МААМ-картинки

Картотека игр по ЗОЖ

Мастренко Елена Петровна
Картотека игр по ЗОЖ
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие зрительного восприятия и памяти

«Различия и сходство предметов»

Ребенку предъявляют предметы, которые можно использовать для формирования представлений о ЗОЖ, например, две зубные щетки, разные по величине и цвету. Предлагают рассмотреть их, затем назвать признаки сходства и различия, назначение.

Можно использовать разное по цвету и форме мыло, разные по размеру и фактуре полотенца, разные по величине и цвету мячи, лыжи, кроссовки и т. д.

«Группировка предметов»

Публикация «Картотека игр по ЗОЖ» размещена в разделах

Ребенку предлагают рассмотреть лежащие на столе предметы, полезные для здоровья, и объединить их в группы. Например, предметы ухода за собой, спортивные принадлежности, полезные продукты.

«Как вырасти здоровым?»

Играют четверо детей. У каждого набор из 7 картинок, на которых изображены дети, выполняющие различные действия, направленные на укрепление и поддержание здоровья: а) уход за своим телом, б) выполнение физических упражнений, в) прием здоровой пищи, г) игры на улице, д) сон, е) игры дома, в том числе и совместные со взрослыми, ж) помощь взрослым (уборка в квартире, сбор урожая, труд в природе).

Ведущий показывает картинку, ребята должны отобрать из имеющегося у каждого из них набора картинок те, на которых изображены дети, выполняющие аналогичные действия. Например: мальчик причесывается, девочка моет руки, мальчик чистит зубы, девочка принимает ванну.

«Сложи картинку»

Ребятам предлагают сложить картинки из частей. На каждой картинке изображены предметы, способствующие здоровому образу жизни. Например: кроссовки, мяч, гантели; полотенце, зубная щетка и паста. (Можно использовать цветные фотографии.)

«Почини спортивную форму»

Детям предлагают «починить» спортивную форму с несложным узором (футболки, шорты, носки). Для этого необходимо выбрать нужную «заплатку» среди предложенных.

«Назови по порядку»

Детям предъявляют 5-6 предметов (картинок) с изображением спортивного инвентаря (овощей, фруктов, лекарственных растений, предметов личной гигиены и т. д.) и предлагают назвать их. Затем предметы (картинки) закрывают и предлагают детям перечислить их в той последовательности, в которой они были представлены. Предметы (картинки) открывают по мере называния. (Можно использовать картинки с изображением детей во время различных режимных моментов.)

«Что изменилось?»

Детям предъявляют 5-6 картинок с изображением спортивного инвентаря (овощей, фруктов, лекарственных растений, предметов личной гигиены и т. д.) и предлагают назвать их. Затем ребятам предлагают закрыть глаза, в это время педагог убирает одну картинку, оставшиеся картинки меняет местами. Дети должны сказать, что изменилось.

«Разложи по порядку»

Детям предлагают рассмотреть лежащие перед ними картинки с изображением спортивного инвентаря (овощей, фруктов, лекарственных растений, предметов личной гигиены и т. д.) и запомнить их расположение. Затем ребятам предлагают отвернуться, в это время педагог меняет картинки местами. Детям предлагают восстановить первоначальное расположение изображенных на картинках предметов.

«Что сначала, что потом»

Детям предлагают несколько картинок, связанных одним сюжетом, разложить в порядке произошедших событий и составить по ним рассказ. Например: мальчик лежит в постели, делает зарядку, умывается, вытирается полотенцем; девочка моет руки, обедает, играет с куклой.

«Узнай предмет по тени»

Ребенку предъявляют 4 картинки с реалистическим изображением предметов, способствующих здоровому образу жизни, и одну силуэтную картинку — «тень» одного из этих предметов. Предлагают рассмотреть картинки и назвать предмет, которому принадлежит тень.

«Узнай предмет по контуру (по части контура)»

Ребенку предъявляют несколько картинок с реалистическим изображением предметов, способствующих здоровому образу жизни, и контурные изображения этих предметов. Предлагают рассмотреть картинки и назвать предмет, которому принадлежит контур.

«Наложенные изображения»

Ребенку предъявляют рисунок, на котором наложенными контурными линиями изображены предметы, способствующие укреплению здоровья (например, яблоко, лук, лыжи, пылесос, шляпа, зонтик). Предлагают рассмотреть изображение и назвать изображенные предметы. Задают вопросы: «Какие предметы помогут навести чистоту дома? Какие продукты содержат витамины? Какие предметы можно взять на прогулку зимой? Что защитит от солнца?»

«Соедини точки, раскрась»

Ребенку предъявляют картинку, на которой точками (или пунктирными линиями) изображены дети, которые выполняют различные действия с целью заботы о своем здоровье. Педагог предлагает соединить точки (или пунктирные линии, получить изображение и раскрасить его (заштриховать).

