Акматова Айнура Асанкуловна
Картотека игровых упражнений по лексической теме «Мебель» для детей 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Утренняя гимнастика:
«К у нас в квартире»
Лексика :
I. Мебель, стол, стул, шкаф, кровать, спинка.
Сидеть, лежать.
Красный, желтый, зеленый, синий, большой, маленький, круглый, квадратный.
II. Диван, кресло, кровать, стул, стол, шкаф, полка, мебель, плотник.
Сидеть, лежать, отдыхать, продавать, покупать, передвигать, заправлять.
Деревянный, металлический, пластмассовая, квадратный, круглый, удобный, мягкий, высокий – низкий.
Публикация «Картотека игровых упражнений по лексической теме „Мебель“ для детей 4–7 лет» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Мебель. Все о мебели для детей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
III. Мебель, шкаф, кровать, диван, кресло, стол, стул, комод, полка, стенка, дверца, ручка, сиденье, спинка, ножка, сутки, день, ночь, утро, вечер.
Большой, маленький, деревянный, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, розовый, коричневый.
Сидеть, лежать, вешать, ставить, хранить.
Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, на, в, у, под, с.
Общие речевые навыки:
Артикуляционная гимнастика «Волк и три поросенка»
«Пора вставать» - тренировать силу вдоха и выдоха.
Дети дуют на одеяло, чтобы оно улетело, тогда кукла проснется.
Общая и мелкая моторика:
I-II «С Бобой стул мы мастерили»
С Бобой стул мы мастерили,
Молоточком колотили: тук-тук.
Дети кулачком одной руки стучат по ладошке другой.
Ножки, спинка и сиденье –
Хлопают три раза в ладоши.
Вышел стул на загляденье.
Разводят руки в стороны.
«Чиним стульчик»
Тук-тук, тук-тук –
Раздается громкий стук.
Ребенок стучит кулачком о кулак.
Молоточком мы стучим,
Стульчик починить хотим.
Прикладывает кулак одной руки к ладони второй.
III «Луна»
Большая желтая луна
Бледнее и заходит.
Дети изображают «большую луну», поднимая руки над головой.
Погасли звезды, и видна
Разводят руки в сторону.
Заря. И солнце всходит.
Поднимают руки вверх.
Я встану, а луне – в кровать!
Изображают «большую луну» над головой.
До вечера ей надо спать!
Изображают «спящую» луну.
«Много мебели в квартире»
Раз, два, три, четыре,
Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках.
Много мебели в квартире.
Сжимают и разжимают кулачки.
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
Загибают пальчики, начиная с большого.
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире.
Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.
Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи :
I. «Комната Бобы» - уточнение номинативного и предикативного словаря, формирование элементарных представлений о мебели и связанных с ней действиях.
Дети вместе с педагогом рассматривают мебель, находящуюся в комнате Бобы (медвежонка).
- Что это? Правильно, это стол.
- Что это? Правильно, это стул.
- Боба сидит на стуле. Что делает Боба?
- Что это? Правильно, это кровать.
- Боба лежит на кровати. Что делает Боба?
- Посмотрите, в комнате много мебели. Ее смастерил Боба.
«Что для чего?» - работа над пониманием и усвоением новых глаголов: спать, сидеть, хранить.
Педагог помещает на наборное полотно иллюстрацию и предлагает детям показать и назвать изображенную на ней мебель. После этого задает вопросы, а дети показывают и, если могут, отвечают:
- На чем можно спать? Покажи. (На диване, на кровати.)
- На чем можно сидеть? Покажи. (На стуле, на диване, в кресле.)
- Где можно хранить одежду? Покажи. (В шкафу.) Дополнительно можно предложить следующие вопросы:
- Для чего нужен стул? (Буду сидеть.)
- Для чего нужна кровать? (Буду спать.)
«Один - много» - образование множественного числа существительных с окончанием -ы.
