Борисова Виктория
Картотека игр по речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр
Игры с предметами «Назови меня»
Материалы: искусственный или настоящие фрукты или овощи.
Дидактическая задача: учить узнавать названный предмет с помощью одного из анализаторов.
Игровая задача: подбежать к воспитателю, если твой фрукт/овощ соответствует показанному воспитателем фрукту/овощу.
Игровые действия: ребёнок с помощью осязания выясняет, что за фрукт/овощ находится у него в руках, смотрит на предмет, показанный воспитателем, бежит к нему в случае совпадения предмета воспитателя и своего.
Правила игры: Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает детям в руки овощи и фрукты. Затем показывает один из овощей/фруктов. Дети, которые определили какой у них овощ или фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю.
Результат: подбегает тот, кто не ошибся.
«Воздух, земля, вода»
Материалы: мяч
Дидактическая задача: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Игровая задача: назвать объект природы, соответствующий стихии природы воздуху / земле /воде.
Игровые действия: ребёнок поймав мяч с помощью слуховых анализаторов и мышления должен подобать и назвать объект, соответствующий стихии природы, названной воспитателем и бросить мяч обратно.
Правила игры: Дети стоят в кругу, руки перед грудью. Воспитатель поочерёдно бросает мяч каждому ребёнку, называя стихию природы, в ответ ребёнок бросает мяч с объектом природы.
Результат: каждый назвал объект природы, соответствующий стихии природы.
«Угадай, что в мешочке»
Материалы: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и др.
Дидактическая задача: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.
Игровая задача: на ощупь описать характерные признаки предмета.
Игровые действия: Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей достать предмет из мешочка. Затем ребёнок опускает руку в него, но перед тем, как достать, должен описать его характерные признаки на ощупь.
Правила игры: дети стоят вокруг воспитателя. Затем, когда очередь доходит до них, достают предмет, но перед этим описывают его на ощупь и только затем достают.
Результат: ребёнок угадывает и описывает признаки предмета, и достаёт фрукт или овощ из мешочка
«С какой ветки детки?»
Материалы: листья и плоды деревьев и кустарников.
Дидактическая задача: закреплять знания детей и листьях, и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.
Игровая задача: рассмотреть листья деревьев и кустарников, назвать их и найти нужную ветку.
Игровые действия: Детям рассматривают листья деревьев и кустарников, а затем находят нужную ветку к каждому плоду.
Правила игры: рассмотреть плоды деревьев и кустарников и по предложению воспитателя найти необходимые ветки.
Результат: дети находят нужные плоды к необходимому дереву и кустарнику.
«Звери, птицы, рыбы»
Материалы: Мяч
Дидактическая задача: закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.
Игровая задача: передать мяч по кругу соседу справа, и называть любую птицу, животного, рыбу.
Игровые действия: Один из играющих берёт в руки мяч и передаёт его соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?» Сосед берёт мяч и быстро отвечает. Затем он передаёт мяч дальше по кругу, с таким же вопросом. Мяч передаётся по кругу до тех пор, пока запас знаний, играющих не исчерпается.
Правила игры: назвать как можно больше птиц/рыб/зверей, стоя в кругу и передовая мяч друг другу.
Результат: каждый ребёнок смог называть рыбу/птицу/зверя которых они знают.
«Угадай, что где растёт»
Материалы: мяч
Дидактическая задача: уточнить знания детей о названиях и местах произрастания растений, развивать внимание, сообразительность, память.
Игровая задача: поймать мяч и назвать, где произрастает данное растение сад/огород/луг/поле/лес
Игровые действия: Воспитатель или ребёнок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растёт это растение: сад, огород, луг, лес, поле.
Правила игры: дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Руки перед грудью. Необходимо поймать мяч и назвать место, где растёт растение.
Результат: дети назвали места произрастания растений, которые знали и познакомились с ранее неизвестными им.
«Что из чего сделано»
Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик, ключ и т. д.
Дидактическая задача: учить детей определять материал, из которого сделан предмет.
