Акматова Айнура Асанкуловна
Картотека игровых упражнений по лексической теме «К нам весна шагает быстрыми шагами» для детей 4–7 лет
▼ Скачать
Утренняя гимнастика:
«Весна пришла, нам тепло принесла»
Лексика :
I. Весна, ручьи, капель, лужи, сосульки, солнышко, лучики, птички.
Бежит(-ут, звенит(-ят, поет, журчит(-ат, висит(-ят, тает(-ют, греет.
Голубое, теплый.
II. Капель, таяние, ручьи, скворечник, ледоход, весна.
Возвращаются, просыпаются, прилетают, греет, тает, бегут, щебечут, поют.
Голодные, певчие, голосистые, яркое, голубое, теплый.
Публикация «Картотека игровых упражнений по лексической теме „К нам весна шагает быстрыми шагами“ для детей 4–7 лет» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
III. Весна, год, зима, солнце, капель, ручей, проталина, подснежник, птица, утро, день, вечер, ночь.
Пригревать, таять, звенеть, появляться, чирикать.
Теплый, солнечный, мокрый.
Тепло, холодно, много, мало, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, в, на, у, под, с (со, за.
Общие речевые навыки:
Артикуляционная гимнастика «Веселый Ветерок»
«Ледоход» - формирование длительного направленного ротового выдоха.
У меня корабль сильный.
У него характер львиный.
Льдины смело раздвигает
И везде он проплывает.
В емкость водой поместить «льдины» (из пенопласта). Корабль должен проплыть, направляя их к противоположному берегу.
Общая и мелкая моторика:
I-II «Ловим капельки»
Ребенок прикасается указательным пальцем к ладони.
Капает капель — вот так:
Кап-кап, кап-кап!
Звонко капельки звенят:
Кап-кап, кап-кап!
«Капель»
Кап-кап, кап-кап –
Капает с крыши вода.
Дети бегут.
Топ-топ, топ-топ –
Быстрее бегите сюда.
Дети топают.
Так-так, так-так –
Капли руками поймали.
Прыжки.
Топ-топ, то-топ –
Быстро домой побежали.
Дети бегут.
III «Весна, весна красная»
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
Дети идут по кругу, взявшись за руки.
С великой милостью:
Идут в противоположную строну по кругу.
Со льном высоким,
Останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки, вдох.
С корнем глубоким,
Приседают, опускают руки, выдох.
С хлебами обильными.
Взявшись за руки, бегут по кругу.
«Весна»
Иди, весна, иди красна,
Дети пальчиками «идут» по столу.
Принеси ржаной колосок,
Овсяный снопок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.
Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца.
Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи :
I. «Весенние картинки» - знакомство детей с весенними признаками, пополнение номинативного, предикативного и атрибутивного словаря, развитие диалогической речи.
Педагог демонстрирует иллюстрации с изображением солнца, тающих сосулек, птиц, мальчика и ручья.
- Что это? Какое солнышко? Что делает солнышко?
- Что это? Какие сосульки? Сосульки тают. Капает вода.
- Кто это? Что делают птички?
- Кто это? Что делает мальчик?
«Солнечные лучики» - употребление в речи предлога «на».
Возьмите иллюстрацию с изображением весны. Покажите ребенку солнышко. Объясните, что весной оно светит ярко и греет сильно. Лучики солнышка будят все вокруг после длинного зимнего сна. Показывайте указкой на объекты на картинке и спрашивайте, куда упал лучи.
II. «Придумай предложение» - составление и распространение предложений о весне (с опорой на картинки, совершенствование грамматического строя речи.
Педагог приглашает детей за стол, на котором разложены сюжетные картинки.
- Выберите по картинке, рассмотрите их, расскажите, что вы видите на них.
«Что делает?» - уточнение и расширение глагольного словаря.
- Я буду показывать картинку и задавать вопрос : «Что делает?» - а вы должны будете подобрать как можно больше слов, отвечающих на этот вопрос.
Педагог показывает картинку с изображением солнышка, подснежника, грача, ручейка.
«Назови, что сделал Умейка» - составлять (дополнять) предложения с однородными сказуемыми.
В гости к детям приходит Умейка, который все умеет делать (ребенок должен быть подготовлен заранее). Взрослый дает ему задание так, чтобы никто не слышал: «Подойди к столу, возьми бумагу, отрежь полоску и отдай Сереже». Умейка начинает выполнять задание, а дети в это время внимательно следят за ним. Потом они называют все, что делал Умейка. Выигрывает тот ребенок, который правильно перечислил все действия, выполненные Умейкой. Ребенок-победитель получает право заменить гостя.
