Сильвия Клапанюк
Картотека игр по формированию грамматического строя речи для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Грамматический строй языка – система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса.
Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, а также грамматические значения в пределах слова.
Словообразование изучает образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано.
Синтаксис изучает словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.
Публикация «Картотека игр по формированию грамматического строя речи для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Грамматика, по словам К. Д. Ушинского, - это логика языка. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих.
Формирование грамматического строя речи – важнейшее условие совершенствование мышления дошкольников, так как именно грамматические формы родного языка являются «материальной основой мышления». Грамматический строй – это зеркало интеллектуального развития ребенка.
Сформированный грамматический строй речи – непременное условие успешного и своевременного развития монологической речи – одного из ведущих видов речевой деятельности. Любой тип монолога требует владения приемами логической связи всех видов простых и сложных предложений.
Развитие грамматического строя речи – залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы.
Игры по формированию грамматического строя речи для детей младшего возраста.
• Игры на формирования морфологии
Игра «ОДИН - МНОГО»
Цель: Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах. Научить умению слушать сверстника и отзываться вовремя, когда речь идет об одинаковых предмета.
Игровой материал: парные картинки с изображениями игрушек, на одной из которых нарисован один предмет, а на другой — несколько таких же предметов: мячи, неваляшки, пирамидки, лошадки, грузовики, зайчата.
Ход игры: вначале воспитатель выкладывает предметные картинки с изображением одного предмета. Ребенок составляет простое предложение: «Одна утка»…и. т. д.
Затем воспитатель выкладывает картинки, где изображено много предметов. Ребенок составляет предложение: «Много уток» и т. д.
Игра: «ЧУДЕСНЫЙ - МЕШОЧЕК»
Цель: Ориентироваться на род имени существительного при определении предметам по его признакам.
Оборудование: Заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.
Ход игры: Скажем детям примерно следующее: «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.)
Какой огурец? (Аналогичным образом достаем помидор, яблоко и др.) Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у зайки в лапе.
Слушайте внимательно. Она длинная, красная. Что это? (Морковь.)
Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это? (Помидор.)
Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный. Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания».
• Игры на формирование синтаксиса
Игра «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель: Упражнение в подборе слова, обозначающее действие
Ход игры: Воспитатель начинает предложение и просит детей правильно его закончить:
-Зайчик испугался и ….
-Ира обиделась и…
-Маша взяла куклу и пошла…. И. т. д.
Игра «НАЗОВИ ПРЕДМЕТЫ»
Цель игры: овладение умением согласовывать прилагательные с существительными.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей. Игроки договариваются называть предметы одного цвета или размера, которые находятся вокруг, но не рядом. Предметы нужно называть вместе с их признаком, например, желтый цветок, зеленый мяч и т. д.
Игра «КТО ЧТО ДЕЛАЕТ»
Цель игры: овладение умением правильно использовать в речи глаголы 3 лица, единственного числа, настоящего времени. Оборудование: мяч.
Ход игры. В игру можно играть как вдвоем, так и с группой детей. Игроки становятся в круг, взрослый, находящийся в его центре, бросает мяч любому ребенку и называет животное или имя. Ребенок, который поймал мяч, называет действие, которое соответствует животному или имени.
Например: кошка – мяукает; собака – гавкает; Петя – играет; Света – рисует и т. п.
• Игры на формирование словообразования
Игра «НАЗОВИ ЛАСКОВО»
Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов
Ход игры
Воспитатель называет части своего тела, а ребёнок повторяет их, используя суффикс уменьшительности.
- У меня нос, - говорит воспитатель.
- А у тебя носик.
- У меня уши (а у тебя ушки) и т. д
Игровое упражнение «ЧЕЙ ГОЛОС?»
Цель: учить различать животных и детёнышей по звукоподражанию
Ход игры
В гости к детям приходит звери и хотят поиграть.
Надо догадаться, чей это голос.
- Му-у-у –кто так мычит? (Корова). А тоненько кто мычит? (Телёнок)
-Ква-ква-ква – чей голос? Грубый голос? А кто тоненько квакает? (Лягушонок)
Средний возраст.
• Игры формирование морфологии
Игра «ЭРУДИТ».
Цель: закрепить части тела животных, и образование форм родительного падежа с предлогом У.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям раздавались картинки с животными, и задаются вопросы. Речевой материал:
- У кого большой хобот? - У кого пушистый хвост? - У кого нос пяточком? - У кого длинные уши? - У кого есть копыта?
Игра «КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ ДЕЙСТВИЙ».
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Оборудование: картинки: предметы одежды, самолёт, ручка, солнце, собака, пчела, снежинка.
Ход игры: Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. Например, что можно сказать о самолёте? (он летит, гудит, поднимается); что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать); что можно сказать о солнце? (греет, светит, восходит); что можно делать с куклой? (играть, одевать, обувать) и т. д
• Игры на формирование синтаксиса
Ира «ЧТО Я ЗНАЮ О ПРОФЕССИЯХ?»
Цель: обучение составлению предложений о людях знакомых профессий, обогащение словарного запаса, развитие связной речи, памяти, внимания.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением людей различных профессий: шофер, повар, учитель, строитель, врач и т. д.
Ход игры. Взрослый показывает ребенку картинки и предлагает ему составить предложение о человеке этой профессии.
Например: «Врач лечит детей», «Повар варит суп», «Учитель учит детей».
Игра «ДОБАВЬ СЛОВО».
Цель: учить подбирать прилагательные к существительным, согласовывая их в роде и числе.
Ход игры: Воспитатель произносит часть предложения и предлагает детям закончить его, используя разные прилагательные.
У моего платья рукава (какие) … (короткие, длинные и т. д.).
