Акматова Айнура Асанкуловна
Картотека игровых упражнений и заданий РР по лексической теме «Обитатели морских глубин» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема : «Обитатели морских глубин»
Задания
• Рассмотреть на глобусе океаны и моря, окружающие материки. Чего больше суши или воды?
• Чем отличаются моря от океанов?
• Чем отличается вода рек от морской воды?
Существительные: морская звезда, медуза, морской конёк, кит, тюлень, акула, скат, дельфин, кораллы, краб, рифы, хвост, плавники, колючки; названия речных, морских и озёрных рыб.
Публикация «Картотека игровых упражнений и заданий РР по лексической теме „Обитатели морских глубин“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Подготовительная группа
- Темочки
Глаголы: плавать, нырять, питаться, нападать, охотиться, защищаться, растопыривать (колючки, прятаться.
Прилагательные: глубоководный, морской, хищные, рыбный, рыбий, китовый.
Грамматические категории:
• Словообразование существительных при помощи суффикса.
• Согласование существительных с числительными в Род. пад. множ. числ.
• Образование притяжательных прилагательных
Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть Сложенными вместе ладонями дети изображают,
как плывёт рыбка
Рыбка, рыбка, озорница, Грозят пальчиком
Мы хотим тебя поймать Медленно сжимают ладони
Рыбка спину изогнула Снова изображают, как плывёт рыбка
Крошку хлебную взяла Делают хватательное движение обеими руками
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла Снова «плывут».
«Краб»
В синем море краб идёт Ладони тыльной стороной прижать друг к другу,
пальцы направить вниз,
переплести (лапки краба, раздвинуть ладони.
Большие пальцы обеих рук направить к себе
Быстро лапками гребёт Быстрыми движениями пальцев показывают, как краб
гребёт лапками.
Тихо краб идёт по дну,
Ищет он себе еду. Краб идёт на лапках-пальчиках сначала в одну сторону,
затем в другую.
Физкультминутки
«Рыбки резвятся,
В воде кружатся,
Весело ныряют,
Пузыри пускают,
Друг дружку догоняют!»
«Летучая рыба» – координация речи с движением, развитие творческого воображения.
Я летучая, прыгучая, (дети двигаются подскоками по кругу)
Улетела бы за тучу я. (двигаются, взмахивая руками, как крыльями)
Да соскучилась бы вскоре – (двигаются по кругу, изображая плавание)
До того люблю я море.
Вторник.
Развитие грамматического строя речи
1. Д/и «Назови ласково»
Карась – карасик,
краб-крабик,
(дельфин, щука, лягушка, креветка, рак, ерш, сом).
2. Д/и «Кто где живёт? Какие они?»
В реке живут рыбы - речные, пресноводные
В озере?
В море?
В океане?
В аквариуме?
3. Д/и «Дополни ряд»
В реке живут: налим, ….
В море живут: кит, …
В озере живут: карась, …
Щука (какая) – хитрая, …
Карась (какой) – маленький, …
Ерши (какие) – шустрые, …
Сом (что делает) – спит, …
Щука (что делает) – охотится, …
4. Д/и «Великаны»
Рыба – рыбища,
Кальмар – кальмарище…
(лягушка, медуза щука, улитка, осьминог, рак, кит, морж, акула, карась, черепаха)
5. Д/и «Сосчитай улов» :
Один рак, три рака, пять раков…
(кальмар, лягушка, медуза, щука, осьминог, акула, карась, черепаха, креветка, камбала).
6. Д/и «Чей? Чья? Чьё?»
У акулы голова -. акулья.
У щуки плавники -.
У лягушки лапки -.
У рыбы глаза -.
У черепахи панцирь -.
У кита хвост.
У дельфина глаза -.
7. Д/и «Четвертый лишний»
Акула, кит, дельфин, ерш.
Плавники, шерсть, чешуя, жабры.
Лужа, море, река, аквариум. .
Акула, мурена, щука, меченосец.
Среда.
Развитие грамматического строя речи
1. Д/и «Слова-родственники»
Рыба – рыбка, рыбёшка, рыбина, рыбища, рыбий, рыбный, рыбак, рыболов, рыбачок, рыбачка, рыбалка, рыбацкий, рыбачить…
(краб, лягушка, щука, сом, кит, рак)
2. Д/и «Подбери рифму»
Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали как…. рыбы
Я б хвостом махала гибким
И резвилась словно ….рыбка
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая …рыбешка
Выплывает, корм ища,
пребольшая… рыбища
Эх сорвался мой улов,
Рассердился… рыболов. -
Рыба не клюет никак,
Видно, я плохой…. рыбак
от обиды чуть не плачет,
Но сидит весь день…. рыбачит
Рыбаку ужасно жалко,
что не удалась… рыбалка
3. Д/и «Подскажи словечко»
Если это рыбка – у неё улыбка,
Если это рыбочка – у неё улыбочка,
Если это рыба – у неё улыба,
Если это рыбина – у неё улыбина,
Если это рыбища – у неё улыбища.