«Лабиринты»

Ребенку предъявляют изображения лабиринтов, «пройдя» по которым можно выполнить действия, способствующие здоровому образу жизни.

«Малыш сидит совсем близко от телевизора и смотрит передачу. Как ты думаешь, это полезно для его здоровья? Чем ты посоветуешь заняться малышу? Помоги ему добраться до игрушки!»

«Соня хочет почистить зубы. Помоги ей пройти к полочке с зубной щеткой и пастой».

Развитие слухового внимания и слухоречевой памяти

«Что не назвали?»

Детям предъявляют 5—6 картинок с изображением спортивного инвентаря (овощей, фруктов, лекарственных растений, предметов личной гигиены и т. д.) и предлагают назвать их. Затем педагог называет все картинки, кроме одной. Предлагает детям сказать, какую картинку не назвали. Для усложнения задания можно предложить детям закрыть глаза, и в это время поменять картинки местами.

Развитие пространственной ориентации на плоскости

«Городок здоровья»

Детям предлагают рассмотреть план улиц «городка здоровья» : «В этом городке все жители хотят быть сильными, быстрыми, ловкими, здоровыми. Для этого здесь много полезных вещей: турник, шведская лестница, площадка для катания на велосипеде и самокате, озеро, огород, сосновая аллея, клумба с цветами и др.» Ребенок должен назвать изображенный предмет, способствующий здоровому образу жизни, показать его и рассказать, как можно к нему пройти (пойду прямо, поверну налево.).

«Прогулка»

Ребенку предъявляют большую карточку с изображением лесной поляны, на которой мальчик с дедушкой собирают ягоды, и карточки поменьше с изображением отдельных деревьев, забора, колодца, домика, мостика. Карточки предлагают разложить на столе таким образом, чтобы можно было рассказать, как что встретили дедушка с внуком по дороге в лес, с какой стороны они обходили каждый из объектов, куда поворачивали.

Развитие мышления

«Назови лишний предмет»

Ребенку предъявляют 4 картинки, на которых изображены предметы, способствующие укреплению здоровья, или вредящие ему, затем предлагают назвать «лишний» предмет.

Например:

• лыжи, санки, рогатка, хоккейная клюшка;

• яблоко, гамбургер, огурец, сыр.

Диагностическое задание «Что делать, чтобы быть здоровым?»

Задание направлено на выявление представлений об укреплении здоровья и профилактике заболеваний.

Педагог предлагает ребенку поговорить с ним «по телефону». В ходе разговора педагог выясняет, здоров ли ребенок, какое у него настроение; выражает удовлетворение тем, что ребенок здоров, и говорит: «Мой знакомый мальчик Дима очень не любит болеть. Дима просил узнать у тебя, что надо делать, чтобы не заболеть». Выслушав ответ ребенка, педагог предлагает: «Нарисуй, пожалуйста, свой ответ. Мы положим твой рисунок в большой конверт и отошлем Диме». После выполнения задания педагог предлагает ребенку пояснить свой рисунок и фиксирует эти пояснения.

Диагностическое задание «Полезная покупка»

Задание направлено на выявление представлений о полезных для здоровья предметах.

В качестве «товаров» могут быть использованы чеснок, лук, яблоко, зубная щетка, мыло, кукла, самолет, калейдоскоп. Педагог показывает на лежащие на столе предметы и говорит ребенку: «Это магазин, в нем можно сделать разные покупки. Выбери, пожалуйста, и купи то, что полезно для здоровья». Педагог фиксирует в протоколе последовательность выбора ребенком предметов и его объяснения.

Проблемная ситуация «Необычное угощение»

Задание направлено на выявление представлений о полезных и вредных для здоровья продуктах.

Ребенку предлагают войти в кабинет, где на столе стоит поднос с «угощением», а рядом со столом на полу лежит красивая груша. На подносе разложены несколько карамелек в фантиках, печенье, недоеденный леденец, банан в потемневшей кожуре, пирожное с двумя сидящими на креме мухами (пластиковые муляжи, обкусанная и неаккуратно завернутая шоколадка, недоеденная и неаккуратно завернутая шоколадная конфета, стакан с недопитым соком.

Педагог предлагает ребенку поднять с пола грушу, и говорит: «Вкусная груша, жаль, что она грязная. Давай положим ее на поднос. Смотри, здесь кто-то ел вкусную еду и немного оставил нам. Может, угостимся? Что ты выберешь?» В протоколе фиксируют последовательность выбора «угощения» только если ребенок настаивает на нем, несмотря на то, что его внимание обратили на недоброкачественность продукта. В этом случае «угощение» у ребенка забирают, разъясняют опасность употребления такого продукта в пищу и заменяют «угощение» полноценным продуктом.

