МААМ-картинки

Картотека игр по речевому развитию

Борисова Виктория
Картотека игр по речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы

Картотека игр

Игры с предметами «Назови меня»

Материалы: искусственный или настоящие фрукты или овощи.

Дидактическая задача: учить узнавать названный предмет с помощью одного из анализаторов.

Игровая задача: подбежать к воспитателю, если твой фрукт/овощ соответствует показанному воспитателем фрукту/овощу.

Игровые действия: ребёнок с помощью осязания выясняет, что за фрукт/овощ находится у него в руках, смотрит на предмет, показанный воспитателем, бежит к нему в случае совпадения предмета воспитателя и своего.

Правила игры: Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает детям в руки овощи и фрукты. Затем показывает один из овощей/фруктов. Дети, которые определили какой у них овощ или фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю.

Результат: подбегает тот, кто не ошибся.

«Воздух, земля, вода»

Материалы: мяч

Дидактическая задача: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Игровая задача: назвать объект природы, соответствующий стихии природы воздуху / земле /воде.

Игровые действия: ребёнок поймав мяч с помощью слуховых анализаторов и мышления должен подобать и назвать объект, соответствующий стихии природы, названной воспитателем и бросить мяч обратно.

Правила игры: Дети стоят в кругу, руки перед грудью. Воспитатель поочерёдно бросает мяч каждому ребёнку, называя стихию природы, в ответ ребёнок бросает мяч с объектом природы.

Результат: каждый назвал объект природы, соответствующий стихии природы.

«Угадай, что в мешочке»

Материалы: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и др.

Дидактическая задача: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.

Игровая задача: на ощупь описать характерные признаки предмета.

Игровые действия: Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей достать предмет из мешочка. Затем ребёнок опускает руку в него, но перед тем, как достать, должен описать его характерные признаки на ощупь.

Правила игры: дети стоят вокруг воспитателя. Затем, когда очередь доходит до них, достают предмет, но перед этим описывают его на ощупь и только затем достают.

Результат: ребёнок угадывает и описывает признаки предмета, и достаёт фрукт или овощ из мешочка

«С какой ветки детки?»

Материалы: листья и плоды деревьев и кустарников.

Дидактическая задача: закреплять знания детей и листьях, и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

Игровая задача: рассмотреть листья деревьев и кустарников, назвать их и найти нужную ветку.

Игровые действия: Детям рассматривают листья деревьев и кустарников, а затем находят нужную ветку к каждому плоду.

Правила игры: рассмотреть плоды деревьев и кустарников и по предложению воспитателя найти необходимые ветки.

Результат: дети находят нужные плоды к необходимому дереву и кустарнику.

«Звери, птицы, рыбы»

Материалы: Мяч

Дидактическая задача: закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.

Игровая задача: передать мяч по кругу соседу справа, и называть любую птицу, животного, рыбу.

Игровые действия: Один из играющих берёт в руки мяч и передаёт его соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?» Сосед берёт мяч и быстро отвечает. Затем он передаёт мяч дальше по кругу, с таким же вопросом. Мяч передаётся по кругу до тех пор, пока запас знаний, играющих не исчерпается.

Правила игры: назвать как можно больше птиц/рыб/зверей, стоя в кругу и передовая мяч друг другу.

Результат: каждый ребёнок смог называть рыбу/птицу/зверя которых они знают.

«Угадай, что где растёт»

Материалы: мяч

Дидактическая задача: уточнить знания детей о названиях и местах произрастания растений, развивать внимание, сообразительность, память.

Игровая задача: поймать мяч и назвать, где произрастает данное растение сад/огород/луг/поле/лес

Игровые действия: Воспитатель или ребёнок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растёт это растение: сад, огород, луг, лес, поле.

Правила игры: дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Руки перед грудью. Необходимо поймать мяч и назвать место, где растёт растение.

Результат: дети назвали места произрастания растений, которые знали и познакомились с ранее неизвестными им.

«Что из чего сделано»

Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик, ключ и т. д.

Дидактическая задача: учить детей определять материал, из которого сделан предмет.

Игровая задача: достать из мешочка предмет и описать из чего сделан каждый предмет.

Игровые действия: дети вынимают мешочка разные предметы и называют, указывают, из чего сделан каждый материал.