4. Двигательно-творческие задания «Морской берег»
«Идем по берегу моря» (колонна по одному).
«Песок нагрелся, печет пятки» (на носках).
«Острые камушки» (на пятках).
«Волны шипят» (волнообразные движения руками вверх-вниз, стоя на коленях).
«Дует сильный ветер» (продолжительный выдох через рот).
«Идем домой по следам, оставленным на песке» (широким, мелким шагом).
5. Д/и «Запомни и повтори» – формирование обобщающих понятий у детей.
Ерш, сом, пескарь – это речные рыбы.
Камбала, горбуша, сельдь – это морские рыбы.
Карп, карась, плотва – это озерные рыбы.
Акула, мурена, щука – это хищные рыбы.
6. Отгадай загадки
В воде жива, на суше мертва (рыба)
У родителей и деток вся одежда из монеток (рыбки)
Хвостом виляет, зубаста, а не лает? (щука)
Колюч, да не еж, кто же это? (ерш)
Есть в лесу колючий ёж,
А в реке – колючий … (ерш)
На дне, зарывшись в ил и грязь,
От щуки прячется … (карась)
Люд морской встревожен
Меч плывет без ножен. (меч – рыба)
В глубине, где тишь и мгла
Море штопает игла. (рыба – игла)
На дне, где тихо и темно
Лежит усатое бревно. (сом)
Кругом вода
А с питьем беда. (Море)
Четверг.
Развитие связной речи
Стихи для чтения
«Черепаха»
Черепашка в пруд ползёт,
Домик на себе везёт.
Ты быстрей, быстрей ползи,
Домик весело вези.
Рыбка
Что ты мечешься, рыбка, по дну,
Словно что-нибудь там потеряла?
- Я здесь ночью с луною ныряла,
А к утру потеряла луну!
Тексты для пересказа
И. Гурвич «Левушка - рыбак»
Смотрел – смотрел Левушка, как старшие братья в озере рыбу ловят, и захотелось ему самому попробовать. Вернулся он домой и попросил дедушку снарядить его на рыбалку. Дал дедушка ему удочку, дал банку с червями, объяснил. Как червяка на крючок насаживать, и пожелал хорошего улова. «Спасибо, - ответил Левушка, - я большую рыбу поймаю».
Начал он удить – сразу большая попалась. Тянул он ее, тянул, а вытянуть не может. Пришлось ему раздеться, разуться и в воду лезть. Смотрит – а это не рыба вовсе, просто крючок за какие – то корни зацепился.
Шел Левушка домой грустный и думал: «Что я дедушке скажу? Зачем я хвастался?»
По Г. Снегирёву. «Морской конёк»
Морской конёк живёт у берега среди морской травы. Зацепляется за травинку хвостом и качается: взад-вперёд, вместе с прибоем. Как осветит солнце морскую траву, станет она зелёная, и морской конёк станет зелёным. Солнце зайдёт, травы будут коричневые, и конёк сделается коричневым. Ни за что его не разглядишь среди водорослей и травы морской.
Вопросы:
Где живёт морской конёк?
За что цепляется хвостиком морской конёк? Зачем?
Как маскируется морской конёк?
По Г. Снегирёву «Камбала»
В море рыбы тоже маскируются. Вот камбала плоская, круглая, как блин, и глаза у неё наверху, чтобы врагов видеть – хищных рыб. Но врагам её трудно найти. Рядом проплывёт зубатка, а камбалу не заметит. Песок на дне жёлтый и камбала жёлтая. Поплывёт камбала дальше корм на дне искать среди камней. И станет камбала серая, как камни. Даже такой с камбалой опыт делали. Положили на дно аквариума шахматную доску. Камбала подумала немного и стала вся, как шахматная доска…
Там камбала меняет окраску – маскируется, как настоящий разведчик.
Вопросы:
О какой рыбе говорится в рассказе?
Как выглядит камбала?
Почему врагам трудно найти камбалу?
Какой опыт провели с камбалой?
Пятница.
Развитие мелкой моторики. Звуковой анализ слов по рекомендации логопеда. Графический диктант.