Татьяна Иванченко
Картотека игр «Окружающий мир» для первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
«Кто, что ест?» (игры с прищепками)
Цель: формировать у детей знания о том, чем питаются домашние и дикие животные; развивать внимание, мышление, речь, а так же развивать мелкую моторику рук и тактильную чувствительность; воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование: вырезанные из картона изображения животных (мордочки, приклеенные на прищепки, картонный круг с изображением еды животных.
Ход игры:
Воспитатель выдает детям прищепки с мордочками и круг с различными видами пищи.
Темочки:
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Ребенку необходимо прикрепить прищепку с картинкой животного на круг около пищи, которое употребляет данное животное.
«Кто, где живет?»
Цель: создать условия для освоения детьми элементарных знаний о диких и домашних животных; создать условия для активизации словаря ребенка (звукоподражание);
Оборудование: картинки с изображением дома и леса, карточки с домашними и дикими животными.
Ход игры:
Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Дети должны определить, где оно обитает, и положить картинку на нужное изображение.
«Чья это тень?»
Цель: формировать умение находить заданные силуэты путем наложения; учить различать животных по особенностям строения тела;
Оборудование: коробочка с силуэтами животных темного цвета, цветные карточки с изображением животных.
Ход игры:
1 вариант.
Воспитатель раздает детям цветные карточки с изображением животных. Предлагает детям рассмотреть их. Далее воспитатель показывает тень (черно-белую) какого-либо животного. Дети должны найди среди имеющихся карточек, ту, которая соответствует нужному силуэту и наложить тень на имеющуюся у него картинку.
«Угадай, чей хвост»
Цель: развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных; воспитывать бережное отношение к животным;
Оборудование: карточки с изображением мордочек и хвостов различных животных.
Ход игры:
Воспитатель раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а затем поочерёдно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «своё» животное и подобрать для него подходящий хвост.
«Посади цветок в горшок»
Цель: формировать умение у детей подбирать и соединять воедино все части (цветок, горшок, подставка под горшок, лейка) одного цвета; научить соотносить детали по цветовой гамме; прививать любовь к природе;
Оборудование:
вырезанные из картона формы цветка, горшка, подставки под цветок и лейки (четыре основных цвета).
Ход игры:
Детям предлагается задание:
Ребята, посмотрите, у нас случилась беда, ночью был сильный ветер и наши цветочки потеряли свои домики, давайте поможем им найти их. Посадим наши цветочки в горшочки подходящего цвета. Чтобы наши цветочки росли красивые их нужно полить из лейки.
«Во саду ли, во городе…»
Цель: расширять представление детей о многообразии мира растений, в частности об овощах и фруктах; учить узнавать их и правильно называть; закреплять знания детей о том, что растет в саду или в огороде; развивать логическое мышление, память и речь детей; воспитывать дружелюбное взаимоотношение в ходе игры;
Оборудование:
картинки с изображением сада и огорода, карточки с изображением разных фруктов и овощей.
Ход игры:
Воспитатель показывает картинку с изображением фрукта или овоща. Дети должны определить, где он растет, и положить картинку на нужное изображение.
«Разрезные картинки»
Цель: формировать у детей представление в целостном образе предмета, складывать картинку, разрезанную на 2-3 части; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Оборудование: разрезные картинки из 2-3 частей (фрукты, овощи) или (домашние, дикие животные).
Ход игры:
Перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением знакомого предмета (яблоко, груша, апельсин). Детям предлагается внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей, путем прикладывания одной половинки к другой, чтобы получился целый предмет. По завершению игры, воспитатель побуждает детей к названию полученного предмета (фрукты и т. д.).
«Найди маму детеныша»
Цель: учить детей узнавать по картинке диких и домашних животных, соотносить их по величине и характерным признакам;
воспитывать любовь к природе; развивать моторику рук;
Оборудование:
Картинки с изображениями животных: кошки, собачки, козлёнка, коровы, поросенка.
Ход игры. Воспитатель показывает детям картинки с изображениями животных: кошки, собачки, козлёнка, коровы, поросенка. Ребёнок называет животных, угадывая, какие звуки они издают. Затем взрослый предлагает детям, подобрать к картинкам «животных-взрослых» картинки, изображающие их детенышей.
«Чей домик»
Цель: познакомить с местами, где живут некоторые животные, развивать внимание, память, логическое мышление.
Оборудование:
Обклеить цветной бумагой спичечные коробки. Наклеить с внешней стороны коробков рисунки с животными и внутри домики животных.
Ход игры:
В игре могут 2 и более игрока участвовать или по количеству домиков.
Показываем ребенку верхнюю часть коробка, на которой изображено животное.
Ребенок должен найти коробочку, на которой изображен домик для этого животного.
«Кто едет в поезде»
Цель: формировать умение называть животных; обобщить знания о домашних и диких животных, умение их различать по классификации и звукоподражанию.
Ход игры:
1вариант игры:
Ребенку предлагается узнать по голосу, кто едет в поезде.
