Вероника Паскарева
Картотека игр по развитию речи для младшей и средней групп
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр по развитию речи
для младшей и средней групп
«Кто вместе играл с мишкой в кубики?»
Цель: упражнять детей в описании предметов и игровых действий с ними с использованием распространенных предложений с однокоренными словами (грузовик, грузить, нагружать).
Материал: мишка, белка, заяц, грузовик, цветные кубики.
Ход игры
Воспитатель: Ребята, кто к нам в гости приехал?
Дети: Мишка.
Публикация «Картотека игр по развитию речи для младшей и средней групп» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
Воспитатель: На чем приехал Мишка?
Дети: На машине, грузовике.
Воспитатель: Мишка решил погрузить кубики на грузовик. Посмотрите внимательно, грузовик большой или маленький? (ответы детей). Какого цвета у него кузов, кабина, колеса? (ответы детей). А теперь расскажите о грузовике.
С помощью воспитателя дети составляют описание машины: «Грузовик большой. Кузов у него желтый, кабина – зеленая, колеса черные».
Воспитатель: А теперь посмотрите на мишку. Он сейчас начнет грузить кубики. (инсценируется игровой эпизод). Скажи, Лена, что начал делать мишка? (если ребенок затрудняется ответить полным предложением, педагог помогает: «Мишка начал грузить кубики на грузовик».
Воспитатель продолжает игру: «Прибежала белочка (выставляет игрушку) и стала вместе с мишкой грузить кубики на грузовик. Что стала делать белочка? («белочка стала вместе с мишкой грузить кубики на грузовик», - так в форме распространенного предложения описывают дети игровой эпизод).
Воспитатель выставляет зайца: затем прискакал заяц. Как вы думаете, что он начал делать? Правильно, заяц стал вместе с мишкой и белочкой грузить кубики на грузовик.
В заключение педагог предлагает детям рассказать обо всем, что они увидели во время игры. Один ребенок начинает рассказывать, другой продолжает его.
На следующем занятии эта игра проводится с использованием новых игрушек – персонажей.
«А что в коробке?»
Цель: учить детей описывать предметы и различные действия с ними, добиваясь при этом высказываний в форме законченных предложений.
Материал: яркая цветная коробка, в ней различные предметы (например, красная и зеленая лента, расческа, носовой платок).
Ход игры:
Воспитатель показывает коробку детям, привлекая их внимание к ее цвету, узорам, затем берет куклу и говорит: «Эта кукла поможет нам узнать, что лежит в коробке. А вы расскажите о том, что она будет делать».
Инсценируется эпизод: кукла открывает коробку и достает зеленую ленту. «Кукла вынула из коробки зеленую ленту», - дает педагог образец высказывания в форме законченного предложения. «Что еще лежит в коробке? (кукла вынимает расческу.) О чем теперь надо рассказать? Правильно, о том, что кукла вынула из коробки желтую расческу».
Затем кукла достает из коробки носовой платок, и дети с помощью вопросов воспитателя составляют описание ее действий: «Кукла вынула из коробки белый носовой платок».
Игровой эпизод заканчивается совместным рассказом педагога и детей: «Кукла вынула из коробки зеленую и красную ленты, желтую расческу и белый носовой платок».
Далее воспитатель предлагает детям причесать куклу. В то время как один ребенок выполняет поручение, педагог обращается к группе с просьбой объяснить его действия, затем говорит: «Мы кукле завяжем бант. Какую ленту вы выберите?» Дети называют цвет ленты. Воспитатель завязывает бант и спрашивает, что он сделал. Выслушав ответы, советует положить кукле в карман носовой платок; кукла благодарит детей.
В конце игры воспитатель предлагает детям рассказать, как они позаботились о кукле, и помогает составить описание игровых действий: «Мы причесали кукле волосы, завязали у нее на голове красный бант, положили в кармашек носовой платок». В заключение с рассказами выступают еще двое – трое малышей.
«Цветные кубики»
Цель: упражнять детей в построении распространенных предложений с использованием глаголов класть и положить.
Материал: кукла, набор цветных кубиков (по два – три каждого цвета) и четыре небольшие цветные коробки.
Ход игры
Воспитатель обращает внимание детей на кубики и просит сказать, какого они цвета.
