Приложение МААМ

Картотека дидактических игр для пособия с окошками «Умный домик» (4 фото)

Анна Морозова
Картотека дидактических игр для пособия с окошками «Умный домик»
▼ Скачать + Заказать документы

Картотека дидактических игр для пособия с окошками «Умный домик»

Дидактическая игра «ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЕЗД.»

Материал:

1. Три паровоза разного цвета (синий, желтый, красный).

2. На каждом поезде его номер: 1 2 3 4, 5 6 7 8, 9 10 11 12.

3.4 вагона.

4. Карточки с символами изменения свойств, карточки с изображением отношений между числами 5. Комплекты блоков Дьенеша или логических фигур.

Темочки:

Цель игры:

• развитие способности к логическим действиям и операциям

• умение декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке

• умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке

• умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами

Описание игры:

Наш грузовой поезд необычный, логический. Грузы, которые он везет, перезагружаются из вагона в вагон. В каждом вагоне с ними происходят изменения в соответствии с правилами, изображенными на карточке над вагоном.

Последовательность действий. Распределение команд по поездам.

• Каждый ребенок берет карточку с числовыми соотношениями, например, 2<*<4, находит число, обозначенное * - это 3, значит его груз "поедет" в желтом поезде ("3" входит в номер этого поезда 1 2 3 4). Таким образом все дети распределяются на три команды (везут грузы в желтом, синем и красном поездах)

Перевозка груза

• Свой груз надо провезти по всем вагонам в соответствии с правилами (изменение свойств по часовой стрелке). Например, в желтом вагоне едет логическая фигура: большой красный треугольник, в первом вагоне (от головы поезда он изменит величину и станет маленьким красным треугольником, во втором вагоне после изменения цвета, он станет маленьким желтым треугольником, в третьем вагоне изменится его форма он станет маленьким желтым прямоугольником, в последнем четвертом вагоне повторное изменение цвета - наш груз маленький синий прямоугольник.

Дидактическая игра «Логические таблицы»

Цель: развитие логического мышления, внимания.

Задачи:

- Улучшить зрительное восприятие;

- Развивать наблюдательность;

- Развивать умение ориентироваться на плоскости;

- Воспитывать усидчивость, стремление к достижению результата;

- Формировать игровые умения;

- Воспитывать бережное отношение к игровому материалу;

- Способствовать воспитанию у обучающихся чувства товарищества и дружбы.

Ход игры: Детям раздаются игровые поля. Предлагается рассмотреть рисунки в верхнем и левом рядах. Обратить внимание, что они все разного цвета. Предлагается совместить рисунки верхнего и левого ряда в пустых клетках игрового поля в соответствии с цветом и выбрать нужные карточки.

Дидактическая игра «Чего не хватает?»

Цель: развивать зрительное восприятие, внимание, умение сопоставлять, анализировать, концентрировать и распределять внимание.

Задачи:

- Развитие наблюдательности;

- Активизация речевой деятельности;

- Развитие мелкой моторики рук;

- Формирование целостного восприятия предмета;

- Формирование игровых умений и воспитание бережного отношения к игровому материалу;

- Способствовать воспитанию у обучающихся чувства товарищества и дружбы.

Ход игры: Один два ряда с картинками выложены полностью. В остальных необходимо выложить недостающие картинки таким образом, чтобы в ряду не было повторений.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель игры: закрепить умение находить 4-й лишний объект и объяснять, почему он лишний, составляя сложные предложения.

Задачи:

1. Развивают лингвистическое и логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать объекты, устанавливать причинно-следственные связи, логические связки.

2. Развивайте дальновидность.

3. Развивайте монологи и интерактивную речь.

4. Развивать осознанность, способность точно следовать инструкциям, концентрацию.

Ход игры

Ребенку предлагается любая из карточек. Он должен посмотреть и выделить среди рисунков карточки, три из которых классифицируются по одному признаку, один лишний предмет, который не подходит под единую классификацию. Ребенок должен объяснить

Дидактическая игра «На какую фигуру похож предмет?»

Цель игры: Формирование представлений детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и овал.); упражнять в их назывании.

Задачи:

-учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой, изображенной на кубике и подбирать предметы по геометрическому образцу;

-Учить детей выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами;

- Формировать умение согласовать существительные с прилагательными;

- развивать логическое мышление.

Ход игры:

Детям раздаются карточки (По 2 штуки) и по две прищепки. Задача игрока правильно определить, на какую фигуру похож предмет и прикрепить прищепку на изображение геометрической фигуры, на которую похож предмет.

Фото «Умный домик»

Дидактическая игра «Составь предложение»

Цель игры: Развитие умения связывать слова по смыслу для получения законченного предложения.

Задачи:

- развитие познавательной активности, речи детей.

- воспитание интереса к русскому языку.