Игровые правила: ребёнок достаёт из мешочка предмет и описывает признаки из чего сделан предмет.

Результат: ребёнок достаёт свой предмет и указывает его признаки, из какого материала он сделан.

«Назови три предмета»

Материалы: мяч

Дидактическая задача: упражнять детей в классификации предметов.

Игровая задача: назвать предметы той или иной классификации.

Игровые действия: воспитатель называет одно слово, например цветы, а тот, кому воспитатель бросил мяч, называет три слова, которые можно назвать, одним словом. Например: цветы – ромашка, роза, мак.

Правила игры: поймать мяч и назвать предметы названной классификации.

Результат: ребёнок называет предметы той классификации, которая ему выпала.

«Узнай и назови»

Материалы: корзина, лекарственные растения.

Дидактическая задача: закрепить знания детей о лекарственных растениях.

Игровая задача: назвать заданное растение и рассказать всё известное о нём.

Игровые действия: воспитатель достаёт из корзины растение, показывает ребёнку, и задаёт вопрос «Что это и где оно растёт». Ребёнок, подумав начинает рассказывать о растении известные ему факты.

Правила игры: воспитатель показывает какое-нибудь растение, а ребёнок должен назвать о нём всё что знает и где оно растёт.

Результат: ребёнок без затруднений рассказывает о растении и отдаёт его обратно воспитателю.

«Я знаю»

Материалы: мяч

Дидактическая задача: закреплять знания о природе. Развивать познавательный интерес.

Игровая задача: поймать мяч, назвать пять предметов из заданного класса объектов природы.

Игровые действия: воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок поймавший мяч, говорит: «Я знаю названий зверей» и перечисляет, после этого возвращает мяч воспитателю.

Правила игры: Дети стоят в кругу, воспитатель в центре, руки перед грудью. Ловить мяч, называть пять предметов заданного класса

Результат: каждый ребёнок называет класс предметов, выпавший ему.

«Береги природу»

Материалы: картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д., фишки, игральная карта.

Дидактическая задача: закреплять знания детей об охране объектов природы. Активизировать предметный и глагольный словарь.

Игровая задача: кинуть игральный кубик и переместить свою фишку на определенную позицию (зависит от цифры на верхней стороне кубика, после броска).

Игровые действия: кидать кубик и перемещать его на количество ходов, указанное на игральном кубике.

Правила игры: в игре учувствуют 4 человека, поочерёдно кидают игральный кубик и перемещают фишку на указанное количество ходов. Во время игры игроки должны подчиняться условиям, которые описаны на игровом поле.

Результат: кто первым приведет свою фишку к финишу тот и победил.

«Кто где живёт» (птицы)

Материалы: картинки с изображением птиц, местами их обитания.

Дидактическая задача: уточнить и расширить знания детей о птицах, местах их обитания. Расширение словаря по теме.

Игровая задача: переделить место обитания выданных птиц и расположить их по соответствующим моделям.

Игровые действия: дети определяют место обитания выданных им птиц и раскладывают их под соответствующими моделями: «болото» - цапля, аист, журавль и т. д

Правила игры: дети сидят парами. Воспитатель раздает каждой паре конверт с карточками с изображением птиц. После указания пара выполняет задание.

Результат: после выполнения каждая пара показывает, куда они определили птиц.

«Вершки – корешки»

Материалы: два обруча, картинки овощей.

Дидактическая задача: учить детей составлять целое из частей.

Игровая задача: положить овощ в нужный обруч. Корешки в красный, а вершки в синий.

Игровые действия: ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т. д.

Правила игры: берётся два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.

Результат: овощи разложены по нужным обручам.

«Что в корзинку мы берем».

Материалы: картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а также корзинок.

Дидактическая задача: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания.

Игровая задача: дети корзинки должны собрать плоды с одного места. Дети плоды, изображают назначенный им плод.

Игровые действия: Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают арбуз, землянику, прячущийся в траве гриб и т. д. Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов.

Правила игры: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т. д.).

Результат: выигрывает тот, кто выполнил это условие.

«Выбери нужное»

Материалы: предметные картинки.

Дидактическая задача: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.

Игровая задача: выбрать как можно больше предметов, которые обладают заданными свойством.

Игровые действия: воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.