Игровая задача: достать из мешочка предмет и описать из чего сделан каждый предмет.
Игровые действия: дети вынимают мешочка разные предметы и называют, указывают, из чего сделан каждый материал.
Игровые правила: ребёнок достаёт из мешочка предмет и описывает признаки из чего сделан предмет.
Результат: ребёнок достаёт свой предмет и указывает его признаки, из какого материала он сделан.
«Назови три предмета»
Материалы: мяч
Дидактическая задача: упражнять детей в классификации предметов.
Игровая задача: назвать предметы той или иной классификации.
Игровые действия: воспитатель называет одно слово, например цветы, а тот, кому воспитатель бросил мяч, называет три слова, которые можно назвать, одним словом. Например: цветы – ромашка, роза, мак.
Правила игры: поймать мяч и назвать предметы названной классификации.
Результат: ребёнок называет предметы той классификации, которая ему выпала.
«Узнай и назови»
Материалы: корзина, лекарственные растения.
Дидактическая задача: закрепить знания детей о лекарственных растениях.
Игровая задача: назвать заданное растение и рассказать всё известное о нём.
Игровые действия: воспитатель достаёт из корзины растение, показывает ребёнку, и задаёт вопрос «Что это и где оно растёт». Ребёнок, подумав начинает рассказывать о растении известные ему факты.
Правила игры: воспитатель показывает какое-нибудь растение, а ребёнок должен назвать о нём всё что знает и где оно растёт.
Результат: ребёнок без затруднений рассказывает о растении и отдаёт его обратно воспитателю.
«Я знаю»
Материалы: мяч
Дидактическая задача: закреплять знания о природе. Развивать познавательный интерес.
Игровая задача: поймать мяч, назвать пять предметов из заданного класса объектов природы.
Игровые действия: воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок поймавший мяч, говорит: «Я знаю названий зверей» и перечисляет, после этого возвращает мяч воспитателю.
Правила игры: Дети стоят в кругу, воспитатель в центре, руки перед грудью. Ловить мяч, называть пять предметов заданного класса
Результат: каждый ребёнок называет класс предметов, выпавший ему.
«Береги природу»
Материалы: картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д., фишки, игральная карта.
Дидактическая задача: закреплять знания детей об охране объектов природы. Активизировать предметный и глагольный словарь.
Игровая задача: кинуть игральный кубик и переместить свою фишку на определенную позицию (зависит от цифры на верхней стороне кубика, после броска).
Игровые действия: кидать кубик и перемещать его на количество ходов, указанное на игральном кубике.
Правила игры: в игре учувствуют 4 человека, поочерёдно кидают игральный кубик и перемещают фишку на указанное количество ходов. Во время игры игроки должны подчиняться условиям, которые описаны на игровом поле.
Результат: кто первым приведет свою фишку к финишу тот и победил.
«Кто где живёт» (птицы)
Материалы: картинки с изображением птиц, местами их обитания.
Дидактическая задача: уточнить и расширить знания детей о птицах, местах их обитания. Расширение словаря по теме.
Игровая задача: переделить место обитания выданных птиц и расположить их по соответствующим моделям.
Игровые действия: дети определяют место обитания выданных им птиц и раскладывают их под соответствующими моделями: «болото» - цапля, аист, журавль и т. д
Правила игры: дети сидят парами. Воспитатель раздает каждой паре конверт с карточками с изображением птиц. После указания пара выполняет задание.
Результат: после выполнения каждая пара показывает, куда они определили птиц.
«Вершки – корешки»
Материалы: два обруча, картинки овощей.
Дидактическая задача: учить детей составлять целое из частей.
Игровая задача: положить овощ в нужный обруч. Корешки в красный, а вершки в синий.
Игровые действия: ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т. д.
Правила игры: берётся два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.
Результат: овощи разложены по нужным обручам.
«Что в корзинку мы берем».
Материалы: картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а также корзинок.
Дидактическая задача: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания.
Игровая задача: дети корзинки должны собрать плоды с одного места. Дети плоды, изображают назначенный им плод.