«Сейчас вы увидите, - продолжает педагог, - как кукла будет класть кубики в коробочки. (Выставляет на стол цветные коробочки.) Посмотрите на куклу: что она делает? ( Инсценирует эпизод: кукла кладет красные кубики в красную коробочку.) Да, она кладет красные кубики в красную коробочку. Что кукла сделала? Правильно, она сложила красные кубики в красную коробочку. А что дальше будет делать кукла? …Кукла кладет синие кубики в синюю коробочку. А в какую коробочку кукла положит желтые кубики? …Правильно, в желтую коробочку. Что осталось сделать кукле? Положить зеленые кубики в зеленую коробку. Миша, помоги пожалуйста кукле (ребенок выполняет игровое действие). Чем сейчас занят Миша? Он помогает кукле складывать зеленые кубики в зеленую коробочку».
Во второй части занятия педагог нацеливает детей на подробное описание того, что они видели во время игры. Двое-трое малышей с помощью вопросов воспитателя составляют следующий рассказ: «Кукла положила красные кубики в красную коробку, а синие кубики в синюю коробку. Желтые кубики они положила в желтую коробку. Зеленые в зеленую коробку».
В заключение педагог предлагает детям послушать его рассказ.
«Какие машины проехали по дороге?»
Цель: сформировать у детей навыки составления коротких описательных рассказов.
Материал: две грузовые машины, автобус, троллейбус, полоску цветной бумаги.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям посмотреть, какие машины проедут по дороге, и затем рассказать о н них. Инсценируется эпизод: по полоске бумаги, обозначающей дорогу, движется грузовая машина. Педагог дает образец описания: «По дороге проехал грузовик. У него зеленый кузов, желтая кабина, черные колеса». Затем воспитатель обращается к детям: «Посмотрите, какая сейчас машина проедет по дороге, и расскажите о ней». По полоске бумаге движется другой грузовик. Дети, которые только что слышали рассказ-образец педагога, связно и последовательно составляют свое описание: «По дороге проехал еще один грузовик, у него синий кузов, белая кабина и желтые колеса».
Далее воспитатель предлагает детям самим продолжить игру. Ребенок выбирает из подготовленного выбора любую машину и выполняет с ней игровые действия. Дети рассказывают о каждой проехавшей машине. Если описание вызывает у них затруднение, педагог воздействует речевым примером – сам описывает игрушку.
Задача воспитателя – добиться полного связного описания. Например: «По дороге проехал автобус, красный с белой полосой посередине. Крыша у него желтая. Колеса черные». Или: «По дороге проехал троллейбус, синий с красной дугой. У троллейбуса желтые колеса» и т. п.
Эту игру можно усложнить: детям одновременно показывают не одну, а две игрушки. При этом усложняется структура предложений, увеличивается объем высказываний, так как ребенок строит описание на сравнении игрушек. Так от занятия к занятию речевая деятельность детей совершенствуется, они учатся составлять рассказы из шести-семи фраз.
«Поможем куклам собраться на прогулку»
Цель: продолжить обучение детей рассказыванию при постановке заданий, требующих детализирования описаний.
Материалы: три-четыре куклы, два мяча разного цвета, две скакалки, два ведерка (одно с лопаткой, другое с совочком, две лейки.
Ход игры
Воспитатель обращается к детям: «Посмотрите на кукол. Они хотят погулять. Поможем им собраться на прогулку. Вот что куклы могут взять с собой». Он показывает подготовленный набор игрушек и предметов и просит ребят перечислить их. Затем берет ведерко с совочком, ставит около одной из кукол и говорит: «Я дала кукле зеленое ведерко с желтым совочком». По предложению педагога кто-либо из детей выполняет следующее игровое действие: ставит около другой куклы ведерко с лопаткой. На вопрос воспитателя «Что ты сделал?» ребенок отвечает: «Я дал кукле ведерко с красной лопаткой». Воспитатель обращается к группе и просит рассказать, что сделал Коля. «Он дал кукле синее ведерко с красной лопаткой», - повторяют дети, внося в рассказ дополнение.
Когда все игрушки розданы куклам и около каждой из них поставлены по два предмета, воспитатель нацеливает детей на следующий рассказ: «Кукла в голубом платье возьмет на прогулку красный мяч с белыми и синими полосками, и зеленое ведерко с желтым совочком». Вслед за педагогом об остальных куклах рассказывают дети.
В ходе этого занятия ребята выполняют игровые действия с подобранными парами предметов и описывают их. Условия игры ставят ребят перед необходимостью проявлять инициативу в выборе предметов и указывать их отличительные признаки.