Игра представляет собой теремок с 16-ю окошками (по четыре окошка в четыре ряда)

В окошках первого ряда спрятаны фетровые квадратики на подставке с изображениями предметов, которые могут помочь ответить на вопрос когда? где? (например: рыжий листок - в лесу или осенью, снежинка - зимой и т. п.).

В окошках второго ряда - смайлики с разными эмоциональными выражениями (выполнены в технике валяния в виде мягких шариков). Они обозначают признак предмета и отвечают на вопрос какой? (какая? какое? какие).

В окошках третьего ряда стоят герои известных сказочных героев (вылеплены и запечены из полимерной глины, которые отвечают на вопрос кто?

И, наконец в окошках четвертого ряда стоят деревянные кружки на подставке с изображениями предметов, которые являются схематичным изображением ответов на вопрос что делает? что делают? (Например: швейная машинка - шьет, самолет - летит и т. п.)

Открывая по одному окошку в каждом ряду, ребенок получает набор слов, из которых легко складывается предложение. Например, открыв такие окошки у ребенка может получиться такое предложение: "Осенью счастливая (веселая, смеющаяся) лиса летала на самолете. "

Содержимое каждого окошка можно менять, так как вариантов много, и тогда предложения не будут повторяться. Детям моей группы игра очень нравится, так как открывая окошки, дети не знают, что увидят и получают сюрприз. А варианты предложений всегда разные, потому что каждый ребенок придумывает свое.

Картотека дидактических игр для пособия с окошками - фото

Дидактическая игра «Магазин»

Цель: развитие слуховой и зрительной памяти. Логического мышления.

Инструкция:

Детям предлагается выполнить следующие действия: «сходить» в магазин и «купить» товары по заданию взрослого. Ребенку показывают картинки с изображением тех товаров, которые необходимо купить в магазине, предлагают внимательно посмотреть и запомнить, что надо купить, а затем найти нужные покупки и принести их взрослому. В следующий раз взрослый дает задание в форме словесной инструкции без опоры на картинку.

Усложнить игру можно, постепенно увеличивая количество необходимых для запоминания покупок, количество «магазинов».

Дидактическая игра «Судоку»

Цель игры: развитие пространственного и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Развивать умение структурировать шаги алгоритма решения судоку;

2. Формировать умению планировать свою деятельность;

3. Развивать умение ориентироваться на плоскости и чувство времени;

4. Развивать память, внимание;

5. Закреплять и систематизировать представления детей по пройденным лексическим темам, темам по интересам детей;

6. Воспитывать усидчивость, стремление к достижению результата.

Варианты игры:

1 Вариант. Используя первоначальные картинки – подсказки на поле, необходимо заполнить оставшиеся свободные клетки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце каждая картинка встречалась только один раз. Для начала нужно рассмотреть карточку с заданием, затем найти ряды, в которых уже по условию известны фигуры. Найти необходимые карточки и положить на пустую клетку игрового поля. Проверить и потом двигаться дальше. И так до тех пор, пока не заполнятся все пустые клетки на карточке.

2 Вариант. У детей только пустое игровое поле. Нужно разложить квадратики по своим местам, опираясь на ранее полученные знания.

3 Вариант. Игра-соревнование между детьми.

Дидактическая игра «Ассоциации»

Цель: познакомить с понятием «ассоциация», развивать ассоциативное мышление, воображение, фантазию, воспитывать доброжелательное отношение к другим и уверенность в себе.

Беседа «Ассоциации»

Цель: познакомить с понятием «ассоциация».

Наш мир полон красок, предметов и существ. Все они разные, и одновременно у них найдется что-то общее.

Если присмотреться к окружающему миру, можно увидеть, что одни вещи напоминают другие. Например, электрическая лампочка похожа на грушу (показ картинок, солнце - мячик, слон - пылесос, подушка - облачко.

Сходство и сравнение между собой предметов называется ассоциацией.

Ход игры: Ребенку предлагается установить взаимосвязь между изображениями и подходящие картинки, соединив их ленточками.

Дидактическая игра – «Загадочные животные»

ЦЕЛЬ: развить зрительное восприятие, внимание и воображение.

Ход игры: Раздайте детям большие карточки с необычными животными поровну и предложите подобрать карточки с животными, которые на него похожи. Выигрывает тот, кто первым подберет все карточки и сделает это правильно.

Дидактическая игра «Что сначала? Что потом?»

Цель игры: «Что сначала, что потом?» – обучение связному выражению мыслей вслух, выявлению причинно-следственной связи в заданной ситуации.

Задачи игры «Что сначала, что потом?»:

-получение навыка составления сложных предложений и рассказов по представленной теме;

-расширение индивидуального словаря;

-развитие способности логически мыслить;

-улучшение речевых навыков;

-расширение знаний об окружающем мире;

-формирование навыка систематизации обретенных знаний.