Проблемная ситуация «Место для отдыха»

Задание направлено на выявление представлений о влиянии окружающей среды на здоровье людей.

Ребенку предъявляют четыре картинки, на которых изображены: 1) дети, идущие по улице большого города; 2) семья с детьми, отдыхающая на лесной поляне; 3) ребенок, который смотрит телевизионную передачу; 4) дети с родителями в большом магазине. Педагог говорит: «В выходной день людям надо хорошо отдохнуть и набраться сил. Провести выходной можно по-разному: можно гулять по шумной улице, где едут машины; можно поехать с родителями в лес или в парк, где растут цветы, и дышать свежим воздухом; можно отправиться в большой магазин; можно остаться дома и долго смотреть телевизор. Как тебе нравится отдыхать? Выбери и покажи картинку».

Тест «Полезная для здоровья покупка»

Задание направлено на выявление представлений о полезных для здоровья предметах и проводится через неделю после выполнения детьми диагностического задания «Полезная покупка»1.

Педагог говорит ребенку: «Представь, что мы с тобой пойдем в большой магазин, где можно купить игрушки, еду, одежду, книги, бытовую технику и многое другое. Нарисуй, пожалуйста, что полезное для здоровья ты выберешь и купишь в этом магазине». После выполнения задания педагог предлагает ребенку пояснить свой рисунок и фиксирует эти пояснения.

Игровая ситуация «Больница»

Ситуация специально организована для анализа отношения к роли больного.

Ребенку предлагают поиграть в «Больницу», выбрать для себя роль в этой игре, затем объяснить свой выбор.

Игровая ситуация «Телевизор дома»

Ситуация организована для выявления представлений о влиянии на здоровье просмотра телевизионных передач.

Во время подготовки атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Семья» неожиданно для ребенка педагог, исполняя роль представителя службы доставки товаров на дом, вносит коробку с «телевизором», устанавливает его. Во время «настройки» «телевизора» выясняет заинтересованность и предпочтения ребенка в просмотре телевизионных передач и рекламы, основания выбора передачи, длительность просмотра.

Игровая ситуация «Компьютерные игры»

Ситуация организована для выявления представлений о влиянии на здоровье компьютерных игр.

Ребенку предлагают совместно с педагогом подготовить атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин». Во время этой деятельности педагог открывает коробку, в которой находятся диски с компьютерными играми и клавиатура компьютера. Выясняет желание ребенка приобрести эти вещи в «магазине», предпочтения при выборе игр, уточняет наличие игрового опыта, доступность компьютера дома, отношение ребенка к компьютерным играм.

Младшая группа

Занятие «Что я знаю о себе?»

Цели:

• знакомить со строением своего тела;

• помогать осознанию своей половой принадлежности.

Материалы и оборудование: плакат «Строение тела».

Дидактические игры «Собери Машеньку», «Что есть у куклы?»

Цели:

• учить называть часть тела;

• формировать представление о том, для чего служит каждая

часть тела.

Материалы и оборудование: для первой игры — плоскостное изображение куклы, отдельных частей ее тела (голова, руки, ноги, туловище, глаза и т. д., плакат «Части тела»; обычная кукла — для второй игры.

Игра «Умею — не умею»

Цель: акцентировать внимание на своих умениях и физических возможностях своего организма. Материалы и оборудование: мяч. Описание игры.

1 вариант: педагог бросает мяч и произносит: «Я умею.» я или «Я не умею.» Ребенок, поймав мяч, продолжает фразу, объясняя, почему он умеет или не умеет. Например, педагог говорит: «Я умею бегать.», а ребенок продолжает: «. так как у меня есть ноги». Педагог: «Я не умею летать.» Ребенок: «. потому что у меня нет крыльев».

2 вариант: педагог с мячом в руках стоит в центре круга, бросает детям мяч, задавая вопросы: «Ты умеешь прыгать?» (плавать, стирать, бегать, читать, ловить мяч, мыть посуду, ползать, дышать, плакать и т. д.). Дети ловят мяч и отвечают «умею» или «не умею».

Игра «Ребенок — кукла»

Цель: учить находить общие и отличительные признаки у ребенка и у куклы.

Материалы и оборудование: кукла.

Описание игры. В гости к детям приходит кукла, дети рассматривают ее и называют, чем похожи кукла и девочка (у куклы и девочки есть голова, туловище, руки, ноги, глаза, нос, волосы, они носят одежду и т. д., чем они отличаются (девочка живая, она растет, умеет дышать, говорить, плакать и т. д., а кукла не живая, она не растет, не умеет дышать, говорить и т. д.).

«Что хорошо, что плохо?»

Описание игры Педагог с мячом в руках стоит в центре, круга, бросает по очереди детям мяч, задавая вопросы на тему «Хорошо или плохо?» :

• Мыть руки после прогулки.

