Ирина Андреева
Картотека дидактических игр по питанию
▼ Скачать + Заказать документы
Витаминный бильярд
Цель - учить заботиться о своем здоровье. Познакомить с витаминной ценностью продуктов, с действием витаминов на организм.
Описание игры: игровое поле – «бильярд» с дидактическими картинками овощей, фруктов, как заменитель витаминов положены шарики с буквами. Лопаточки для передвижения шариков.
Ведущий прием: рассказ о продукте, на который попал шарик-витамин.
Поварята
Темочки:
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Продукты питания
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Цель: дать знания о компонентах входящих в состав блюд для завтрака, обеда, ужина. Учить делать выводы о витаминной ценности составленного блюда.
Описание игры: наборное полотно с комплектами предметных картинок различных продуктов питания и посуды. Карточки с вариантами меню. Ведущий прием: игровая ситуация «Готовим завтрак, обед, ужин».
Вариант «Приготовим обед для больного человека».
Где растет каша
Цель: дать знания о происхождении продуктов питания (крупа, мука). О пользе их для организма, о блюдах, в состав которых они входят.
Описание игры: пробирки и прозрачные полиэтиленовые кармашки с разными видами круп, иллюстрации растений соответствующие видам круп. Ведущий прием: определить какое растение подарило нам гречку (рис, пшено). Расскажи, что из нее можно приготовить.
Варианты: 1. Разбери смешанные крупы по сортам.
2. Определи крупу на ощупь.
3. Составь мозаику из круп.
Во фруктовом царстве, овощном государстве
Цель: дать знания о зависимости здоровья человека от питания. Научить осознанно подходить к своему здоровью, питанию, уметь противостоять рекламе. Познакомить с историей происхождения появления на Руси овощей и фруктов.
Описание игры: набор картинок овощей, фруктов, мясных, молочных и других продуктов имитация трона-рамки.
Ведущий прием: составление монологов героев-фруктов, овощей. Создание игровой ситуации «Расскажи все о себе».
Грибники
Цель: воспитывать желание заботиться о своем здоровье, о разнообразии блюд приготовленных из грибов. Знания о специфике заготовки впрок, учить различать грибы съедобные и ядовитые, дать знания о пользе ядовитых грибов.
Описание игры: набор картинок, плоскостные модели посуды.
Ведущий прием: игровая ситуация «Заготовка грибов», «Изготовление лекарства из мухоморов», «В лес по грибы».
Кто в домике живет?
Цель: дать знания о компонентах составляющих пищевые продукты: жирах, белках, углеводах, витаминах, раскрыть их роль в жизни человека. Научить способам сохранения и укрепления здоровья через желание правильно питаться.
Описание игры: плоскостной домик с открывающимися окошечками, за окошечками наклеены предметные картинки продуктов питания.
Ведущий прием: рассматривание картинок, разрешение проблемных ситуаций по заданию воспитателя.
Вариант 1. Отгадать какие продукты спрятались за дверью под названием: белки, жиры, углеводы, витамины.
Вариант 2. Рассмотри картинки, скажи к какой группе полезных веществ они относятся, проверь свой ответ, закрыв дверцу, прочитай, что на ней написано.
Вариант 3. Предложить решить проблемные ситуации: - Что будет, если ребенок не будет есть мясо, рыбу, молочные продукты? - Будет мало есть каши и хлеба? - Будет много есть сладостей?
Витаминный домик
Цель: дать знания о разновидностях витаминов. Закрепить знания о витаминах содержащихся в пище.
Описание игры: плоскостной домик с открывающимися окошечками, за которыми написаны буквенные обозначения витаминов.
Ведущий прием: по названию витаминов вспомнить продукты, в которых он содержится.
Вариант 1. Открой окошечко и скажи, семья какого витамина в ней живет. Вариант 2. Как ты думаешь, наши продукты живут в семье витамина А,В, С, D, фосфора. Кальция?
Назови, одним словом
Цель: учить классифицировать овощи и фрукты.
Описание игры: карточки с изображением овощей и фруктов.
Ведущий прием: игровая ситуация «Что растет в саду, в огороде»
Вариант. Расскажи, какой овощ, фрукт ты любишь больше всего? Почему?
Что изменилось
Цель: учить по цвету определять степень зрелости овощей и фруктов. Учить предупреждать негативные ситуации с употреблением в пищу недозрелых плодов.
Описание игры: парные картинки овощей и фруктов, отличающихся степенью зрелости, которая выражается в разнице величины и цвета. Ведущий прием: составление сравнительного описательного рассказа по картинкам, разрешение предложенной взрослым проблемной ситуации связанной с употреблением в пищу недозрелых плодов.
Творческие задания с контурными картинками
овощей и фруктов
Цель: закрепить знания о витаминной ценности овощей и фруктов, месте их произрастания, использования в приготовлении разных блюд.
Описание заданий: 1. Раскрась красным цветом овощи и фрукты, содержащие витамин А (зеленым витамин В, желтым витамин С, синим витамин D). 2. Раскрась овощи и фрукты, из которых можно приготовить салат (варенье, компот, суп). 3. Вырежи овощи и фрукты, содержащие вещества фитонциды? 4. Обведи по контуру овощи и фрукты, которые растут в наших садах и огородах.
