Анастасия Жуланова
Картотека игр по формированию основ финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Курагинский детский сад № 15
Картотека игр
для детей дошкольного возраста
Жуланова А. А.
ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ, ЧТО:
1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!
Объясняем, как люди зарабатывают деньги, и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
2. Сначала зарабатываем – потом тратим.
Публикация «Картотека игр по формированию основ финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности, и от того, насколько сложно его произвести.
Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.
4. Деньги любят счет.
Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.
5. Финансы нужно планировать.
Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.
6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса.
Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.
7. Не все покупается.
Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.
8. Финансы – это интересно и увлекательно!
Игра «Груша-яблоко»
Цель: научить считать деньги и ресурсы.
Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.
Суть игры:
Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.
Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее распланировать место на бумаге.
Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.
Игра «Кто кем работает?»
Цель. На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий,
уважение к человеку-труженику.
Необходимые материалы: Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.
Суть игры:
Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются.
Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, воспитатель просит отгадать их профессии. Раздать девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора.
Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя.
Организуйте постепенный переход к сюжетно–ролевым играм на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).
Игра «Разложите товар»
Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания малышей о разновидности торговых объектов.
Необходимые материалы: предметные картинки.
Суть игры:
Перед ребенком раскладывают несколько картинок с изображением предметов, которые могут быть товаром в различных магазинах.
Задание 1. Разложить картинки на группы, в которых предметы объединены по общим назначением. Дать названия магазинам, которые могут взять для продажи данный товар, например: «Молоко», «Хлеб», «Игрушки», «Одежда» и тому подобное.
Задание 2. Сгруппировать картинки, не нужно дифференцировать предметы по общим признакам, а предложить свои варианты их сочетания, руководствуясь собственным опытом. Например, «Гастроном», «Детский мир», «Мясо — молоко», «Фрукты и овощи» и тому подобное.
Игра «Умелые руки»
Цель: воспитывать бережное отношение к предметам, изготовление которых требует кропотливого труда разных по специальности людей; учить рационально использовать вещи, бывшие в употреблении.
Необходимые материалы: предметные картинки.
Суть игры:
Детей распределяют на две команды по 5-6 человек. Воспитатель называет или показывает какой-либо предмет и предлагает рассказать о его назначении. После этого детям дается задание придумать, как еще можно использовать его в несколько измененном или в том же состоянии, однако при условии, что он уже устаревший и не может быть использован по своему назначению.
Игра «не ошибитесь»
Цель: закрепить знания детей о последовательности процесса покупки товара; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление.
Необходимые материалы: сюжетные картинки.
Суть игры:
Ребенку предлагаются для рассмотрения картинки (5 - 6, отличающихся по содержанию изображения: мама дает ребенку деньги; ребенок идет по улице с пустой котомкой; ребенок входит в магазин; стоит у кассы; берет хлеб у продавца; идет домой с наполненной сумкой.
Задание 1. Разложить картинки в ряд в такой последовательности, которая соответствует логике действий изображенного на них.
Задание 2. Составить коротенький рассказ по картинкам, соблюдая последовательность действий.
Игра «что важнее?»
Цель: закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы.
Необходимые материалы: предметные картинки, фишки.
Суть игры:
В игре могут принимать участие 2 - 3 детей. Каждому из них дается карточка с изображением предметов, которые используются людьми в различных жизненных ситуациях.
Задание 1. Закрыть фишками предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые можно назвать предметами роскоши. Объяснить назначение предметов, изображенных на рисунках, что остались. Обосновать их необходимость для человека.
Задание 2. Закрыть фишками изображения вещей, наиболее важных для жизнедеятельности человека, предметов, без которых трудно обойтись. Предложить обосновать свое отношение к предметам роскоши, изображения которых остались открытыми.
С целью усложнения задачи возможно использование второго варианта игры: ребенку дается более сложное задание — закрыть фишками изображения тех предметов, которые могут иметь двойную функцию, то есть в одно и то же время быть и предметами роскоши, и жизненно важными для отдельных людей. Например, машина для инвалида, фортепиано для пианиста, украшения для артиста и тому подобное.
Игра «мы — художники»
Цель: закрепить знания детей о рекламе; развивать у них эстетические чувства и художественный вкус; учить устанавливать взаимосвязь между рекламой и успехом в торговых отношениях «продавец — покупатель».
Необходимые материалы: принадлежности для рисования, силуэты предметов.
Суть игры:
Каждому участнику игры, «художнику-оформителю» (их может быть 2 - 3, дается задание — сделать рекламу своей лавки. Остальные дети оценивают работу тех, кто играет, в конце определяют победителей.
Вариант 1. Каждый участник игры получает определенное количество цветных силуэтов различных предметов, которые могут быть товаром магазинов определенного вида («Игрушки», «Цветы», «Хлеб», «Молоко» и др.).
Вариант 2. Из общего количества силуэтов необходимо выбрать только те, которые нужны для составления рекламы «своего» магазина.
Игра «Школа банкиров»
Цель: продолжать закреплять знание цифр, умение соотносить цифру и количество, упражнять в понятиях больше, меньше, продолжать работу по воспитанию элементарных знаний об экономике, активизировать словарь словами: банк, банкир, купюра, расходный и приходный ордер.
