Александра Козлова
Картотека игр по формированию основ безопасного поведения (старшая и подготовительная группы). Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
По книге Т. И. Гризик и Г. В. Глушковой «Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 лет», Москва «Просвещение», 2015 год.
№16. Удивительные знаки (5-8 лет)
№17. Угадай дорожный знак (5-8 лет)
№18. Дорисуй дорожный знак (5-8 лет)
№19. Как беречь зубы (5-8 лет)
№20. Раз, два, три, опасный предмет найди (5-8 лет)
№21. Играть – не играть (5-6 лет)
№22. Опасно – безопасно (5-8 лет)
Публикация «Картотека игр по формированию основ безопасного поведения (старшая и подготовительная группы), Часть 2» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
№23. Угадай и найди гриб (цветок) по описанию, загадке, стихотворению (5-8 лет)
№24. Съедобный грибок положи в кузовок (5-8 лет)
№25. Цветик – семицветик (5-8 лет)
№26. Удивительный мир насекомых (5-8 лет)
№27. Настольная игра – путешествие с кубиком и фишками (5-8 лет)
№28. Хорошо – плохо (5-8 лет)
№29. Лото осторожности (5-8 лет)
№30. В поисках добрых слов (5-8 лет)
№ 16. Удивительные знаки (для детей 5-8 лет)
Цели. Познакомить детей с существующей классификацией дорожных знаков: научить различать их и понимать.
Материалы. Набор дорожных знаков; иллюстрации с изображениями дорожных знаков.
Ход игры. Взрослый читает стихотворение и демонстрирует иллюстрации с разнообразными знаками.
Много на свете знаков различных:
Цифры и буквы, ноты, значки.
Но есть и те, что на «отлично»
Шофёры на улицах помнить должны.
Знаки такие в дороге помогут,
Подскажут, предпишут, предупредят.
Укажут они без препятствий дорогу,
Жизнь пешеходам в пути сохранят.
Г. В. Глушкова
Взрослый обращает внимание детей на то, что дорожные знаки бывают треугольной, прямоугольной и круглой формы. Они различаются по цвету. Объясняет, что в зависимости от формы и цвета знака меняется и его значение. Все эти знаки обеспечивают безопасность на дорогах. Запрещающие знаки изображаются в красных кружках.
Красный круг обозначает
Обязательно запрет.
Он гласит: «Нельзя так ехать.
Для тебя дороги нет».
Г. В. Глушкова
Предупреждающие знаки предостерегают об опасности и размещаются в красных треугольниках.
Треугольники подскажут,
Где ремонт, где переход,
Школу загодя покажут
И опасный поворот.
Г. В. Глушкова
Знаки сервиса и особого предписания располагаются в синем квадрате или прямоугольники. Они и указывают, где расположена больница, остановка автобуса или пункт питания.
Синий квадрат и прямоугольник
Шофёрам помогут заправку найти,
Парковку, больницу, отель, пункт питанья,
А нам к переходу укажут пути.
Г. В. Глушкова
Предписывающие знаки расположены в синем круге и показывают безопасные места движения для автомобилей, велосипедов и пешеходов.
В синем круге — знаки предписывающие,
Ситуацию на дороге описывающие.
Они покажут, как ехать водителю,
Укажут трассу туристу-любителю,
Подскажут, где движется велосипед, -
Удобные знаки, сомнения нет.
Г. В. Глушкова
Вариант 1. После демонстрации иллюстраций со знаками взрослый делает вид, что случайно перепутал их все, и предлагает детям объединиться в команды, чтобы разложить знаки на три группы. Первая команда собирает знаки запрещающие, вторая - предупреждающие, а третья - предписывающие. Выигрывает команда, первой выполнившая задание.
Вариант 2. Взрослый даёт задание детям наклеить или разместить соответствующие знаки на магнитах в таблицу. Дети старшей группы делят их на запрещающие и предписывающие, а подготовительной могут выполнить таблицу по четырем основаниям для классификации. Детям предлагается количество карточек по числу игроков.
