Пахомова Анастасия Андреевна
Картотека коммуникативных игр для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Логопедическое лото» (игра для автоматизации звука [С])
Цель: автоматизация звука [С], находящегося в словах в разных позициях; формирование навыков самоконтроля за собственной речью; активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти.
Ход игры: Игра проводится по принципу лото. В ней могут принимать участие 2-4 ребенка. Карточки делятся поровну между всеми игроками. Выбрать с помощью считалки того, кто будет начинать игру. Взрослый называет картинку, дети ищут такую же на своей карточке, называют, выкладывают. Выигрывает тот, кто закрывает свою карточку первым.
Публикация «Картотека коммуникативных игр для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Игра «В магазине» (игра для автоматизации звука [Ш])
Цель: автоматизация звука [Ш], находящегося в словах в разных позициях; формирование навыков самоконтроля за собственной речью; развитие фонематического восприятия; активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти.
Ход игры: Ребенку предлагается пойти в импровизированный магазин и взять с полки только те товары, в названии которых есть звук [Ш], назвать их и положить в корзину для покупок.
Можно попросить ребенка с корзиной пройти на кассу и произносить предложение: Я купил … вешалку; тем самым добавив задачу – автоматизировать звук [Ш] в предложениях.
Игра «Звуковые дорожки» (игра для автоматизации звука [Л])
Цель: автоматизация звука [Л], находящегося в словах в разных позициях; формирование навыков самоконтроля за собственной речью; активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти.
Ход игры: Перед ребенком игровое поле с предметными картинками. Взрослый просит ребенка закрывать фишками только те картинки, в названии которых есть звук [Л].
Игра «Помощники» (игра для автоматизации звука [С])
Цель: Автоматизация звука [С] на этапе отраженного закрепления звука, находящегося в словах в разных позициях; формирование навыков самоконтроля за собственной речью; развитие мелкой моторики; зрительного восприятия.
Ход игры: Взрослый рассказывает ребенку, что Ежик потерял все свои иголочки и теперь ему нечем защищаться от врагов, предлагает ребенку превратить скрепки в его новые иголки (определенного цвета). При этом повторять слова со звуком [С] каждый раз, когда он будет прикреплять иголочку.
Можно усложнить задание, попросив ребенка самому придумывать слово со звуком [С].
Игра «Волшебные буквы» (игра для дифференциации звуков [Л]/[Р])
Цель: Дифференциация звуков [Л]/[Р]; формирование навыков самоконтроля за собственной речью; развитие мелкой моторики; зрительного восприятия.
Ход игры: Перед ребенком 2 буквы-картинки, педагог просит ребенка распределить картинки со звуками [Л],[Р] на соответствующую звуку букву. Ребенок называет картинку, определяет звук и выкладывает картинку.
Цель игр по развитию фонематических процессов заключается в том, чтобы развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков ([с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, с-ш, з-ж, ц-ч, с-щ, л-р], правильно выделять во фразах нужные слова, развивать элементы звукового анализа и синтеза: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук, составлять из звуков и слогов слова.
Звуковой анализ и синтез слогов и слов – один из этапов логопедической работы. Он вызывает наибольшие трудности в процессе обучения. Именно он создает в дальнейшем благоприятные условия для развития таких операций, как четкое отделение одного звука от другого, установление последовательности этих звуков определение места звука и др. Хорошо представляя те трудности, с которыми дети столкнутся в процессе овладения звуковым анализом и синтезом, мы строим все обучение на игровых приемах, обеспечивая доступность материала и заинтересованность детей.
Игра «Хлопушка со звуком [Р]»
Цель: Определение на слух наличия звука в слове, активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти.
Ход игры: Взрослый предлагает ряд слов, а дети должны хлопнуть в ладоши только тогда, когда услышат в слове звук [Р]. Слова: ромашка, шар, лимон, соска, полка, жук, друг, радуга, вода, крот, нота, рама, рыба, парк, окно и т. д.
С целью усложнения можно конкретизировать задание: хлопнуть лишь тогда, когда услышите звук [Р] в начале/середине/конце слова.
Игра «Рыболов» (автоматизация звука [Р])
Цель: Придумывание слов со звуком [Р], закрепление умения правильно произносить звук [Р], согласование числительных с существительными, развитие фразовой речи, мелкой моторики рук.
Ход игры: Рыбки находятся в коробке. Педагог предлагает поймать рыбок.
Рыбку поймал,
Слово со звуком [Р] назвал.
Выловленных рыб ребенок считает: «Я поймал одну рыбку» или «Я поймал две рыбки, пять рыбок»
Игра «Собери бусы» (автоматизация звука [Ш])
Цель: Придумывание слов со звуком [Ш]; закрепление умения правильно произносить звук [Ш], развитие мелкой моторики рук.
Ход игры: Ребенку предлагается придумывать слово со звуком [Ш] и нанизывать бусину на нитку.
Игра «Самолетики»
Цель: Дифференциация на слух звуков [С]/[Ш], развитие зрительного восприятия, соотношения картинки-схемы с положением языка.
Ход игры: Педагог произносит звуки [С]/[Ш], а ребенка просит выложить соответствующую схему: если звук [С] (язык опущен вниз) – то стрелка на схеме вниз, если звук [Ш] (язык поднят вверх) – то стрелка вверх.
Игра «Ушки на макушке»
Цель: Определение на слух правильного произношения слов, развитие общей моторики.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку ряд слов правильно/неправильно произносимых (со звуком [Ш]) и просит выполнить какое-либо действие: поднять руки, присесть, подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильно произнесенное слово.
Цель игр по формированию навыков словообразования заключается в том, чтобы расширить и обогатить словарный запас детей с речевыми нарушениями. Словарь детей с ОВЗ отличается бедностью, недифференцированностью, малым количеством включенных в речь глаголов и прилагательных. Одну из значительных трудностей представляет усвоение детьми навыка образования относительных прилагательных. Необходимо учить детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, соотносить название животного и его детеныша, способам образования форм глаголов, образовывать притяжательные местоимения и т. д.
В качестве таких речевых игр можно рекомендовать следующие:
Игра «В гостях у Винни — Пуха»
Цель: Формирование навыка образования относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, активизация словарного запаса.
Ход игры: Детям предлагается ответить на вопросы, опираясь на предметные картинки :
— Что приготовил Винни — Пух для гостей?
— Какой получится у Вини – Пуха сок? (сливовый, грушевый, виноградный и т. д.)
— Какой суп сварил он для гостей? (луковый, куриный, грибной и т. д.)
— Какой получится у Вини – Пуха салат? (мясной, луковый, сырный и т. д.)
Игра «Мама, папа и малыш»
Цель: Закрепление знаний детей о животных и их детенышах, активизация словарного запаса по теме «Домашние животные».
Ход игры: Ребенку предлагается собрать цепочку их картинок домашних животных : мама, папа и малыш и назвать их.