Воронова Оксана
Картотека дидактических игр по сенсомоторному развитию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОМАТОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Дидактическая игра “Паровозик для фигур”
Оборудование: Паровозик с вагонами и геометрические фигуы из фетра
Цели:
Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы и цвета разными методами.
Ход игры:
Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот весёлые разноцветные фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат -его можно поставить. Затем предложить детям разложить фигурки «по вагончикам»: «Фигурки отправляются в путешествие в страну Математики. Давайте посадим их в вагончики, согласно купленным билетам».
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти свое место для каждой из них. Когда дети разложут все фигурки, подвести итоги игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои вагончики и благополучно доедут до страны Математика». Затем ещё раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения.
Дидактическая игра “Накорми мышат”
Оборудование: Мышата и геометрические фигуры из ламинированного картона
Цели:
Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Развивать мелкую моторику рук, внимание.
Ход игры:
Появляется мышка и плачет.
Воспитатель: Почему ты плачешь мышка?
Мышка: Купила я своим мышатам на базаре кусочки вкусного сыра. А пока шла по лесу, задела за куст – они и потерялись. (Показывает кусочки сыра из картона в виде геометрических фигур).
Воспитатель: Не плачь, мышка, мы тебе поможем. Дети давайте подберём кусочки сыра. На что они похожи?
Дети: на треугольник, прямоугольник, квадрат, круг и овал.
Воспитатель: Правильно. Дети подходят к столу и начинают кормить мышат. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка на какую геометрическую фигуру похож кусочек сыра.
Мышка: Большое спасибо, Вам дети!
Дидактическая игра “Пархающие бабоки”
Оборудование: Разноцветные цветочки и бабочки сшитые из фетра и шнурков
Цели:
Развивать мелкую моторику руки, концентрацию внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий,часто такая игра успокаивает ребенка.
Ловкость рук развиваю, со шнуровкою я играю.
Учить группировать предметы по цвету.
Ход игры:
Воспитатель: Дети хотите погулять? Идем гулять и приходим “на полянку”. Ой, куда мы попали?
Ответ детей: на поляну, где много цветов.
А как Вы догадались? Правильно.
На полянке растут цветы. Это не просто цветы, а домики для бабочек.
Сейчас, я каждому из Вас дам бабочку. Дети давайте “полетаем” со своими бабочками с цветочка на цветок. Будьте внимательны! Каждая бабочка должна сесть на свой цветочек. Посадили.
Игра помогает в игровой форме выучить или закрепить выученные цвета и развитие мелкой моторики рук с помощью шнуровки.
Дидактическая игра «Светофор»
Оборудование: Пано сделанное из ламинированного картона и крышки от детского пюре.
Цели:
Побуждать ребенка к самостоятельной деятельности; формировать цветовое представление, выработать навык закручивания крышек. Развивать мелкую моторику рук, сенсорику, связную речь. Обогащать словарный запас.
Ход игры:
Можно использовать следующие упражнения с пробками - дети раскручивают и закручивают пробки от детского пюре к их горлышкам. Для закрепления цвета прикручивают разноцветные пробки к соответствующим по цвету колесам машин и световые сигналы на светофоре.
Дидактическая игра «Подбери наряд для Матрешки»
Оборудование: Матрешки разного размера
Цель:
Учить детей раскладывать предметы по величине (большие,средние,маленькие)
Ход игры: Разложить матрёшек и наряды разной длины от самого маленького до самого большого. Назвать наряды по велиине и с помощью липучки прекрепить на соответствующую матрешку.
Дидактическая игра «Веселые прищепки»
Оборудование: дерево из фета, животные живущие на ферме из фетра и прищепки разных цветов.
Цель : Развивать мелкую моторику рук.
Ход:
Прищепки - это замечательный тренажер для маленьких пальчиков. Воспитатель показывает детям, как можно цеплять прищепки к любому плоскому предмету. Со временем задачу можно усложнить. Предоставить детям специальные заготовки из фетра: например “Ферма”- прицепить кролику ушки, лошадке ножки, курочке хвостик. Изучение времени года с помощью фетрового пособиея“Береза” и прищепок. Прищепки здесь выступают в виде листьев Лето дети пицепляют зеленые прищепки, а осенью жёлтые и красные.
