Пахомова Анастасия Андреевна
Картотека коммуникативных игр для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Логопедическое лото» (игра для автоматизации звука [С])
Цель: автоматизация звука [С], находящегося в словах в разных позициях; формирование навыков самоконтроля за собственной речью; активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти.
Ход игры: Игра проводится по принципу лото. В ней могут принимать участие 2-4 ребенка. Карточки делятся поровну между всеми игроками. Выбрать с помощью считалки того, кто будет начинать игру. Взрослый называет картинку, дети ищут такую же на своей карточке, называют, выкладывают. Выигрывает тот, кто закрывает свою карточку первым.
Темочки:
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Коммуникативные игры для детей
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Игра «В магазине» (игра для автоматизации звука [Ш])
Цель: автоматизация звука [Ш], находящегося в словах в разных позициях; формирование навыков самоконтроля за собственной речью; развитие фонематического восприятия; активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти.
Ход игры: Ребенку предлагается пойти в импровизированный магазин и взять с полки только те товары, в названии которых есть звук [Ш], назвать их и положить в корзину для покупок.
Можно попросить ребенка с корзиной пройти на кассу и произносить предложение: Я купил … вешалку; тем самым добавив задачу – автоматизировать звук [Ш] в предложениях.
Игра «Звуковые дорожки» (игра для автоматизации звука [Л])
Цель: автоматизация звука [Л], находящегося в словах в разных позициях; формирование навыков самоконтроля за собственной речью; активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти.
Ход игры: Перед ребенком игровое поле с предметными картинками. Взрослый просит ребенка закрывать фишками только те картинки, в названии которых есть звук [Л].
Игра «Помощники» (игра для автоматизации звука [С])
Цель: Автоматизация звука [С] на этапе отраженного закрепления звука, находящегося в словах в разных позициях; формирование навыков самоконтроля за собственной речью; развитие мелкой моторики; зрительного восприятия.
Ход игры: Взрослый рассказывает ребенку, что Ежик потерял все свои иголочки и теперь ему нечем защищаться от врагов, предлагает ребенку превратить скрепки в его новые иголки (определенного цвета). При этом повторять слова со звуком [С] каждый раз, когда он будет прикреплять иголочку.
Можно усложнить задание, попросив ребенка самому придумывать слово со звуком [С].
Игра «Волшебные буквы» (игра для дифференциации звуков [Л]/[Р])
Цель: Дифференциация звуков [Л]/[Р]; формирование навыков самоконтроля за собственной речью; развитие мелкой моторики; зрительного восприятия.
Ход игры: Перед ребенком 2 буквы-картинки, педагог просит ребенка распределить картинки со звуками [Л],[Р] на соответствующую звуку букву. Ребенок называет картинку, определяет звук и выкладывает картинку.
Цель игр по развитию фонематических процессов заключается в том, чтобы развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков ([с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, с-ш, з-ж, ц-ч, с-щ, л-р], правильно выделять во фразах нужные слова, развивать элементы звукового анализа и синтеза: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук, составлять из звуков и слогов слова.
Звуковой анализ и синтез слогов и слов – один из этапов логопедической работы. Он вызывает наибольшие трудности в процессе обучения. Именно он создает в дальнейшем благоприятные условия для развития таких операций, как четкое отделение одного звука от другого, установление последовательности этих звуков определение места звука и др. Хорошо представляя те трудности, с которыми дети столкнутся в процессе овладения звуковым анализом и синтезом, мы строим все обучение на игровых приемах, обеспечивая доступность материала и заинтересованность детей.
Игра «Хлопушка со звуком [Р]»
Цель: Определение на слух наличия звука в слове, активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти.
Ход игры: Взрослый предлагает ряд слов, а дети должны хлопнуть в ладоши только тогда, когда услышат в слове звук [Р]. Слова: ромашка, шар, лимон, соска, полка, жук, друг, радуга, вода, крот, нота, рама, рыба, парк, окно и т. д.
С целью усложнения можно конкретизировать задание: хлопнуть лишь тогда, когда услышите звук [Р] в начале/середине/конце слова.
Игра «Рыболов» (автоматизация звука [Р])
Цель: Придумывание слов со звуком [Р], закрепление умения правильно произносить звук [Р], согласование числительных с существительными, развитие фразовой речи, мелкой моторики рук.
Ход игры: Рыбки находятся в коробке. Педагог предлагает поймать рыбок.
Рыбку поймал,
Слово со звуком [Р] назвал.
Выловленных рыб ребенок считает: «Я поймал одну рыбку» или «Я поймал две рыбки, пять рыбок»
Игра «Собери бусы» (автоматизация звука [Ш])
Цель: Придумывание слов со звуком [Ш]; закрепление умения правильно произносить звук [Ш], развитие мелкой моторики рук.
Ход игры: Ребенку предлагается придумывать слово со звуком [Ш] и нанизывать бусину на нитку.
Игра «Самолетики»
Цель: Дифференциация на слух звуков [С]/[Ш], развитие зрительного восприятия, соотношения картинки-схемы с положением языка.
Ход игры: Педагог произносит звуки [С]/[Ш], а ребенка просит выложить соответствующую схему: если звук [С] (язык опущен вниз) – то стрелка на схеме вниз, если звук [Ш] (язык поднят вверх) – то стрелка вверх.
Игра «Ушки на макушке»
Цель: Определение на слух правильного произношения слов, развитие общей моторики.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку ряд слов правильно/неправильно произносимых (со звуком [Ш]) и просит выполнить какое-либо действие: поднять руки, присесть, подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильно произнесенное слово.
Цель игр по формированию навыков словообразования заключается в том, чтобы расширить и обогатить словарный запас детей с речевыми нарушениями. Словарь детей с ОВЗ отличается бедностью, недифференцированностью, малым количеством включенных в речь глаголов и прилагательных. Одну из значительных трудностей представляет усвоение детьми навыка образования относительных прилагательных. Необходимо учить детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, соотносить название животного и его детеныша, способам образования форм глаголов, образовывать притяжательные местоимения и т. д.
В качестве таких речевых игр можно рекомендовать следующие:
Игра «В гостях у Винни — Пуха»
Цель: Формирование навыка образования относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, активизация словарного запаса.
Ход игры: Детям предлагается ответить на вопросы, опираясь на предметные картинки :
— Что приготовил Винни — Пух для гостей?
— Какой получится у Вини – Пуха сок? (сливовый, грушевый, виноградный и т. д.)
— Какой суп сварил он для гостей? (луковый, куриный, грибной и т. д.)
— Какой получится у Вини – Пуха салат? (мясной, луковый, сырный и т. д.)
Игра «Мама, папа и малыш»
Цель: Закрепление знаний детей о животных и их детенышах, активизация словарного запаса по теме «Домашние животные».
Ход игры: Ребенку предлагается собрать цепочку их картинок домашних животных : мама, папа и малыш и назвать их.