«Сколько?» - развитие навыка согласования числительных «один», «два» с существительными.
II. «Подбери пару» - образование формы множественного числа имен существительных в именительном падеже.
Педагог раскладывает на столе парные предметные картинки : на одной карточке изображен один предмет, на другой – много таких же предметов. Дети должны выбрать по две картинки, на которых нарисованы одинаковые предметы, на первой картинке один предмет, а на второй – несколько предметов, и назвать их (диван - диваны).
«Для чего?» - обогащение словарного запаса по теме.
Педагог показывает детям картинки с изображением предметов мебели и спрашивает : «Для чего нужна эта мебель?» Сначала отвечает один ребенок, затем его ответ повторяют хором: «Мебель нужна для того, чтобы сидеть (лежать, кушать, читать, писать, рисовать, работать, отдыхать, спать, хранить, вешать, ставить и т. д.)».
«Разложи вещи» - употребление в речи предлогов «в», «на», «за», «под».
«Сосчитай до пяти» - употребление числительных с существительными: одна кровать – две кровати, …пять кроватей.
«Назови ласково» - употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами существительных: стол – столик.
«Из чего сделана мебель» - употребление в речи предлога «из»; образование относительных прилагательных: стол сделан из дерева – деревянный.
III. «Подбери признак» - подбор прилагательных к существительным; согласование существительных с прилагательным в роде, числе и падеже.
Стул (какой) -.
Кресло (какое) -.
Диван (какой) -.
Кровать (какая) -.
«Подбери действие» - подбор глаголов к существительным.
Покупая в магазине мебель, покупатели (что делают).
Перевозя мебель из магазина домой, покупатели (что делают).
Дома люди мебель (что делают).
За мебелью люди ухаживают так (что делают).
«Посчитай» - согласование числительных с существительными.
1 стул, 2. , 3. , 4. , 5.
1 буфет, 2. , 3. , 4. , 5.
1 кровать, 2. , 3. , 4. , 5.
и т. д.
«Скажи одним словом» - образование прилагательных суффиксальным способом.
Закончи предложение:
Стол, за которым пишут, называется. (письменным)
Стол, за которым обедают, называется.
Стол для компьютера, называется.
Шкаф для одежды, называется.
Полка для книг, называется.
Шкаф для книг, называется.
Шкаф для сушки посуды, называется.
«Скажи наоборот» - употребление антонимов.
Шкаф высокий, а тумбочка -.
Диван мягкий, а стул -.
и т. д.
Развитие навыков звукового анализа и синтеза:
I. «Волшебные баночки»
Дети угадывают звучание баночек с манной и гречневой крупой.
«Играем с мячиком» (Железнова)
Подвижная игра – песенка «Игра с погремушкой» (Хисматуллина)
II. «Как услышишь, подай мне знак»
Детям называются разные слова, в том числе обозначающие мебель. На услышанное слово, обозначающее мебель, дети хлопают в ладоши.
«Кто внимательный?»
Педагог читает отрывки из стихотворений, а дети запоминают названия мебели, которые в них прозвучат.
…Из окошка вывалился стол
И пошел, пошел, пошел, пошел, пошел…
…А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит…
…Вот это стул –
На нем сидят.
Вот это стол –
За ним едят.
Считалка под мяч «Мебель». На каждое слово считалки - удар мячом об пол.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем мебель мы считать :
Кресло, стул, диван, кушетка,
Полка, шкаф, кровать, банкетка.
III. «Один - одна»
Диван - кровать; стул - полка; шкаф - скамейка; сервант - тахта.
«Что с чем и с кем «дружит»?» Дети должны дать полный ответ.
Стул «дружит» с кроваткой или тетрадкой?
Стол «дружит» с креслом или тестом?
Шкаф «дружит» с полкой или иголкой?
Кресло «дружит» с диваном или Иваном?
Сервант «дружит» с Людой или посудой?
Полки «дружат» с книжкой или крышкой?
Табурет «дружит» со стулом или мулом?
Диван «дружит» с кушеткой или конфеткой?
«Исправь ошибку»
У стула - крышка; у телевизора - спинка; у дивана - экран; у шкафа - подлокотник и т. д.
«Повтори слова»
Шкаф - шкафчик - шкафчики; стол - столик - столики; стул - стульчик - стульчики и т. д.
Связная речь:
II. «Сказка про кроватку» - формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание; развитие понимания чужой речи; обучение пониманию вопросов по сказке и ответам на них; совершенствование диалогической речи.
Педагог рассказывает сказку, поместив на наборное полотно иллюстрацию к ней. Потом задает детям вопросы и помогает правильно формулировать ответы:
- Что делал Кирюша каждый вечер? (Кирюша капризничал.)
- Что кричал Кирюша? (Не хочу спать! Не буду спать)
- Кто уговаривал Кирюшу? (Кирюшу уговаривала мама.) И т. п.
III. «Путешествие по комнате» - развивать осязание, пространственную ориентировку; формировать доверие к товарищам по игре.
Дети встают «паровозиком». Глаза первого ребенка закрыты повязкой. «Паровозик» движется медленно, ведущий ощупывает предметы, которые ему попадаются и старается угадать, что это за предмет. Дети помогают ведущему подсказкой или наводящим вопросом. Ведущий по ходу меняется несколько раз.
Художественная литература:
Стихи о мебели
А. Барто «Семейный вечер»
З. Александрова «Старый диван»
З. Александрова «Прятки»
Е. Алябьева «Спор мебели»
Л. Толстой «Три медведя»
Просмотр м/ф. : «Бобик в гостях у Барбоса», «Пат и Мат. Мебель», «Верное средство»
Игры с природными материалами:
I. Выкладывание по контуру крупой
II. «Кто быстрее соберет» (камешки, желуди, шишки и т. д.)
Дидактические игры:
I. «Собери комнату» - развитие зрительного восприятия.
Наложить на контур соответствующий трафарет.
«Выложи из палочек по контуру» (кровать, шкаф) - развитие внимания, мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, учить выкладывать заданный предмет и называть его.
«Мастерим мебель» - учить детей выделять форму предмета, цвета, учить правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём прикладывания.
Разрезные картинки (2-3 части).
II. «Что изменилось?» - упражнять в запоминании взаимного расположения геометрических фигур, развивать умение мыслить, рассуждать.
«Расставим мебель» - систематизировать знания детей о мебели и ее предназначении.
Ведущий называет предметы мебели, и дети распределяют их по комнатам (по назначению) : кровать - в спальной комнате, буфет - на кухне.
«Определи целое по части» - развитие памяти и внимания.
Ребенку показывают отдельные части мебели : сиденье, ножка стула, спинка кровати. Нужно определить предмет и назвать его остальные части.
III. «Найди общее» - развитие логического мышления.
Ребенок сравнивает два предмета мебели : стол и стул - у них по четыре ножки; кресло и стул, стул и табурет, кровать и диван и др.
«Разложи вещи в комнате на свои места» - формирование у детей устойчивых представлений о форме, величине.
- Разложите предметы на эту картинку в подходящие по форме места. (Ромб - ковер, прямоугольник - телевизор, круг - люстра, овал - стол, квадрат - окно, треугольник - ваза).
Сюжетно-ролевая игра:
«Мебельный магазин»
Побуждение детей творчески воспроизводить в игре магазин умения действовать в коллективе.
Развивать умения творчески использовать в играх представление об окружающей жизни.
Формировать положительные взаимоотношения между детьми.
Учить детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и атрибуты.
Театрализованные игры:
Игры на развитие плавных движений рук.
«Ветерок». Перекрестные движения рук над головой. В работе участвуют плечо, предплечье, кисть.
