Аида Бахаддиновна Денисова
Картотека логоритмических игр для детей старших групп компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение.
В педагогической практике музыкального руководителя ДОО логоритмика необходима для того, чтобы коррекционная работа с детьми с ОВЗ стала наиболее эффективной. Данная здоровьеукрепляющая технология преследует две основные цели:
Публикация «Картотека логоритмических игр для детей старших групп компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Логопедические игры
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
1. Развитие и коррекция неречевых процессов: слуховой памяти и внимания, координации движений нижних и верхних конечностей, чувства ритма и темпа в движении.
2. Развитие речи и коррекция речевых нарушений: воспитание темпоритма речи и дыхания, орального праксиса, просодии.
В нашем дошкольном учреждении имеются две логопедические группы старшего дошкольного возраста 5-6 лет и 6-7 лет, в которых создана система работы по развитию речи воспитанников. Речевой материал периодически отрабатывается с воспитателем и логопедом, согласно лексическим темам, после чего музыкальный руководитель дополняет им свою НОД, на которой логоритмике отводится большая их часть.
Логоритмические упражнения помогают решить следующие задачи:
1. развитие слухового внимания и фонематического слуха;
2. развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
3. развитие общей и мелкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных представлений;
4. воспитание умений перевоплощаться, выразительности и граций движений, умения определять характер музыки, согласовывать её с движениями;
5. воспитание переключаемости от одного поля деятельности на другое;
6. развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
7. формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением.
Виды упражнений по логоритмике :
Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции
Эти упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывает основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ. Способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.
«Футбол»
Из кусочков ваты скатать шарик - это мяч. Ворота – два кубика или карандаша. Ребенок дует на мяч, пытаясь забить гол, вата должна оказаться между кубиков.
«Шторм в стакане»
Чаще всего это упражнение мы рекомендуем родителям проводить в домашних условиях, с индивидуальными палочками. Для этой игры необходима соломинка для коктейля и стакан воды. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Важно, чтобы щёки не надувались, а губы были неподвижны.
Упражнения на активизацию внимания и памяти
На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Дети учатся распределять своё внимание между несколькими видами деятельности. Вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая. Для детей, имеющих речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.
Интерактивная видеоигра «Овощи»
Демонстрация на экране, мастер-класс для педагогов.
Речевые упражнения без музыкального сопровождения
Своеобразное ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.
«Медведь»
Как на горке – снег, снег, (дети стоят в кругу, в центре которого «спит медведь»; руки постепенно поднимают вверх – вдох)
И под горкой – снег, снег, (приседают, опускают руки- выдох)
И на елке – снег, снег, (снова встают и поднимают руки - вдох)
И под елкой – снег, снег. (приседают, опускают руки- выдох)
А под снегом спит медведь. (на носочках идут в центр)
Тише, тише… Не шуметь! («медведь» просыпается и бросается ловить детей)
Артикуляционные упражнения
Эти упражнения направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Они могут выполняться под музыку, под счет, в сопровождении стихотворением.
«Котенок лакает молоко»
Широко открываем рот, делаем 4-5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот и убираем язычок. Даем ребенку время отдохнуть и расслабиться, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.
Котенок любит молоко:
Нальешь – и нет ни капли вмиг.
Лакает быстро и легко,
Лопаткой высунув язык.
Ритмические упражнения (мастер-класс для педагогов)
Данные упражнения направлены на развитие у детей чувства ритма при произнесении слов. Ребенка необходимо научить ориентироваться на ритмическую основу слогов и слов, так как наша речь организована ритмически.
«Весёлые слоги»
Под весёлую музыку с ярким меняющимся ритмическим рисунком педагог, а затем и воспитанники, на определённый слог (в зависимости от дефекта речи) ладонями прохлопывают данный ритм с проговариванием. В своей работе для более наглядного эффекта использую листы с кругами, которые обозначают разную длительность.