Задания Умейке могут быть самые разные: беги к двери, попрыгай и побеги обратно; подойди к столу, возьми книгу и отдай ее Вадиму; возьми машину, поставь в гараж; выйди из комнаты и войди обратно; подойди к кубику и перепрыгни через него; возьми мяч и подбрось его вверх; уложи куклу спать.
III. «Подбирай, называй» - подбор определений и глаголов.
Весна (какая) - ранняя, теплая, долгожданная и т. д.
Солнце (какое) -.
День (какой) -.
Снег весной (какой) -.
Сосулька (какая) -.
Солнце весной (что делает) - греет, припекает, ласкает, согревает.
Снег весной (что делает) - чернеет, тает.
Ручьи весной (что делают) -.
Сосульки весной (что делают) -.
«Посчитай» - согласование числительных с существительными.
Один ручей, 2 ручья, 3 ручья, 4 ручья, 5 ручьев.
Одна лужа, две лужи, 3. , 4. , 5.
Одна проталина, 2. , 3. , 4. , 5.
Одна сосулька, 2. , 3. , 4. , 5.
«Назови ласково» - образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Ручей - ручеек, проталина - проталинка, лужа -. , солнце -. ,
сосулька -.
«Один – много» - употребление родительного падежа существительных мн. числа.
Один ручей - много ручьев.
Одна лужа - много луж.
Одна проталина - много.
Одна сосулька - много.
«Скажи наоборот» - продолжаем учиться подбирать антонимы.
Снег зимой чистый, а весной -.
Зимой дни холодные, а весной -.
Зимой солнце тусклое, весной -.
Зимой погода пасмурная, а весной -.
Развитие навыков звукового анализа и синтеза:
I. «Капель» (два удара)
Педагог раздает детям пластиковые лоточки, наполненные манной крупой.
- Как капают капельки?
- Постучите пальчиком по столу: «Кап-кап-кап».
- Постучите пальчиком по ладошке: «Кап-кап-кап».
Педагог предлагает детям постучать пальчиком по лоточкам по подражанию взрослому.
«Ходим, ходим, стоп» (Железнова)
Подвижная игра – песенка «Веселая пляска» (Хисматуллина)
II. «Ответь правильно»
Весной солнышко греет или морозит?
Снег тает или застывает?
Ручьи текут или стоят?
Травка зеленеет или вянет?
Жучки прячутся или просыпаются?
Дети катаются на самокате или снегокате?
Люди носят куртки или куртки?
«Подскажи словечко»
Педагог предлагает детям сесть на ковер по-турецки. Если он предполагает, что выполнение задания вызовет у детей затруднения, можно поместить на доске предметные картинки-подсказки.
- А теперь поиграем в знакомую вам игру «Подскажи словечко». Если вы хорошо знаете предметы весны, то вы легко справитесь с этим заданием.
- Ой, беда! Ой, беда!
Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки,
На снегу. проталинки.
- Самый первый день весны,
Самый-самый первый.
На опушке у сосны
Распустилась. верба.
- Рад весне братишка Саша
И собака рада Жулька.
На припеке, с крыши нашей
Утром свесилась. сосулька.
- Снег в лесу. Сугробов много.
Но слышна синицы трель.
С крыши, прямо на дорогу
Звонко капает. капель.
- На реке и треск, и гром.
Это значит ледолом.
На реке лед идет,
Это значит. ледоход.
Ритмическая игра «Капель»
Кап! Кап! Я – капель,
Капаю тихонько.
Кап! Кап! Целый день
Капли пляшут звонко.
Хлопают в ладоши четвертными длительностями.
Кап-кап-кап! Побыстрей
Капли побежали,
Потому что солнышко
Капли увидали.
Стучат пальчиком по ладошке восьмыми.
III. «Прошагаем загадку»
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (весна)
«Хлопни в ладоши». Педагог произносит слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, теплое, ярче, холодно, набухают, прилетают, проталина, ледоход, застыл, метель, снегопад, солнышко. Если слово о весне, дети хлопают в ладоши.
«Скажи правильно»
Распускаются листочки или цветочки? Порхают птички или лисички? Тает снежинка или слезинка? Журчат ручьи или грачи? Набухают почки или листочки? Прилетают насекомые или птицы? Трещит лед или ледоход?
«Пришла весна»
Улыбаются все люди –
Весна, весна, весна!
Дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают.
Она везде, она повсюду
Красна, красна, красна.
Делают ритмичные повороты туловища
По лугу, лесу и полянке
Идет, идет, идет.
Ритмично шагают на месте.
На солнышке скорей погреться
Зовет, зовет, зовет.
Взмахивают обеими руками к себе.
И в ручейке лесном задорно
Звенит, звенит, звенит.
Ритмично щелкают пальцами рук.
По камушкам в реке широкой
Журчит, журчит, журчит.
Потирают ладони.
Разносит запахи повсюду
Цветов, цветов, цветов.
И все живое сразу слышит
Весенний зов!
Делают из пальцев «бутон», ритмично сжимают и разжимают пальцы.
Связная речь:
II. Мнемотаблица «Весна»
III. Рассказ «Весна» - учить детей составлять рассказ, опираясь на предметные картинки на игровом поле.
Предметные картинки : солнышко, снег, лужа, деревья, жучок, травка, птичка, дети.
Художественная литература:
Н. Родивилина «Весне мы очень рады!»
А. Леонтьев «Кап-кап»
И. Токмакова «Весна»
Русская народная сказка «Заюшкина избушка»
Г. Скребицкий «Весна»
В. Бианки «Грачи открыли весну»
К. Ушинский «Четыре желания»
Просмотр м/ф. : «Как мы весну делали», «Весенняя сказка», «Лунтик и его друзья» 192 серия, «Маша и медведь» 7 серия, «Веснянка», «Солнышко и снежные человечки», «Весенние мелодии»
Игры с природными материалами:
I. Игра с водой «Кораблики»
II. Игра с песком «Солнышко»
Дидактические игры:
I. «Картинка о весне» - развитие зрительного восприятия.
Выложи картинку по образцу.
«Разрезные картинки» - развитие пространственного восприятия, конструктивного праксиса.
«Топай - хлопай» (по цветовой схеме) – развитие внимания, закрепление названий цветов.
«Что сначала что потом?» - формирование умения определять основные цвета (3-4 основных цвета).
II. «Цвета весны» - усвоение основных цветов.
Педагог вместе с детьми рассматривает предметы на картинках и называет цвет этих предметов: солнышко – желтое, небо – синее, травка – зеленая, цветок – красный.
«Что сначала, что потом» - учить понимать последовательность роста растений.
- Ребята, внимательно посмотрите на картинки. Сначала абрикос цвел, у него на ветках распустились цветы. Покажите мне такую картинку. Затем на ветках вместо цветов выросли маленькие зеленые абрикосы. Покажите такую картинку. А потом абрикосы поспели и стали большими и желтыми. Покажите эту картинку. А теперь выложите картинки по порядку - что было сначала, а что потом.
III. «Приметы весны» - уточнить представления детей о приметах весны, активизировать словарь по теме.
Педагог предлагает детям картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, светит солнце, весенний лес, подснежники в лесу, таяние снега, прилет птиц и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только явления весны, называет их.
«Найди спрятанную игрушку» - закрепить умение ориентироваться в пространстве.
Сюжетно-ролевая игра:
«Путешествие в весенний лес»
Закрепить знания о весеннем времени года.
Развивать у детей двигательные качества и умения.
Учить координировать свои движения.
Развивать у детей способности к фантазии и импровизации. Развивать умение выражать свои эмоции.
Вызывать положительные эмоции, создавать радостное настроение.
Театрализованные игры:
«Музыкальная импровизация» - развитие слухового внимания, чувства ритма, музыкального слуха.
В руки палочки возьми,
Мишкам спеть ты помоги,
И мелодию лесную
Ты ритмично простучи.
Повтори ритм на металлофоне, ксилофоне и т. д. Придумай свой.
Изобрази на ксилофоне грустный и веселый дождик.
«Заюшкина избушка»
Конструктивные игры:
I. «Теремок для Снегурочки» - продолжать учить устанавливать детали на узкую поверхность, делать перекрытия, украшать и обыгрывать постройку.
II. «Кораблик» (из деталей лего) - воспитывать интерес к конструированию, желание доводить работу до конца; учить пользоваться при работе чертежом, вносить свои изменения в конструкцию; закрепить умение анализировать работы детей объективно, доброжелательно.
III. «Весенний лес» - учить выстраивать из готовых деталей композицию на бумаге, воспитывать умение работать в коллективе.