Примеры групп картинок для игры:

гусеница – куколка – бабочка;

ягоды малины – варенье;

Все сочетания должны быть просты, понятны для детей дошкольного возраста.

Ход игры:

Предложите игроку рассмотреть карточки. Пусть определит причину и следствие, разложит картинки от начала к концу процесса. Ребенок должен объяснить, почему выбрал такую последовательность. Пусть по каждой группе картинок составит предложение, грамотно произнесет его вслух.

Фото №1 Дидактические игры для детей

Формирование фонетических средств языка

1. Игра «Гимнастика для Язычка»

Цель: совершенствование артикуляционной моторики.

Материал: карточки для артикуляционной гимнастики с образцами упражнений.

Ход игры. В кармашки – окошечки помещаются карточки с образцами артикуляционных упражнений. Игра заканчивается, когда все запланированные упражнения выполнены.

Формирование фонетических средств языка

2. Игра «Подбери слова к звуку»

Цель: подбор слов с определенным звуком.

Материал: на чердачном окошке — буква; предметные картинки с изучаемым звуком и другими звуками для дифференциации.

Ход игры. Дети отбирают нужные картинки, вставляют их в кармашки. Игра заканчивается, когда все окошки заняты картинками.

Формирование фонетических средств языка

3. Игра «Подбери слова к схеме»

Цель: нахождение места звука в слове (в начале, середине или конце).

Материал. Карточки со схемами расположения звука в словах (в клеточке звук в начале, середине или конце схемы, предметные картинки с изучаемым звуком в разной позиции.

Ход игры. Логопед ставит в кармашек – чердачное окошко карточку со схемой изучаемого звука в слове. Ребенок определяет позицию звука в словах: если местонахождение звука соответствует схеме на карточке, то берет картинку и ставит ее в кармашек-окошко. Игра заканчивается, когда все окошки заняты картинками. Игра заканчивается, когда все окошки заняты картинками.

"Ищем звук Р в середине слов"

Формирование фонетических средств языка

4. Игра «Посчитай слоги (звуки) в словах»

Цель: определении количества слогов (звуков) в словах.

Материал. На чердачном окошке — цифра, предметные картинки со словами, состоящими из 1 (2, 3, 4, 5) слогов (звуков).

Ход игры. Ребенок берет картинку, отчетливо произносит слово и определяет в нем количество слогов (звуков). Игра заканчивается, когда все окошки заняты картинками.

"Ищем трехслоговые слова"

"Ищем слова, состоящие из 4 звуков"

Формирование фонетических средств языка

5. Игра «Ударение в словах»

Цель: нахождение ударного слога в слове.

Материал. Карточки со схемами расположения ударения в словах, предметные картинки с изучаемым звуком в разной позиции.

Ход игры. Логопед ставит в кармашек – чердачное окошко карточку со схемой слова с ударением на 1 (2, 3) слоге. Ребенок определяет ударный слог в словах: если местонахождение ударного слога соответствует схеме на карточке, то берет картинку и ставит ее в кармашек-окошко. Игра заканчивается, когда все окошки заняты картинками.

Формирование лексико-грамматических средств языка; актуализация и обогащение словарного запаса

1. Игра «Родственные слова»

Цель: ознакомление детей с родственными словами

Ход игры: карточка с опорным словом, к которому впоследствии будут подбираться родственные слова, помещаются на этажи дома, слово озвучивается. В зависимости от варианта игры, к слову, подбираются карточки с родственными словами и прикрепляются на окна дома, тщательно анализируются с точки зрения звукового и смыслового состава.

Родственные слова для разных возрастных категорий важно подбирать по уровню сложности (см. Список опорных и родственных слов). Для детей 4 лет достаточно уметь называть 3-4 родственных слова, для пятилетних детей – 5 слов, для шестилеток – все имеющиеся в пособии, детям старше 6 лет желательно дополнительно называть слова, которых нет на картинках.

Формирование лексико-грамматических средств языка; актуализация и обогащение словарного запаса

3. Игра «Слова наоборот»

Цель: ознакомление детей со словами-антонимами

Материал. Картинки со словами с противоположным значением

Ход игры. Из четырех слов, расположенных в кармашках-окошечках, ребенок выбирает только те, которые являются парными по противоположному признаку. Остальные картинки убираются.

И др.

Формирование лексико-грамматических средств языка; актуализация и обогащение словарного запаса

2. Игра «Многозначные слова»

Цель: ознакомления детей с многозначными словами

Ход игры:

Педагог читает стихотворение:

Многозначные слова!

Их необычность такова:

Они – двойняшки, близнецы,

Озорные хитрецы!

Эти шустрые ребятки

Поиграть решили в прятки.

Раз, два, три, четыре, пять –

Выходите их искать!

