Елена Морозова
Картотека игр-экспериментов
Опыт 1. «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»
Цель: закреплять представление детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять различные запахи; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык - определять на вкус).
Материал: ширма, газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, футляры от киндер – сюрпризов с дырочками чеснок, кусочек апельсина, поролон с духами, лимон, соль, сахар.
Описание игр:
1. «Угадай, что звучит» /колокольчик, погремушка, свисток, газета…/
2. «Отгадай по запаху» / чеснок, апельсин, духи/
Публикация «Картотека игр-экспериментов» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
3. «Отгадай на вкус» /сахар, соль, лимон/
Беседа – игра2 «Почему все звучит?»
Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебания предмета
Материал: бубен, стеклянный стакан, газета, гитара, деревянная линейка, металлофон.
Описание
1. Игра «Что звучит?» /металлофон, гитара, бубен/
2. Изобразите звуки: комара, мухи, шмеля.
3. Извлекание звука из деревянной линейки /прижимая к столу один конец, а по другому хлопаем ладошкой/, из стеклянного стакана с помощью палочки.
Вывод: звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха
вперед и назад.
Опыт 3. «Прозрачная вода»
Цель: выявить свойства воды: прозрачность, льется, без запаха, имеет вес. Материал: две непрозрачные банки (одна с водой, стеклянная банка с широким горлышком, ложки, таз с водой, поднос, предметные картинки.
Описание:
1. Игра «Угадай, что в банках?»
Условия: на столе 2 непрозрачные банки. Детям предлагают отгадать, что в банках, одинаковы ли они по весу, какая легче, тяжелее?
2. Воспитатель предлагает заполнить водой пустую банку. /Что делает водичка? Льется. Какой звук слышим?/
3. Игра «Узнай и назови» /Рассматривание картинок сквозь банку/
Вывод: вода имеет вес, звук – она льется, прозрачная.
Опыт 4. «Вода принимает форму»
Цель: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.
Материалы: воронки, высокий стакан, округлый сосуд, резиновая перчатка, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы.
Описание:
1. «Может ли вода иметь форму?»
/Заполнение водой ковшиком через воронку разных форм, рассматривание, какой формы вода в сосудах/
Опыт 5.«Какие предметы могут плавать?»
Цель: дать представления о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.
Материалы: таз с водой, пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, шишки, дощечки, большие и маленькие камешки, гайки, шурупы, сачки, подносы.
Описание:
1. Игра-эксперимент «Что плавает?» /Дети опускают в воду различные предметы и наблюдают/
Вывод: если предмет легкий, вода его держит, и он не тонет. Если – тяжелый, он давит на воду, и она не может его удержать, он тонет.
2. Игра-забава «Рыбалка» - дети по очереди сачком достают предметы из воды.
Опыт 6. «Делаем мыльные пузыри»
Цель: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойствами жидкого мыла: может растягиваться, образуя пленку.
Материал: жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки или от мыльных пузырей, стаканчики, вода, ложки, подносы, клеенки.
Описание:
1. «Делаем мыльные пузыри» путем смешивания воды и куска мыла. Пробуют надуть пузырь.
2. «Делаем мыльные пузыри» из жидкого мыла с водой (1л. воды+ 3л. жидкого мыла). Пробуют надуть пузырь.
Вывод: пузыри получаются только из жидкого мыла, т. к. оно растягивается в очень тонкую пленочку. Воздух выдувается, пленка его обволакивает и получается пузырь.
3. Игра «Какой формы пузыри, какой летит дальше, выше?»
Опыт 7. «Подушка из пены»
Цель: развить представление о плавучести предметов в мыльной пене.
Материалы: на подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть.
Описание:
1. «Приготовление мыльной пены». Дети набирают пипеткой жидкое мыло и выпускают в миску с водой. Взбивают смесь палочками, венчиком.
2. Игра-эксперимет «Что плавает? Тонет?»
Вывод: плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести.
Опыт 8. «Воздух повсюду»
Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.
Материалы: воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.
Описание:
1. Игровое упражнение «Почувствуй воздух» (помахать листом бумаги возле своего листа).
Вывод: воздух не видим, но он везде нас окружает.
2. Игра-эксперимент «Есть ли воздух в пустой пластиковой бутылке?»
Опустить бутылку в таз с водой так, чтобы она начала заполняться.
Вывод: пустая бутылка наполнена воздухом, так как при заполнении ее водой выходили пузыри, т. е. вода вытесняла воздух из бутылки.
Опыт 9 «Воздух работает»
Цель: дать представление о том, что воздух может двигать предметы.
Материалы: пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги, кусок пластилина, палочка, воздушные шары.
Описание:
1. Игра-эксперимент «Может ли воздух двигать предметы?»
Запускают в воду пластмассовую ванночку и дуют на нее. Определяют, быстро ли она плывет и что сделать, чтобы она поплыла быстрее. Прикрепляют парус.
Вывод: ванночка с парусом движется быстрее, т. к. на парус давит больше воздуха.
2. Игры с воздушными шарами. Шарики надувают и отпускают, наблюдая за их движением.
Вывод: шарик движется потому, что воздух вырывается из него.
Опыт 10 «Каждому камешку свой домик»
Цель: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.
Материалы: различные камни, четыре коробочки, подносики с песком, модель обследования предмета, картинки-схемы, дорожка из камешков.
Описание:
1. Рассматривание камней в соответствии с моделью, считают количество камней.
2. Игра с камешками «Выложи картинку». Дети выкладывают камешки по образцу.
3. Ходьба по дорожке из камешков.
Опыт 11 «Можно ли изменит форму камня и глины?»
Цель: выявить свойства глины (влажная, мягкая. Вязкая, можно ли ее делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, нельзя разделить на части).
Материалы: дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.
Описание:
1. По модели обследования выяснить. Можно ли изменить предмет:
a. Надавить на предмет пальцем, определить, где осталась ямка.
b. Мнут, давят, делят на части.
c. Определяют, чем отличается глина от камня.
2. Лепка разных предметов из глины.
Опыт 12 «Свет повсюду»
Цель: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные (лампа, фонарик, свеча)
Материалы: иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света, фонарик, свеча, настольная лампа, сундук.
Описание:
1. Беседа «Природные источники света»
2. Игра-забава «Что находится в волшебном сундучке?» Дети смотрят сквозь прорезь в сундук, там темно. Что сделать, чтобы в сундуке стало светлее. Открыть его! Потом кладут внутрь фонарик и рассматривают свет сквозь прорезь.
3. Игра «Свет бывает разный»
Дети раскладывают картинки на две группы : свет в природе, искусственный свет.
4. Игра-сравнение «Что светит ярче?» (Свеча, фонарик или настольная лампа? Солнце, костер или луна)
Опыт 13 «Свет и тень»
Цели: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.
Материалы: оборудование для теневого театра, фонарь.
Описание:
1. Игра с фонариком. Освещение и рассматривание разных предметов в тени. Вывод: рука мешает свету и не дает дойти до стены, поэтому образуется тень.
2. Игра-забава «Тень зайчика, собачки»
3. Игра «Теневой театр». Показ сказки «Колобок».
Опыт 14 «Замёрзшая вода»
Цели: выяснить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
Материал: кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка айсберга.
Описание:
1. Рассматривают кусочки льда, определяют форму льда, можно ли лед лить как воду.
2. Наблюдение «Плавает ли лед?» Кусок льда кладут в миску и определяют, что плавает только верхняя часть льда. Рассматривание картинки с айсбергом – огромная глыба льда.
3. «Игра с льдинками» - свободная деятельность детей. Выбирают тарелочки и рассматривают льдинки.
Опыт 15 «Тающий лёд»
Цели: определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, принимает форму емкости.
Материал: тарелка, миска с горячей и холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки.
Описание:
1. Игра-эксперимент «Где растает быстрее лед?» в миске с холодной или горячей водой.
2. Рассматривание цветной льдинки. Обсуждение, почему держится на льдинке веревочка (примерзла).
3. Опыт «Как можно получить разноцветную воду?» Добавляют цветные краски и заливают в формочки, ставят в морозилку.
Опыт 16 «Разноцветные шарики»
Цель: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.
Материал: палитра, гуашевые краски: синяя, красная, белая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением шариков по 5 штук.
Описание:
1. Задание получить путем смешивания красок новые цвета.
2. Раскрашивание на листе бумаги шаров.
Вывод: красная +желтая= оранжевая, синяя +желтая=зеленая, красная+ синяя = фиолетовая, синяя+белая= голубая.
Опыт 17 «Таинственные картинки»
Цель: показать, что окружающие предметы меняют свет, если посмотреть на них через цветные стекла.
Материалы: цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши.
Описание:
1. Рассматривание предметов вокруг себя, подсчитывание цветов, которые назвали.
2. Рассматривание предметов через зеленые стекла. Получение новых оттенков путем наложения стекол – одно на другое.
Опыт 18 «Всё увидим, всё узнаем»
Цели: познакомить с прибором-помощником – лупой и её назначением.
Материалы: лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания.
Описание:
1. Знакомство с лупой. Дети рассматривают бусинку, маленькую пуговицу. Воспитатель предлагает воспользоваться специальным прибором-помощником – лупой. Знакомятся с ее назначением (исп. при ремонте и изготовлении часов).
2. Самостоятельное рассматривание предметов лупами.
Для составления картотеки использовала :
Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова. Экспериментальная деятельность для детей 3-7 лет. Методическое пособие - Спб: Детство-Пресс, 2011
Интернет-ресурсы /картинки/