Беседы с детьми 5-6 лет на темы:
«ГДЕ НАЙТИ ВИТАМИНЫ?»
Цель - знакомство со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека.
Материал: Карлсон (игрушка); игрушки (баночка квашеной капусты; сухофрукты; лук, чеснок).
Ход беседы:
Воспитатель. Сегодня к нам в окно залетел удивительный человечек. Угадайте, кто это?
Смешной человечек
На крыше живет.
Варенье он любит,
Конфеты и мед.
Дети. Карлсон!
Воспитатель (показывает куклу - Карлсона). Конечно же, Карлсон. Но мне кажется, что он какой-то грустный, вялый.
Карлсон (за него говорит воспитатель). Здравствуйте, ребята.
Воспитатель. Карлсончик, дорогой, что случилось, почему ты такой печальный?
Карлсон (грустно). Да что-то настроения нет, не хочется мне ни озорничать, ни хулиганить. Хочется все время спать, лежать на своем любимом диванчике. Я даже не хочу со своим другом Малышом гулять по крышам!
Воспитатель. А ешь ты с аппетитом?
Карлсон. Нет у меня аппетита! Я даже банку варенья не могу съесть – не хочу и все!
Воспитатель. Так, все ясно! У тебя, дорогой Карлсончик, нехватка витаминов.
Карлсон. А что такое витамины?
Воспитатель. Витамины – это вещества, которые необходимы нам для здоровья и бодрости. Если в пище недостаточно витаминов, человек болеет, становится вялым, слабым, грустным – таким, как ты сейчас.
Карлсон. А где же я возьму витамины?
Воспитатель. Давайте попробуем помочь Карлсону. Мы ведь знаем, что очень много витаминов…. Дети, где?
Дети. В овощах, ягодах и фруктах!
Воспитатель. Но когда овощи и фрукты долго хранятся, витаминов в них становится меньше. Где взять витамины весной?
Дети. Можно вырастить на подоконнике свежую зелень, например лук.
Карлсон. Лук? Да я ел один раз – горький, невкусный, да еще в носу щиплет и слезы текут.
Воспитатель. В луке есть вещества, которые защищают человека от болезней. Есть даже такая поговорка: «Лук от семи недуг».
Карлсон. Надо же, какой он полезный. Теперь вы отгадайте, что это: маленький, горький, луку брат.
Дети. Чеснок!
Карлсон. Да, угадали. А он тоже полезный?
Дети: Да!
Карлсон. Я понял, понял! Теперь буду, есть только лук и чеснок.
Воспитатель. Карлсон, нет такого продукта, который содержал бы все витамины, ведь их очень много. Нужно есть и фрукты, и молочные продукты, и каши, и овощи. Отгадайте загадку.
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ….
Дети. Капуста!
Воспитатель. Знаешь, Карлсон, в капусте до конца зимы сохраняется много витаминов. Много их и в квашеной капусте. Попробуй, она очень вкусная и полезная. Раньше моряки, отправляясь в дальнее плавание, обязательно брали с собой бочки с квашеной капустой.
Воспитатель. Много витаминов содержится в сухофруктах.
Карлсон. Знаю, знаю. Сухофрукты – это изюм.
Воспитатель. И не только. … И мы приглашаем тебя с нами пообедать: салат, где много витаминов, вкусный и полезный суп из капусты и второе блюдо, и, конечно же, компот из сухофруктов.
Карлсон. О-о! Я чувствую, что сил у меня прибавилось. И настроение стало лучше! Я-то ел чипсы, тортики, пил газировку, не знал, что бывают продукты полезные и необходимые.
Спасибо, у меня уже очень хорошее настроение! Полечу на рынок, куплю лук, чеснок, овощей, фруктов и, конечно, сухофруктов.
Карлсон благодарит детей и улетает.
«МОЛОКО, ЙОГУРТ, КЕФИР».
Цель – расширение представлений о значении молока и молочных продуктов для правильного питания.
Задачи:
• Уточнить знания о пользе молока и молочных продуктов, закрепить их названия.
• Сформировать представление об основных принципах правильного питания.
• Воспитывать осознанное отношение к здоровому образу жизни.
Оборудование: картинки с изображением молочных продуктов.
В молочном магазине на соседних полках стояли молоко, кефир, простокваша, творог, йогурт, ряженка, сметана. Люди покупали эти молочные продукты, складывали в пакеты, приносили домой и ставили в холодильник. А в холодильник их ставили потому, что эти продукты страсть как не любили тепло и жару. Им от теплого воздуха плохо становилось, и они скисали.
Однажды попали в один холодильник Молоко, Кефир и Йогурт. Стоят себе, охлаждаются. Вдруг Молоко зашевелилось, засуетилось и заговорило:
- Ну-ка, Кефир и Йогурт, подвиньтесь! Не годится стоять мне, королю всех молочных продуктов, в тесноте. Мне простор нужен.
