Ватутина Ирина Викторовна
Картотека комплексов дыхательной гимнастики для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте решает следующие задачи:
1. Повысить общий жизненный тонус ребёнка и сопротивляемость, закалённость и устойчивость его организма к заболеваниям дыхательной системы.
2. Развить дыхательную мускулатуры, увеличить подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшить лимфо и кровообращения в лёгких.
Публикация «Картотека комплексов дыхательной гимнастики для дошкольников» размещена в разделах
Цель их выполнения: формирование правильного речевого дыхания на основе физиологического, способствующего как профилактике заболеваний верхних дыхательных путей, так и выработке чистого и чёткого звукопроизношения.
Каждый комплекс решает определённые задачи как оздоровительные, так и речевые, которые прописаны перед комплексом. Выполнять их можно как в образовательных ситуациях, так и в режимные моменты.
Комплекс № 1. Учимся дышать носиком.
Задачи:
1. Научить детей дышать через нос (вдох и выдох, подготовить к выполнению более сложных дыхательных упражнений).
2. Развивать функцию артикуляционного аппарата.
3. Осуществлять профилактику простудных заболеваний верхних дыхательных путей.
Упражнения:
1. «Гладим носик». Погладить нос (его боковые части) от кончика к переносице – вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами. Повторить 5 – 6 раз.
2. «Два носика». Закрыть указательным пальцем левую ноздрю, правой осуществить вдох – выдох. Затем также левой. Сделать по 8 – 10 вдохов через каждую ноздрю.
3. «Кто мычит?» Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
4. «Сопротивление». При вдохе носом оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счёт постукивания по крыльям носа.
Комплекс № 2. «На лужайке»
Задачи:
1. Формировать физиологическое дыхание (вдох и выдох через нос).
2. На основе физиологического дыхания учить детей дифференцировать вдох через нос –выдох через рот.
Упражнения:
1. «Пастушок». Подуть носом в небольшую дудочку как можно громче (чтобы собрать разбежавшихся коров).оказать ребёнку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.
2. «Где коровы?» Выпрямить спину, сомкнуть губы, указательным пальцем левой руки придерживая боковую сторону носа с левой стороны. Глубоко вдохнуть правой ноздрёй (рот закрыт) и на выдохе произносить протяжно «м-м-м-м», звук должен быть звучным. Повторить, прижимая правую ноздрю.
3. «Цветущий луг». Дети стоят с закрытыми глазами и представляют разноцветный, цветущий луг. Вдох носом, на выдохе произносится произвольная фраза,например: «Ах, как вкусно пахнут цветы!»,или: «Ах, каой аромат!»
4. «Аист». Стоять прямо, поднять руки в стороны. Одну ногу, согнув в колене, вынести вперёд и зафиксировать положение на несколько секунд, удерживая равновесие. На выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш-ш». (6 – 7 раз).
Комплекс № 3. «Полёт на луну».
Задачи:
1. Формировать речевое дыхание (короткий вдох через нос, и длительный направленный выдох через рот).
2. Развивать координацию движений и речи.
3. Развивать артикуляционную моторику.
Упражнения.
1. «Запускаем двигатель». И. п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью, сжаты в кулаки. Вдох – и. п., выдох – вращать согнутые руки (одна вокруг другой) на уровне груди,при этом на одном выдохе произнести : «д-д-д». Если ребёнок владеет звуком (Р, произносить «р-р-р». Повторить 4-5раз.
2. «Летим на ракете». И. п. – стоя на коленях, руки вверх, ладони соединить над головой. Вдох – и. п. Долгий выдох – покачиваться из стороны в сторону, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую,протяжно произносить: «У-у-у-у». Повторить 4 – 6 раз.
3. «Надеваем шлем от скафандра». И. п. - сидя на корточках, руки над головой сцеплены в замок. Вдох – и. п. Выдох – развести руки в стороны, произнести: «Чик». Повторить 4-6раз.
Комплекс № 4. «Новый год».
Задачи:
1. Формировать речевое дыхание на основе физиологического (короткий вдох через нос, выдох через рот).
2. Укреплять мышцы спины.
3. Развивать артикуляционную моторику.
Упражнения.
1. «Ёлочка нарядная». И. п. – стоя, руки вдоль туловища, кисти в стороны. Вдох – приподняться на носки, немного развести руки в стороны. Выдох – полуприсяд, поворот туловища в сторону,и сказать: «Ах!». Повторить 3- 4 раза в каждую сторону.