Дидактическая игра“Мини пирамида”
Цель: Выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой– маленький, различать понятия “один – много”. Пособия: Пирамидки из 3 квадратиков разной величины. Ход:
Показать ребенку пирамидку. Разобрать ее. Собрать пирамидку, сопровождая словами: “Сначала надеваю самый большой квадрат, затем поменьше и самый маленький. Получилась одна пирамидка. Квадратиков много, а пирамидка одна”. Самостоятельная деятельность ребенка по показу.
Дидактическая игра «Разноцветные зонтики»
Оборудование: зонтики из ламинированного картона и выкрашенные палочки
Цели:
Различать основные цвета, в раскладывании палочек по зонтикам соответствующего цвета. Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.
Ход игры:
Воспитатель расставляет на столе зонтики пяти цветов и показывает разноцветные палочки. Детям – участникам предлагается разложить все палочки по зонтикам своего цвета. Воспитатель рассматривает палочки,обращая внимание детей на то, что цвет палочки и зонтика должны совпадать. Затем дети выполняют задание. Выигрывает тот ребенок, который первым потберет палочки своего цвета и правильно назовет его.
Дидактическая игра “ Сенсорные МЕШОЧКИ”
Оборудование: мешочки из ткани и продукт питания из домашнего пользования.
Цели:
Развивать сенсорное развитие ребёнка, мелкую моторику рук, учит анализировать тактильные ощущения, развивать воображение, эмоциональную сферу, расширяет словарный запас.
Ход игры:
В полотняные мешочки закладывают предметы обладающие разными тактильными свойствами: фасоль,горох,гречка,рис, пшено,макароны, зерна кофе,вата. Дети на ощупь должены определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания.
Дидактическая игра «Назови свойства материалов»
Цель:
Учить определять название различных свойств материала, устанавливать отношения между материалом и его ощущением.
Ход игры:
Перед игрой познакомьте детей с различными на ощупь материалами. Для этого надо приготовить по паре образцов материалов, явно отличающихся на ощупь. Это может быть гладкий линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель. Дайте каждому ребенку поиграть с квадратиками, ощупать их. Поговорите с детьми о различных свойствах материалов: твердые они или мягкие, гладкие или шершавые. Когда дети запомнят свои ощущения, возникающие при осязательном восприятии различных типов поверхностей, смешайте квадратики и дайте каждому ребенку по одному образцу. Смогут ли они подобрать пару для этого образцу. Затем можно усложнить задачу: Пусть дети попробуют подобрать «двойников» вслепую. В данном случае они будут ориентироваться, целиком опираясь на осязательное восприятие. Давая это задание, попросите детей называть свойства материалов: твердый, мягкий, гладкий, шершавый.
Дидактическая игра «Найди листочек»
Оборудование: окрашенные деревянные листоки, лента разных цветов, прищепки
Цель игры:
Развить умения узнавать и называть цвета. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям три листока от деревьев, основных цветов и три ленточки таких же цветов к ним, на конце расположены прищепки. Детям предлагают попробовать к каждому листочку подобрать листочек того же цвета и скрепить пары прищепками.
Дидактическая игра «Сад - огород».
Цель игры:
Развивать сенсорное восприятия, развивать мелкую моторику пальцев рук. Закреплять основные цвета.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям панно с изображенной на ней яблони и контейнер с яблоками из фета, разных цветов (желтые,красные,зеленые). Воспитатель предлагает подобрать яблочки определенного цвета (красные, желтые или зеленые). Дети берут яблоки и одевают их на крючки и кнопки,которые пришиты к дереву.
Дидактическая игра «Гусеничка»
Оборудование: Гусеница сшита из мягкого фетра с ножками на кнопках и пуговицах, круги тела диаметром 8 см.
Цели:
развивать моторику кистей пальцев рук черездействия с предметами,сенсорного восприятия, логического мышления
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям продолжить ряд.