Анна Д
Картотека игр и логоритмических стихотворений
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование словаря. Дидактические игры.
Звуковая культура речи. Дидактические игры.
«КТО БОЛЬШЕ ДЕЙСТВИЙ НАЗОВЕТ»
Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображенным на картинках. Например:
Что можно сказать о самолете, что он делает? (Летит, гудит, взлетает, садится.).
Что можно делать с одеждой? (Стирать, гладить, надевать, зашивать, чистить.).
Что можно сказать о дожде? (Идет, моросит, льет, капает, хлещет, шумит.)
Публикация «Картотека игр и логоритмических стихотворений» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Логопедические игры
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Что можно сказать о снеге? (Идет, кружится, летает, тает, скрипит.)
Что можно делать с куклой? (Укладывать спать, кормить, катать в коляске, лечить, водить гулять, одевать, наряжать, купать.).
Что можно сказать о солнце? (Светит, греет, восходит, заходит, сияет, ласкает.).
Комар
Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его - хлоп (ладошкой до лба)
И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)
Игра «Лошадки и поезд»
(в кругу) Воспитатель. Когда скачут лошадки, то слышно: «Цок, ЦОК, цок» (дети повторяют звукосочетание); когда едет поезд, колеса стучат: «Чок, чок, чок» (дети повторяют). По-скакали лошадки. Лошадки отдыхают. Поехал поезд, застучал колесами. Поезд остановился. Игра повторяется 3 раза.
«Объяснялки»
Цель: развитие умения подбирать признаки предмета, употреблять обобщающие слова.
Ребенок, называя обобщающее слово и описывая предмет, пытается объяснить, что у него на карточке. Другие дети отгадывают.
Например, на карточке у ребенка лимон. Он говорит: «Это фрукт. Он кислый, желтый, сочный». В начале можно задавать уточняющие вопросы. Например, это дикое животное или домашнее, у него есть рога или нет, у него есть пятачок или нет, он любит кушать сено или нет.
Игра «Звенят колокольчики»
Воспитатель. Большой колокольчик (показывает большой кружок) звенит: «Дин, дин, дин». Маленький (показывает маленький кружок) звенит: «Динь, динь, динь» (дети повторяют звукосочетания). Когда я покажу большой кружок, зазвенят большие колокольчики; когда покажу маленький кружок, зазвенят маленькие колокольчики.
Воспитатель показывает то большие (3 раза, то маленькие (3 раза) кружки (бессистемно).
Материал. Большой и маленький кружки любого цвета.
Формирование словаря. Подвижные игры.
Звуковая культура речи. Подвижные игры.
«Повар»
Дети делятся на команды. Каждая команда набор картинок с изображением различных продуктов питания (овощи, фрукты, ягоды). У педагога «кастрюлька». Дети кладут в неё только то, что нужно для (супа из овощей, или фруктового салата, сока, компота, овощного салата, варенья и т. д.).
Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее «приготовит» блюдо.
ЦАПЛЯ И ЛЯГУШКИ.
Лягушки прыгают в болоте и поют:
«Мы зеленые лягушки,
Мы веселые квакушки,
Громко квакаем с утра:
Ква-ква-ква, ква-ква-ква!»
Неожиданно на болоте появляется цапля и говорит:
«По болоту я шагаю
И лягушек я хватаю!
Целиком я их глотаю –
Хап – хап – хап!»
Увидев лягушат, цапля говорит:
«Вот они, лягушки,
Зеленые квакушки!
Берегитесь, я иду –
Я вас всех переловлю!» Лягушки разбегаются в разные стороны, а цапля их ловит. Осаленные лягушки выбывают из игры.
«Остановки»
Логопед перечисляет различные предметы туалета. Дети ходят вокруг него и останавливаются, когда услышат название зимней одежды (осенней и т. д.).
Игры можно проводить по изучаемым грамматическим темам: дикие и домашние животные, числа, профессии и т. д.
«Медведь и пчелы»
Дети изображают пчёл, летают по поляне, размахивают руками, жужжат. Появляется медведь:
Мишка идёт,
Мёд у пчёлок унесёт,
Пчёлки, домой!