Вариант 3. Педагог предлагает детям взять индивидуальные карточки (заламинированные или вложенные в файл). Воспользовавшись фломастером на водной основе, участники отмечают знаки на карточках в соответствии с заданием взрослого:
1. Отметь разрешающие знаки для пешеходов.
2. Отметь все запрещающие знаки.
3. Отметь знаки, предупреждающие о ведении дорожных работ.
4. Отметь знак, который устанавливают возле школ и дворцов детского творчества. И т. д.
После каждого задания следы фломастера стираются, и карточка снова готова к работе.
№ 17. Угадай дорожный знак (для детей 5—8 лет)
Цели. Познакомить детей с некоторыми знаками дорожного движения: развивать быстроту реакции на визуальный сигнал.
Материалы. Набор дорожных знаков или их мультимедийные изображения в презентации.
Ход игры. Дети объединяются в две команды. Взрослый по очереди показывает каждой команде дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие и др.)и предлагает попытаться узнать, к какой группе они относятся, а также попробовать самостоятельно определить назначение каждого знака. Взрослый обсуждает с детьми варианты ответов команд и определяет победителей игры. В ходе игры желательно прочитать детям стихи О. Емельяновой и С. Неизвестной о дорожных знаках. Выигрывает команда, давшая большее количество правильных ответов.
№ 18. Дорисуй дорожный знак (для детей 5—8 лет)
Цели. Продолжать знакомить детей со знаками дорожного движения: развивать зрительную память, внимание.
Материалы. Комплект картинок с изображениями недорисованных дорожных знаков, фломастеры.
Ход игры. Дети выполняют задания индивидуально или в парах. Взрослый предлагает участникам дорисовать дорожные знаки и раскрасить их. Выигрывают участники, выполнившие задание без ошибок первыми.
Варианты:
Перекрёсток со светофором.
Пункт первой медицинской помощи.
Пункт питания.
Железнодорожный переезд.
Движение запрещено.
№ 19. Как беречь зубы (для детей 5-8 лет)
Цели. Формировать у детей умение понимать, что важно соблюдать гигиену полости рта; конкретизировать представления о том, какие продукты питания полезны для роста зубов, а какая пища вредна: способствовать формированию у детей полезных привычек.
Материалы. Силуэтные изображения здорового и больного зуба, предметные картинки с изображениями продуктов питания.
Ход игры. Играют один-два ребёнка или две подгруппы детей. Взрослыйраскладываетнаигровомполекартинкисизображениямиполезныхивредных для роста и развития зубов продуктов питания. Дети отбирают карточки с продуктами питания, подходящие для выбранного ими силуэтного изображения больного или здорового зуба, объясняют свой выбор.
После того как все картинки будут разложены, взрослый комментирует выбор детей, аргументируя его правильность или ошибочность. Напоминает, что после принятия пищи полезно хорошенько прополоскать рот, удаляя остатки пищи.
Примерный набор картинок с полезными продуктами: фрукты, овощи, яйца, рыба, бобы, молочные и кисломолочные продукты и др. ; с вредными: сладости (карамель, ириски, шоколад, мороженое, газированная вода, белый хлеб, макароны, чипсы и др.
№ 20. Раз, два, три, опасный предмет найди! (для детей 5-8 лет)
Цели. Конкретизировать представления детей об источниках потенциальной опасности дома и в детском саду: продолжать учить быть осторожными при взаимодействии с хрупкими и пожароопасными предметами: развивать быстроту реакции, зрительное внимание.
Ход игры. Взрослый или ребё нок-водящий отворачивается от игроков и говорит:
Раз, два, три!
Внимательней смотри!
Раз, два, три!
Опасный предмет найди!
За это время игрокам необходимо найти и указать в групповом помещении предметы, которые могут быть опасны (электрическая розетка, угол стола, окно и т. д.). Затем водящий подходит к каждому игроку и спрашивает, почему он сделал такой выбор, просит объяснить, что надо предпринять для предотвращения опасности. Лучшие ответы поощряются фантами. В конце игры подсчитывается общее количество фантов и определяется победитель.