• Пользоваться носовым платком.

• Садиться за стол с грязными руками.

• Пользоваться расческой.

• Разговаривать во время еды. (И т. д.) Дети отвечают.

«Кукла Маша обедает»

Описание игры. Дети вместе с педагогом накрывают кукле Маше стол к обеду, проговаривая при этом все свои действия: (что куда нужно поставить, какая необходима посуда, и напоминают ей о правилах поведения за столом.

Игра «Кто быстрее возьмет погремушку» : дети под музыку бегут по кругу, останавливаются, гремят погремушкой, затем кладут ее на пол и хлопают в ладоши. С окончанием музыки нужно быстро взять погремушку с пола и поднять ее вверх.

Дети вместе с педагогом разбирают некоторые ситуации о соблюдении и нарушении режима, объясняют мишке, как нужно беречь здоровье, что для этого делать, поправляя при этом неправильные ответы, которые дает мишка.

Игра-тренинг «На день рождения к кукле Кате»

Цель: формировать навыки безопасного поведения за столом.

Материалы и оборудование: кукла, столовые приборы, посуда.

Мероприятия и материалы для родителей:

• знакомство с памяткой «Правила этикета»;

• беседа о необходимости самостоятельного выполнения ребенком дома правил личной гигиены.

Средняя группа

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Цели:

• учить исполнять роль врача, правильно пользоваться его атрибутами;

воспитывать дружеские взаимоотношения в группе.

Материалы и оборудование: куклы, кушетка, халаты, колпаки, вата, бинты, игрушки (градусник, бутылочки, фонендоскоп, шпатель) и др.

Старшая группа

Игра «Мой день»

Цель: знакомить с понятием «режим дня», отмечать важность выполнения режима.

Материалы и оборудование: настольная игра «Расскажи про детский сад», карточки с изображением режимных моментов.

Описание игры. Педагог предлагает расположить карточки последовательно, в соответствии с режимом (от утреннего подъема до укладывания спать вечером, объясняя при этом, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки. Как вариант можно провести соревнования: «Кто быстрее выложит ряд?», «Продолжи ряд», «Исправь ошибку».

Игра «Хорошо — плохо» («Вредно — полезно»)

Цели:

• помогать запомнить правила личной гигиены;

• формировать бережное отношение к своему здоровью.

Материал: сюжетные картинки, на которых изображено

правильное и неправильное отношение к своим зубам, коже, питанию, зрению и т. д.

Описание игры. Педагог предлагает сюжетные картинки. Дети выбирают картинку и рассказывают, что на ней изображено. Далее выбирается ведущий, он показывает картинки. На картинку с правильным отношением к своему здоровью дети реагируют прыжками, а при показе негативной садятся на пол.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр по ИЗО Дидактические игры: 1. «Нарисуй теплую картинку» Цель: уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять.

Картотека физкультминуток от А до Т КАРТОТЕКА ФИЗКУЛЬТМИНУТОК ОТ А ДО Т АА в лесу растет черника А в лесу растет черника, Земляника, голубика, Чтобы ягоду сорвать, Надо глубже.

Картотека игр «Лошадки»Картотека игр «Лошадки» Картотека игр «Лошадки» 1. «Лошадки-игрушки» «Много игрушек-лошадок есть у ребят, но бывают и лошадки-качалки. Вот как эта… (Показ кукольной.

Картотека игр с колокольчикамиКартотека игр с колокольчиками Картотека игр с колокольчиками 1. Колокольчик, динь-динь-динь Колокольчик, динь-динь-динь, Звенит, заливается, А потом вдруг замолчит,.

Картотека коммуникативных игрКартотека коммуникативных игр Картотека коммуникативных игр 1. "Оригинальное знакомство"Все участники игры сидят или стоят в кругу. Сделав шаг вперед или поднявшись со.

Картотека народных игрКартотека народных игр Картотека народных игрРусские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались.

Картотека считалок Считалка – жанр устного детского фольклора. Считалки – тексты в шутливой стихотворной форме, имеющие рифмо-ритмическую структуру. История.

Занимательная картотека игр Игры на формирование умения выявлять подсистемные связи. «Что это, если у него есть?»Правила игры: Ведущий называет части объекта, а ребенок.

Занимательная картотека игр Игры на формирование умения выявлять надсистемные связи. Игра: «Где живёт» (с 4 – х лет)Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего.

Занимательная картотека игр Игры на формирование умения сравнивать системы. Игра «Теремок» (с 4-х лет)Правила игры: У детей в руках различные предметные картинки. Ведущий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр по ЗОЖ
Опубликовано: 28 апреля 2022 в 09:07
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека игр по ЗОЖ» (включая файлы) размещена пользователем Мастренко Елена Петровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД