локтаева марина
Картотека дидактических игр в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Звуковые шапочки»
Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и
обратные слоги.
Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и
гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки.
На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога
«Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание
жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках
и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: Жук
Публикация «Картотека дидактических игр в первой младшей группе» размещена в разделах
остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог «Жа».
«Закончи слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете
заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало
слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла
– за) .
«Угадай слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза.
Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ
ребенок получает фишку.
«Сплетем венок из предложений»
Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных
тематически, воспитывать речевое внимание.
Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с
ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу.
Книга лежит на столе.
«Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)».
Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении
гласных и согласных звуков, активизировать словарь.
Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук
гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд,
который больше придумал слов.
«Волшебные кубики»
Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит
фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную
память, а также зрительное восприятие.
Материал: Кубики на каждой грани которых изображены знакомые детям
предметы.
Ход: Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово например «слон».
Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок
сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье
название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика
изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н].
«Веселый поезд»
Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей
определять количество звуков в слове.
Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.
Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в
его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству
звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).
«Нужные знаки»
Цель: Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять
способы обозначения предложений.
Ход: Воспитатель называет предложение. Дети определяют, с какой интонацией
оно было произнесено, в соответствии с этим поднимают карточку с нужным
знаком.
«Найди братца»
Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать
твердые и мягкие согласные звуки.
Материал: Предметные картинки
Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны
разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие,
чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.
Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове
[б’], [б] и [б’] – братцы.
Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если
правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.
«Красный – белый»
Цель: Продолжать учить детей интонационно выделять любой звук из слова и
определять его место в слове.
Материал: У каждого ребенка красный и белый кружки.
Ход: Воспитатель называет слова, Если в слове дети услышали звук [с], то
поднимают красный кружок, если заданного звука нет – белый. Звуки: [ф], [ш],
[щ’].
«Кто как разговаривает?»
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети,
возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаё т голос:
Корова мычит
Тигр рычит
Змея шипит
Комар пищит
Собака лает
Волк воет
Утка крякает
Свинья хрюкает
Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?»,
«Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д.
«Кто где живёт?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление
употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с
предлогом «в».
Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а
ребёнок, возвращая мяч, отвечает.
Вариант 1.
педагог: – Дети:
Кто живёт в дупле? - Белка.
Кто живёт в скворечнике? - Скворцы.
Кто живёт в гнезде? - Птицы.
Кто живёт в будке? - Собака.
Кто живёт в улье? - Пчёлы
Кто живёт в норе? - Лиса.
Кто живёт в логове? - Волк.
Кто живёт в берлоге? - Медведь.
Вариант 2.
педагог: - Дети:
Где живёт медведь? - В берлоге.
Где живёт волк?- В логове.
Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям
предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».
«Подскажи словечко»
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:
– Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:
– Сорока стрекочет.
Примеры вопросов:
– Сова летает, а кролик?
– Корова ест сено, а лиса?
– Крот роет норки, а сорока?
– Петух кукарекает, а курица?
– Лягушка квакает, а лошадь?
– У коровы телёнок, а у овцы?
– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
«Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в
предложении.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч,
должен на заданный вопрос ответить.
Игру желательно проводить по темам.
Пример: Тема «Весна»
педагог: - Дети:
Солнце – что делает? - Светит, греет.
Ручьи – что делают? - Бегут, журчат.
Снег – что делает? - Темнеет, тает.
Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
Капель – что делает? - Звенит, капает.
Медведь – что делает? - Просыпается, вылезает из берлоги.
«Кто как передвигается?»
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания,
воображения, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а
ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к
названному животному.
педагог: - Дети:
Собака - стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка)
«Горячий – холодный»
Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных
признаков предметов или слов-антонимов.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок,
возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.
педагог: - Дети:
Горячий - холодный
Хороший - плохой
Умный - глупый
Весёлый - грустный
Острый - тупой
Гладкий – шероховатый
«Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в
предложении.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч,
должен на заданный вопрос ответить.
Игру желательно проводить по темам.
Пример: Тема «Весна»
Педагог : - Дети:
Солнце – что делает? - Светит, греет.
Ручьи – что делают? - Бегут, журчат.
Снег – что делает? - Темнеет, тает.
Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
Капель – что делает? - Звенит, капает.
Медведь – что делает? - Просыпается, вылезает из берлоги.
«Кто может совершать эти действия?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти,
ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч,
называет существительное, подходящее к названному глаголу.
педагог: - Дети:
Идёт - человек, животное, поезд, пароход, дождь…
Бежит - ручей, время, животное, человек, дорога…
Летит - птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…
Плывёт - рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
«Из чего сделано?»
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных
и способов их образования.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок,
возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».
педагог: - Дети:
Рукавички из меха - меховые
Таз из меди - медный
Ваза из хрусталя - хрустальная
Рукавички из шерсти – шерстяные
«Кто кем был?»
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных
окончаний.
Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а
ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше
названный объект:
Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой
Лошадь – жеребёнком Шкаф – доской
Корова – телёнком Велосипед – железом
Дуд – жёлудем Рубашка – тканью
Рыба – икринкой Ботинки – кожей
Яблоня – семечкой
Дом – кирпичём
Лягушка – головастиком Сильный – слабым
Бабочка – гусеницей Взрослый – ребёнком
«Что звучит?»
Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.
Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах
(бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.
«Что бывает осенью?»
Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам.
Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных
явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и
т. д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и
называет их.
«Лови да бросай – цвета называй»
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему
цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее
цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к
данному прилагательному.
педагог: - Дети:
Красный - мак, огонь, флаг
Оранжевый - апельсин, морковь, заря
Жёлтый - цыплёнок, солнце, репа
Зелёный - огурец, трава, лес
Голубой - небо, лёд, незабудки
Синий - колокольчик, море, небо
Фиолетовый - слива, сирень, сумерки
«Чья голова?»
Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных
прилагательных.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок,
бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».
Например:
У рыси голова – рысья
У рыбы – рыбья
У кошки – кошачья
У сороки – сорочья
У лошади – лошадиная
У орла – орлиная