№ 21. Играть — не играть (для детей 5-6 лет)
Цели. Продолжать знакомить детей с предметами, подходящими для игр, и с опасными предметами домашнего обихода; прививать осмотрительность в незнакомых и сложных бытовых ситуациях; учить быть осторожными при взаимодействии с хрупкими и пожароопасными предметами.
Материалы. Карточки с изображениями игрушек и безопасных предметов : мяч, кукла, пирамидка, машинка, кубики, велосипед, книга, блокнот, карандаши, газета и т. д. ; бытовых предметов: стеклянный флакон, ножницы, газовая плита, спички, нож, таблетки, утюг, иголка, вилка, стеклянная ваза, моющее средство и др.
Ход игры. Взрослый раскладывает перед детьми карточки картинкой вниз. Играющие по очереди достают любую карточку, рассматривают и отвечают, можно ли играть с этой вещью или нет. За правильный ответ игрок получает фишку. В конце игры подсчитывается общее количество набранных каждым игроком фишек и определяется победитель.
№ 22. Опасно — безопасно (для детей 5-8 лет)
Цели. Уточнить представления детей об источниках потенциальной опасности в быту; развивать быстроту реакции, зрительное внимание.
Материалы. Набор карточек с изображениями безопасных и потенциально опасных при неосторожном обращении с ними предметов (например, кукла, машинка, краски, ножницы, клей, вилка, газовая плита и др., на обратной стороне карточек нанесены сигналы-метки: красная — для опасных предметов, зелёная — для безопасных предметов.
Ход игры. Играть можно с детьми индивидуально или малыми подгруппами (2-4 человека).
Карточки делятся поровну между игроками (или командами). Взрослый предлагает участникам разложить их на две группы : в одну положить все безопасные предметы, в другую — потенциально опасные при неосторожном обращении сними. По окончании выполнения задания карточки переворачивают метками вверх, и игроки могут самостоятельно проверить правильность выполнения задания. Участники, набравшие большее количество призовых очков за правильные ответы, поощряются (аплодисментами, возможностью выбора следующей игры и т. п.)
№ 23. Угадай и найди гриб (цветок) по описанию, загадке, стихотворению (для детей 5-8 лет)
Цели. Закреплять представления детей о внешнем виде и названиях растений и грибов: продолжать учить определять опасные и безопасные растения и грибы по словесному описанию: определять характерные особенности растений (цветы и листья кислицы в пасмурную погоду поникают, складываются; перед дождем календула и одуванчик закрывают свои венчики: перед дождливой погодой ива «плачет»).
Материалы. Предметные картинки с изображениями дикорастущих растений и грибов (формат карточек А5 или А4) или мультимедийная презентация.
Ход игры. Участники отгадывают растение или гриб по словесному описанию или загадке, представленным взрослым. Ребёнок, справившийся с заданием, получает картинку-отгадку, или взрослый демонстрирует на экране изображения-отгадки, а игрокам даёт фишки за правильный ответ. По окончании игры подсчитывается общее количество полученных детьми картинок (фишек) и определяется игрок-победитель. Примеры загадок:
У тропы лесной на ножке
Красный гриб стоит в горошек.
Хоть нарядный Он на вид.
Но уж очень ядовит. Что это?
(Мухомор.)
Короткая ножка,
а шапочка, как картошка.
(Гриб-боровик.)
Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Мне каждый прохожий готов поклониться,
А имя дала мне родная землица.
(Земляника.)
Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою — без иголок.
(лиственница.)
Г. В. Глушкова
№ 24. Съедобный грибок положи в кузовок (для детей 5-8 лет)
Цели. Формировать у детей представление о том, что нельзя собирать и употреблять в пищу неизвестные грибы, продолжать учить называть и различать грибы по внешним признакам.
Вариант 1.
Материалы. Предметные демонстрационные картинки с изображениями корзин (2 шт., отмеченные условными символами — зелёным кругом (ДЛЯ съедобных грибов) и красным кругом (для несъедобных грибов); мольберт; предметные картинки с изображениями грибов (грибы могут повторяться) : мультимедийная презентация.
