Акматова Айнура Асанкуловна
Картотека игровых упражнений по лексической теме «Мама, папа, я — вот моя семья» для детей 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Утренняя гимнастика:
«Дружная семья»
Лексика :
I. Мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь, любить, кормить, купать, обувать, одевать, расти, красный, желтый, зеленый, синий, большой, маленький, круглый, один, много, я, мы, мой, моя, хорошо, плохо.
II. Семья, мама, папа, дочка, сын, брат, сестра, бабушка, дедушка, родственники, имя, фамилия.
Дружные, молодой, старый, взрослый, детский.
Живут, заботиться, ухаживать, готовить, отмечать.
Публикация «Картотека игровых упражнений по лексической теме „Мама, папа, я — вот моя семья“ для детей 4–7 лет» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Подготовительная группа
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
III. Семья, родители, папа, мама, брат, сын, дочь, сестра, бабушка, дедушка.
Родной, заботливая, взрослые, младший, старший, старый, молодой, большой, маленький, дружная, ласковая, любимая, дорогая.
Родиться, расти, заботиться, любить, уважать, помогать, стирать, мыть, готовить, убирать, гладить, читать, вязать, варить, жарить, резать, писать, отдыхать, заниматься, накрывать, прибирать, протирать, подметать.
Общие речевые навыки:
Артикуляционная гимнастика «Денек веселого язычка»
«Три медведя» - развитие высоты голоса.
Педагог предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос).
Одни и те же реплики:
«Кто сидел на моем стуле?»
«Кто ел из моей чашки?»
«Кто спал в моей постели?»
«Кто же был в нашем доме?»
И т. п. произносятся поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах.
Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, взрослый предлагает ему показать соответствующее изображение на картинке.
Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.
Общая и мелкая моторика:
I-II «Наша дружная семья»
Наша дружная семья –
Дети маршируют на месте.
Папа, мамочка и я.
Разводят руки в стороны.
Папа сильный и большой,
Тянутся вверх.
Ходит он гулять со мной.
Идут по кругу.
Мама ласковая очень,
Любит мама меня очень.
Гладят себя по щечкам.
«Моя семья»
Я люблю свою семью :
Папу, мамочку свою.
Бабушку и дедушку тоже обожаю.
Их за ум, терпение очень уважаю.
Ребенок загибает пальчики на слова «я», «мама», «папа», «бабушка», «дедушка».
III «Кто живет у нас в квартире?»
Раз, два, три, четыре, пять,
Хлопки.
Кто живет у нас в квартире?
Шагают на месте.
Раз, два, три, четыре, пять
Прыжки.
Всех могу пересчитать
Шагают.
Папа, мама, брат, сестра
Хлопки.
Кошка Мурка, два котенка
Наклоны вправо – влево.
Мой сверчок, щегол и я
Повороты.
Вот и вся моя семья
Хлопки.
«Как у нас семья большая»
Как у нас семья большая
Да веселая
Ритмические хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно.
Два у лавки стоят
Загнуть большие пальцы на обеих руках.
Два учится хотят
Загнуть указательные пальцы на обеих руках.
Два Степана у сметаны объедаются
Загнуть средние пальцы.
Две Дашки у кашки
Питаются.
Загнуть безымянные пальцы.
Две Ульки в люлке
Качаются
Загнуть мизинцы.
Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи :
I. «Моя семья» - пополнение номинативного словаря.
Ребенок по фотографии рассказывает с кем живет.
«Я люблю всех» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: мама – мамочка.
II. «С кем ты живешь?» - усвоение категории творительного падежа с предлогом С.
Каждый ребенок рассказывает, с кем он живет дома.
Я живу с мамой, папой.
Я живу с мамой, с папой, с бабушкой.
Я живу с мамой, с братиком и дедушкой. И так далее.
«Назови ласково» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Мамочка, мамуля, папочка папуля, бабуля, дедуля; братик братишка, сестренка, сестреночка, внучок, внученька.
«Мой, моя, мои» - использование в речи местоимений.
Педагог показывает детям картинки, на которых нарисованы члены семьи, и спрашивает каждого ребенка:
Чья мама?
Чья бабушка?
Чей папа?
Чей дедушка?
Чьи родители?
Чей братик
Чья сестренка?
«Утром, днем, вечером» - практическое употребление в речи наречий, обозначающих время; дифференциация этих понятий.
Каждый ребенок рассказывает, как он провел выходной день: что он делал утром, днем и вечером. При необходимости логопед помогает.
Утром я завтракал, играл с игрушками. Днем ходил гулять, а вечером смотрел мультфильмы.