На моем пальто воротник (какой) …
В комнате стоит шкаф (какой) …
У моего брата варежки (какие) …
• Игры на формирование словообразование
Игра «ОДИН - МНОГО».
Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа.
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве.
Картинки: шар – шары, дом – дома, ведро – ведра и т. д.
Воспитатель показывает картинку и называет: шар.
- А у тебя, - спрашивает воспитатель, - что на картинке?
Ответ ребенка: У меня на картинке шары.
Таким образом предлагается назвать все картинки (5-6 картинок).
Игра «БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»
Цель: выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения.
Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов.
Ход игры: Красные кружки – большой и маленький. Воспитатель предлагает назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг.
Воспитатель предлагает ребенку назвать кружки без слов «большой» и «маленький».
Это? – показывает на маленький кружок.
Ответ ребенка: кружок.
А это? – показывает на большой круг.
Ответ ребенка: круг.
Воспитатель: Помоги мне, пожалуйста, надо разобрать картинки.
Маленькие предметы на картинках положить под кружочком, большие предметы – под кругом.
Воспитатель ставит перед ребенком поднос с картинками с изображением больших и маленьких предметов и следит за ходом выполнения ребенком задания.
Под маленьким кружком рисунки: елочка, шарик, мячик.
Под большим кругом рисунки: елка, шар, мяч.
Воспитатель предлагает назвать сначала большие предметы, а затем маленькие.
Ответ ребенка: елка, шар, мяч; елочка, шарик, мячик.
Старший дошкольный возраст
• Игры на формирование морфологии
Игра «ПОДБЕРИ ПРИЗНАК»
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое, ребёнок отвечает.
Куртка (какая) – красная, теплая, зимняя…
Сапоги (какие) – коричневые, удобные, теплые…
Шарф (какой) – пушистый, вязанный…
Перчатки (какие) – кожаные, белые.
Шляпа (какая) – черная, большая…
Туфли (какие) – осенние, красивые…
Платье (какое) - новое, нарядное, зеленое…
Рубашка (какая) - белая, праздничная….
Шуба (какая) - меховая, теплая…
Игра «ПОСЧИТАЙ»
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.
Ход игры: воспитатель называет обобщенное слово, дети выбирают вид и отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.
Воспитатель: игрушки.
Дети: Один мяч, два мяча, три мяча, четыре мяча, пять мячей.
Одна кукла, две куклы, пять кукол.
Одно облако, два облака, пять облаков.
Игра «КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?»
Цель: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе.
Материал: картинки с изображением дерева, гриба, пня, солнца, девочки, корзинки, картинки – символы качества предметов.
Ход игры: в центре -картинки с изображением предметов, отдельно – символы качеств. Детям предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос «какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств. (Пень –какой? Пень низкий, твердый, круглый и т. д.). Аналогична работа с предметами женского и среднего рода.
Игра «ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?»
Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
Ход игры: воспитатель называет слово (одежда) и задаёт вопрос (чей? чья? чьё, ребёнок отвечает.
Шарф (чей) — мамин,
Шляпка (чья) — бабушкина,
Тапочки (чьи) – дедушкины
• Игры на формирование словообразования
Игра «НАЗОВИ ЛАСКОВО»
Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.
Оборудование: мяч
Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.
Шуба теплая - шубка тепленькая
Сапоги чистые - сапожки чистенькие
Шарф длинный – шарфик длинненький
Игра «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.
Материал: текст стихотворения.
Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.
И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.
Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.
Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.
Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.
Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!
Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,
Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.
А когда собрал их много, то отправился домой,
И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.
Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,
А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!
Игра «СЛОВА –РОДСТВЕННИКИ»
Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.
Медведь – медведица, медвежонок, медвежий, медведушка …
Волк - волчица, волчонок, волчище, волчий, волчишко…
Лиса –лис, лисичка, лисёнок, лисонька, лисушка….
Игра «ОБРАЗУЙ СЛОВА»
Цель: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени.
Материал: предметные картинки перелетных птиц, мяч.
Поет Поющая
Щебечет Щебечущая
Улетает Улетающая
Кормит Кормящая
Плывет Плывущая
Кричит Кричащая
Голодает Голодающая
Игра «СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ»
Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.
Материал: мяч.
У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).
У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая).
У снегиря красная грудь, поэтому его называют …).
У дятла красная голова, поэтому его называют …).
У вороны черные крылья, поэтому ее называют …).
У дятла острый клюв, поэтому его называют …).
• Игры на формирование синтаксиса
Игра «ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Игровые правила. Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.
Игровые действия. Бросание и ловля мяча.
Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение, например:
«Мама купила. - …книжки, тетради, портфель», - продолжают дети.
Игра «СЛОМАННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель игры: тренировка ребенка в исправлении деформированной фразы, развитие связной речи, внимания, памяти, мышления.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый зачитывает ребенку слова, а тот должен их переставить таким образом, чтобы получилось целое предложение.
Например, мама, печь, торт, вкусное - Мама печет вкусный торт.
Маша, играть, с, кукла - Маша играет с куклой и т. д.
Игра «ЛЕСЕНКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ»
Цель: составить предложение с соответствующим количеством слов.
Ход игры: на панно сюжетная картинка, на которой изображена девочка, сидящая на диване. На доске нарисована лесенка, на верхней ступеньки которой два деления, на следующей – три деления и т. д., на последней – пять делений. Педагог предлагает детям придумать предложения, количество слов в которых должно соответствовать количеству делений на ступеньках.
Девочка сидит.
Девочка сидит на диване.
Девочка Даша сидит на диване.
Девочка Даша сидит на деревянном диване.
Девочка Даша сидит на красивом деревянном диване.