«Ленточки». Попеременные пластичные движения правой и левой руками вверх-вниз перед грудью.
«Волна». Плавное движение вверх и вниз одной рукой. Она может быть отведена в сторону или вытянута вперед. «Волна» образуется за счет пластичных движений плеча, предплечья, кисти. «Волна» может плавно перетекать из одной руки в другую.
«Крылья». Плавные маховые движения руками, разведенными в стороны. Следует помнить, что при подъеме рук кисти опущены, а при опускании рук локти слегка согнуты, кисти выразительно подняты вверх.
«Поющие руки». Из положения «руки в стороны» мягким движением
кисти направляются друг другу навстречу, словно собирая перед собой упругий воздух. Такими же пластичными движениями руки снова разводятся в стороны. Корпус при этом помогает выразительности движения, слегка наклоняясь вперед и откидываясь назад.
Конструктивные игры:
I. «Кроватка для мишки» - учить делать перекрытия на устойчивой основе, кладя на кирпичик на углы двух опорных раздвинутых кубиков.
II. «Мебель для кукол» - формировать умение добиваться определенных результатов, побуждать к обследованию строительных материалов - закреплять название, форму, величину, различать цвет, учить располагать кирпичики вертикально, ровно соединяя их с кубиками; развивать желание сооружать постройки, объединяя их по сюжету и обыгрывать.
III. «Мебель для Дюймовочки» - закрепить навыки изготовления коробочки кубической и прямоугольной форм; обучать умению преобразовывать коробочку в другой предмет; учить различать и называть геометрические фигуры квадрат и прямоугольник, употреблять в речи слово линия.
Подвижная игра:
II. «Ищите внимательно» - стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.
Инвентарь: 2 скамейки, 5 флажков красного цвета, 5 флажков синего цвета, 5 флажков желтого цвета, 5 флажков зеленого цвета (высота флажка 15 см, длина полотнища 10 см, ширина 5 см, 5 кеглей тех же цветов (высота кеглей 18-20 см).
Дети врассыпную встают рядом с педагогом на игровой площадке. Педагог раздает детям флажки разных цветов. На концы скамеек, поставленных параллельно друг другу на расстоянии 2-2,5 м, ставится по одной кегле (синего, желтого, зеленого и красного цвета). Педагог ставит детей в колонки за кеглями, стоящими на концах скамеек, причем цвет кегли и флажков в руках детей, стоящих за этой кеглей, должны соответствовать друг другу (например, красная кегля - красные флажки и т. п.). Педагог находится посередине между скамейками. После слов педагога:
Мы идем гулять с флажками
Вдоль скамеечек с друзьями -
Дети расходятся по игровой площадке, гуляют вдоль скамеек.
Педагог:
А теперь мы пробежимся
Словно ветер мы промчимся.
Дети бегают около и между скамеек.
Педагог:
Как веселые зайчата,
Мы – веселые ребята –
Будем прыгать и скакать.
Дети, как зайчики, прыгают на двух ногах.
Педагог:
А потом - флажки искать.
Ищите внимательно!
После слов педагога «ищите внимательно!» дети с флажками каждого из цветов должны встать за кеглей соответствующего флажку цвета, стоящей на конце скамейки. Дети строятся в колонки произвольно, соблюдая только соответствие цветов. Когда все дети построятся в колонки, они должны поднять флажки вверх и помакать ими. Педагог обращает внимание на правильность построения детей, исправляет их ошибки, напоминает правила игры.
III. «Мышки в доме» - развивать двигательную активность.
Играющие делятся педагогом на 2 равные по количеству детей группы. Первая группа детей, взявшись за руки, образует круг. Это – «мышеловка». Вторая группа детей - «мышки» - располагается врассыпную с внешней стороны круга. Дети, изображающие мышеловку, поднимают сцепленные друг с другом руки вверх, образуя воротики, и вместе с педагогом произносят следующие слова:
Поселились в доме мышки,
Все погрызли, шалунишки.