Ходи игры. На магнитных мольбертах крепятся изображения двух корзин. Картинки с изображениями грибов лежат в общей куче на столе. Детям предлагается выбрать из картинок подходящие для каждой корзины и разместить их на мольбертах при помощи магнитов. По окончании взрослый проверяет правильность выполнения задания, отмечая наиболее активных детей. Педагог может предложить детям назвать грибы, рассказать, где и как они растут.
Вариант 2.
Материалы. Мультимедийная презентация с фотографическим изображением 8-9 съедобных и несъедобных грибов: многоразовые карточки (заламинированные) с аналогичным изображением и расположением грибов, фломастеры наводной основе по количеству игроков.
Ход игры. Взрослый демонстрирует на экране слайд, где показан сбор грибов в лесу. Предлагает детям тоже принять участие в тихой охоте, собрав в свои воображаемые корзинки только съедобные грибы. Игроки получают карточки и при помощи фломастера вычёркивают все несъедобные грибы. По окончании работы на экран выводится проверочный слайд, игроки подсчитывают количество допущенных ими ошибок. Выигрывают дети, выполнившие задание правильно.
После каждого задания следы фломастера стираются, и карточка снова готова к работе.
№ 25. Цветик - семицветик (для детей 5-8 лет)
Цели. Развивать умение детей узнавать растения по словесному описанию: продолжать учить определять опасные и безопасные растения : продолжать формировать навыки соблюдения мер предосторожности, которые необходимы в лесу; формировать навыки экологически безопасного поведения в природе.
Материалы. Игровое полотно, на которое нанесено контурное изображение цветика - семицветика. На каждый контурный лепесток приклеены изображения лекарственных и ядовитых травянистых растений леса. Сверху изображения закрыты съёмными лепестками соответствующих цветов радуги. Полотно дополняется семью карточками, на которых написаны загадки о растениях, изображённых на лепестках. Цвета карточки-загадки и лепестка, под которым спрятана картинка-отгадка, совпадают. Лепестки свободно крепятся к основе при помощи картонного круга, соединенного с игровым полотном металлическим люверсом в центре.
Ход игры. Взрослый приглашает к совместной игре двух или трёх участников. Педагог по очереди загадывает им загадки о лесных травянистых растениях. При правильном ответе игрока лепесток снимают с игрового поля и отдают ответившему. В том случае, если игрок дал неправильный ответ, право ответа переходит к следующему игроку. Выигрывает участник, набравший большее количество лепестков-отгадок. Игра повторяется со следующей подгруппой детей.
Варианты загадок о лекарственных и ядовитых растениях:
Травка эта душиста,
Ароматные листья.
Поскорей собирай
и заваривай чай!
(Мята)
Растёт в лесу под кустиком
На длинном стебельке.
Кругом четыре листика,
а в центре, посмотри:
Чернее ночи ягода
И сильный яд внутри.
(Вороний глаз.)
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его — серёжки.
На земле лежат листочки –
Маленькие лопушочки.
Нам он, словно добрый друг,
Лечит ранки ног и рук.
(Подорожник.)
Он растёт возле дорожки.
У калитки, под окошком.
Стебель гибкий, лист большой,
И широкий, и резной.
Этот цветик не для нас-
Вреден сок для наших глаз.
А сорвёшь его, друг мой,
Сразу руки с мылом мой.
(Лютик едкий, или куриная слепота.)
Его найдёшь в тени лесной,
Цветёт он майскою порой.
А жарким летом дружно в ряд
Горошки алые висят.
(Ландыш.)
Эту травку ты не тронь:
Жжётся больно, как огонь.
(Крапива.)
Цветок сияет в жёлтом сарафане.
Она как невеста, лепесток — жених.
Он в сине-фиолетовом кафтане,
И дан им стебель общий на двоих.
(Марьянник дубравный, или иван-да-марья.)
№ 26. Удивительный мир насекомых (для детей 5-8 лет)
Цели. Конкретизировать представления детей о насекомых, типичных для данного региона России; учить различать и называть опасных и безопасных для человека насекомых: формировать умение понимать необходимость соблюдения правильного поведения в природе.