Утром я читала с мамой книжку днем ходила в гости к Кате, а вечером играла с куклой.
«Чей, чья, чье, чьи?» - образование и употребление притяжательных прилагательных.
Шарф (чей) – мамин, папин…
Шапка (чья) – тетина, дядина…
Пальто (чье) – бабушкино, дедушкино…
Перчатки (чьи) – мамины, бабушкины…
III. «Договори предложение» - образование глаголов в изъявительном наклонении.
Педагог начинает:
Предложение договори и его ты повтори.
Я ем и папа. (ест). Я пою и мама. (поет). Я шью и бабушка. (шьет). Я готовлю и сестра. (готовит). Я играю и брат. (играет). Я пилю и папа. (пилит). Я вяжу и мама. (вяжет). Я строгаю и дедушка. (строгает). И т. д.
«А у вас?» - составление предложений со значением противопоставления; образование сравнительной степени прилагательных.
педагог начинает предложение, а дети заканчивают: «Наша семья большая,. а наша больше».
Словарь: дружная, крепкая, добрая, культурная, здоровая, заботливая, трудолюбивая, воспитанная, маленькая, смелая.
«Старше или младше». - усвоение прилагательных в сравнительной степени; понятия о старших и младших членах семьи.
Педагог называет двух членов семьи (мама — бабушка, а дети должны составить предложения: «Мама младше бабушки, а бабушка старше мамы».
Словарь: дочка — мама, папа — дедушка, сын — папа, дедушка — мама, бабушка — папа, бабушка — внучка, дедушка — внук, сын — мама.
Развитие навыков звукового анализа и синтеза:
I. «Кто поздоровался?»
Ребенок слушает аудиозапись членов семьи и определяет, кто поздоровался.
«Покачай - передай» (Железнова)
Подвижная игра – песенка «Здравствуйте» (Хисматуллина)
II. «Разложи кружочки» - слоговой анализ слова (слова по лексической теме)
«Подбери имя». Подбор созвучных имен: Маша, Даша, Саша, Паша.
«Считалка под мяч»
Раз, два, три, четыре,
Мы считалочку учили:
Бабушка и мамочка,
Дедушка и папочка,
Вот братишка и сестренка,
Он – Антон, она – Аленка.
Вот и вся моя семья,
Рассказал считалку я!
III. «Какое слово отличается от других?»
- Дочь, ночь, дочь, дочь.
- Внук, внук, стук, внук.
Ритмическая игра «Веселые человечки»
Человечки в доме жили,
Меж собой они дружили.
Звали их совсем чудно –
Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо-хо.
Дети ритмично хлопают.
Удивлялись человечки:
- Хо-хо, хо-хо, хо-хо-хо!
Ритмично пожимают плечами.
Им собака шла навстречу
И дышала глубоко.
Засмеялись человечки:
Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи.
Выполняют ритмичную пружинку.
Ты похожа на овечку.
Прочитать тебе стихи?
Разобиделась собака
И ушами затрясла.
Ритмично потряхивают головой.
Человечки же хохочут:
- Ха-ха, ха-ха, ха-ха-ха!
Ритмично притопывают ногами.
Связная речь:
II. «Кто что делает?» - накопление предикативного словаря, составление двусоставного предложения (мама стирает, мама гладит, папа чинит и т. д.)
III. Рассказ по сюжетной картине «Семья»
- Кто изображен на картине? (семья, папа, мама, сын, дочка, бабушка, родные, близкие, родственники).
- Где собралась семья? (в комнате, в зале, в квартире). В какой комнате? (уютной, чистой, большой)
- Чем они занимаются? (папа с сыном играют в шахматы, мама сидит рядом с мальчиком, бабушка вяжет, дочка читает книгу, дедушка кормит рыбок).
- Что можно сказать об этой семье? (какая она) (большая, дружная, трудолюбивая, счастливая, сердечная, веселая, заботливая).
Художественная литература:
С. Капутикян «Моя бабушка»
В. Черная «Хорошая внучка»
Э. Успенский «Если был бы я девчонкой»
Е. Благинина «Посидим в тишине»
В. Осеева «Сыновья»
А. Кымытваль «Песенка бабушки про непоседу»
С. Баруздин «Мамина работа»
Просмотр м/ф. : «Моя семья», «Волк и теленок», «День рождения бабушки», «Волк и семеро козлят», «Осторожно, обезьянки», «Осьминожки»
Игры с природными материалами:
I. Игра с шишками «Будем пальчики считать»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать.
Шишке все расскажем,
Пальчики покажем.
Каждый пальчик обойдем,
Снова мы считать начнем.
II. Игра с песком «Чувствительные ладошки»
Погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.