Мышки, мебель не грызите,
Вы из дома уходите!
Уходите поскорей,
Не пугайте вы детей.
Мышеловки мы поставим,
Быстро вас сейчас поймаем!
Пока дети первой группы проговаривают текст, «мышки» быстро вбегают в круги выбегают из него, пробегал под воротиками. После слов «быстро вас сейчас поймаем» «мышеловка» закрывается - дети присаживаются на корточки, опускают сцепленные руки вниз. «Мышки», оставшиеся внутри круга, считаются пойманными. Педагог и дети подсчитывают количество пойманных «мышек». Затем группы детей меняются ролями. Игра повторяется.
Подвижная игра с речевым сопровождением:
II. «Вот построен новый дом»
Вот построен новый дом.
В новом доме мы живем.
Мы по лестнице бежим
И считаем этажи:
Дети тянутся вверх за поднятыми руками, разводят руки в стороны, берутся за руки, бегут по кругу.
Раз – этаж,
Два – этаж,
Прыгают вперед в круг, опустив руки.
Три, четыре, мы квартире.
Берутся за руки.
III. «Уборка»
Дети становятся в круг, поворачиваются лицом в центр круга. В центре круга находится педагог.
Раз, два, три, четыре,
Убираем мы в квартире.
Хлопают в ладоши.
Петя взял пылесос,
Ваня тряпки нам принес.
Шагают на месте.
Маша принесла ведро.
Ох, огромное оно.
Наклоны вправо - влево, руки в стороны - вниз, кисти рук сжаты в кулачки.
Чисто вытрем мы все стулья,
И кроватки, и столы.
Выполняют «пружинку», руками взмахивают попеременно вперед - назад.
Мы диван пропылесосим,
Уберем мы все углы.
Приседают 2 раза, руки вперед, ладони вниз.
А потом, а потом
Побежим мы за котом.
Бегут по кругу друг за другом.
Мы кота поймаем,
Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга. Поднимают руки вперед, сжимают – разжимают кулачки.
Причешем, приласкаем.
Гладят себя обеими руками по голове.
Мама вечером пришла,
На пороге замерла:
Шагают на месте.
- Кто убрал квартиру нашу:
Петя, Ваня или Маша?
Выполняют 2 наклона вперед. При наклоне разводят руки от груди вперед – в стороны.
- Это мы! Это – мы!
Тебе, мама, помогли.
Хлопают в ладоши.
Игра малой подвижности:
I. «Волшебные стульчики» - развитие внимания.
Дети образуют круг, поворачиваются друг за другом. Педагог находится в центре круга. Педагог говорит детям: «Сегодня к нам в детский сад прилетал волшебник, он заколдовал все стульчики. Мы теперь не можем понять, где же большие стульчики и где маленькие. Помогите мне, дети!» Педагог объясняет детям, что под удары в бубен они будут двигаться по кругу друг за другом. На команду «Большие стульчики» дети должны остановиться, поднять руки вверх. Далее дети вновь двигаются по кругу друг за другом под удары в бубен. На команду «Маленькие стульчики» дети присаживаются на корточки, руки на колени.
Примечание. Педагог по мере освоения детьми команд может ввести третью команду «стульчики кружатся». Дети на носочках кружатся на месте, руки на пояс.
II. «Летает – не летает» - развивать слуховое внимание, воспитывать выдержку.
Дети образуют круг, становятся лицом в центр круга, где находится педагог. Педагог вразбивку произносит названия предметов мебели, животных, птиц, насекомых. Если названный предмет (животное, насекомое, птица) летает, дети поднимаются на носочки, разводят руки в стороны, если не летает - присаживаются на корточки.
Например: бабочка, пчела, стрекоза, ворона, воробей, синица, самолет, вертолет. - летают (дети встают на носочки, руки в стороны). Стол, стул, кровать, буфет, диван. не летают (дети присаживаются на корточки).