2. «Бьют часы 12 раз». И. п. – сидя по- турецки, руки на затылке, сцеплены в замок. Спокойно вдохнуть, пауза 3секунды, выдох – наклониться в сторону,сказать: «Бом!» Повторить 12 раз.
3. «Хлопушка». И. п. – стоя на коленях, руки вдоль туловища. Вдох – развести руки в стороны. Выдох – опустить вниз, хлопнуть в ладоши,сказать: «Хлоп!»Повторить 6 – 8 раз.
4. «Задуем свечи». И. п. – стоя, держать в правой руке полоски цветной бумаги на уровне рта, левую руку положить на живот. Глубокий вдох ртом – надуть живот, затем длительно выдыхать, «гасит свечу», произносить звук Ф-Ф-Ф-Ф.
Комплекс № 5. Дифференциация ротового и носового дыхания.
Задача:
Формировать фиксированный, плавный выдох через нос или рот, либо их чередование.
Упражнения:
1. Широко открыть рот и спокойно подышать носом.
2. Закрыть одну ноздрю средним пальцем – вдох. Плавный выдох через другую ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.
3. Вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос сначала без голоса, затем с голосом (м-м-м).
4. Вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать).
5. Вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыть, язык на нижних зубах – как греют руки). Сначала бе5з голоса, затем с голосом (а-а-а-а).
6. Вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы (ф-ф-ф-ф).
7. Вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.
8. Вдох через нос, высунуть язык (он должен быть расслаблен, поднять к верхней губе, подуть на нос (сдувать ватку с носа).
Комплекс № 6. Дифференциация ротового и носового дыхания.
Задача:
Формировать форсированный (толчкообразный) выдох через нос или рот или чередование одного и другого.
Упражнения:
1. Вдох – носом, выдох через нос толчками.
2. Вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (Ф! Ф! Ф! Ф)
3. Рот широко открыть, высунуть язык. Вдох и выдох ртом, толчкообразно, прерывисто (как дышит собака).
4. Вдох широко открытым ртом, выдох носом, толчкообразный (рот не закрывать).
5. Вдох через слегка сомкнутые губы, выдох толчкообразный, через нос сначала без голоса, затем с голосом (м! м! м)
6. Вдох через нос,выдох толчкообразный через углы рта: сначала через правый, затем через левый.
Комплекс № 7. Дифференциация ротового и носового дыхания.
Задача:
Формировать умение сочетать фиксированный и форсированный выдохи.
Упражнения:
1. Вдох носом, удлинённый выдох ртом с усилением в конце (ф….ф! ф)
2. Вдох носом. Выдох ртом толчкообразный, в конце переходящий в плавный (ф! ф! ф….)
3. Губы трубочкой вытянуты вперёд. Вдох носом, выдох удлинённый через «трубочку» с усилением в конце (у….у! у)
4. Губы трубочкой вытянуты вперёд. Вдох носом, выдох толчкообразный, в конце переходящий в плавный (у! у! у….)
5. Вдох через слегка сомкнутые губы. Выдох удлинённый, через нос, с усилением в конце, с голосом (м…. м! м)
6. Вдох через слегка сомкнутые гудбу. Выдох через нос, толчкообразный, в конце переходящий в плавный (м! м! м)
Комплекс № 8. Дыхательно – речевые упражнения для часто болеющих детей (простудные заболевания).
Задачи:
1. Формировать речевое дыхание на основе физиологического (короткий вдох через нос, продолжительный выдох через рот).
2. Через дыхательно – речевые упражнения осуществлять профилактику простудных заболеваний (ОРВИ, ОРЗ).
Упражнения:
1. «Прямая спинка». Ходьба на месте с энергичной работой рук, следить за осанкой и дыханием.
2. «Маятник». Во время ходьбы размахивать прямыми руками вперёд – назад и громко произносить «тик – так». (10 – 12 раз).
3. «Петух машет крыльями». Стоя на месте, поднять руки в стороны (вдох). Затем на выдохе хлопать руками по бёдрам и произносить протяжно: «Ку- ка- ре- ку» (5 – 6 раз).
4. «Починим колёса». Основная стойка. Вдох – руки поднять вперёд, на выдохе присесть, хлопнуть по коленям, сказать «хлоп» (5 – 6 раз).
5. «Лыжник». И. п. – полуприсяд с наклоном вперёд. Имитация ходьбы на лыжах, на выдохе произносить «м-м-м-м» (1 -1,5 минуты).
6. «Гуси летят». Свободная ходьба по комнате. Вдох – руки поднять в стороны. На выдохе опускать руки вниз и протяжно произносит «гу-у-у-у» (3 – 4 раза).