В кармашек выставляется картинка-схема с клоунами-близнецами. В зависимости от варианта игры подбираются картинки с многозначными словами и помещаются на наборное полотно, тщательно анализируются с точки зрения звукового и смыслового состава.

Развитие связной речи

Игра «Играем в сказку»

Цель: активное коммуникативное общение детей

Материал. Плоскостные изображения атрибутов и героев сказок с кусочками липучей ленты «велькро» с тыльной стороны (для крепления на коврограф).

Ход игры. Дети берут на себя роли героев из сказки и передают содержание сказки, одновременно помещая фигурки персонажей на коврограф. (С помощью данных героев можно придумывать и «свои» сказки.)

Развитие мелкой моторики

Игра «Строим из палочек»

Цель: совершенствование мелкой моторики.

Материал: счетные палочки с кусочками липучей ленты «велькро» для крепления на коврограф, карточки для конструирования из счетных палочек с образцами упражнений.

Ход игры. На коврографе дети конструируют изображения из счетных палочек. Правильность выполнения задания проверяется.

Формы работы:

- по подражанию;

- по образцу;

- по представлению.

Формирование психологической базы речи

1. Игра «Четвертый лишний»

Цель: развитие вербального мышления

Материал. Предметные картинки.

Ход игры. Детям предлагается выбрать из четырех картинок лишнюю и объяснить свой выбор (картинки могут быть подобраны по лексической теме, по наличию звука в словах, по месту звука в словах, по ударному слогу, по количеству звуков (слогов) в словах и т. д.)

Формирование психологической базы речи

2. Игра «Что изменилось»

Цель: развитие зрительной памяти, внимания

Материал. Предметные картинки.

Ход игры. Детям предлагается запомнить расположение картинок на наборном полотне, после этого все закрывают глаза. Педагог делает некоторые изменения, по сигналу дети открывают глаза, тот кто увидел изменения, поднимает руку и называет.

Формирование психологической базы речи

3. Игра «Такой же, как …»

Цель: развитие восприятия, вербального мышления (подбор предметов, схожих по фактуре, опираясь на жизненный опыт ребенка)

Материал. Подобрать картинки с предметами, схожими по тактильным ощущениям или визуально похожие (пушистые – кошка, лиса, шапка … ; шершавые – асфальт, тёрка, кора дерева и т. п.)

Ход игры. Ребенку предлагается подумать, кто (что) бывает пушистым (колючим, шершавым, твердым, гладким) и подобрать подходящие картинки из имеющихся.

Например, пушистыми бывают кошка, лиса, кролик, одуванчик … (подбираются картинки с этими предметами).

Дидактическая игра «Этажи»

Программные задачи: развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление. Материал: Набор фигур.

Ход игры: предлагаем выложить в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы).

Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета).

Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру

Дидактическая игра «Магазин»

Программные задачи: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умения рассуждать, аргументировать свой выбор Материал: Товар (карточки с изображением предметов) Логические фигуры. Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек.

У каждого ребенка 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку. Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть те свойство логической фигуры которые «написаны на ценнике». Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)

Дидактическая игра «Рассели жильцов» - 2

Программные задачи: развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, умение читать кодовое обозначение. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Материал: Набор блоков, 4 - этажный дом, кодовые карточки.

Ход игры: Блоки живут в коробке, им там тесно и темно. Давайте их поселим в этот уютный 4 – этажный дом. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры, указанный на кодовой карточке. Дети расселяют жильцов.

Дидактическая игра «Рассели жильцов» - 1

Программные задачи: развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление. Материал: Набор фигур, 4 - этажный дом.

Ход игры: Блоки живут в коробке, им там тесно и темно. Давайте их поселим в этот уютный 4 – этажный дом. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры. Дети, расселяя блоки, называют номер квартиры, этаж. Например, круг красного цвета поселим на 4 – ом этаже в квартиру №3 и т. д.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Умный домик»Дидактическое пособие по обучению грамоте «Умный домик» ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «Умный домик» Дидактическое пособие по обучению грамоте разработала педагог подготовительной.

Дидактическое пособие «Умный домик геометрических фигур — Теремок»Дидактическое пособие «Умный домик геометрических фигур — Теремок» Я приглашаю вас на тур, Заглянем вместе в мир фигур: Прямоугольник, ромб, квадрат. Представить их я буду рада. Геометрические фигуры.

Картотека дидактических игр по ФЭМПКартотека дидактических игр по ФЭМП Картотека дидактических игр. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр для пособия с окошками «Умный домик»
Опубликовано: 16 февраля 2025 в 19:04
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека дидактических игр для пособия с окошками «Умный домик»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Морозова (УИ 1180949) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 февраля 2025 четверг
Праздник русских богатырей
Праздник аквариумных рыбок!
День леденцовых петушков на палочке
21 февраля 2025 пятница
Родной язык - народа достоянье!
Идем на экскурсию!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД