Кристина Новикова
Картотека дидактических игр по речевому развитию детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Лови да бросай — цвета называй»
Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Что у нас какого цвета — мы расскажем вам об этом.
Взрослый, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
Взрослый: красный –
Ребёнок: мак, огонь, флаг
оранжевый — апельсин, морковь, заря;
желтый — цыпленок, солнце, репа;
зеленый — огурец, трава, лес;
голубой — небо, лед, незабудки;
синий — колокольчик, море, чернила;
Публикация «Картотека дидактических игр по речевому развитию детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
фиолетовый — слива, сирень, сумерки.
«Угадай на ощупь»
Цель: узнать предмет на ощупь по перечисленным признакам.
Ход игры. Воспитатель перечисляет признаки, которые можно воспринять на ощупь: форму, ее детали, поверхность, плоскость — и просит: «Найди в коробке то, что похоже на шарик, но с длинным хвостом, твердое, негладкое». Ребенок по описанию ищет и находит свеклу.
Сначала в коробку помещают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме. При повторении игры предметы можно подбирать похожие по форме, но отличающиеся другими признаками.
«Опасные ситуации»
Цель: помочь детям закрепить представление об опасных для человека и окружающего мира ситуаций и способов поведения в них.
Ход игры: игровое поле разделено по секторам. На каждом секторе расположены картинки с ситуациями на дороге, улице, дома, на воде и в лесу и номер. Дети поочередно бросают кубик и находят выпавшее число на игровом поле. Рассматривают картинку и объясняет изображенную ситуацию. Воспитатель просит найти выход.
«Что сначала, что потом?»
Цель: уточнить знания детей о последовательности протекания сезонов; развивать внимание, быстроту мышления.
Ход игры: дети раскладывают картинки, изображающие последовательность развития отдельного растения (например, земляники, яблони, гороха и др.).
«Назови семью»
Цель: познакомить детей с названиями диких животных, их семьями; развивать речь детей.
Ход игры: Папа - медведь, мама - … (медведица, детеныш - … (медвежонок).
Папа - волк, мама - … (волчица, детеныш - … (волчонок).
Папа - еж, мама - … (ежиха, детеныш - … (ежонок).
Папа - заяц, мама - … (зайчиха, детеныш - … (зайчонок).
Папа - лис, мама - … (лисица, детеныш - … (лисенок).
«Почему так назван»
Цель: упражнять в образовании сложных слов.
Ход игры: Конькобежец – бегает на коньках
Саночник – катается на санках
Лыжник – …
Хоккеист – …
Фигурист - …
«Что лишнее и почему?»
Цель: активизировать и вводить в речь обобщающие понятия.
Ход игры: Дети называют лишнее слово и объясняют свой выбор.
Осень, зима, Рождество, весна
Лыжи, зима, санки, коньки
Зима, весна, декабрь, лето
Санки, лыжи, льдинки, коньки.
«Собери портфель в школу»
Цель: закрепление названий и назначения школьных принадлежностей.
Ход игры. На столе лежат два портфеля. На других столах лежат учебные принадлежности: тетради, буквари, пеналы, ручки, цветные карандаши и др. После краткой беседы о том, что школьники сами собирают в портфели все необходимое для учебы, дети начинают игру. К столу выходят двое играющих; по команде они должны отобрать необходимые учебные принадлежности, назвать их и обосновать свой выбор.