Получи документы

Картотека игровых упражнений. Формирование лексико-грамматических представлений

Светлана Селдушева
Картотека игровых упражнений. Формирование лексико-грамматических представлений
▼ Скачать + Заказать документы

Картотека игровых упражнений.

Формирование лексико- грамматических представлений.

1. Игра «Один - много» Цель. Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.

лист – листья

дерево – деревья

стул – стулья

мяч – мячи

ухо – уши

окно – окна

письмо-письма

яйцо –яйца

гнездо – гнезда

лев -львы

ведро-вёдра

охотник-охотники

вишня—вишни

колесо-колеса

белка-белки

Публикация «Картотека игровых упражнений, Формирование лексико-грамматических представлений» размещена в разделах

петух-петухи

Со словом «много»

окно -много окон

лист – много листьев

дерево– много деревьев

стул – много стульев

мяч – много мячей

ухо – много ушей

письмо- много писем

яйцо –много яиц

гнездо – много гнезд

лев-много львов

ведро- много вёдер

охотник-

вишня—

колесо-

белка-

петух-

2. Игра «Назови ласково»

Цель. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

стакан – стаканчик веревка-

кольцо – колечко скамейка-

подушка – подушечка ведро-

миска – мисочка гнездо-

солнце – солнышко шкаф- шкафчик

гнездо – гнёздышко стол- столик и т. д.

3. Игра «Назови детёнышей животных»

Цель. Закрепление названий детёнышей животных в ед. и мн. числе.

У лисы лисёнок (лисята).

У зайца зайчонок (зайчата).

У волка волчонок (волчата).

У медведя медвежонок (медвежата).

У ежа ежонок (ежата)

У кошки котёнок (котята).

У собаки щенок (щенята).

У коровы телёнок (телята).

У свиньи поросёнок (поросята).

У лошади жеребёнок (жеребята).

У козы козлёнок (козлята).

4. Игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» Цель. Образование притяжательных прилагательных.

М. р. хвост лисы – … лисий хвост

хвост волка - … волчий хвост

хвост зайца – … заячий хвост

хвост медведя – … медвежий хвост

хвост белки – … беличий хвост Ж. р. - голова лисы – … лисья голова и т. д.

Ср. р. - ухо лисы - … лисье ухо и т. д. и т. д.

5. Игра «1-2-5-9», «Сосчитай» от 1 до 5 (до 10)

Цель. Упражнять детей в согласовании числительных с существительными.

один мяч – два мяча – пять мячей – девять мячей

одно яблоко – два яблока – пять яблок – девять яблок

одна книга – две книги – пять книг – девять книг

одна тетрадь- две тетради- пять тетрадей- девять тетрадей

один карандаш- два карандаша- пять карандашей – девять карандашей и т. д.

6. Игра «Какой? Какая? Какие?» Цель. Образование относительных прилагательных.

стакан из стекла - … (стеклянный стакан)

машина из железа - … (железная машина)

мяч из резины - … (резиновый мяч)

ремень из кожи - … (кожаный ремень)

дом из кирпича -. (кирпичный дом)

кораблик из бумаги - (бумажный кораблик) и т. д.

7. Д,и «Наоборот». Цель. Упражнять детей в подборе слов с противоположным значением.

Белая собака- черная собака

Холодный чай – горячий чай

Старый человек – молодой человек

Длинная лента – короткая лента

Толстая книга – тонкая книга

Острый карандаш – тупой карандаш

Широкое полотенце – узкое полотенце

Высокий дом – низкий дом Открыть – закрыть

Отклеить– приклеить

Оторвать – пришить

Открутить – закрутить

Отойти – подойти

Уронить - поднять

8. Закрепление падежных окончаний существительных и прилагательных в ед. ч. и мн. ч.

(с разными словами и словосочетаниями)

Ед. ч.

Что? …зима (снег, мороз)

Нет чего? … зимы (снега, мороза)

Рад чему?. зиме (снегу, морозу)

Видишь что? … зиму (снег, мороз)

Доволен чем? … зимой (снегом, морозом)

Думаешь о чем? … о зиме (о снеге, о морозе)

Ед. ч.

Кто? …рыжая лиса

Нет кого? …рыжей лисы

Рад кому?. рыжей лисе

Видишь кого? …рыжую лису

Доволен кем? …рыжей лисой

Думаешь о ком? …о рыжей лисе

машинах

Ед. ч.

Что? … грузовая машина

Нет чего? … грузовой машины

Рад чему? …грузовой машине

Видишь что? … грузовую машину

Доволен чем? …грузовой машиной

Думаешь о чем? …о грузовой машине

Мн. ч.

Что? … грузовые машины

Нет чего? … грузовых машин

Рад чему? …грузовым машинам

Видишь что? … грузовые машины

Доволен чем…грузовыми машинами

Думаешь о чем? …о грузовых машинах

9. Работать над предлогами : НА, ПОД, НАД, СО (С, В, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА и т. д.

- Где лежит карандаш? (на столе, на полке….)

- Куда спрятали карандаш? (под стол, под стул)

- Куда положили карандаш? (в коробку, в ящик….)

- Откуда взяли карандаш? (из коробки, из ящика, …со стола)

- Оттуда выглядывает кошка? (из-под стола, из-под стула, из-за дерева, из-за шкафа)

- Где находится предмет? (над столом, над головой)

Публикации по теме:

Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части»Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части» (подготовительная группа) Цель: Уточнять и расширять знания детей на тему «Дом и его части» Задачи: Образовательные: 1. Уточнение, активизация.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП для старшей группы Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП для старшей группы. Дидактические игры и игровые упражнения рекомендуется проводить.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.

Картотека загадок, пальчиковой гимнастики, игровых упражнений к сказкам «Колобок», «Теремок» для детей младшего возраста Загадки: 1. Жёлтый круглый пирожок Под названием. (Колобок) 2. Формой он похож на мяч, был когда-то он горяч. Спрыгнул со стола на пол,.

Конспект занятия по по совершенствованию лексико-грамматических категорий «Лес. Грибы. Ягоды» в старшей группе ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:.

Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи (1 часть) Основной задачей работы по развитию речи с ребенком старше 12 месяцев является пробуждение речевой активности и потребность в речевом общении.

Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда»Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда» Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда». Цель: дифференциация предлогов «под, из-под».

Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Лесные мамы и их детёныши»Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Лесные мамы и их детёныши» Задачи: -формировать фразовую речь; -расширять и активизировать словарь по теме: "Дикие животные"; - формировать обобщающее понятие «дикие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игровых упражнений. Формирование лексико-грамматических представлений
Опубликовано: 29 июля 2020 в 14:57
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека игровых упражнений. Формирование лексико-грамматических представлений» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Селдушева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД