Татьяна Шипицына
Картотека игр нашего двора
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека
«Игры нашего двора»
Разработала: инструктор ФИЗО: Т. А. Шипицына
г. Шадринск
СОДЕРЖАНИЕ
Подвижные игры
«Царь горы»
«12 палочек»
«Звонарь»
«Жмурки»
«Змейка»
«Тише едешь - дальше будешь»
«Догонялки»
«Чай-чай-выручай»
«Прятки»
«Платочек»
«Два - третий лишний»
«Казаки-разбойники»
«Горелки
Подвижные игры
«Царь горы»
Цель: развитие ловкости, быстроты реакции.
Публикация «Картотека игр нашего двора» размещена в разделах
- Дворовые игры. Игры нашего двора
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Русские народные игры
- Темочки
Описание игры: В эту игру играли зимой. Для игры нужна была небольшая горка. Выбирали «Царя горы», а остальные были «хомяки». «Царь горы» забирался на горку. «Хомякам» нужно было захватить горку, а «Царь горы» должен быть защищать свою территорию. Тот «хомяк», которому удастся захватить территорию, становился «Царем горы». Игра повторялась снова.
«12 палочек»
Цель: развитие ловкости, быстроты реакции
Материал: для игры понадобятся 12 палочек. Палочки укладывают на «катапульту» - небольшую доску, положенную серединой на бревнышко
Описание игры: Палочки укладывали на один край «катапульты».
Игра начиналась с выбора водящего. Для этого использовали считалку. Водящий закрывает глаза, считает до 5. В это время кто-то один наступает ногой на другой край «катапульты», чтобы палочки разлетелись в разные стороны. Пока водящий ищет и собирает 12 палочек, остальные игроки прячутся. Затем водящий начинает искать спрятавшихся игроков. Если он кого-то увидел, то кричит его имя и бежит к палочкам, чтобы их коснуться – «застукать» этого игрока. Если он успевает это сделать, то тот, кого назвали, становиться водящим в следующей игре. Если игроки во время игры успевают незаметно добежать до «катапульты», то снова наступают ногой, чтобы палочки разлетелись. Водящий заново собирает палочки и ищет спрятавшихся игроков. Игра продолжается до тех пор, пока не будут «застуканы» все игроки.
«Звонарь»
Цель: развитие ловкости, быстроты реакции
Материал: колокольчик
Описание игры: одному игроку - «Звонарю» вешают на шею колокольчик и связывают руки за спиной, чтобы он умышленно не задерживал звук колокольчика. Остальные играющие «слепые» с завязанными глазами ловят «Звонаря». «Звонарь» осторожно увёртывается от «слепых», чтобы не выдать себя звонком. Поймавший «звонаря» меняется с ним местами. Остальные пока отдыхают с развязанными глазами от игры.
«Жмурки»
Цель: развитие ловкости, быстроты реакции
Материал: косынка или шарф.
Описание игры: одному из детей завязывали глаза, крутили три раза, потом все разбегались в разные стороны, и водящий должен поймать одно из играющих. Если водящий угадывала по имени пойманного, то он становился «водящим».
«Змейка»
Цель: развитие ловкости, быстроты реакции
Описание игры: Выбирают вожака, берутся за руки и бегут по извилистому направлению за вожаком. Во время бега двое поднимают высоко соединенные руки, чтоб вожак пробрался под ними – образуется выемка. И попавшему в эту выемку необходимо тот час же обернуться, чтоб цепь получила прежний вид. Далее вожак пробирается через руки всех участвующих в игре, образуется ряд выемок, получается форма змейки.
«Тише едешь - дальше будешь»
Цель: развитие ловкости, быстроты реакции
Описание игры: Водящий и играющие находились по разные стороны двух линий, которые были прочерчены на расстоянии 5-6 м друг от друга. Задача играющих: как можно быстрее дойти до водящего и дотронуться до него. Тот, кто это сделал, становился водящим. Играющие двигались только по словам водящего: «Тише едешь – дальше будешь. Стоп!». На слово «стоп» все замирали. Если водящий замечал, что кто-то зашевелился, он посылал играющего за черту.
«Догонялки»
Цель: развитие ловкости, быстроты реакции
Описание игры: Число игроков не ограничено. Один водящий догоняет всех остальных. Кого коснулся рукой, тот становится водящим и догоняет остальных.
«Чай-чай-выручай»
Цель: развитие ловкости, быстроты реакции
Описание игры: Число игроков не ограничено. Водящих может быть 1-3. Водящие догоняют остальных. Кого коснулся водящий рукой, тот останавливается, машет руками и кричит: «Чай-чай-выручай». Остальные игроки должны подбежать к нему и коснуться рукой, тогда все убегают, а в это время водящий не должен подпускать других к «осаленному» игроку. Игра продолжается пока водящие всех не «осалят».
«Прятки»
Цель: развитие ловкости, быстроты реакции
Описание игры: Число игроков не ограничено. Один водящий отворачивается, остальные разбегаются и прячутся. Водящий ищет всех игроков, кого найдут первым (или последним по договоренности, тот и будет водящим.