Игровые действия: Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают арбуз, землянику, прячущийся в траве гриб и т. д. Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов.
Правила игры: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т. д.).
Результат: выигрывает тот, кто выполнил это условие.
«Выбери нужное»
Материалы: предметные картинки.
Дидактическая задача: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.
Игровая задача: выбрать как можно больше предметов, которые обладают заданными свойством.
Игровые действия: воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.
Правила игры: дети сидят парами или небольшой группой. Выбирают предметы по определённым признакам, названные воспитателем.
Результат: дети подбирают большое количество предметов под, названные воспитателем признаки.
«Сложи животное»
Материалы: картинки с изображением разных животных (каждое в двух экземплярах).
Дидактическая задача: закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичным признакам.
Игровая задача: собрать животное из набора картинок без образца
Игровые действия: дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.
Правила игры: рассмотреть образец, из разрезанных картинок собрать животное.
Результат: собранное животное без образца.
«Когда это бывает?»
Материалы: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.
Дидактическая задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.
Игровая задача: показывают картинку с пейзажем, соответствующую читаемому стихотворению.
Игровые действия: воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.
Правила игры: сидя за столом, слушать воспитателя. Показывать картинку с сезонным явлением, соответствующую поэтическому слову.
Результат: картинки показаны правильно, согласна прочтенному стихотворению.
«Построй домик животному»
Материалы: большая картина, карточки с изображениями "домов" животных, "стройматериалов", самих животных.
Дидактическая задача: закреплять знания об особенностях жизни разных диких животных, об их жилье, о "стройматериалах"; формировать умение подбирать правильный материал для постройки "дома" любому из животных.
Игровая задача: посмотреть на изображение дома животных и подобрать правильный материал для их дома.
Игровые действия: после сигнала воспитателя подобрать правильно материл к домику животного, для его строительства.
Правила игры: выбрать из предложенных животных тех, кому вы хотите помочь. Выбрать из предложенного стройматериала только те, что нужны для вашего животного. Выбрать "домик" для животного.
Результат: кто быстрее справится с заданием и сумеет объяснить свой выбор, тот и выиграл.
«Угадай птицу»
Материалы: картинки с изображением зимующих птиц, медали с изображениями снегиря, синицы, воробья, сороки, вороны
Дидактическая задача: учить детей узнавать знакомых птиц по описанию.
Игровая задача: отгадать загадку и показать нужную птицу.
Игровые действия: после того, как воспитатель загадал загадку, сказать птицу и показать её изображение.
Правила игры: внимательно слушать педагога. Думать над ответом в загадке, правильно находить птиц.
Результат: кто отгадал всех птиц правильно, тот выиграл.
«Где снежинки?»
Материалы: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Дидактическая задача: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.
Игровая задача: идя по кругу произносить слова, если остановился у картинки поднять её и объяснить свой выбор.
Игровые действия: идти п кругу и произносить текст, по окончанию слов остановиться, выбрать картинку, поднять её и описать свой выбор.
Правила игры: Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. Во время движения по кругу произносятся слова. С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор.
Результат: во время игры все дети описали выбранные картинки.
«Назови жилище»
Материал: настольно-печатная игра «Где чей домик?».
Дидактическая задача: употребление именительного падежа существительных.
Игровая задача: поселить животного в нужный домик и назвать его
Игровые действия: на столе лежат карточки. На одних нарисованы животные, на других – их жилища. Ребёнок выбирает животное и помещает его в нужный домик
Правила игры: нужно каждое животное поселить в его домик и назвать их.
Результат: выигрывает тот, кто соберет больше пар.
«Скажи одним словом»
Материалы: мяч.
Дидактическая задача: учить детей определять и называть обобщенное слово, активизировать словарь по теме.
Игровая задача: повторить слова воспитателя и назвать обобщающее слово.
Игровые действия: воспитатель называет 3 предмета, бросает мяч ребенку. Ребенок повторяет слова, называет обобщающее слово, возвращает мяч. Воспитатель снова бросает мяч ребёнку, предлагая из трех названных слов назвать лишнее и объяснить почему.