Материалы. Раздаточные картинки (медальоны) с изображениями опасных и безопасных для человека насекомых по количеству участников, красный и зелёный обручи (диаметр 1,2-1,5 м).
Ход игры. В разных местах группы располагаются обручи- домики для соответствующих подгрупп насекомых. Дети получают карточки с изображениями разнообразных насекомых. По сигналу взрослого «День!» игроки разбегаются по игровой площадке. По сигналу «Ночь!» собираются у своего обруча (его цвет обговаривается до начала игры). Выигрывает группа детей, первой занявшая свой домик. В дальнейшем взрослый меняет расположение домиков, перенося обручи на другое место. Примерный набор картинок : а) безопасные насекомые : бабочки, божья коровка, майский жук, бронзовка, жук-навозник, жук-пожарник, рыжий муравей, шелкопряд и др. ; б) опасные насекомые: муха, комар обыкновенный, оса, шмель, пчела, овод, строка. паук-фаланга, или сольпуга, мошка (гнус, клещ, таракан, лесной клоп, блоха, огненный муравей и др.
№ 27. Настольная игра-путешествие с кубиком и фишками (для детей 5-8 лет)
Цели. Совершенствовать ранее приобретённые детьми навыки личной безопасности : расширять представления о правилах осторожного поведения при встрече с незнакомыми людьми, животными, избегая при этом запугивания: учить предупреждать возможные ситуации опасности и находить способы их избегать.
Материалы. Самодельное игровое поле (формат АЗ, содержащее от 20 до50 ходов, с изображенными на нём ситуациями, близкими жизненному опыту дошкольников, или на темы знакомых им литературных произведений, описывающих чрезвычайные ситуации, героями которых являются дети: игровой кубик и фишки по количеству игроков.
Ход игры. Предварительно взрослый читает детям литературное произведение, по сюжету которого будет выполнена игра - бродилка. Затем педагог вносит незавершенное игровое поле, которое создаёт со старшими дошкольниками совместно. При этом в качестве иллюстраций для ходов — остановок используются нарисованные детьми миниатюры по сюжету выбранного произведения.
Играть могут двое и больше детей. Каждый из участников устанавливает свою фишку на начальное поле. После этого участники по очереди бросают кубик. Сколько точек выпадет на игральном кубике, на столько делений игрок передвигает свою фишку вперёд по ходу движения. Направления движения могут показывать стрелки на карте. Некоторые деления на карте обозначены условными знаками. Эти знаки ускоряют или замедляют движение. Выигрывает игрок, первым добравшийся до финиша.
№ 28. Хорошо — плохо (для детей 5-8 лет)
Цели. Учить детей определять опасные для жизни ситуации, отличая их от безопасных; расширять представления об источниках потенциальной опасности: вырабатывать привычку осторожного поведения в потенциально опасных ситуациях.
Материалы. Набор карточек с изображениями детей в безопасных и опасных ситуациях, на обратной стороне карточек нанесены сигналы-метки: красная — для опасных ситуаций, зеленая — для безопасных ситуаций; два круга — красного и зелёного цвета.
Ход игры. Играть можно с детьми индивидуально или малыми подгруппами (2-4 человека). Взрослый предлагает детям на игровом поле разместить под красным кругом все картинки, на которых изображены дети, попавшие в опасную для жизни ситуацию, под зелёным кругом размещаются картинки с изображёнными ситуациями, неопасными для жизни.
Примерные варианты содержания картинок : ребенок играет на ковре с машиной — ребё нок играет со спичками: ребёнок пылесосит — ребёнок включает телевизор в розетку, она искрит: ребенок с мамой стоят на балконе — ребёнок тянется через перила балкона за воздушным шариком; ребёнок пьет чай из чашки — ребёнок отбегает в сторону от падающей со стола чашки с горячим чаем; ребёнок снимает полотенце с крючка — ребенок тянется к книжной полке за книгой, сбивает вазу; ребёнок принимает подарок от бабушки — ребенок открывает дверь незнакомому человеку, у которого веревка в руках и маска на лице.