Подвижная игра:
II. «Перепрыгни через ручеек» - позволить детям бегать и прыгать в их удовольствие.
На площадке обозначают линиями (двумя чертами на песке или мелом на асфальте) или выкладывают шнурами (веревками, скакалками) ручеек длиной 3, 5-4 м: с одного конца «ручеек» узкий (ширина 30 см, с другого конца - широкий (60-60 см). Дети строятся в колонну по одному за узким концом «ручейка». Дети потоком один за другим перепрыгивают через «ручеек», продвигаясь от узкого края к широкой части. Педагог отмечает тех детей, кто сумел перепрыгнуть «ручеек» в самой широкой его части, не наступив при этом на ограничительные линии.
Примечание. Дети перепрыгивают «ручеек» не боком, а лицом вперед, встав напротив ручейка и поставив носки ног к ограничительной линии.
«Зима и Весна» - развивать двигательную активность и ловкость.
Педагог предлагает детям вспомнить, как меняется погода в феврале: вслед за теплым деньком наступает холодная ночь, после капели начинается снегопад, гудят снежные вихри!
Дети рассчитываются на первый – второй, делятся на две команды: «Зима» и «Весна». Команды встают в две шеренги друг напротив друга на расстоянии 1 метра. Педагог командует: «Весна пришла». Дети из команды «Весна» стараются догнать детей из команды «Зима». Пойманные игроки выбывают из игры. Команда, в которой остается больше игроков, побеждает, что определяет скорый приход весны или, наоборот, долгую зиму.
III. «По порядку становись» - закрепить счет в пределах 10; упражнять в прямом и обратном счете; развивать умение находить место числу в числовом ряде; развивать внимание, мышление, память.
Зима предлагает детям встать в одну шеренгу, рассчитаться на первый – третий. Каждому ребенку нужно сделать столько шагов вперед, какой у него номер. Сначала отсчитывать шаги будут первые номера, затем вторые и третьи. Зима говорит о том, какой получился чудесный ручеек, и предлагает пустить по нему кораблик. Дети начинают передавать кораблик (или заменяющий его предмет) различными способами: над головой назад; справа налево предплечьями без помощи кистей; «петляя» (от первого игрока к третьему, от третьего ко второму, от второго к четвертому и т. д.).
Подвижная игра с речевым сопровождением:
II. «Зима прошла»
Воробей с березы
На дорогу - прыг!
Больше нет мороза,
Чик-чирик!
Ритмично прыгают, хлопают руками по бокам.
Вот журчит в канавке
Быстрый ручеек,
Бегут по кругу, взявшись за руки.
И не зябнут лапки, -
Скок, скок, скок!
Высохнут овражки!
Прыг, прыг, прыг!
Вылезут букашки -
Чик-чирик!
Ритмично прыгают по кругу сначала по часовой стрелке, потом – против.
III. «Собирайся, детвора!»
Дети образуют круг, поворачиваются лицом в его центр.
Собирайся, детвора!
Весна зовет : «Гулять пора!»
Хлопают в ладоши.
Будем по лесу гулять,
Шагают на месте.
Свежим воздухом дышать.
Останавливаются, поднимают руки вверх - в стороны, делают вдох носом; опускают руки вниз, выдох ртом.
На носочках по тропинке
Друг за другом мы пойдем.
Поворачиваются вправо друг за другом, идут на носочках, руки на поясе.
В маленькие лужицы
Не наступим, обойдем.
Идут друг за другом, высоко поднимал колени, руки за спину.
Встали елки на пути.
Нам их нужно обойти.
Идите, дети, осторожно:
О ветки уколоться можно.
Идут змейкой друг за другом.
Вот сороки пролетели,
Им, сорокам, не до сна!
Трещат сороки-белобоки:
- Весна идет! Идет весна!
Легко бегут по кругу на носочках, плавно взмахивал руками вверх- вниз.
За весною вслед пойдем,
Хоровод мы заведем.
Идут по кругу, взявшись за руки (хоровод).
Будем петь и танцевать –
Весну-вёснушку встречать.
Останавливаются, поднимают руки вверх. Затем выполняют поклон - наклоняются вниз, опускают руки вниз.
Игра малой подвижности:
I. «За весною» - учить детей выполнять движения за педагогом, развивать внимание.
Дети встают в круг, берутся за руки, педагог встает вместе с детьми. Под чтение педагогом текста стихотворения дети хороводом движутся в правую сторону ( при каждом повторении игры направление движения менять: в правую, затем в левую сторону и т. д.).
