Трошичева Юлия
Картотека игр и упражнений по формированию количественных представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр и упражнений по формированию количественных представлений.
ОДИН-МНОГО
Игра:
“Один-много”
Цель: научить соотносить предметы по количеству много – мало. Закрепить знание детей о количественном представлении много – мало. Отвечать на вопрос полными предложениями.
Оборудование: картинки на одной половине нарисованы много предметов, тарелочки, много других картинок.
Темочки:
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика, логика и сенсорика. Игры, дидактические пособия
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Ход игры: перед подгруппой детей лежат картины, на которых на одной половине нарисованы много предметов, одинаковых по форме, цвету. Предлагаем найти похожий предмет среди других картин, которые лежат в тарелочке. Просим ответить на вопрос: где нарисовано много предметов? Где один?
Упражнение:
«Строим башню».
Цель: формирование понятий «один» и «много».
Оборудование: корзинка с кубиками одинакового размера.
Ход: взрослый обращает внимание ребёнка на кубики в корзинке и говорит, что их много. Затем просит взять один кубик и поставить его на стол. После этого нужно взять ещё один кубик и поставить его сверху (взрослый указывает на уже поставленный кубик, и ещё один. Инструкция повторяется до тех пор, пока кубики не закончатся. В конце взрослый обращает внимание ребёнка на то, что в построенной башне много кубиков.
БОЛЬШЕ-МЕНЬШЕ
Игра:
«Чего больше — чего меньше».
Цель: учить сравнивать равные и неравные по количеству группы предметов, устанавливать равенство и неравенство групп предметов, пользуясь словами «больше», «меньше», «поровну».
Оборудование: картинки с изображением разного количества предметов.
Ход игры: детям раздаются картинки с изображением разных предметов, и предлагается сравнить и сказать, каких предметов больше или меньше.
Упражнение:
«Бабочки и цветы».
Цель — сформировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.
Оборудование: картонные карточки с изображением бабочек и цветов (по 4–5 штук для каждого ребёнка); вырезанные из цветной бумаги бабочки и цветы по количеству детей.
Ход: Воспитатель предлагает детям превратиться в бабочек (раздает бабочек). Бабочки летают по полянке. По сигналу "Бабочки, летите на цветочек!"- летят на цветочек (разложены на полу) в домик. Всем бабочкам хватило домиков? Сколько бабочек? Сколько цветочков? Их поровну? Как еще можно сказать? - Сегодняшняя наша гостья должна вот вот прилететь. Давайте откроем окно. А вот и она! Вы узнали нашу гостью? Кто она? Бабочка. Обратите внимание, что цветочки разного цвета. Сейчас прилетят бабочки и рассядутся каждая на свой цветок. что и сама бабочка.
Дети стоят в кругу, выполняют задания взрослого:
Раз, два, три – красный цвет найди!
Раз, два, три – предмет круглой формы найди!
Раз, два, три – белку покажи!
Раз, два, три – твёрдый предмет найди!
Воспитатель: Бабочки хотят найти «свои» цветы – сесть на такой цветок, чтобы их было видно (такого же цвета) и никто не смог их поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться.
УРАВНЕНИЕ МНОЖЕСТВА ПО КОЛИЧЕСТВУ ДОБАВЛЯЯ/УБИРАЯ ПРЕДМЕТ
Игра:
«Половинка к половинке».
Цель — закреплять счётные умения, учить соотносить два множества по количеству предметов.
Оборудование: карточки, разрезанные на 2 части.
Ход игры: рассмотреть карточки, разрезанные на 2 части, посчитать количество предметов на них. Предложить детям соединить части карточки так, чтобы слева и справа было одинаковое количество предметов, объяснить свой выбор.
Упражнение:
Упражнение с кругами и квадратами.
Цель: уравнивание различных количеств путём добавления недостающего, убавления лишнего, перекладывания части от одного количества к другому (при уравнивании групп одинаковых предметов).
Оборудование: квадрат и круг одинакового цвета.
Ход: на парте лежат круги красного цвета. На них кладут квадраты синего цвета. Нужно добавить столько квадратов, чтобы стало равное количество кругов и квадратов. Или убрать лишние круги, чтобы стало равное количество кругов и квадратов.
УЗНАВАНИЕ ЦИФРЫ
Игра:
«Найди своё место».
Цель: закрепить знания о геометрических фигурах, умение соотносить предметы по форме и цвету.
Оборудование: карточки трёх цветов (красный, жёлтый, зелёный) с изображением цифр 1–5.
Ход игры: воспитатель раздаёт детям карточки трёх цветов (красный, жёлтый, зелёный) с изображением цифр 1–5. Такие же цифры прикреплены на стульчиках. По сигналу воспитателя дети должны занять свои места так, чтобы цифра и цвет карточки совпали.
Упражнение:
«Разложи по порядку!».
Цель: выяснить, какие числа обучающийся ещё не знает, и познакомить его с этими числами на последующих индивидуальных занятиях.
Оборудование: числовые карточки от 1 до 10.
Ход: на столе перед обучающимся выкладывают произвольное количество числовых карточек от 1 до 10. В зависимости от имеющихся знаний он раскладывает в ряд либо все карточки, либо только те, на которых изображены знакомые ему цифры.
СООТНЕСЕНИЕ ЦИФРЫ И ЧИСЛА
Игра:
«Покажи столько же».
Цель: продолжать учить соотносить число с цифрой и карточкой с кружками.
Оборудование: карточки с цифрами, карточки с разным количеством предметов.
Ход игры: ведущий показывает детям карточки с цифрами, а дети находят у себя карточки с таким же количеством предметов, затем объясняют свой выбор.
Упражнение:
«Найди цифру».
Цель: учить детей соотносить количество с числом, где число обозначается цифрой.
Оборудование: прищепки с цифрами от 1 до 10, круг с изображением групп предметов разного количества.
Ход: ребёнку предлагают посчитать предметы в каждой группе и соотнести количество предметов с нужной цифрой. Для игры нужны прищепки с цифрами от 1 до 10 и круг с изображением групп предметов разного количества.
КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ СЧЕТ ПРЕДМЕТОВ
Игра:
«Сосчитай правильно».
Цель — упражнять в счёте предметов по осязанию.
Оборудование: карточки с пуговицами от 1 до 10.
Ход игры: ведущий раздаёт детям по одной карточке. По сигналу дети передают друг другу слева направо карточки. По сигналу «Стоп!» — перестают передавать карточки. Затем ведущий называет числа, а дети, у которых карточка с таким же числом пуговиц, показывают её (считать пуговицы можно только за спиной).
Упражнение:
«Подбери игрушку».
Цель: упражнять в счёте предметов по названному числу и запоминании его, учить находить равное количество игрушек.
Оборудование: игрушки (пирамидки, машинки, куколки).
Ход: педагог по очереди вызывает детей и даёт им задание принести определённое число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки. Затем детям предлагается отсчитать определённое число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну.
ПОРЯДКОВЫЙ СЧЕТ ПРЕДМЕТОВ
Игра:
«Который ушёл».
Цель: упражнять детей в порядковом счёте.
Оборудование: лесенка из 4 ступенек, игрушки.
Ход игры: детям предлагают построить лесенку из 4 ступенек и на каждую ступеньку поставить по одной игрушке. Они договариваются считать ступеньки снизу. Затем ребёнок отворачивается, а взрослый убирает одну игрушку. Повернувшись, ребёнок должен сказать, которой по счёту игрушки не стало.
Упражнение:
«Волшебная радуга».
Цель: закрепление знаний детей о цвете и порядковом счёте.
Оборудование: картинка с изображением радуги.
Ход: дети рассматривают картинку с изображением радуги и называют полоски по порядку (первая полоска красного цвета, вторая… и т. д.).
СОСТАВ ОДНОЗНАЧНОГО ЧИСЛА
Игра:
«Составь число».
Цель: совершенствовать знания о составе изученных чисел.
Оборудование: картинки с числами, разноцветные шарики.
Ход игры: взрослый или ребёнок называет любое число, а другой ребёнок нанизывает на один стержень, например, 1 зелёный и 4 красных шарика; на другой — 4 зелёных и 1 красный; на третий — 2 синих и 3 жёлтых и так далее.
Упражнение:
«Найди нужные картинки».
Цель: научить соотносить количество предметов с цифрой.
Оборудование: коробочки с набором картинок и цифры.
Ход: дети получают коробочки с набором картинок (5–6) и цифру. К цифре они должны подобрать все картинки с соответствующим количеством предметов. Затем к каждой картинке ученик подбирает нужную цифру.