Дети не ограничиваются только констатацией действия: «Я дал кукле ведро и совочек», - они подробно описывают конкретные вещи: «Я дал кукле желтое ведерко и коричневую лопатку», т. е. в их рассказах усиливается элемент конкретизации.
Кроме того, использование парных предметов позволяет педагогу широко и продуктивно применять такой прием обучения, как речевой образец: дети выслушивают рассказ воспитателя об одной из игрушек и сами пробуют описать другую однотипную игрушку, проявляя при этом самостоятельность и в то же время следуя речевому примеру.
Игра «Магазин»
Цель: Закреплять точные названия знакомых животных, детенышей животных; использовать слова, обозначающих качества и действия.
Игрушки: кошка, корова, коза, баран, мышка, мишка, пирамидка, матрешка, паровоз, барабан, лягушата, утята, зайчата, котята, кукла.
Ход игры
Игрушки лежат на столе. Раздается звонок.
Воспитатель: ребята слышите звонок? Это открылся магазин. Посмотрите, что продается в магазине? (игрушки). Правильно, игрушки. Какие? (дети перечисляют). Давайте вместе рассмотрим их вместе. Кто это?. Как кошка мяукает? (хоровые и индивидуальные ответы). Как ласково можно назвать кошку?. Кошечка любит лакать молоко.
Кто хочет рассказать про кошку? Это… (кошка). Она … (пушистая). У кошки… (ушки, маленькие ушки, черные. (глаза, глазки). Нос у нее… Хвост у кошки… Кошечка любит … (молоко, лакать молоко). Она мяукает (мяу).
Заслушиваются еще 2 -3 рассказа. Воспитатель при необходимости помогает.
Воспитатель: в нашем магазине много игрушек. Вы хотите купить себе игрушки? У нас в магазине есть продавец. Это кукла Маша. Продавец продает игрушки. Что делает продавец? (продает). А все дети будут покупателями. Что делают покупатели? (покупают). Покупатель приходит в магазин и вежливо просит: «Маша, дай мне пожалуйста, пирамидку».
Игра проводится до тех пор, пока все игрушки не будут «проданы». По ходу игры воспитатель от имени куклы побуждает пользоваться точными наименованиями, переспрашивает: «Тебе лягушку или лягушонка? Тебе зайчонка? Какого серого или белого? Пирамидку высокую или низкую?» и т. п.
Воспитатель: Все игрушки распроданы, и у нашей Машеньки ни одной игрушки не осталось. Скучно Маше. Но ты Маша не огорчайся: ребята с тобой поделятся. Правда? Давайте отдадим Маше игрушки. Но при этом надо назвать игрушку, сказать, как с ней играть или что она умеет делать.
Воспитатель побуждает детей сказать: «Маша, вот тебе матрешка. Она красивая, ее можно складывать и раскладывать»; «Это барабан, на нем можно барабанить; «У меня кошка, она мяукает».
Воспитатель: рада Машенька, что дети такие добрые. Теперь у нее много игрушек. Маша с ними играет: катает машину, играет на барабане, разбирает матрешку (кукла выполняет некоторые действия с предметами). Ребята, подошло время, и магазин закрывается.
«Сравни разных зверят»
Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.
Материал: игрушки мишка, мышка.
Ход игры
Воспитатель предлагает рассмотреть мишку и мышку. Мишка большой, а мышка … маленькая. Еще какой мишка?
Дети: Толстый, толстопятый, косолапый.
Воспитатель: А мышка какая?
Дети: Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.
Воспитатель: Что любит мишка?
Дети: Мед, малину.
Воспитатель: А мышка любит … сыр, сухарики.
Лапы у мишки толстые, а у мышки … тоненькие. Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка …тоненьким. А у кого хвост длиннее?
Дети: У мышки хвост длинный, а у мишки. короткий.
Аналогично можно сравнить и других животных – лису и зайца, волка и медведя.
Список использованных источников
1. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя д/сада. -2-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1982.-182с.
2. Развитие речи детей 3 -5 лет. – 3-е изд., дополн. /Под редакцией О. С. Ушаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2016. – 192с.
3. Развитие речи творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий/Под редакцией О. С. Ушаковой. – М. : ТЦ Сфера,2003. – 144с.
4. Развитие речи детей 3 - 4 лет : Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения/ Авторы – составители О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Вентана – Граф, 2008. – 224с. – (Тропинки).