«Платочек»
Цель: развитие ловкости, быстроты реакции
Материал: платочек (салфетка)
Описание игры: Все игроки садятся на корточки в круг. Водящий бегает у них за спинами по внешнему кругу, держа в руке платочек. Незаметно он кидает платочек за спиной кого-нибудь из игроков. Если игрок этого не заметил, и водящий, сделав круг, коснулся его, он становится новым водящим. Если игрок заметил подброшенный платок, он хватает его и бежит по кругу навстречу водящему, стараясь обежав круг занять свое место первым. Если игрок успевает вперед водящего прибежать, то игра продолжается с тем же водящим. Если игрок не успевает, то он – водящий.
«Два - третий лишний»
Цель: развитие ловкости, быстроты реакции
Описание игры: Игроки по два (один спереди - другой сзади) встают по кругу. Два водящих. Первый водящий догоняет второго. Все водящие бегают за линией игроков по кругу. Если один из водящих устал или ему надоело бегать он может встать в любую пару игроков спереди, тогда последний (третий) становится водящим.
«Казаки-разбойники»
Цель: научить детей ориентироваться в пространстве. Игра способствует развитию сообразительности, быстроты и выносливости.
Материал: мелки (по одному на каждого игрока одной из команд).
Описание игры: Игроки (их может быть много — до 20 человек) делятся на две равные команды. Одна команда — это «казаки», другая — «разбойники». Каждому игроку команды разбойников вручается по мелку. Для начала «разбойники» должны убежать и спрятаться от «казаков». Для этого им дается фора по договоренности (например, команда «казаков» считает до пятидесяти). В течение этого времени «разбойники» разбегаются по игровому полю, оставляя после себя метки — стрелочки, нарисованные мелом, указывающие направление, в котором убегают «разбойники». Каждый «разбойник» помечает таким образом свой собственный путь. Задача «казаков» — найти всех «разбойников». После этого игра начинается заново, но команды меняются ролями.
Если «казаку» удалось запятнать «разбойника», то последний считается пленником, и «казак» отводит его в «тюрьму» (роль «тюрьмы» могут сыграть любая часть площадки, скамейка и т. д.). При этом пленников надо охранять, поэтому кто-то из «казаков» остается «на часах». Остальные «разбойники» пытаются вызволить их из плена, но это дело рискованное: «казак», сторожащий «тюрьму», может оказаться достаточно ловким, чтобы осалить и «разбойника», пришедшего на подмогу. Впрочем, не только сторожить «разбойника», но и довести его до «тюрьмы» не так-то просто. Дело в том, что по дороге на «казака» могут напасть другие «разбойники» и, осалив его, освободить плененного товарища.
Есть и еще один вариант этой игры: «разбойники» вовсе не оставляют после себя следы, а прячутся и незаметно передвигаются по игровому полю. В этом случае «казакам» приходится быть еще ловчее и внимательнее: они могут также затаиться в определенном месте игрового поля и выслеживать «разбойников», дожидаясь, пока кто-нибудь из них не сделает неосторожное движение и тем самым не выдаст себя.
«Горелки»
Цель: развить у детей быстроту движений.
Описание игры: В ней может принимать участие нечетное число игроков, но не менее 11. С помощью считалки среди игроков выбирается водящий. Остальные игроки строятся в колонну парами. При этом игроки каждой пары встают, держась за руки, затылком друг к другу.
Водящий стоит лицом к игрокам на расстоянии нескольких шагов от первой пары игроков. По команде водящего игроки последней пары расцепляют руки и бегут (каждый со своей стороны колонны). Увернувшись от водящего, который старается поймать одного из игроков, они должны встать во главе колонны, вновь взявшись за руки и повернувшись спинами друг к другу. Если водящему не удалось поймать одного из игроков пары, он повторяет свою попытку, пока она не закончится удачей (при этом каждый раз бегут игроки той пары, которая в колонне оказывается последней). Если же водящему удалось поймать одного из игроков пары, он вместе с пойманным образует новую пару во главе колонны, а оставшийся без пары игрок сам становится водящим.
Мы рассказали об обычных «горелках», но наши бабушки и дедушки играли еще и в «двойные горелки». Принцип игры остается все тем же, но игроки распределяются по парам, образуя не одну, а две колонны. Естественно, что в этом случае количество игроков должно быть, как минимум, в два раза больше, чем в обычных «горелках». Колонны располагаются напротив друг друга на некотором расстоянии (до 30 шагов). В отличие от обычных «горелок», в игре участвует двое водящих, так что исходное количество игроков должно быть четным. По сигналу последние пары обеих колонн расцепляют руки и бегут вперед, причем по одному игроку из каждой пары бежит к противоположной колонне. Игроки должны не просто образовать две пары во главе колонны, не дав себя поймать ведущему, но еще и образовать пару с игроком из противоположной команды.
Примечание. Начинать игру можно не только по сигналу, а после особых приговорок, которые игроки выкрикивают хором.
В качестве подготовительной работы предлагаем разучить с детьми следующие приговорки.
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Раз! Два! Три! Беги!
Приговорка
Косой, косой,
Не ходи босой,
А ходи обутый,
Лапочки закутай.
Если будешь ты обут,
Волки зайца не найдут,
Не найдет тебя медведь.
Выходи, тебе гореть!
С. Маршак