Правила игры: по мать мяч, повторить сказанные слова воспитателем и назвать общее слово.
Результат: кто подберёт больше общих слов, тот и победил
«Кто живет в Африке?»
Материалы: картинки с изображением животных Африки по несколько животных одного вида, изображение доктора Айболита.
Дидактическая задача: закрепление правильного употребления окончаний имен существительных в косвенных падежах множественного числа.
Игровая задача: вспомнить сказку про Айболита, ответить на вопрос.
Игровые действия: воспитатель задаёт детям вопросы по тексту сказки, а те отвечают и продолжают её.
Правила игры: отвечать на вопросы, вносить что-то своё.
Результат: после всех поставленных вопросов педагога, составлена сказка про Айболита
«Кто где живет?»
Материалы: настольно-печатная игра «Где чей домик?»
Дидактическая задача: активизировать в речи слова, обозначающие названия животных и птиц, их жилищ. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Игровая задача: выбрать животного или птицу и подобрать ему домик
Игровые действия: Дети по очереди называют животное или птицу, подбирают и называют его жилище.
Правила игры: злой колдун заколдовал всех наших животных и птиц. Они забыли, кто в каком домике живет. Мы можем им помочь, если назовем и поселим каждое животное и птицу в свой домик. Тогда они вспомнят, где их домик и расколдуются.
Результат: каждому животному и птице подобран домик.
«Кто как голос подает?»
Материалы: карточки с изображением диких и домашних птиц, игрушка медвежонок.
Дидактическая задача: развивать речь детей, обогащать и активизировать глагольный словарь по теме.
Игровая задача: сказать, как разговаривает птица ребёнка.
Игровые действия: мишутка подходит к каждому из детей, а каждый из детей говорит, как разговаривает его птица.
Правила игры: сказать мишутке, как разговаривает птица, каждого и детей.
Результат: каждый ребёнок называет глагол, соответствующий голосу птицы.
«Рыба, птица, зверь»
Материалы: мяч
Дидактическая задача: активизация словаря, переключение внимания с одного предмета на другой.
Игровая задача: успеть назвать рыбу, птицу или зверя
Игровые действия: назвать птицу, рыбу или зверя, пока воспитатель считает до трёх
Правила игры: Дети встают в ряд. взрослый по очереди указывает на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица…». Тот игрок, на ком остановилось, должен быстро, пока воспитатель считаю до трех, назвать в данном случае птицу. Причем, названия не должны повторяться.
Результат: Игра продолжается, пока не останется один игрок – он и выигрывает.
«Четвертый лишний»
Материалы: нет
Дидактическая задача: закреплять знания детей о насекомых, животных, птицах.
Игровая задача: найти лишнее слово
Игровые действия: прослушать словесный ряд и отобрать лишнее
Правила игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово (насекомое, животное, птица)
Результат: в каждом словесном ряду найдено лишнее слово.
«Цветочный магазин»
Материалы: лепестки, цветные картинки.
Дидактическая задача: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.
Игровая задача: описать цветок и найти нужное изображение.
Игровые действия: Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь.
Правила игры: поделиться на продавцов и покупателей. Покупателям продумать описание и правильно его донести, продавцу понять и показать нужную картинку.
Результат: дети по описанию понимают, о каком цветке идёт речь и получают желаемое.
«Что я за зверь?»
Материалы: нет
Дидактическая задача: закреплять знания о животных Африки. Развивать фантазию.
Игровая задача: отгадать зверя за счёт описания.
Игровые действия: группа детей загадывает зверька, а ребёнок его отгадывает, за счёт вопросов по описанию и характеристикам.
Правила игры: количество игроков не ограничено. В группе есть ведущий. Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается и ждет, пока его не пригласят. Группа ребят совещается между собой, загадывают зверя. Отвернувшийся ребёнок должен отгадать загаданного зверя.
Результат: ребёнок отгадывает зверя за счёт вопросов и описания.