Необходимые материалы: денежные купюры, монеты.
Суть игры:
Воспитатель. Сегодня мы с вами продолжим занятия в школе банкиров, мы будем работать с деньгами или, как их еще называют, денежными знаками. У нас лежат несколько купюр разного достоинства: 1, 3, 5, 10 рублей. Какие купюры у вас на столе лежат? Какая из купюр большего достоинства, какая — меньшего, и почему? Сколько всего у вас купюр? Покажите купюру самого высокого достоинства, самого низкого достоинства. Как вы узнали? Купюры какого достоинства у вас нет? Какие купюры можно сложить, чтоб получить 8, 9, 4 и т. д.
Задание 1. В один ряд положите все купюры достоинством в 3 рубля; в другой — в 5 рублей; в третий — в 1 рубль.
Задание 2. Оставить на столе 5 рублей, но не одной купюрой, а несколькими (3+1+1, 1+1+1+1+1).
Воспитатель раздает детям бланки квитанций оплаты за электроэнергию, квартиру, выполняет роль работника банка. Одна группа детей платит за электроэнергию, другая — за квартиру и т. д.
Экономическая игра для детей «Магазин»
Цель: расширять представление детей о том, что такое магазин; воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.
Необходимые материалы: предметы для игры в «Магазин».
Суть игры:
Воспитатель. Ребята, мы очень много с вами знаем об истории возникновения денег: как они появились, что использовали раньше вместо денег, какие сейчас существуют деньги в разных странах.
Воспитатель повторяет и закрепляет с детьми уже знакомый материал на тему: «Деньги и история их возникновения».
Воспитатель. А что же такое магазин? (Ответы детей) Правильно, это то место, где люди совершают покупки. Что можно купить в магазине? (Ответы детей) Кто знает, как можно одним словом назвать все то, что продается в магазине? (Товар) Значит, товар — это все то, что продается в магазине.
Отгадайте загадку:
Угадай, как то зовется,
Что за деньги продается.
Это не чудесный дар,
А просто-напросто…
(Товар)
Назовите продовольственные товары, т. е. товары, которые можно купить в магазине и употребить в пищу. (Хлеб, молоко, яйца, конфеты и т. д.) А теперь попробуйте назвать промышленные товары (одежда, обувь, головные уборы и т. д.). (Ответы детей)
Значит, товары у нас бывают какие? (Продовольственные и промышленные)
Подумайте, ребята, что нужно иметь покупателю и что нужно знать для того, чтобы купить товар. (Иметь деньги, знать цену) А что же такое цена? (Это то, сколько стоит товар) Всегда ли цена на товар одинаковая? (Нет) Значит, товары бывают дешевые и дорогие.
Скажите, выгодно ли покупателю покупать дешевый товар? А выгодно ли продавцу продавать дешевый товар?
Значит, цена влияет на то, сколько можно купить товара. (Дешевой продукции — много, дорогой — мало)
Какой товар покупали бы вы — дешевый или дорогой? Почему?
Ребята, с одной стороны, это правильно, когда вы экономите деньги, покупая дешевый товар, и у вас еще остаются деньги на другую покупку. Это хорошо.
Но может ведь быть и такая ситуация. Например, в магазине продается обувь.
- одна пара обуви стоит дешево, но качество у него не очень хорошее, т. е. она не так удобна. Нет гарантии, что она будет служить долго. К тому же, в продаже есть эта обувь только больших размеров.
- вторая пара обуви стоит дороже, но она очень удобна и практична. Эта пара обуви произведена известной фирмой, из качественных материалов, ее качество гарантировано.
Какую бы обувь вы купили — ту, что дешевле, но низкого качества или ту, что дороже, но более качественную? (Ответы детей)
Необходимо обратить внимание детей на то, что дешевый товар покупать хорошо, но важно обращать внимание и на качество продукции. Иногда, как видите, есть смысл купить дорогую, но более качественную вещь.
Воспитатель. Мы уже с вами выяснили, что есть продовольственные товары, а есть промышленные товары. А какие у нас бывают магазины? (Овощной, хлебный, колбасный, рыбный — магазины продовольственных товаров; мебельный, обувной, «Одежда» и т. д. — магазины промышленных товаров.)
Как же называются люди, которые работают в магазине и продают товары? (Продавцы) А те, кто покупают эти товары? (Покупатели)
В чем заключается работа продавца в магазине? Например, в продовольственном магазине? А в магазине, где продают ленты, пуговицы, ткани? А в обувном магазине? (Ответы детей) Хотели бы вы стать продавцом в магазине? (Ответы детей)
Воспитатель предлагает детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «Магазин». Обращает внимание на культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.
Проблемные ситуации
Примеры :
- Педагог просит ребят представить, что в их городе пропала наука экономики. Поэтому на хлебозаводе вместо хлеба по желанию детей стали изготавливать игрушки. К каким последствием это приведет?
- На молочном комбинате не знают точное кол-во детей, проживающих в городе. И для детского праздника изготовили так много конфет, что на каждого ребенка пришлось по 10 кг. Хорошо ли это и к чему может привести?
- Что случится, если все взрослые перестанут трудиться?
Дети всегда с интересом воспринимают проблемные ситуации на основе известных сказок :
1. Однажды Мальвина встретила Буратино, который сидел на пеньке, разглядывая монеты. Он признался, что у него не хватает денег на покупку букваря. Мальвина сообщила Буратино, что неподалеку есть интересный дом, где можно вложить все свои денежки, а через некоторое время забрать уже большую сумму. Вопросы к детям: о каком доме идет речь? Что такое сберегательный банк?
2. Карабас – Барабас решил открыть свой магазин одежды. В первый день пришли покупатели (Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон) и приобрели несколько вещей. На другой день никто ничего не купил. И тут Карабас – Барабас заметил, что одежда имеет не привлекательный внешний вид – где-то оторвана пуговица, где – то пятно. И тогда он придумал ход : зачеркнул цену товара и написал новую – меньшую. На витрине же появилось объявление о скидках. Скоро все товары раскупили. Вопросы: Что придумал Карабас – Барабас? Выгодно ли продавать товар со скидкой?
3. Три поросёнка заспорили, из чего можно выстроить самый прочный дом. Ниф-ниф утверждает, что из соломы – это дешевый материал. Нуф-Нуф хочет строить из прутьев – они подороже, но прочнее. А Наф-Наф выбирает кирпич, хотя он и самый дорогостоящий. Вопросы: Какой материал самый дешевый? Какой самый прочный? Из чего можно было бы еще построить дом, если бы герои жили на севере.
4. Семеро козлят захотели помочь своей маме по хозяйству. Они решили сварить суп из капусты, картофеля, орехов, яблок – все сложили в кастрюлю добавили воды и поставили на плиту. Чтобы почистить ковер, они стали по нему бегать, прыгать, кувыркаться и, конечно же, мама Коза не обрадовалась, когда увидела такую «помощь», ведь козлята не знали правил поведения домашнего хозяйства. Вопросы : Почему коза огорчилась? Какие вы знаете секреты домашнего хозяйства?
5. Крестная Фея открыла для Золушки собственный салон красоты. Принц приказал слугам разнести весть об этом по всему королевству. Одни громко рассказывали о салоне на улицах, зазывая посетителей, другие - разместили объявления в газете. Сама Золушка разослала всем своим знакомым открытки – приглашения, где указывались услуги и цены. Вопросы: Как жители королевства узнали о новом салоне? Что такое реклама?
В ходе беседы воспитатель прививает дошкольникам уважения к представителям разных профессий, ценности любого труда. Уже в 5-7 лет дети начинают мечтать стать врачами, парикмахерами, строителями и пр. – педагог просит их аргументировать свой выбор. Кроме того, важно рассказывать детям о богатых людях, которые всего добились именно свои трудом, подчеркивая, что для этого необходимо учиться в школе, институте. Наряду с этим нужно воспитывать в детях сострадание к людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию.
Чтение художественной литературы.
Знакомить дошкольников с экономикой можно средствами художественной литературы. Например, многие народные сказки воспитывают в дошкольниках такие черты характера, как хозяйственность, трудолюбие, бережливость, практичность и расчетливость.
- «Лисичка со скалочкой»;
- «Каша из топора»;
«Выгодное дело» и т. д.
Есть произведения, которые наглядно демонстрируют процесс производства (например, «Петушок и бобовое зернышко», «Колосок», сущность рекламы «Лиса и Козел». Погружение в волшебную атмосферу способствует активизации собственной деятельности, освоению знаний и умений в непринужденной форме.
Для обучения экономике можно успешно использовать также авторские сказки:
- Липсиц И. В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»;
- Попова Т. Л., Меньшикова О. И. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»;
- Успенский Э. «Бизнес Крокодила Гены»;
- Чуковский К. И. «Муха – цокотуха», «Федорино горе» (полезные привычки в быту);
- Катаев В. «Дудочка и кувшинчик»;
- Андерсен Г. Х. «Огниво», «Новое платья короля»;
- Перро Ш. «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик»;
- Михалков С. «Как старик голову продавал»;
- Аксаков С. Т. «Аленький цветочек».
Из современных авторских произведений можно выбрать сказку Л. Ястребовой, Н. Мальгиной «Хранители бюджета».
Игры и сказки на экономическую тематику помогут детям научиться обращению с деньгами. Также хороший материал для занятий – стихотворения : Михалков С. «А что у вас?»; Родари Д. «Чем пахнут ремёсла?»; Маршак С. «Откуда стол пришел?», «Как напечатали книгу?».
Помимо того, при обучении дошкольников экономике можно использовать пословицы и поговорки. Каждая из них – маленький рассказ аккумулирующий многовековую мудрость.
- Копеечка к копеечке – рубль набегает;
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда;
- Денежки любят труд;
- Делано на спех – и сделано на смех;
- Деньги – дело наживное;
- Приобрел вещь – умей обращаться с ней;
- Каждую крошку в ладошку.