2вариант:
Ребенку предлагается в желтый вагон посадить диких животных, а в зеленый вагон домашних животных.
«Фрукты. Овощи»
Цель: познакомить детей с простейшей классификацией; продолжать формировать умение самостоятельно узнавать их и правильно называть;
Оборудование: две куклы, две корзины, набор карточек с изображением овощей и фруктов.
Ход игры:
Воспитатель обращает внимание детей на кукол, которые пришли в гости. Куклы просят помочь им и разложить продукты по разным корзинам.
Дети с помощью воспитателя раскладывают овощи и фрукты по корзинам.
«Назвать птицу».
Цель: учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе.
Материал: картинки птиц (воробей, голубь, ворона, ласточка, скворец, синица).
Ход игры: перед детьми выставлены птицы, а воспитатель предлагает им назвать их. Ребенок называет птицу, показывает ее, остальные дети, знаками, показывают согласны они или нет.
«Ухаживать за цветами».
Цель: закреплять умение детей ухаживать за растениями «уголка природы»; выбирать нужные вещи для ухода; развивать память, внимательность, воспитывать желание заботиться о растениях.
Материал: лейка; тряпка; палка для рыхления; пульверизатор и ненужные для ухода вещи (игрушка, камень, книга и т. д.).
Ход игры: на столе лежат вещи, воспитатель предлагает детям выбрать только те вещи, которые нужны для ухода растений. Дети выбирают вещи и называют, что ими делают.
«Кто в лесу живет».
Цель: закреплять знания детей о диких животных; развивать память, речь; воспитывать любовь к животным.
Материал: наборы игрушек: «Дикие животные» и «Домашние животные».
Ход игры: воспитатель предлагает детям выбрать среди игрушечных животных только тех, которые живут в лесу.
«Кто лишний»?
Цель: учить детей выбирать из ряда животных лишнее, объяснять, почему оно лишнее; развивать логическое мышление, внимательность.
Материал: картинки с дикими животными и одним домашним животным, птичка, цветок, насекомое, наборное полотно.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть на наборном полотне картинки, найти лишнее из ряда диких животных и объяснить, почему тот или иной предмет лишний. Например: «Лишняя кошка, потому что она - домашнее животное».
«Узнайте животное».
Цель: закреплять умение детей узнавать домашних животных по их звукам; развивать фонематический слух, внимание.
Ход игры:
Вариант 1. Воспитатель издает звуки животных, а дети их отгадывают.
Вариант 2. Воспитатель вызывает к себе ребенка, на ушко называет ему животное. Ребенок издает звуки животного, а дети отгадывают.
«Летает, плавает, бегает»
Цель: развивать умение выполнять действия в соответствии со способом передвижения.
Материал: картинки с изображением объектов живой природы.
Ход игры: воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.
«Собери снеговика»
Цель: развивать умение выполнять действия с предметами разной величины, тренировка мелкой моторики руки.
Ход игры: воспитатель показывает малышу снеговика. Обращает внимание на то, что снеговик состоит из шаров разных размеров: внизу – большой, дальше – средний, наверху – самый маленький. Предлагает ребёнку собрать из шаров такого же снеговика.
«Капельки и тучки».
Цель: развивать умение анализировать и распределять предметы по размеру.
Материал: капельки и тучки разных размеров.
Ход игры: Разложить капельки и тучки по размеру. Большие капельки раскладываются под большой тучкой, маленькие под маленькой тучкой.
«Солнышко»
Цель: развивать умение анализировать и распределять предметы по размеру.
Материал: капельки и тучки разных размеров.
Ход игры: Маленькие лучики подбираются к маленькому солнышку, большие лучики – к большому солнышку.
«Волшебный мешочек».
Цель: закреплять умение детей называть овощи и их цвет; развивать зрительную память, внимание.
Материал: «волшебный мешочек», овощи.
Ход игры: воспитатель предлагает детям по очереди извлечь из «волшебного мешочка» овощ, назвать его и цвет. Воспитатель может предложить, не глядя в мешочек, найти то, что он скажет. Поочередно играют все дети.
«Кто как кричит»?
Цель: закреплять умение детей издавать звуки птиц и животных; развивать внимательность воспитывать любовь к природе.
Материал: картинки с изображением животных и птиц.
Ход игры: Воспитатель показывает детям поочередно карточки, дети их озвучивают, а потом называют.
«Кто что делает?»
Цель: учить внимательно рассматривать картинку и называть изображенные на ней предметы и их качества, выполнять действия, которые дети видят на картинке; развивать игровые навыки.
Оборудование: картинки с одним действием: мальчик играет на барабане; медвежонок прижал к себе бочонок с медом; девочка сметает щеткой крошки со стола; мальчик из леечки поливает цветы; девочка причесывает куклу; малыш катает шарик; игрушки и предметы, изображенные на картинках: барабан, бочонок, щетка, лейка, кукла, расческа, шарик.
«Вершки – корешки»
Цель: закрепить знания о дарах сада и огорода.
Ход игры: Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле – кисти рук опускают вниз.