Лариса Александрова
Картотека «Игры по речевому развитию в средней группе детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
«Горячий – холодный»
Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением. Горячий-холодный, хороший-плохой, умный-глупый, весёлый-грустный, громкий-тихий, темный-светлый.
«Кто где живёт?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Публикация «Картотека „Игры по речевому развитию в средней группе детского сада“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. педагог: – Дети: Кто живёт в дупле?-Белка. Кто живёт в скворечнике?-Скворцы. Кто живёт в гнезде?-Птицы. Кто живёт в будке?-Собака. Кто живёт в улье?-Пчёлы Кто живёт в норе?-Лиса. Кто живёт в берлоге?-Медведь.
«Один – много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных. Ход: педагог показывает предмет, называя имена существительные в единственном числе. Ребенок называет существительные во множественном числе. Пример: стол – столы, стул – стулья, гора – горы, лист – листья, дом – дома, носок – носки, глаз – глаза, прыжок – прыжки, гусёнок – гусята, тигрёнок – тигрята.
«Чего не стало?»
Цель: развитие внимания и наблюдательности.
Ход: педагог на столе выкладывает 4 предмета овощи (фрукты, игрушки зверей и т. д.) : «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе – это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.
«Кто как разговаривает?»
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход: Дети, бросая кубик, должны сказать, как то или иное животное (картинка на кубике) подаё т голос: Корова мычит, тигр рычит, змея шипит, комар пищит, собака лает, волк воет, утка крякает, свинья хрюкает.
«Животные и их детёныши»
Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход: бросая кубик, ребёнок называет животное какое выпало на стороне кубика, а затем называет детё ныша этого животного: у тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок, у медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок, коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.
«Из чего сделано?»
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные», шапка из меха-меховая, стул из дерева-деревянный, ваза из стекла-стеклянная, рукавички из шерсти-шерстяные, зайчик из пластилина – пластилиновый.
«Назови ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход: педагог бросает мяч ребёнку и называет первое слово (например, шар, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина-картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице.
«Флажок передай – по цвету слово называй»
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
Ход: педагог, передавая флажок по кругу, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, принимая флажок, называет существительное, подходящее к данному прилагательному, передает флажок дальше: Красный -мак, огонь, флаг, помидор и т. д. Оранжевый -апельсин, морковь. Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа. Зелёный-огурец, трава, лес.
«Обобщающие понятия»
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Ход: педагог называет обобщающее понятие и передает флажок, поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, взяв флажок, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы и передать флажок дальше. Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска
«Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч. – что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко) – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка) – что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф) – что бывает колючим?
«Где что лежит?»
Цель: учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком; закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; развивать внимание.
Ход игры : Воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда его можно положить. Например: - «Мама принесла хлеб и положила его в … (хлебницу). Маша насыпала сахар куда? (В сахарницу) Вова вымыл руки и положил мыло куда? (В мыльницу)
«Закончи предложение»
Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения; развивать память, речь.
Ход игры : Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят противоположные по смыслу слова. Сахар сладкий, а перец - (горький). Летом листья зеленые, а осенью - (желтые). Дорога широкая, а тропинка - (узкая). Лед тонкий, а ствол - (толстый)
«Что умеют делать звери?»
Цель: учить создавать самые разнообразные словесные сочетания; расширять в сознании смысловое содержание слова; развивать память.
Ход игры : Ребенок выбирает картинку с изображением животного, превращается в него, рассказывает, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Например, я рыжая белка, прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю припасы: орехи собираю, грибы сушу. Я собака, кошка, медведь, рыба и т. д.