Пчёлки возвращаются. Медведь переваливается с ноги на ногу, идёт туда же. Дети произносят слова:
Этот улей-домик наш,
Уходи медведь от нас.
Ж-ж-ж-ж-ж.
Пчёлки машут крыльями, жужжат. Медведь уходит, пчёлки летают по поляне.
Грамматический строй речи. Дидактические игры.
Связная речь. Дидактические игры
«У кого кто?»
Взрослый и ребенок составляют описания разных животных. Начинает взрослый.
— У меня утенок.
Ребенок называет свою игрушку.
— A y меня цыпленок.
— Утенок желтый.
— И цыпленок желтый.
— У утенка большие красные лапы.
— А у цыпленка лапки маленькие. И т. д.
Сначала берутся игрушки, похожие друг на друга внешне, Затем можно использовать разные игрушки. Например: лягушонка и гусенка, медведя и зайца, курочку и козлика.
«Подбери цвет»
Материал: предметные картинки основных цветов, кубики таких же цветов.
Детям раздаются картинки, на которых нарисованы предметы разного цвета. Показывая кубики, педагог говорит: «У кого картинки такого же цвета, как кубик, подойдите сюда». Дети выходят, показывают свои картинки, называют их (красная машина, красный шар., складывают. Игра заканчивается, когда собрали все картинки. Педагог следит, чтобы дети произносили слова слитно, согласованно, на одном выдохе.
Игра «Веселый воробей»
Педагог приглашает детей к магнитной доске и помещает на нее контурные изображения снеговика и воробья. Педагог помещает воробья на метлу снеговика. Педагог. Сейчас я буду помогать воробью двигаться, а вы будете рассказывать, что делает воробей.
Дети. Воробей сидит на метле.
Педагог. Верно.
Педагог предлагает детям еще 2—3 задания, дети составляют предложения с предлогами, закрепляют произношение трехсложного слова воробей.
«Вам посылка»
Оборудование: игрушки, запакованные в пакеты по числу игроков.
Ход игры: Игрушки укладываются в грузовую тележку – это посылки. Почтальон разносит посылки. Первый пакет достается педагогу. Он заглядывает в пакет и рассказывает, что получила: описывает предмет, определяет его цвет, форму; говорит, как с ним действовать. Дети слушают и отгадывают, что какая посылка пришла педагогу. Затем дети по примеру педагога рассказывают о своих посылках.
Игра «Веселые гонки»
Педагог предлагает детям сесть на ковер и кладет перед ними игровое поле, на котором изображена трасса, раздает детям по модели машин разных цветов.
Педагог. Мы будем двигать свои машинки по игровому полю и рассказывать, что они делают. Машины совершают самые разные действия. Дети выполняют действия и комментируют их с помощью педагога. Например:
Моя красная машина выехала из гаража и поехала по улице. Моя зеленая машина подъехала к мосту, въехала на мост, проехала по мосту, съехала с моста. Моя желтая машина объехала вокруг дома, переехала через улицу и заехала в гараж.
Педагог. Похожие слова выехала, поехала, въехала, съехала, объехала, заехала, переехала. И все эти слова образованы от слова ехать.
Кто сумеет похвалить?
Содержание: Буратино принёс много картинок, я вам их покажу. Я вам буду показывать, а вы подбирать слова и хвалить. Например, я покажу картинку, на ней нарисовано яблоко. Можно так похвалить яблоко: «Яблоко вкусное, яблоко румяное!», а хлеб как можно похвалить? Тому, кто похвалит лучше всех, Буратино подарит картинку.
Лексический материал: собака, сок, мама, дом, конфета, заяц, мальчик и др.
Грамматический строй речи. Подвижные игры.
Связная речь. Подвижные игры.
«Водичка»
На столе разложены предметы: тарелки, графин, стаканы, кастрюля, чайник, ложка, половник и т. д. рядом стоим емкость, наполненная водой, и миска с песком или землей. Педагог детям демонстрирует действия (наливает и выливает воду) и комментирует их: «Я наливаю воду из чайника в чашку»; «Я выливаю воду из чашки в кастрюлю».