№ 29. Лото осторожности (для детей 5-8 лет)
Цели. Совершенствовать умение детей определять опасные для жизни ситуации, отличая их от безопасных : расширять представления о безопасном поведении в быту и социуме : приучать осознанно, выполнять правила поведения, безопасные для жизни и здоровья.
Материалы. Набор из 4-6 больших игровых карт и 24 маленьких карточек. На больших картах изображены опасные ситуации, требующие осторожного поведения ребенка, на маленьких — возможный путь выхода из этих ситуаций.
Ход игры. До начала игры необходимо рассмотреть с детьми картинки и организовать обсуждение изображенных на них ситуаций. Взрослый может предположить детям придумать рассказ или вспомнить случай из жизни на заданную тему.
Участники игры выбирают большие игровые карты. Все маленькие карточки перемешиваются и складываются стопкой изображением вниз. Первый участник берет карточку : если она оказалась подходящей к его игровой карте, Он имеет право на следующий ход. Если карточка неподходящая, то ход переходит к другому игроку. Выигрывает тот, кто первым закроет все сюжеты на своей игровой карте.
Примерные варианты содержания картинок : ребё нок готовится к переходу улицы: переходит улицу по пешеходному переходу на зелёный сигнал светофора — перебегает дорогу на красный сигнал светофора: ребёнок играет дома, бегая по мокрому полу, — ребё нок вытирает пролитую воду тряпкой: ребёнок смотрит в открытое окно, залезая на подоконник, и оступается — ребёнок машет рукой приятелю, стоя у закрытого окна.
№ 30. В поиске добрых слов (для детей 5-8 лет)
Цели. Развивать коммуникативные умения и социальные навыки дошкольников; побуждать использовать вежливые слова, высказывая просьбы, поручения, предложения; учить находить способы контакта с малознакомыми людьми.
Материалы. Игрушка бибабо (любой игровой персонаж, настольная ширма.
Ход игры. Взрослый разыгрывает ролевой диалог с персонажем и приглашает детей к обсуждению проблемной ситуации.
Персонаж: Ну, вот и я, наше вам с кисточкой! (Дразнится). Я к вам в гости пришёл, дайте мне скорее конфет, много конфет. Только я шоколадные люблю. Сыпьте мне их сюда (показывает на сумочку, я пойду дальше к ребятам соседней группы в гости, а там игрушек возьму. Люблю ходить в гости: там всегда подарки дарят! Ну, поскорее сыпьте конфеты, что же вы медлите?
Взрослый: Постой. Подожди. Я ничего, ребята, не понимаю, что происходит. А вы не догадываетесь?
Дети делают вывод, что персонаж невежливый. Он не знает добрых и вежливых слов, правил поведения. Взрослый объясняет это персонажу.
Персонаж: А что это — вежливые слова? Вот слово «тефтелька», по-моему, очень вежливое и такое вкусное.
Взрослый: «Тефтелька», конечно, слово вкусное, но есть особые добрые слова, которые принято говорить друг другу в разных ситуациях, чтобы окружающим было приятно. Утром, просыпаясь, говорят окружающим: «Доброе утро!", вечером, встречаясь, говорят: «Добрый вечер!», а провожая в дорогу, говорят: «В добрый час!"
Персонаж: Ой, а я такие слова слышал, но не знал, что от них так приятно и тепло на сердце становится. А ещё есть такие слова?
Взрослый предлагает детям помочь персонажу найти вежливые слова. Подсказывает ситуации, требующие употребления вежливых фраз. Например: «Какие слова надо сказать, если ваш товарищ чихнул? (Будь здоров) А перед обедом, что принято желать друг другу? (Приятного аппетита).
В процессе обсуждения желательно процитировать стихотворные произведения И. Токмаковой «Счастливого пути» и А. Кондратьева «Пожалуйста».
По окончании беседы с детьми персонаж раскаивается и обещает в дальнейшем употреблять вежливые слова при общении со знакомыми и малознакомыми людьми. Заверяет детей, что он понял, что требовать подарки и угощение — это неприлично, и так вести себя больше не будет.