Светлана Селдушева
Картотека игровых упражнений. Формирование лексико-грамматических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование лексико- грамматических представлений.
1. Игра «Один - много» Цель. Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.
лист – листья
дерево – деревья
стул – стулья
мяч – мячи
ухо – уши
окно – окна
письмо-письма
яйцо –яйца
гнездо – гнезда
лев -львы
ведро-вёдра
охотник-охотники
вишня—вишни
колесо-колеса
белка-белки
Публикация «Картотека игровых упражнений, Формирование лексико-грамматических представлений» размещена в разделах
петух-петухи
Со словом «много»
окно -много окон
лист – много листьев
дерево– много деревьев
стул – много стульев
мяч – много мячей
ухо – много ушей
письмо- много писем
яйцо –много яиц
гнездо – много гнезд
лев-много львов
ведро- много вёдер
охотник-
вишня—
колесо-
белка-
петух-
2. Игра «Назови ласково»
Цель. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
стакан – стаканчик веревка-
кольцо – колечко скамейка-
подушка – подушечка ведро-
миска – мисочка гнездо-
солнце – солнышко шкаф- шкафчик
гнездо – гнёздышко стол- столик и т. д.
3. Игра «Назови детёнышей животных»
Цель. Закрепление названий детёнышей животных в ед. и мн. числе.
У лисы лисёнок (лисята).
У зайца зайчонок (зайчата).
У волка волчонок (волчата).
У медведя медвежонок (медвежата).
У ежа ежонок (ежата)
У кошки котёнок (котята).
У собаки щенок (щенята).
У коровы телёнок (телята).
У свиньи поросёнок (поросята).
У лошади жеребёнок (жеребята).
У козы козлёнок (козлята).
4. Игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» Цель. Образование притяжательных прилагательных.
М. р. хвост лисы – … лисий хвост
хвост волка - … волчий хвост
хвост зайца – … заячий хвост
хвост медведя – … медвежий хвост
хвост белки – … беличий хвост Ж. р. - голова лисы – … лисья голова и т. д.
Ср. р. - ухо лисы - … лисье ухо и т. д. и т. д.
5. Игра «1-2-5-9», «Сосчитай» от 1 до 5 (до 10)
Цель. Упражнять детей в согласовании числительных с существительными.
один мяч – два мяча – пять мячей – девять мячей
одно яблоко – два яблока – пять яблок – девять яблок
одна книга – две книги – пять книг – девять книг
одна тетрадь- две тетради- пять тетрадей- девять тетрадей
один карандаш- два карандаша- пять карандашей – девять карандашей и т. д.
6. Игра «Какой? Какая? Какие?» Цель. Образование относительных прилагательных.
стакан из стекла - … (стеклянный стакан)
машина из железа - … (железная машина)
мяч из резины - … (резиновый мяч)
ремень из кожи - … (кожаный ремень)
дом из кирпича -. (кирпичный дом)
кораблик из бумаги - (бумажный кораблик) и т. д.
7. Д,и «Наоборот». Цель. Упражнять детей в подборе слов с противоположным значением.
Белая собака- черная собака
Холодный чай – горячий чай
Старый человек – молодой человек
Длинная лента – короткая лента
Толстая книга – тонкая книга
Острый карандаш – тупой карандаш
Широкое полотенце – узкое полотенце
Высокий дом – низкий дом Открыть – закрыть
Отклеить– приклеить
Оторвать – пришить
Открутить – закрутить
Отойти – подойти
Уронить - поднять
8. Закрепление падежных окончаний существительных и прилагательных в ед. ч. и мн. ч.
(с разными словами и словосочетаниями)
Ед. ч.
Что? …зима (снег, мороз)
Нет чего? … зимы (снега, мороза)
Рад чему?. зиме (снегу, морозу)
Видишь что? … зиму (снег, мороз)
Доволен чем? … зимой (снегом, морозом)
Думаешь о чем? … о зиме (о снеге, о морозе)
Ед. ч.
Кто? …рыжая лиса
Нет кого? …рыжей лисы
Рад кому?. рыжей лисе
Видишь кого? …рыжую лису
Доволен кем? …рыжей лисой
Думаешь о ком? …о рыжей лисе
машинах
Ед. ч.
Что? … грузовая машина
Нет чего? … грузовой машины
Рад чему? …грузовой машине
Видишь что? … грузовую машину
Доволен чем? …грузовой машиной
Думаешь о чем? …о грузовой машине
Мн. ч.
Что? … грузовые машины
Нет чего? … грузовых машин
Рад чему? …грузовым машинам
Видишь что? … грузовые машины
Доволен чем…грузовыми машинами
Думаешь о чем? …о грузовых машинах
9. Работать над предлогами : НА, ПОД, НАД, СО (С, В, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА и т. д.
- Где лежит карандаш? (на столе, на полке….)
- Куда спрятали карандаш? (под стол, под стул)
- Куда положили карандаш? (в коробку, в ящик….)
- Откуда взяли карандаш? (из коробки, из ящика, …со стола)
- Оттуда выглядывает кошка? (из-под стола, из-под стула, из-за дерева, из-за шкафа)
- Где находится предмет? (над столом, над головой)