Александра Терещук
Картотека игр по математике для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр по математике
для детей старшего дошкольного возраста.
«Четвертый угол»
Цель: ориентировка в пространстве
Материал: разлинованный квадрат на полу, можно ковер на нем обозначить углы каким-то предметом.
Содержание: воспитатель называет направление: правый-верхний угол, нижний-левый угол, середина и т. д. Ребенок двигается по направлению. Задание делается с ускорением.
«Потопаем, похлопаем»
Цель: состав числа, внимание, слуховое восприятие
Материал: карточки с цифрами от 1-10
Содержание: на полу расположить в хаотичном порядке карточки с цифрами. Воспитатель топает и хлопает определенное количество, дети считают «сколько всего» и подходят к той цифре, сколько прохлопал и протопал воспитатель. Затем воспитатель уточняет сколько было хлопков, сколько топотав?.
«Геометрическая дорожка»
Цель: закрепить умение определять цвет, форму, размер геометрических фигур, развиваем внимание, память.
Материал: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) разных размеров, цветов. Карточки «дорожки», где схематично и последовательно изображены геометрические фигуры.
Содержание: воспитатель раскладывает геометрические фигуры на полу в хаотичном порядке, детям раздаются карточки «дорожки», у всех разные. По сигналу дети собирают все необходимые для его дорожки геометрические фигуры и выкладывает их в той последовательности, как изображено на его карточке «дорожке». Затем воспитатель закрепляет работу с ребенком, спрашивая, про каждую фигуру: цвет, форму, размер (большой, средний, маленький). Можно уточнить порядковый счет по выложенной дорожке, каких фигур больше-меньше, пространственные представления (впереди-сзади).
"Номер телефон"
Цель: закрепить счет, развиваем память, внимание,
Материал: карточки с цифрами, разлинованный на полу квадрат с 9 клетками, карточки с номерами телефонов, чистые листы, карандаш (ручка)
Содержание: игру можно организовать по разному, добавляя задания. Можно написать телефон родителей и ребенок сначала собирает (прыгает, переходит) цифры, в квадрате, затем по памяти это делает. Можно придумать номер телефона и пусть ребенок сам его запишет, а потом наберет; можно составить номер из цифр, играя в игру «камень, ножницы, бумага» только вместо фигур показывать количество пальцев. Можно называть ребенку цифру, он ее пишет на листочке и кладет в квадрат в ту клетку где она стоит (как в телефоне).
«Не повторяй»
Цель: развиваем внимание, логическое мышление.
Материал: на полу разлинованный квадрат по клеткам (9 клеток, звездочки: 3 шт. зелёных, 3шт. красных, 3 шт. жёлтых. Можно вместо звездочек взять любые изображения предметов, цифры, геометрические фигуры и т. д
Содержание: для начала воспитатель раскладывает звездочки 3-4шт. разных цветов в клетки так чтобы они не повторялись ни в столбце, ни в ряду. Задача ребенка заполнить пустые клетки так чтобы звездочки не повторялись.
«Нумбриксы»
Цель: закрепить порядковый счет, развиваем логику, внимание.
Материал: карточки с цифрами, разлинованный на полу квадрат с клетками.
Содержание: на полу в разлинованном квадрате с клетками расположены цифры в беспорядке. Детям нужно найти все цифры по порядку (пройти, пропрыгать по ним).
«Ряд, столбец»
Цель: развиваем умение слышать задание, правильно определяя задачу, умение ориентироваться в пространстве (вертикальное, горизонтальное расположение, закрепить понятия «ряд», «столбец».
Материал: геометрические фигуры (можно взять любые предметы, карточки с цифрами и т. п)
Содержание: на столе расположены геометрические фигуры разных цветов, размеров, воспитатель просит ребенка взять определенную фигуру (В. : «Возьми красный, маленький круг») и положить его по заданному расположению (В: «Положи этот круг в 3-й ряд во 2-ю клетку», следующую фигуру так же ребенок находит ее сначала, потом выкладывает (В. : «Положи этот квадрат в 1-й столбец в 3-ю клетку). Важно, чтобы квадрат, разлинованный на полу, был перед ребенком, и направление было слева-направо, сверху-вниз.
«Живые числа»
Цель: закрепить последовательность чисел (числовой ряд, умение работать в команде, развиваем внимание, память.
Материал: карточки с цифрами от 1 до 10
Содержание: детям раздаются карточки от 1 до 10, у каждого ребенка определенная цифра. Воспитатель дает команду «Разошлись» дети ходят по группе, когда воспитатель говорит «Числа! Встаньте по порядку» дети строятся в числовой ряд. Можно задание усложнить: в обратном порядке построиться, четные-нечетные (если дети умеют считать парами).
«Повтори столько же»
Цель: количественный счет, развитие внимания, крупной моторики
Материал: карточки с цифрами, карточки с изображение предметов (например: два зайчика)
Содержание: группа детей делиться на две команды. Воспитатель показывает карточку, сначала той команде, которая показывает, дети считают и показывают такое количество движений (например хлопков) сколько изображено на карточке, другая команда повторяет. Потом можно предложить командам самим придумывать число, показывая его движениями, а другая команда так же отгадывает это число и повторяет.
«Вчера, сегодня, завтра»
Цель: развитие временных представлений, внимания,
Материал: картинки с изображением действий знакомых детям (например: "вчера" рисовали, "сегодня"- играем, "завтра"- четверг, а значит будет физкультура).
Содержание: по углам игровой комнаты расположить картинки с изображением действий знакомых детям (например: "вчера" рисовали, "сегодня"- играем, "завтра"- четверг, а значит физкультура). Далее дети ходят покругу и читают четверостишье из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а воспитатель говорит: "Да, да, да, это было. вчера!" Дети бегут к картинке с название "вчера", затем возвращаются в круг игра продолжается.
«Полка с игрушками»
Цель: ориентировка в пространстве, на плоскости; порядковый счет; развитие внимания; умение отвечать на вопрос полным предложением;
Материал: 9 разных игрушек, на полу разлинован квадрат с 9 клетками.
Содержание: Игрушки расположены по клеткам. Воспитатель задает задание: Какая игрушка стоит на второй полке слева в 3-й клетке? Какая игрушка стоит на верхней полке справа от машинки и т. д. Вопросы могут быть разные, направленные на развитие ориентировки в пространстве у ребенка. Дети не только показывают эту игрушку, но и отвечают полным предложением «На верхней полке справа от машинки стоит кукла». Можно уточнить «какого цвета, формы, размера» эта игрушка.