Сухой бассейн «Ладошки здороваются»
Опустить кисти рук в «сухой» бассейн. Сплести пальцы рук, соединить ладони и стискивать их как можно сильнее. Затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.
Только уставать начнем,
Сразу пальцы разожмем,
Мы пошире их раздвинем,
Посильнее напряжем.
Дидактические игры:
I. «Мое имя» - закрепление умение детей четко называть свое имя.
Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и называют свое имя.
«Кто главный?» - учить детей называть членов своей семьи; подводить к пониманию, что в мире главные - и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к своей семье.
Педагог предлагает детям по очереди назвать членов своей семьи и назвать : кто чем занимается, кто что делает в семье. Если ребенку трудно назвать, кто что делает в семье, то ему в этом помогут иллюстрации. Дети называют, кто главный в семье и почему они так считают. В конце игры следует определить, что главные в мире все - и дети, и взрослые.
II. «Как зовут членов семьи» - закрепление умения детей четко называть членов своей семьи; развитие памяти, связной речи; воспитание любови к своей семье.
Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».
«Четвертый лишний» - закрепление знаний детей по теме.
На наборном полотне расположены четыре картинки : папа, брат, дедушка, волк. Дети должны найти лишнюю картинку и объяснять, почему она не подходит к остальным. (Волк не живет в семье человека.)
III. «Оцени поступок» - развитие представлений детей о добрых и плохих поступках; учить характеризовать и оценивать поступки; воспитание чуткости, доброжелательности.
Дети работают в парах. Каждой паре педагог предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».
«Кто где живет» - учить детей называть свой домашний адрес; развитие памяти, внимания.
Педагог. Мальчик Витя самостоятельно пошел гулять по улицам города и заблудился. Что делать? Он не знает своей домашнего адреса. А вы знаете свой адрес?
Дети по очереди называют свой домашний адрес. Например: «Я живу в городе Краснодаре на улице Селезнева, в доме № 20, квартира № 25».
Если ребенку трудно назвать свой адрес, то педагог ему помогает.
«Было - будет» - учить устанавливать последовательность различных событий (вчера, сегодня, завтра, раньше - сначала, потом - позже).
Сюжетно-ролевая игра:
«Семья»
Обогащать игровой опыт детей, расширять сюжет игры, подводить детей к созданию собственных игровых замыслов.
Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи.
Учить детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и атрибуты.
Формировать положительные взаимоотношения между детьми.
Театрализованные игры:
«День рождения» - развивать навыки действия с воображаемыми предметами,
воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки.
С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили дарить.
«Три медведя»
Конструктивные игры:
I. «Диван для Кати» - продолжать знакомить с конструктивными возможностями строительного материала; познакомить со строительной деталью – кирпичик; учить правильно располагать одну деталь за другой; способствовать узнаванию и называнию красного цвета.
II. «Коврик» - развивать умение ритмично располагать детали по цвету и форме, способность к анализу и синтезу.
III. «Подарок маме» - развивать умение фантазировать, конструируя машины,
облегчающие труд женщин.
Подвижная игра:
II. «Дедушка сапожник» - развивать внимание, упражнять в беге в разных направлениях.
Дети стоят в кругу, в центре «дедушка сапожник». После каждого слова дети на шаг подходят к водящему.
Дети: Дедушка сапожник, сшей нам сапоги.
Дед: Подождите, дети, потерял очки!
Дети: Дедушка сапожник, сколько с нас возьмешь?
Дед: Два рубля с полтиной, пятачок и грош.
Дети: Дедушка сапожник, ты с ума сошел?
Дед: Подождите, дети, я очки нашел!
Дед догоняет детей, кого поймает, то и водит.
III. «Змейка-папа, змейка-мама, змейка вся моя семья» - научить детей бегу, держась за руки, точно повторяя движения водящего. Развивать ловкость, быстроту, координацию движений.
Подвижная игра с речевым сопровождением:
II. Брату впору башмаки
Брату впору башмаки.
Не малы, не велики.
Дети топают ногами.
Мальчик с толком, с расстановкой
Занимается обновкой.
Ставят ноги на ширину плеч.
То погладит башмаки,
То потянет за шнурки.
Наклоняются то к правой, то к левой ноге.
Ну, теперь пора в дорогу,
Можно сделать первый шаг!
Энергично шагают на месте.
III. «Я люблю свои игрушки»
Я люблю свои игрушки:
Выполняют пружинку, руки на пояс.
Куклы, мячики, хлопушки,
Буратино и Мальвину, -
Хлопают в ладоши.
Я машину заведу,
Приседают на корточки.
Я на улицу пойду.
Шагают на месте.
Ой, уехала машина,
Кисти рук прикладывают к щекам, качают головой.
По дороге едут шины.
Дети идут по кругу друг за другом, руками выполняют вращения вверх-вниз вдоль боковой поверхности туловища.
За машиной побегу,
Я игрушки догоню.
Бегут по кругу.
Свои игрушки догоню,
Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга.
Потому что их люблю.
Разводят руки в стороны, обнимают обеими руками себя за плечи.
Игра малой подвижности:
I. «Ходит Ваня» - проявление индивидуальности.
Дети идут по кругу, «Ваня» идет в противоположную сторону с платочком в руках. Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Ходит Ваня, ходит Ваня,
Посреди кружочка, посреди кружочка.
Ищет Ваня, ищет Ваня
Для себя дружочка, для себя дружочка.
Нашел Ваня, нашел Ваня
Для себя дружочка, для себя дружочка.
Пляшет Ваня, пляшет Ваня
Со своим дружочком, со своим дружочком!
II. «Петрушка» - развитие внимания.
Дети образуют круг. Считалкой педагог выбирает водящего - Петрушку, водящий встает в центр круга. Петрушка вместе с педагогом произносит следующий текст:
Я - веселая игрушка,
А зовут меня - Петрушка!
Я буду делать упражнения,
Вы - повторять за мной движения.
В это время дети, стоящие в кругу, выполняют «пружинку», руки на поясе. По окончании текста Петрушка выполняет какие-либо упражнения (наклоны, приседания, прыжки и др.). Дети должны точно повторить показанные Петрушкой движения. Ребенок, наиболее точно и правильно выполнивший задание Петрушки, становится новым водящим. Игра повторяется.
III. «У Маланьи, у старушки» - соотносить слово и выразительное движение рук, пальцев, мимики.
У Маланьи, у старушки
Дети имитируют завязывание платка под подбородком.
Жили в маленькой избушке
Кистями рук над головой делают «домик».
Пять сыновей и пять дочерей,
Ставят левую руку на пояс, правой рукой показывают число 5 – растопыренные пальцы. То же левой рукой.
И все без бровей.
Закрывают обеими руками брови.
Вот с такими носами,
От носа поочередно вытягивают вперед правую руку, затем - левую.
Вот с такими усами,
От верхней губы разводят руки в стороны.
Вот с такими ушами,
Показывают большие уши – качают руками возле ушей.
И все с бородой.
От подбородка опускают вниз правую, затем левую руку.
Они не пили, не ели,
Выполняют наклон вправо, правая рука на поясе, левую сжать в кулачок и поднести ко рту. То же правой рукой.
Друг на друга смотрели
Выполняют наклон вперед, разводят руками от груди в стороны.
И разом делали как я.
Педагог показывает любую фигуру, дети повторяют.
Психогимнастика:
«Помощник». Регулирование мышечного тонуса.
Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице. Ей тяжело, она стонет: «Ох, ох, ох!» вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась : «Ах, ах, ах!» На празднике вы плясали: «Эх, эх, эх!» И совсем устали: «Ух, ух, ух!»
Упражнение для мышц шеи :
«Мамочка проснулась». Повороты головы влево-вправо.
«Папа разминает шею после работы». Круговые движения шеи.
Мимическое упражнение :
«Семья». Изобразить добродушную маму, строгого дедушку, рассердившегося папу и провинившегося ребенка.
«Один дома». «Родители ушли в гости, а ребенка оставили одного дома». Изобразить состояние тоски и одиночества.
Упражнение для жевательно-артикуляторных мышц:
«Жуем орехи». Имитация жевания.
Упражнения для губ и щек :
«Малыш захотел кушать». Размыкать губы при закрытом и открытом рте, язык лежит на дне полости рта.
«Прощание». Мгновенное смыкание губ с разрывом, «поцелуй».
Самомассаж:
«Лягушата»
Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.
Выгибают спинки, спинки - тростинки
Ножками затопали, ручками захлопали,
Постучим ладошкой по ручкам немножко,
А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.
Хлоп-хлоп тут и там, и немного по бокам,
Хлопают ладошки нас уже по ножкам.
Погладили ладошки и ручки и ножки.
Лягушата скажут:
«Ква! Прыгать весело, друзья».
Загадки:
* Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная. (семья)
* Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
- Всех милее наша. (мама)
* Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, -
Это наш любимый. (папа)
* Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша. (бабушка)
* Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш. (дед)
* Кто веселый карапузик -
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка -
Это младший мой. (братишка)
* Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? -
Очень модная девчонка -
Моя старшая. (сестренка)