Затем дети самостоятельно выполняют различные действия с посудой и водой, составляют собственные предложения, используя глаголы наливать и выливать.
Аналогично детей знакомят с глаголом поливать, при этом подчеркиваются различные оттенки, передаваемые частью слова: выливать из чего-то (из стакана, банки, наливать куда-то (в стакан, кастрюлю, полить что-то (землю, грядку). Педагог учит детей слышать близкие слова и различать их значения в зависимости от приставок.
КОТ И МЫШИ
Дети - мышки приседают в начерченных кружочках. Ребенок - кошка сидит в уголке.
Мышки в норочках сидели, Закрыть лицо широко раздвинуть пальцы.
Мышки в щелочки глядели.
Видят, кошки не видать.
Вышли мышки погулять. Легкий бег на носках.
Мышки корку отыскали Приседают, "грызут"
И обедать сразу стали.
Хрум - хрум - хрум! Хлопки в ладоши, шум, веселье.
Хрум - хрум - хрум!
Подняли мышата шум.
Кошка мышек услыхала
И мышаток догоняла! Мышки убегают, кашка их догоняет.
«НУ-КА, МИШЕНЬКА, ВСТАВАЙ»
Выбирается один ребёнок, который будет медведем. Медведь садится на корточки и притворяется спящим. Остальные дети ходят кругом и произносят слова:
Как-то мы в лесу гуляли
И медведя увидали
Он под ёлкою лежит
Растянулся и храпит
Мы вокруг него ходили
Косолапого будили:
Ну-ка, мишенька, вставай
И скорей нас догоняй!
На этих словах медведь вскакивает и ловит детей. Все убегают в разные стороны. Кого медведь поймает, тот становится медведем.
ЛОХМАТЫЙ ПЕС
Дети сидят или стоят на одной стороне зала или площадки. Один ребенок, находящийся на противоположной стороне изображает пса. Дети гурьбой тихонько подходят к нему, и произносят слова:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос,
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим: «Что-то будет?»
Дети приближаются к псу. Как только заканчивается чтение стихотворения, пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, пес гонится за ними и старается поймать кого-нибудь. Когда все дети спрячутся, пес возвращается на место и опять ложится на коврик.
Интерес к художественной литературе. Дидактические игры
Потешки
«Сказкодом»
Правила игры: в сказочном доме есть окошки, в которые необходимо поселить героев сказок. На каждом этаже можно поселить героев только одной сказки. В игре могут участвовать 2 – 4 ребёнка. Дети по желанию выбирают себе этаж, на котором будут жить герои. Побеждает тот игрок, кто быстрее заполнит окошки с героями сказки.
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!», (Один хлопок над головой).
Мышь скатилась кувырком. (Руки «скатываются» на пол).
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вд
руг часы сказали: «Бом, бом!» (Два хлопка).
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!» (Три хлопка).
«ТЕРЕМОК»
Каждый ребенок выбирает для себя игрушку в образе какого-нибудь животного. Все животные по очереди приходят к теремку и просят впустить их. Взрослый берет на себя роль животного, первым поселившегося в теремке. Он просит детей описать животных. Описание является условием для того, чтобы попасть в теремок, например:
Ребенок. Кто-кто в теремочке живет?
Взрослый. Я — мышка-норушка. А ты кто?
Ребенок. Я—лягушка-квакушка.
Взрослый. А ты какая? Расскажи про себя.
Ребенок. Я зеленая. Сама маленькая, а глаза большие. Люблю плавать, хорошо прыгаю.
В начале инсценировки взрослый может дать образец описания внешнего вида от имени своего героя: «Я—серенькая, маленькая, с длинным хвостом, люблю грызть корки. Кто я? Угадай!»
В теремок могут приходить разные животные.
Паучок ходил по ветке, а за ним ходили детки.
(Руки скрещены; пальцы «бегут» по предплечью другой руки.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Кисти опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).)
Паучков на землю смыл.
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Солнце стало пригревать,
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять, а за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке. (Действия аналогичны первоначальным, «паучки» ползают на голове.)
Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)
Интерес к художественной литературе. Подвижные игры
Потешки
«В лес за грибами»
Приглашаем детей в лес за грибами, которые необходимо собрать для Ежика из сказки В. Сутеева «Палочка – выручалочка». Уточняем, сколько грибов на поляне (много). Предлагаем сорвать по одному. Спрашиваем у каждого ребенка, сколько у него грибов. «Давайте сложим все грибы в корзинку. Сколько ты положил, Саша? Сколько ты положил, Миша? Сколько стало грибов в корзинке? (много) По сколько грибов осталось у вас? (ни одного).
На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)
«Малина для медвежат»
Воспитатель говорит: - Ребята, медвежонок из сказки «Три медведя» очень любит малину, он собрал в лесу целую корзинку, чтобы угостить своих друзей. Посмотрите, сколько пришло медвежат! Давайте их расставим правой рукой слева направо. А теперь угостим их малиной. Надо взять столько ягод малины, чтобы хватило всем медвежатам. Скажите, сколько медвежат? А теперь надо взять столько же ягод. Давайте угостим медвежат ягодами. Каждому медвежонку надо дать по одной ягодке. Сколько вы принесли ягод? Сколько у нас медвежат? Как еще можно сказать? Правильно, их одинаково, поровну; ягод столько, сколько медвежат, а медвежат столько, сколько ягод. Правила самостоятельной игры: Самостоятельно дети могут взять набор для этой игры, расставить медвежат, и раздавать им малину: поровну, много и мало.
Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка (хлопаем ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
1, 2, 3, 4, 5 (показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать
(хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки - жёлтые цыплятки (идём пальчиками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)
Лапками гребите (загребаем ручками,
Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка
(показываем ручками, какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце
(показываем как черпаем воду и пьём).
Картотека игр для 1 младшей группы
Дыхательные гимнастики
Упражнение «Забей мяч в ворота»
На каждый стол — на противоположный от детей край — ставится по два кубика (ворота) на расстоянии 10 см друг от друга. Дети дуют на ватные шарики-мячи так, чтобы попасть в ворота.
Пузырики
Малыш делает глубокий вдох через нос, надувает «щёчки–пузырики» и медленно выдыхает воздух через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
Насосик
Ребенок ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Самолет
Вы рассказываете стихотворение, а малыш выполняет движения в ритме стиха :
Самолётик — самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову и делает вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу-жу-жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову и делает вдох)
Жу-жу-жу (делает поворот влево)
Жу-жу-жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо и опускает руки).
Повторить 2-3 раза.
Артикулляционные гимнастики
«Качели». Широко открыть рот. Поднимать «узкий» язычок за верхние зубы, потом опускать за нижние. Следить за неподвижностью челюсти. Повторить 8-10 раз.
«Слоник за забором». Улыбнуться, показать зубы (забор). Удерживать это положение 2-3 секунды. Потом вытянуть губы вперед и тоже удержать 2-3 секунды. Снова улыбнуться, показав зубы. Повторить 8-10 раз.
«Часики». Широко открыть рот. «Узким» языком дотрагиваемся до одного уголка рта, потом до другого. Повторить 8-10 раз.
«Вкусное варенье». Широко открыть рот. «Широким» языком обхватить верхнюю губу и убрать его обратно в рот, облизав верхнюю губу. Следить за тем, чтобы рот был широко открыт, челюсть должна оставаться неподвижной. Повторить 8-10 раз.
«Мотор». Рот закрыт, губы расслаблены. Вдох через нос, сильный выдох через рот, через закрытые губы. Должна получиться вибрация губ и звук, как у мотора. Повторить 8-10 раз.
«Индюк». Открыть рот и «широким» языком быстро облизывать верхнюю губу – как в упражнении «вкусное варенье», только быстрее. При таком движении должен получиться балакающий звук. Выполнять упражнение 8-10 секунд.