Татьяна Ярушина
Картотека игр с блоками Дьнеша
▼ Скачать + Заказать документы
Игры с логическими блоками Дьенеша
Анализируем, сравниваем, находим объекты с одинаковыми и разными свойствами, действуем по правилам
Игра №1.
«Дорожки»
Материал: логические блоки,
три домика
(макеты, изображения домиков
или условные обозначения)
I
На полу по кругу на расстоянии не менее метра один от другого
расставлены три домика – Наф-Нафа, Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа. Между
ними нужно положить дорожки из блока так, чтобы поросятам интересно
Публикация «Картотека игр с блоками Дьнеша» размещена в разделах
было ходить в гости друг к другу. Но дорожки надо строить по правилам.
Первое правило предлагает взрослый. Например, нужно проложить
дорожку так, чтобы соседние блоки в ней различались по цвету. Дети в
очереди выкладывают блоки. Тот, кто замечает ошибку, забирает
«ошибочный» блок себе. Ребёнок, собравший наибольшее число таких
блоков, получает возможность первым задать новое правило
строительств и выбрать, между какими домиками будет проложена
следующая дорожка. Каждую новою дорожку желательно строить по
новому правилу. Дорожки можно выкладывать так, чтобы соседние
блоки различались по размеру, толщине или форме. Для поддержания
интереса детей воспитатель меняет игровые задачи: построить мост через
реку, сделать из фигур праздничную гирлянду, составить поезд и т. д.
II
Усложняются правила построения дорожек. Дети при
выполнении задания ориентируются сразу на свойства.
Например, нужно построить дорожку так, чтобы соседние
блоки были одинакового размера, но разной формы
(одинаковой формы, но разного цвета; одинакового размера,
но разной формы; разные по цвету и форме; разные по цвету
и размеру и т. д.)
Правила построения дорожек придумывает
не только взрослый, но и сами дети.
III
Правила построения дорожек становятся более сложными.
Требуется учёт трё х свойств: построить дорожку так, чтобы
соседние блоки были одного цвета, но разной формы и размера;
одной формы, но разного цвета и размера; одинаковые
по размеру и цвету, но разные по форме; разные по цвету,
форме, размеру и т. д.
Педагог не оставляет без внимания проявления инициативы
и творчества детей при составлении правил, предлагает новые
игровые задачи. Дети подготовительной группы могут рисовать
в тетрадях цепочки фигур в соответствии с правилами
их построения.
Игра №2.
«Домино»
Материал: логические блоки
или фигуры
I
В игре участвуют 6-8 человек. Блоки делятся поровну между
игроками. Игроки договариваются об основном правиле игры: к каждому блоку следует прикладывать блоки другого цвета.
Один из игроков делает первый ход – кладёт на стол любой
блок. Остальные по очереди также делают ходы в соответствии правилами игры.
Тот, кто первым выложит все блоки, становится ведущим и
делает первый ход в следующей игре. Дети договариваются о
новом правиле игры, например прикладывать к блоку блоки
другой формы или другого размера.
II
В правилах игры указываются свойства, которые должны
учитывать игроки.
Например, прикладывать к блоку можно
только блоки другого цвета и размера, формы и цвета,
размера и формы; такие же по цвету, но другой формы;
такие же по размеру, но другой формы и т. д.
При повторении игры правило меняется.
III
В правилах указываются три свойства: ходить блоками
такого же цвета, но другого размера и формы
(такого же размера, но другого цвета и формы;
другого цвета, размера и формы и т. д.)
Игра №3.
«Найди пару»
Материал: логические фигуры
или блоки
I
В игре участвуют 5-7 человек. Половина блоков – у ведущего в мешочке
(коробке, вторая половина – у игроков. Блоки расположены так, чтобы все
видели их и могли дотянуться. Блоки – зайчата. Те, которые находятся у
игроков, - зайчата-девочки, у ведущего – зайчата-мальчики. Игровая задача
заключается в том, чтобы помочь каждому зайчику-мальчику найти свою
сестру. Ведущий говорит, чем похожи браться и сёстры (например, цветом,
и выкладывает на стол один блок (зайчика-мальчика). Дети ищут ему пару (сестру) – блок такого же цвета. Тот, кто составляет пару раньше всех,
забирает её себе. Ведущий поочерёдно выкладывает остальные блоки, а
дети ищут для них пары. Тот, кто собирает больше всего блоков,
становится ведущим. Пары можно составлять не только на основе
сходства, но и на основе различия: одного цвета – разного цвета,
одинаковые по размеру –
разные по размеру, одной формы – разной формы.
При повторении игровые задачи меняются.
II
Дети составляют пары на основе сходства и различия блоков,
опираясь на два свойства: одинаковые по цвету и форме;
одинаковые по величине и толщине; одинаковые по толщине,
но разные по цвету; одинаковые по размеру, но разные по
форме; разные по форме и размеру; разные по цвету и форме
и т. д. Игру можно организовывать описанным образом или
иначе. Например, предложите детям разделиться на пары.
Каждой выдайте 18-20 блоков. Игроки поровну делят блоки
между собой и по очереди будут выкладывать их. Сначала
первый участник выложит свой блок. Второй игрок найдет для
него пару. Если пара окажется составленной верно, второй
игрок забирает оба блока себе. В противном случае блок второго
игрока перейдёт первому игроку. Далее свой блок выставит
второй игрок. Победит тот, кто соберет больше блоков.
III
Пары составляются на основе сходства и различия блоков
с опорой на три свойства: одинаковые по форме и цвету,
но разные по размеру; одинаковые по форме, но разные
по размеру и цвету; одинаковые по размеру, но разные
по цвету и форме.
Педагог поощряет активное придумывание детьми
новых правил составления пар.
Игра №4.
«Две дорожки»
Материал: логические фигуры
I
Дети играют парами. Каждый ребёнок берёт из набора 5-7
разных блоков, перемешивает их. Дети договариваются, кто
первым будет строить дорожку. Первый игрок выкладывает все
блоки в ряд. Получается дорожка. Второй игрок к каждому
блоку соперника приставляет свой блок. Если он находит
сходство между своим блоком и блоком соперника по любому
свойству (одинаковые по цвету, форм, размеру, толщине,
то забирает себе его блок.
Затем игру начинают сначала. Каждый перемешивает свои
блоки, складывает их стопкой. Первую дорожку строит
уже второй игрок.
Побеждает тот, кто собирает больше блоков.
II
Количество фигур у каждого игрока постепенно
увеличивается до 8 -10.
Играющий забирает блок из дорожки соперника себе в том
случае, если он находит сходство между блоками по двум
свойствами: по цвету и форме, цвету и размеру, толщине и
форме и т. д.
В дальнейшем дети могут играть по правилу, которое
ориентирует на поиск различий. Играющий забирает блок
из дорожки соперника в том случае, если он находит различие
между блоками по двум свойствам : по толщине и форме,
цвету и размеру, размеру и форме и др.
III
Количество блоков у игроков возрастает до 10-12.
Играющий забирает блок соперника в том случае, если
находит сходство между блоками по трём свойствам : по цвету,
форме и размеру; цвету, форме и толщине; цвету, размеру
и толщине; форме, размеру и толщине.
Игра №5.
«Поймай тройку»
Материал: логические фигуры или блоки
Дети играют в парах. Они берут 8-10 блоков, перемешивают
их и складывают стопкой. Затем первый играющий снимает
два верхних блока и кладёт их на стол. Второй участник берет
из стопки верхнюю фигуру, прикладывает её к паре на столе
и пытается найти сходство и трёх фигур. Если он замечает
какое-либо общее свойство (цвет, форму или размеру, то
забирает все три фигуры в качестве выигрыша. Если же
играющий не находит общих свойств, то последнюю снятую
фигуру кладёт в них стопки. Затем первый участник берёт
из стопки новый блок (верхний) и ищет общее свойство в
новой тройке блоков.
Выигрывает тот, кто собирает больше фигур.
Игра № 10.
«Игры с обручами»
Материал: логические фигуры или блоки,
обручи
I – игры с одним обручем
Перед началом игры выясняют, какая часть игрового
листа находится внутри обруча и вне его,
устанавливают правила: например, располагать
фигуры так, чтобы все красные фигуры (и только они)
оказались вне обруча. После расположения всех фигур предлагается два вопроса:
1) Какие фигуры лежат внутри обруча?
2) Какие фигуры оказались вне обруча?
( Предполагается ответ: «вне обруча лежат
все не красные фигуры»).
При повторении игры дети могут сами выбирать,
какие блоки положить внутри обруча, а какие вне.
II – игры с двумя обручами
Перед началом игры необходимо выяснить,
где находятся четыре области, определяемые
на игровом листе двумя обручами, а именно:
внутри обоих обручей; внутри красного,
но вне зеленого обруча; внутри зеленого,
но вне красного обруча и вне обоих обручей
(эти области нужно обвести указкой).
.
Игра №6.
«Отрицание цвета»
Материал: логические фигуры или блоки,
карточки обозначающие отрицание цвета,
игрушка зайца, коробка
В гости к детям приходит зайчик, у него в лапках коробка
в которой лежат карточки, обозначающие цвет, форму, размет,
толщину, но все они перечеркнуты. Зайчик не может понять,
почему они перечеркнуты. На первом занятии воспитатель
знакомит с карточками, обозначающими отрицание цвета
(воспитатель достает из коробки зайчика, карточки с
перечеркнутыми обозначениями цвета).
Упражнения на закрепление
«Покажи фигуру» :
- не красную и не синюю;
- не синюю и не желтую;
- не желтую и не красную;
- прямоугольную, не синюю и не красную;
- треугольную, не желтую и не красную;
- квадратную, большую, не желтую и не синюю;
- прямоугольную, маленькую, не красную и не желтую;
- треугольную, тонкую, не синюю и не желтую;
- круглую, толстую, не синюю и не красную.
Игра №7.
«Отрицание формы»
Материал: логические фигуры или блоки,
карточки обозначающие отрицание цвета,
игрушка зайца, коробка
Воспитатель достает из коробки зайчика карточки
с перечеркнутыми обозначениями формы и объясняет,
что каждая карточка обозначает.
Упражнения на закрепление
«Покажи фигуру» :
- не прямоугольные, не круглые, не треугольные;
- не квадратные, не прямоугольные, не круглые;
- не прямоугольные, не квадратные, не треугольные;
- не треугольные, не круглые, не квадратные.
Игра №8.
«Отрицание размера»
Материал: логические фигуры или блоки,
карточки обозначающие отрицание цвета,
игрушка зайца, коробка
Воспитатель достает из коробки карточки с перечеркнутыми
обозначениями и объясняет, что они обозначают.
Упражнение на закрепление
«Покажи фигуру» :
- квадратную, красную, не маленькую;
- треугольную, желтую, большую;
- прямоугольную, желтую, не большую;
- треугольную, синюю, не маленькую.
Игра №9.
«Отрицание толщины»
Материал: логические фигуры или блоки,
карточки обозначающие отрицание цвета,
игрушка зайца, коробка
Воспитатель достает из коробки зайчика, последние карточки,
которые обозначают отрицание толщины.
Воспитатель объясняет, что они обозначают.
Упражнение не закрепление
«Покажи фигуру» :
- не тонкую;
- не толстую;
- треугольную, желтую, не большую;
- круглую, красную, не толстую и т. д.
1
Затем называется правило игры.
Например, расположить фигуры так,
чтобы внутри красного обруча оказались
все красные фигуры, а внутри зеленого
все круглые.
2
После решения практической задачи по
расположению фигур дети отвечают на вопросы:
какие фигуры лежат внутри обоих обручей;
внутри зеленого, но вне красного обруча.
Игру с двумя обручами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры
Примечание
В предложенных вариантах
общая часть остается пустой.
Надо выяснить,
почему нет фигур
одновременно красных и зеленых,
а также нет фигур
одновременно круглых и квадратных.
III – игры с тремя обручами
В процессе игры с тремя обручами решается
более сложная задача, чем в игре с двумя обручами,
классификации блоков по трём свойствам.
Ведущий кладёт на пол три разноцветных
(красный, синий, жёлтый) обруча,
чтобы образовалось 8 областей.
После того как эти области соответствующим образом названы по отношению к обручам (внутри всех
трёх обручей, внутри красного и синего, но вне
жёлтого и т. д., предлагается расположить блоки,
например, так, чтобы внутри красного обруча
оказались все красные блоки, внутри синего —
все квадратные, а внутри жёлтого — все большие.
После выполнения практической задачи дети
отвечают на восемь (стандартных для любого
варианта игры с тремя обручами) вопросов.
Какие блоки лежат внутри всех трёх обручей?
Какие блоки лежат внутри красного и синего,
но вне жёлтого обруча?
Какие блоки лежат внутри синего и жёлтого,
но вне красного обруча?
Какие блоки лежат внутри красного и жёлтого,
но вне синего обруча?
Какие блоки лежат внутри красного,
но вне синего и вне жёлтого обруча?
Какие блоки лежат внутри синего,
но вне жёлтого и красного обруча?
Какие блоки лежат внутри жёлтого,
но вне красного и вне синего обруча?
Какие блоки лежат вне всех трёх обручей?
В игре с тремя обручами моделируется
разбиение множества на восемь классов
(попарно непересекающихся подмножеств)
с помощью трёх свойств
(быть красным, быть квадратным, быть большим).