Правила игры: дети сидят парами или небольшой группой. Выбирают предметы по определённым признакам, названные воспитателем.

Результат: дети подбирают большое количество предметов под, названные воспитателем признаки.

«Сложи животное»

Материалы: картинки с изображением разных животных (каждое в двух экземплярах).

Дидактическая задача: закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичным признакам.

Игровая задача: собрать животное из набора картинок без образца

Игровые действия: дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.

Правила игры: рассмотреть образец, из разрезанных картинок собрать животное.

Результат: собранное животное без образца.

«Когда это бывает?»

Материалы: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.

Дидактическая задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.

Игровая задача: показывают картинку с пейзажем, соответствующую читаемому стихотворению.

Игровые действия: воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.

Правила игры: сидя за столом, слушать воспитателя. Показывать картинку с сезонным явлением, соответствующую поэтическому слову.

Результат: картинки показаны правильно, согласна прочтенному стихотворению.

«Построй домик животному»

Материалы: большая картина, карточки с изображениями "домов" животных, "стройматериалов", самих животных.

Дидактическая задача: закреплять знания об особенностях жизни разных диких животных, об их жилье, о "стройматериалах"; формировать умение подбирать правильный материал для постройки "дома" любому из животных.

Игровая задача: посмотреть на изображение дома животных и подобрать правильный материал для их дома.

Игровые действия: после сигнала воспитателя подобрать правильно материл к домику животного, для его строительства.

Правила игры: выбрать из предложенных животных тех, кому вы хотите помочь. Выбрать из предложенного стройматериала только те, что нужны для вашего животного. Выбрать "домик" для животного.

Результат: кто быстрее справится с заданием и сумеет объяснить свой выбор, тот и выиграл.

«Угадай птицу»

Материалы: картинки с изображением зимующих птиц, медали с изображениями снегиря, синицы, воробья, сороки, вороны

Дидактическая задача: учить детей узнавать знакомых птиц по описанию.

Игровая задача: отгадать загадку и показать нужную птицу.

Игровые действия: после того, как воспитатель загадал загадку, сказать птицу и показать её изображение.

Правила игры: внимательно слушать педагога. Думать над ответом в загадке, правильно находить птиц.

Результат: кто отгадал всех птиц правильно, тот выиграл.

«Где снежинки?»

Материалы: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

Дидактическая задача: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.

Игровая задача: идя по кругу произносить слова, если остановился у картинки поднять её и объяснить свой выбор.

Игровые действия: идти п кругу и произносить текст, по окончанию слов остановиться, выбрать картинку, поднять её и описать свой выбор.

Правила игры: Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. Во время движения по кругу произносятся слова. С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор.

Результат: во время игры все дети описали выбранные картинки.

«Назови жилище»

Материал: настольно-печатная игра «Где чей домик?».

Дидактическая задача: употребление именительного падежа существительных.

Игровая задача: поселить животного в нужный домик и назвать его

Игровые действия: на столе лежат карточки. На одних нарисованы животные, на других – их жилища. Ребёнок выбирает животное и помещает его в нужный домик

Правила игры: нужно каждое животное поселить в его домик и назвать их.

Результат: выигрывает тот, кто соберет больше пар.

«Скажи одним словом»

Материалы: мяч.

Дидактическая задача: учить детей определять и называть обобщенное слово, активизировать словарь по теме.

Игровая задача: повторить слова воспитателя и назвать обобщающее слово.

Игровые действия: воспитатель называет 3 предмета, бросает мяч ребенку. Ребенок повторяет слова, называет обобщающее слово, возвращает мяч. Воспитатель снова бросает мяч ребёнку, предлагая из трех названных слов назвать лишнее и объяснить почему.

Правила игры: по мать мяч, повторить сказанные слова воспитателем и назвать общее слово.

Результат: кто подберёт больше общих слов, тот и победил

«Кто живет в Африке?»

Материалы: картинки с изображением животных Африки по несколько животных одного вида, изображение доктора Айболита.

Дидактическая задача: закрепление правильного употребления окончаний имен существительных в косвенных падежах множественного числа.

Игровая задача: вспомнить сказку про Айболита, ответить на вопрос.

Игровые действия: воспитатель задаёт детям вопросы по тексту сказки, а те отвечают и продолжают её.