За весною ровным кругом
Мы шагаем друг за другом.
Стой на месте.
Дружно вместе
Сделаем вот так!
Педагог показывает какое-либо движение или фигуру (наклон, приседание, «пружинка» и т. д., дети повторяют его вслед за педагогом.
Педагог отмечает детей, которые лучше всех выполнили задание.
Примечание. По мере освоения игры водящим, показывающим движения и фигуры, можно назначить ребенка.
II. «Кому дать?» - развивать произвольность действий.
Дети встают в круг, берутся за руки. Педагог встает в хоровод вместе с детьми. В середине круга находится ребенок с цветком (пластмассовым или бумажным, высота цветка 20-25 см). По команде педагога дети начинают двигаться в хороводе по кругу, проговаривая текст:
Встали дети в кружок,
Увидали цветок.
Кому дать, кому дать?
Кому цветок передать?
Дети останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга. Водящий с цветком в руке указывает на одного из детей, например, указывает на девочку (Таню,.). Передает ей цветок и при этом говорит: «Даю цветок Тане. В середину круга выходит Таня с цветком - это новый водящий. Игра продолжается.
III. «У кого мяч?» - развивать внимание, ловкость, зрительно-двигательную координацию, осязание.
Играющие, образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центр круга, а остальные плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной.
Взрослый дает кому-либо мяч (диаметр 6-8 см, и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит: «Руки!» - и тот, к кому обращаются, должен выставить вперед обе руки ладонями вверх, как бы показывая, что мяча у него нет. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг, а тот, у кого найден мяч, начинает водить.
Психогимнастика:
«Сосулька». Расслабление мышц.
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Руки над головой.
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет.
Расслабление рук и присесть.
Упражнение для мышц шеи :
«Ветерок качает подснежник». Наклоны головы влево - вправо (шея расслаблена).
«Солнышко». Дети радуются солнышку (голова вверх) и поют ему песенку, состоящую из гласных [а-э-у-о].
Мимическое упражнение :
«Медведь в берлоге». Пригрело солнышко, снег растаял, и вода попала медведю в берлогу. Показать, как медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, поняв, что пришла весна.
Упражнение для губ и щек :
«Кораблики плывут по волнам». Попеременно приподнимать уголки губ вправо вверх, а затем влево вверх.
«Исхудавшие за зиму зверята». Втянуть щеки, затем вернуться и т. п.
Упражнение для жевательно-артикуляторных мышц:
«На реке трескается лед, плывут льдины». Двигать нижней челюстью вправо – влево.
Самомассаж:
Дождик бегает по крыше -
Бом! Бом! Бом!
По веселой звонкой крыше -
Бом! Бом! Бом!
Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывать друг друга по спине.
Дома, дома посидите -
Бом! Бом! Бом!
Никуда не выходите -
Бом! Бом! Бом!
Постукивание пальчиками.
Почитайте, поиграйте -
Бом! Бом! Бом!
А уйду-тогда гуляйте -
Бом! Бом! Бом!
Поколачивание кулачками.
Дождик бегает по крыше -
Бом! Бом! Бом!
По веселой звонкой крыше -
Бом! Бом! Бом!
Поглаживание ладошками.
Загадки:
* Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи,
В дом свой – улей –
Пчела первый мед принесла.
На ветках плотные комочки –
В них дремлют клейкие листочки.
Кто скажет? Кто знает?
Когда это бывает?
(Весной)
* Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
(Март)
* Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (Апрель)
* Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
(Май)
* Висит за окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной.
(Сосулька)
* Едва возвратится этот певец
В свой, на шесте, деревянный дворец,
Как все понимают – весна наступает,
И долгой зиме скоро будет конец.
(Скворец)
* Первым вылез из темницы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник)
* На ветках – плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки.
(Почки)
* К маме-речке бегу
И молчать не могу.
Я ее сын родной.
А родился я весной.
(Ручей)
* Конь бежит, земля дрожит.
(Гром)
* Солнце пригревает,
Лед на речке треснул.
Речка зашумела,
Льдины подгоняет.
Как это явление
Весною называют?
(Ледоход)
* Бах-трах-тарарах
Раскатился гром в горах.
Молния сверкает,
Дождик поливает.
(Гроза)
* Я всегда со светом дружен,
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по стене.
(Солнечный зайчик)
* Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает.
(Солнце)
* Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то,
На пройти в них нелегко –
Те ворота высоко!
(Радуга)
* Огненная стрела
Небо рассекла.
(Молния)