- Что это ты, Молоко, загордилось? Объясни-ка нам! – попросил Кефир.
- А что объяснять-то! Мало того, что в мой состав входит сто разных веществ, необходимых каждому человеку, так я еще легко усваиваюсь организмом.
- Подумаешь, легко усваивается! – возразил Йогурт. – Я тоже очень легко усваиваюсь. Зато у меня живут особые бактерии, которые, попадая в организм человека, борются с возбудителями всяких заболеваний! Вот!
- Я тоже очень полезный и лечебный продукт питания. Меня дети очень любят! – не успокаивался Кефир.
- А я бываю и вишневый, и черничный, и абрикосовый. Меня можно пить, а можно ложкой есть! – гордо произнес Йогурт.
Долго спорили Йогурт с Кефиром. Но тут снова вмешалось Молоко:
- Как бы там не было, все равно я, Молоко, являюсь основой и для тебя, Йогурт, и для тебя, Кефир, и для ряженки, и для творога. Даже масло сливочное получается при сбивании сливок, а сливки получаются из молока.
- Да, тут уж не поспоришь! Действительно, ты, Молоко, - король всех молочных продуктов, - сказали Йогурт и Кефир.
Выслушав все это, Молоко подобрело:
- Ладно, брат Йогурт, и, брат Кефир, вы тоже очень полезные, вы мне как братья, давайте рядом стоять на одной полке. Не надо нам ссориться!
Игровые ситуации.
«ГОТОВИМ КАШУ».
Цель - создание условий для формирования мотивации детей к здоровому образу жизни.
Задачи:
• Формировать у детей представление о необходимости употребления в пищу каши, о пользе и разнообразии каш.
• Развивать у детей познавательный интерес, обогащать словарный запас, развивать игровую деятельность.
Оборудование: кукла, игрушечные: кастрюля, пачка молока, масло, сахар, мед, фрукты.
Воспитатель обращается к кукле :
«Вы говорите, что каши не вкусные? Как это не вкусные?
Просто вы никогда не ели вкусную кашу. Рецепт вкусной каши прост.
Берем крупу любую, варим с молоком.
Затем добавим масла, посыплем сахарком.
А если в кашу добавить витамины,
То не страшны нам простуды и ангины".
Кукла: "Витамины? Это же такие кругленькие желтенькие в аптеке продаются!"
Воспитатель : Нет, ну что вы. Мед содержит витамины, много витаминов во фруктах. Добавив их в кашу, получится и вкусно, и полезно.
(имитация приготовления каши, оформление стола для завтрака куклы)
Кукла: И, правда, вкусно, очень вкусно. Скорей садитесь за столы и кушайте кашу.
Воспитатель : Ребята, давайте мы представим себе, что у нас есть мед и фрукты, выберите себе, что вы хотите добавить в кашу, выбрали? Тогда приятного аппетита.
«В НОВОЙ КОМПАНИИ»
Цель – формирование желания есть с аппетитом
Задачи:
• учить образному сравнению тарелки до и после еды.
• есть аккуратно, тихо и небольшими порциями.
• вызвать интерес к новым соседям за столом; эмоциональный отклик на перемены
Можно попробовать посадить ребенка за стол с детьми, которые хорошо и с аппетитом едят, ведь дети любят повторять друг за другом. Увидев результаты своих друзей (пустые тарелки, ваш малоежка может сделать продвижения в еде.
Или предложите ребенку игру — сесть на место другого ребенка, у которого нет проблем с едой, поменяться местами, и кушать так, как он. При этом не забывайте хвалить его, независимо от того, сколько он съел, может эти слова поддержки, помогут ему.
Можно сказать, что это «волшебное место» и тот, кто на него сядет, начинает хорошо кушать.
«ОВОЩИ И ФРУКТЫ В ЛИТЕРАТУРЕ»
Цель - создание условий для закрепления знаний о пользе продуктов питания через литературные произведения.
Задачи:
• Развивать устойчивое внимание, мышление, память.
• Закреплять знания о пользе продуктов питания.
Оборудование:
— Как называлась река в сказке Н. Носова «Незнайка и его друзья»? (Огуречная)
— В каком произведении итальянского сказочника Джанни Родари действующие лица – овощи и фрукты? («Чипполино»)
— В какой сказке действие разворачивается вокруг корнеплода? («Репка»)
— А в какой — вокруг яйца? («Курочка — Ряба»)
— Про какие вкусные и полезные фрукты Мальвина задала Буратино задачку, а он решил её неправильно? (Про яблоки)
— Какой круглый продукт из муки не хотел, чтобы его съели, и поэтому убежал от хозяйки? (Колобок)
— Какой вкусный круглый овощ оранжевого цвета превратился в одной из сказок в средство передвижения? (Тыква в сказке «Золушка»).
— В ящике, с какими вкусными круглыми оранжевыми фруктами нашли очень милого сказочного героя с огромными ушами? (С апельсинами).
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №200»
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
НА ТЕМУ «ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ»
Выполнил: Андреева Ирина Анатольевна
Воспитатель высшей квалификационной категории МДОБУ №200 г. Оренбурга
Оренбург, 2018