Кисетова Ольга Ивановна
Картотека дидактических игр по развитию конструктивной деятельности у детей среднего дошкольного возраста посредством Лего
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое пособие: Картотека дидактических игр по развитию конструктивной деятельности у детей среднего дошкольного возраста посредством LEGO-конструирования
Введение
Конструктивная деятельность является важным средством развития у детей дошкольного возраста пространственного мышления, воображения, мелкой моторики, креативности и коммуникативных навыков. LEGO-конструирование, как универсальный инструмент, позволяет эффективно развивать конструктивные способности детей через дидактические игры.
Данное методическое пособие включает картотеку игр для детей среднего дошкольного возраста (4–5 лет, ориентированных на развитие конструктивной деятельности посредством LEGO-конструирования. Игры подобраны с учётом возрастных особенностей детей и требований ФГОС ДО.
Цели и задачи пособия
Цель:
Развитие конструктивных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством LEGO-конструирования через дидактические игры.
Задачи:
Развивать у детей навыки проектирования и моделирования.
Формировать пространственное и логическое мышление.
Способствовать развитию мелкой моторики и координации движений.
Стимулировать творческую активность и воображение.
Формировать навыки совместной деятельности и коммуникации.
Структура картотеки
Каждая игра включает:
Название игры.
Цель и задачи.
Возрастные особенности.
Материалы.
Ход игры.
Варианты усложнения.
Картотека дидактических игр
1. Игра "Цветные башенки"
Цель:
Развивать навыки сортировки и соотнесения деталей по цвету и размеру.
Материалы:
Набор LEGO с деталями разного цвета.
Ход игры:
Дети получают коробку с LEGO-деталями.
Воспитатель предлагает построить несколько башен, чтобы каждая была из деталей одного цвета.
В процессе воспитатель задаёт вопросы: "Какой цвет ты выбрал? Почему?", "Какая башня выше?".
Варианты усложнения:
Построить башни разной высоты, используя заданное количество деталей (например, "Башня из 3 деталей", "Башня из 5 деталей").
Добавить условие: использовать кубики только одного размера.
2. Игра "Повтори постройку"
Цель:
Развивать внимание, память и умение анализировать конструкцию.
Материалы:
Набор LEGO.
Образец постройки (построенный воспитателем).
Ход игры:
Воспитатель показывает детям простую постройку (например, домик, мост).
Дети внимательно рассматривают образец, затем пытаются повторить его самостоятельно.
Воспитатель помогает детям, если возникают затруднения, проговаривая этапы сборки.
Варианты усложнения:
Показывать конструкцию только на несколько секунд, чтобы дети воспроизводили её по памяти.
Усложнить постройку, добавив больше деталей.
3. Игра "Кто быстрее?"
Цель:
Развивать скорость реакции, мелкую моторику и навыки работы с инструкцией.
Материалы:
Набор LEGO.
Карточки с заданиями (например, "Построить башню из 5 кубиков").
Ход игры:
Воспитатель показывает карточку с заданием.
Все дети одновременно начинают выполнять задание.
Побеждает тот, кто быстрее всех справится правильно.
Варианты усложнения:
Увеличить сложность задания (например, "Построить домик с крышей").
Ввести ограничение по времени.
4. Игра "Строим мост"
Цель:
Развивать пространственное мышление и навыки моделирования.
Материалы:
Набор LEGO.
Фигурки или машинки, которые должны "перейти мост".
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям построить мост, чтобы машинки или фигурки могли пройти через "реку".
Дети строят конструкции, пробуя разные варианты.
После завершения воспитатель предлагает проверить, насколько прочный мост.
Варианты усложнения:
Добавить условие: использовать только определённое количество деталей.
Построить мост, под которым может проехать другая машинка.
5. Игра "Лабиринт"
Цель:
Развивать умение планировать и строить конструкции по замыслу.
Материалы:
Набор LEGO.
Маленькая игрушка или шарик.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям построить лабиринт из LEGO.
После постройки дети проводят игрушку или шарик через лабиринт, не задевая стенки.
Варианты усложнения:
Усложнить лабиринт, добавив дополнительные повороты и препятствия.
Построить лабиринт коллективно, где каждый ребёнок добавляет свой элемент.
6. Игра "Собери фигуру"
Цель:
Формировать элементарные математические представления (геометрические формы).
Материалы:
Набор LEGO.
Карточки с изображением геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник).
Ход игры:
Воспитатель показывает карточку с изображением фигуры.
Дети строят эту фигуру из LEGO-деталей.
После завершения воспитатель обсуждает с детьми: "Какие детали ты использовал?", "Какого цвета твоя фигура?".
Варианты усложнения:
Построить объёмные фигуры (например, куб, пирамиду).
Усложнить задание, добавив ограничение по количеству деталей.
7. Игра "Придумай и построй"
Цель:
Развивать творческое воображение и навыки самостоятельного моделирования.
Материалы:
Набор LEGO.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям тему для постройки (например, "Домик для птички", "Космический корабль").
Дети самостоятельно строят конструкции, ориентируясь на свой замысел.
После завершения каждый ребёнок рассказывает о своей постройке.
Варианты усложнения:
Построить конструкцию по заданным параметрам (например, "Домик должен иметь крышу и дверь").
Ограничить время на выполнение задания.
Рекомендации по проведению игр
Дифференцированный подход:
Учитывайте уровень навыков и интересы каждого ребёнка, подбирая задания соответствующей сложности.
Поддержка творчества:
Создайте атмосферу, где дети смогут экспериментировать и придумывать свои конструкции.
Коллективная работа:
Включайте в игры элементы сотрудничества, чтобы дети учились работать в команде.
Рефлексия:
После каждой игры обсуждайте с детьми результаты их работы, отмечайте успехи каждого ребёнка.
Заключение
Игры с LEGO-конструктором являются универсальным средством для развития конструктивной деятельности у детей среднего дошкольного возраста. Благодаря игровому формату, дети не только развивают свои навыки, но и получают удовольствие от процесса. Предложенная картотека игр может быть использована педагогами для эффективной организации образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО.