выполнять движения, выразительно произносит текст. Дети выполняют движения, подражая взрослому.
Это глазки. Вот! Вот!
(Показывают сначала левый, потом правый глаз.)
Это ушки. Вот! Вот!
(Берутся сначала за левое ухо, потом за правое.)
Это нос! Это рот!
(Левой рукой показывают рот, правой нос.)
Там спинка! Тут живот!
(Левую ладошку кладут на спину, правую на живот.)
Это ручки! Хлоп, хлоп!
(Протягивают обе руки, два раза хлопают.)
Это ножки! Топ, топ!
(Кладут ладони на бедра, два раза топают.)
Ой, устали! Вытрем лоб.
(Правой ладонью проводят по лбу.)
«ЭХО»
Цель: развивать способность к двигательной импровизации, двигательной находчивости, способность координировать действия при совместном решении двигательных задач
Играющие встают в круг. Первый игрок называет свое имя и показывает любое движение (поворот, хлопок в ладоши, прыжок и т. п.). Все дети хором три раза повторяют имя и движение, стараясь произносить с той же интонацией, что и первый игрок. Затем следующий ребенок называет свое имя и показывает движение, все повторяют, и т. д., пока все дети не назовут свои имена
«Ручки-ножки»
Дети стоят врассыпную по залу. Воспитатель произносит слова текста и показывает движения. Дети выполняют.
Все захлопали в ладоши
Дружнее, веселее!
(Хлопают в ладоши.)
Застучали наши ножки
Громче и быстрее!
(Стучат ногами.)
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише!
(Хлопают по коленкам.)
Ручки, ручки поднимаем
Выше, выше, выше!
(Медленно поднимают руки.)
Завертелись наши ручки
(поворачивают кисти вправо-влево,
Снова опустились.
Покружились, покружились
И остановились
(опускают руки).
«Елочка»
Воспитатель предлагает детям встать в круг, выразительно произносит текст и выполняет движения. Дети делают то же.
Наша елочка-краса
(идут по кругу, взявшись за руки)
Поднялась под небеса.
(Останавливаются, тянутся руками вверх.)
Стройная красавица
(опять идут по кругу, взявшись за руки)
Всем ребятам нравится.
(Останавливаются.)
«Вершки и корешки»
Дети образуют круг или шеренгу. В центре круга или перед шеренгой стоит взрослый (водящий) с большим мячом в руках (игру может вести кто-нибудь из детей). Водящий бросает мяч, называя какой-нибудь овощ, а дети ловят мяч, называют съедобную часть и бросают мяч водящему.
Водящий. Баклажаны.
1-й ребенок. Вершки.
Водящий. Редька.
2-й ребенок. Корешки.
Водящий. Капуста.
3-й ребенок. Вершки.
Водящий. Картофель.
4-й ребенок. Корешки.
Водящий. Клубника.
5-й ребенок. Вершки.
Водящий. Чеснок.
6-й ребенок. Корешки.
Водящий. Огурцы.
7-й ребенок. Вершки.
Отмечаются дети, которые ни разу не ошиблись.
«С добрым утром!»
Дети стоят врассыпную по залу. Педагог проговаривает слова текста и показывает движения, дети повторяют.
С добрым утром, глазки!
(Указательными пальцами поглаживают веки.)
Вы проснулись?
(Соединить указательный и большой пальцы обеих рук, сделать из пальцев «бинокль» и посмотреть в него.)
С добрым утром, ушки!
(Ладонями поглаживать уши.)
Вы проснулись?
(Расставить пальцы, приложить ладони к ушам - «Чебурашка».)
С добрым утром, ручки!
(Погладить то одну, то другую руку.)
Вы проснулись?
(Хлопки в ладоши.)
С добрым утром, ножки!
(Погладить коленки.)
Вы проснулись?
(Потопать ногами.)
С добрым утром, солнце!
(Поднять руки, посмотреть на солнце.)
Я проснулась (проснулся!
(Посмотреть вверх.)
«Кто ушел?»
Дети стоят кругом или полукругом. Педагог предлагает одному ребенку запомнить тех, кто находится рядом (пять-шесть человек, а затем выйти из комнаты или отвернуться и закрыть глаза. Кто-то из детей прячется.
Воспитатель спрашивает: «Отгадай, кто ушел?». Если ребенок отгадает, то выбирает кого-нибудь вместо себя. Если ошибется, то снова отворачивается и закрывает глаза, а тот, кто прятался, возвращается на свое место. Отгадывающий должен его назвать.
«Найди мяч!»
Все играющие встают в круг вплотную друг к другу лицом к центру. Один ребенок (по выбору педагога) становится в центр -это водящий. Играющие держат руки за спиной. Одному из них педагог дает в руки мяч. С этого момента дети начинают передавать его друг другу за спиной. Играющий, стоящий внутри круга, старается угадать, у кого мяч. Для этого он может попросить любого показать свои руки, сказав ему: «Руки!». Ребенок мгновенно протягивает обе руки вперед ладонями кверху. Тот, у кого оказался мяч или кто уронил его, становится в центр, а на его место идет водящий.
«Хлопки»
Дети свободно двигаются по комнате. На один хлопок ведущего они должны подпрыгнуть, на два - присесть, на три -встать с поднятыми руками (допустимы любые другие варианты движений).
«Мяч»
Десять, девять!
(Хлопают в ладоши.)
Восемь, семь!
(Шлепают по коленям.)
Шесть, пять!
(Хлопают.)
Четыре, три!
(Шлепают.)
Два, один!
(Хлопают.)
Мы с мячом играть хотим!
(Закрывают глаза то внутренней, то внешней стороной ладони.)
Только надо нам узнать {делают хлопок на каждое слово,
Мяч кто будет догонять.
(Топают на каждое слово, приседают.)
«Шел король по лесу»
Дети становятся в круг, взявшись за руки.
Шел король по лесу,
По лесу, по лесу.
(Ходьба по кругу.)
Нашел себе принцессу,
Принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем.
(Прыжки на двух ногах на месте.)
И ножками подрыгаем,
Подрыгаем, подрыгаем.
(Выбрасывают прямые ноги вперед.)
И ручками похлопаем,
Похлопаем, похлопаем.
(Хлопают в ладоши.)
И ножками потопаем,
Потопаем, потопаем.
(Топают ногами на месте.)
«Тишина»
Дети идут в обход площадки в колонне по одному.
Тишина у пруда,
Не колышется вода,
Не шумят камыши.
Засыпайте, малыши.
На последние слова останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза на 10 секунд.
«Ровным кругом»
Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, читая стихотворение.
Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте!
Дружно вместе
Сделаем вот так!
С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например поворачиваются, наклоняются, приседают и т. п.
«Угадай по голосу»
Играющие стоят по кругу; водящий выходит в середину, закрывает глаза.
Дети идут по кругу, читая стихотворение.
Мы немножко порезвились,
По местам все разместились.
Ты, Алеша (Наташа, отгадай,
Кто позвал тебя, узнай.
С окончанием слов дети останавливаются. Воспитатель показывает на кого-нибудь из играющих. Тот называет водящего по имени. Водящий, не открывая глаз, должен отгадать, кто его позвал. Если отгадывает - от-крывает глаза и меняется с ним местами. Если ошибается - снова закрывает глаза. Игра повторяется. Дети идут по кругу в другую сторону.
«Угадай, что делали»
Воспитатель выбирает водящего, который отходит от детей на расстояние 8-10 шагов и поворачивается к ним спиной. Он дол-отгадать, что делают остальные играющие. Дети договариваются, какое действие будут изображать. По команде воспитателя «Пора!» отгадывающий поворачивается, подходит к играющим и говорит:
Здравствуйте, дети!
Где вы бывали?
Что вы видали?
Дети отвечают:
Что мы видели - не скажем,
А что делали - покажем.
Дети изображают какое-нибудь действие, например играют на гармони, скачут на лошадках и т. д. Водящий отгадывает. Если он ошибается, то проигрывает. Дети говорят, что они делали, и придумывают новое действие. Водящий отгадывает снова. Затем на его место выбирается другой ребенок, и игра повторяется.
«Человечек»
Ведущий (взрослый, а затем кто-нибудь из детей произносит текст :
Я – веселый человечек,
Ты меня нарисовал.
Покажу я части тела,
Что сейчас ты называл.
После произнесения текста ведущий показывает на себе какую-нибудь часть тела, называя ее неправильно. Остальные дети должны правильно и быстро показать и назвать ту часть тела, которая была показана ведущим. Ведущим становится тот. Кто сделал меньше ошибок.
«Горячая карошка»
Играющие, становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. У двух игроков, стоящих на противоположных сторонах круга, - по мячу. По сигналу оба игрока начинают передавать мячи по кругу в одном направлении как можно быстрее, чтобы один мяч догнал другой. Когда у одного из игроков оказывается два мяча, игра начинается заново. Играют 4-5 минут, затем отмечают игроков, которые хорошо передавали мяч.
Указание: Мяч надо передавать каждому рядом стоящему, никого не пропуская. Игрок, уронивший мяч, должен поднять его и, вернувшись на свое место, передать соседу. Усложнение:
Мячи разной массы.
Мячи разного размера.
Количество мячей более двух.
Также эти игры можно предложить родителям, разместив в уголке консультацию, например «»Чем занять ребенка на отдыхе».