Примечание. Педагог обращает внимание на ошибки детей, исправляет их по ходу игры.
III. «Найди и промолчи» - развивать выдержку, наблюдательность, сообразительность.
Дети сидят на одном конце комнаты лицом к педагогу. Педагог показывает детям ленту и говорит, что они должны найти ее. Тот, кто найдет, должен подойти к педагогу, тихо сказать на ухо, где он увидел ленточку, и сесть на свое место, а игра будет продолжаться до тех пор, пока все дети не найдут ленту. Затем педагог предлагает всем детям встать повернуться лицом к стене и закрыть глаза, а сам в это время прячет ленту. По сигналу педагога «готово» дети открывают глаза и расходятся по комнате в поисках ленты. В конце игры отмечается, кто первый увидел ленту, а также те дети, которые проявили наибольшую выдержку, наблюдательность, сообразительность.
Психогимнастика:
«Лесоруб». Регулирование мышечного тонуса.
Из чего делают мебель? Сначала лесорубы рубят и пилят деревья. Потом столяры рубанком стругают доски, делают их гладкими. Давайте и мы попробуем: лесорубы рубят: «Ух, ух»; столяры рубанком: «вжих, вжих». Дети имитируют.
Упражнения для губ и щек :
«Закроем дверцы шкафа». Широко открыть рот, втянуть губы внутрь, плотно закрывая ими зубы.
Чередование позиций: «оскал» - «трубочка» - «воронка».
«Рубанок». Всасывание верхней губы под нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытии рта (чмоканье).
Самомассаж:
«Ладошки»
Вот у нас игра какая: хлоп, ладошка,
Хлоп, другая!
Хлопки в ладоши.
Правой, правою ладошкой
Мы пошлепаем немножко.
Шлепки по левой руке от плеча к кисти.
А потом ладошкой левой
Ты хлопки погромче делай.
Шлепки по правой руке.
А потом, потом, потом
Даже щечки мы побьем.
Легкое похлопывание по щекам.
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
Хлопки над головой.
По коленкам – шлеп, шлеп!
Хлопки по коленям.
По плечам теперь похлопай!
Шлепки по плечам.
По бокам себя пошлепай!
Шлепки по бокам.
Можем хлопнуть за спиной!
Шлепки по спине.
Хлопаем перед собой!
Шлепки по груди.
Справа – можем! Слева – можем!
Поколачивание по груди справа, слева.
И крест-накрест руки сложим!
И погладим мы себя.
Вот какая красота!
Поглаживание по рукам, груди, бокам, спине, ногам.
Загадки:
* Может делать он буфеты
Стулья, тумбы, табуреты.
В стружках весь его верстак.
Вот работать надо как!
(Столяр)
* Чтобы удобно было спать,
Учить уроки, есть, играть,
Надо все предметы эти
По квартире разместить.
Их расставить там, где нужно,
Ничего не позабыть.
(Мебель)
* Под крышей четыре ножки,
А на крыше суп да ложки.
(Стол)
* Четыре ноги, да не зверь,
Есть перья, да птица.
(Кровать, подушка)
* Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки.
Мы не кони, хоть на нас
Вы садитесь много раз. (Стулья)
* По ночам во сне Ванятка
До того задремлет сладко,
Что не хочется вставать,
Что за штука я?
(Кровать)
* Я удобный, очень мягкий
Вам не трудно угадать, -
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать.
(Диван)
* На стул не очень я похож –
Побольше и помягче.
На мне приятно отдохнуть,
А если хочется поспать,
То превращусь я в кровать.
(Кресло)
* Меня в комнате всякий приметит,
А, открыв меня, зиму с летом встретит.
(Шкаф)
* У стены – большой и важный
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже.
(Книжный шкаф)
* Не шкаф,
А хранят вещи.
Вешают на стену,
А не картина.
(Полки)