Правила игры: отвечать на вопросы, вносить что-то своё.

Результат: после всех поставленных вопросов педагога, составлена сказка про Айболита

«Кто где живет?»

Материалы: настольно-печатная игра «Где чей домик?»

Дидактическая задача: активизировать в речи слова, обозначающие названия животных и птиц, их жилищ. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Игровая задача: выбрать животного или птицу и подобрать ему домик

Игровые действия: Дети по очереди называют животное или птицу, подбирают и называют его жилище.

Правила игры: злой колдун заколдовал всех наших животных и птиц. Они забыли, кто в каком домике живет. Мы можем им помочь, если назовем и поселим каждое животное и птицу в свой домик. Тогда они вспомнят, где их домик и расколдуются.

Результат: каждому животному и птице подобран домик.

«Кто как голос подает?»

Материалы: карточки с изображением диких и домашних птиц, игрушка медвежонок.

Дидактическая задача: развивать речь детей, обогащать и активизировать глагольный словарь по теме.

Игровая задача: сказать, как разговаривает птица ребёнка.

Игровые действия: мишутка подходит к каждому из детей, а каждый из детей говорит, как разговаривает его птица.

Правила игры: сказать мишутке, как разговаривает птица, каждого и детей.

Результат: каждый ребёнок называет глагол, соответствующий голосу птицы.

«Рыба, птица, зверь»

Материалы: мяч

Дидактическая задача: активизация словаря, переключение внимания с одного предмета на другой.

Игровая задача: успеть назвать рыбу, птицу или зверя

Игровые действия: назвать птицу, рыбу или зверя, пока воспитатель считает до трёх

Правила игры: Дети встают в ряд. взрослый по очереди указывает на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица…». Тот игрок, на ком остановилось, должен быстро, пока воспитатель считаю до трех, назвать в данном случае птицу. Причем, названия не должны повторяться.

Результат: Игра продолжается, пока не останется один игрок – он и выигрывает.

«Четвертый лишний»

Материалы: нет

Дидактическая задача: закреплять знания детей о насекомых, животных, птицах.

Игровая задача: найти лишнее слово

Игровые действия: прослушать словесный ряд и отобрать лишнее

Правила игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово (насекомое, животное, птица)

Результат: в каждом словесном ряду найдено лишнее слово.

«Цветочный магазин»

Материалы: лепестки, цветные картинки.

Дидактическая задача: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Игровая задача: описать цветок и найти нужное изображение.

Игровые действия: Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь.

Правила игры: поделиться на продавцов и покупателей. Покупателям продумать описание и правильно его донести, продавцу понять и показать нужную картинку.

Результат: дети по описанию понимают, о каком цветке идёт речь и получают желаемое.

«Что я за зверь?»

Материалы: нет

Дидактическая задача: закреплять знания о животных Африки. Развивать фантазию.

Игровая задача: отгадать зверя за счёт описания.

Игровые действия: группа детей загадывает зверька, а ребёнок его отгадывает, за счёт вопросов по описанию и характеристикам.

Правила игры: количество игроков не ограничено. В группе есть ведущий. Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается и ждет, пока его не пригласят. Группа ребят совещается между собой, загадывают зверя. Отвернувшийся ребёнок должен отгадать загаданного зверя.

Результат: ребёнок отгадывает зверя за счёт вопросов и описания.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по речевому развитию и развитию фонематического слуха для дошкольников «Помоги Коту»Дидактическая игра по речевому развитию и развитию фонематического слуха для дошкольников «Помоги Коту» Цели игры: -развитие фонематического слуха детей -развитие речеслухового внимания -закрепление умения детей выделять звук в любой позиции.

Картотека мнемотаблиц своими руками по речевому развитию дошкольников «Любимые сказки»Картотека мнемотаблиц своими руками по речевому развитию дошкольников «Любимые сказки» Актуальность: В настоящее время современные технологии захватывают нашу жизнь, мы с трудом можем представить свой день без гаджетов и интернета.

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе на весенний период Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе на весенний период Март 1. «Кто больше назовет действий» Направление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр по речевому развитию
Опубликовано: 23 декабря 2024 в 23:35
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека игр по речевому развитию» (включая файлы) размещена пользователем Борисова Виктория (УИ 1407176) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД