Виктория Свистунова
Картотека дидактических игр по ФЭМП
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание.
Игры на тренировку счё та:
• покажи столько же;
• назови скорей;
• игра с палочками;
• какой цифры не стало;
• найди кусочек сыра;
• какая команда быстрее соберётся;
• найди пару;
• посчитай и ответь;
• отзовись;
• где больше;
• сделай столько;
• отсчитай столько же;
• найди столько же;
• отгадай число;
• назови соседей;
• найди фигуру;
• не ошибись.
Игры на тренировку формы:
• кто больше назовёт;
• кто больше запомнит;
• чудесный мешочек;
• назови фигуру;
• кто больше принесёт;
Публикация «Картотека дидактических игр по ФЭМП» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
• наведи порядок;
• сделай узор;
• игра «танграм»;
• игра со счётными палочками;
• работа с геометрическими фигурами.
Тренировка ориентировки в пространстве:
• что, где;
• фигуры высшего пилотажа;
• что ближе.
Тренировка ориентировки во времени:
• живая неделя;
• назови скорей;
• по порядку стройся;
• что мы делаем;
• вчера, сегодня, завтра.
«Покажи столько же»
Воспитатель предлагает детям разложить цифры по порядку, а под ними положить карточки с кружками. Пока дети выполняют задание, воспитатель выставляет определённое количество игрушек. Дети, пересчитав их, показывают соответствующую цифру и объясняют, почему именно эту цифру они показали. Игра повторяется несколько раз со сменой игрушек.
Варианты игры:
• игрушки выставляет ребёнок;
• вместо цифр дети показывают карточку с кружками;
• воспитатель предлагает показать число на один больше или меньше.
«Назови скорей»
В начале игры надо договориться об условии: называть числа на один больше. Воспитатель бросает мяч кому-нибудь из детей и называет число. Ребёнок ловит мяч и, бросая его обратно, называет число на одну единицу больше. Игра проводится в быстром темпе.
Играющие следят за ответами и помогают ведущему.
Усложнение. Называть числа не по порядку.
«Игра с палочками»
Перед ребёнком лежит коробка со счётными палочками. По сигналу взрослого дети правой рукой вытаскивают по одной палочке из коробки и кладут их рядом с ней. Левой рукой придерживают коробку. Затем убирают по одной палочке обратно. Выигрывает тот, кто быстрее всех выполит задание.
При повторном проведении игры дети правой рукой придерживают коробку, а левой выкладывают по одной палочке.
В процессе игры уточните, какой рукой дети берут из коробки палочки; сколько палочек лежит на столе, сколько в коробке. После того, как дети выполнят задание, спросите у них: кто выложил палочек больше? Как узнать, не пересчитывая палочки, у кого их меньше?
«Какой цифры не стало»
Дети играют парами. Воспитатель предлагает детям разложить цифры по порядку от 0 до 6. Затем один ребёнок в паре закрывает глаза, другой переставляет цифры в числовом ряду. Открыв глаза, ребёнок отмечает, что изменилось. Если он правильно угадывает, то становится ведущим. Игра продолжается.
«Найди кусочек сыра»
На полу лежат три обруча на большом расстоянии друг от друга. Это норки мышек. Внутри каждого обруча кубики: в первом – пять кубиков, во втором – шесть, в третьем – семь кубиков.
- Это норки (показывает на обручи). А вы все – мышки. В каждой норке поместится столько мышек, сколько в ней кусочков сыра. Вы будете играть под музыку. Как только она остановится, мышки разбегутся по норкам за кусочком сыра. Каждая мышка может съесть один кусочек.
Игра начинается. Как только «мышки» разбегутся по норкам, воспитатель спрашивает: сколько в норке мышек и почему? Игра повторяется, но изменяется количество кубиков.
Вариант игры. Вместо кубиков в обручах цифры. Усложнение. Положите в обручи карточки с кружками. Сколько кружков, столько и «мышек» возле «норки».
«Какая команда быстрее соберётся»
На столах лежат перевёрнутые цифры. На одном столе – красные цифры, на другом – чёрные.
Воспитатель предлагает детям договориться, кто в какой команде будет играть. Дети бегают по комнате под звуки бубна. Как только удары бубна перестанут звучать, команды берут со столов цифры и выстраиваются по порядку в две колонны.
Дети, которые остались без цифр, дают задания игрокам другой команды. Задания могут быть самые различные, например, такие:
• Пусть тот, у кого цифра три, присядет 5 раз;
• Пусть тот, у кого цифра пять, назовёт число на единицу больше;
• Пусть тот, у кого цифра семь топнет ногой 2 раза.
Цифры возвращаются на прежнее место, и игра продолжается.
«Найди пару»
Дети по желанию делятся на две команды. У каждой свой стол, на одном столе в беспорядке лежат перевёрнутые цифры, на другом – карточки с таким же количеством точек.
Правила игры. Дети бегают по комнате. По сигналу берут карточки со столов и отыскивают свою пару, т. е. к каждой карточке подбирают цифру, соответствующую количеству точек на карточке.
Дети, оставшиеся без карточек, проверяют, все ли пары соответствуют друг другу. Карточки возвращают на прежнее место, и игра повторяется.
«Посчитай и ответь»
Игра проводится стоя в кругу. У детей по определённому количеству фишек.
Правила игры. Игроки по очереди спрашивают друг друга о том, сколько различных предметов находится в комнате. Например: Маша, сколько в комнате столов?
- В комнате пять столов. Ира, сколько в комнате окон?
Если ребёнок ошибся, он отдаёт фишку. В конце игры подсчитывается, сколько фишек осталось у каждого, так выявляется победитель.
«Отзовись»
На столе лежат перевёрнутые картинки с изображением животных. Воспитатель предлагает разложить цифры по порядку. Хлопает в ладоши определённое количество раз. Дети находят соответствующую цифру и показывают её. Затем один ребёнок подходит к столу, берёт карточку с изображением животного из колоды и, например: мяукает три раза, квакает пять раз.
Усложнение игры. Ребёнок задумывает животного и после ударов бубна находит соответствующую цифру и голосом животного, которого он задумал, называет её.
«Где больше»
На полу лежат три обруча (на большом расстоянии друг от друга). Воспитатель предлагает детям взять по одной геометрической фигуре и поместить их в любой из обручей так, чтобы количество фигур в обручах было одинаковым.
Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну или несколько фигур из одного обруча. Открыв глаза, дети должны сказать, какие изменения произошли. Фигуры возвращаются на прежнее место, и игра повторяется.
«Сделай столько»
Дети стоят полукругом. Перед ними перевёрнутые карточки с цифрами в пределах пяти. Один ребёнок берё т цифру и выполняет задание: сделать столько-то одинаковых или разных движений (например, пять раз хлопнуть в ладоши; один раз присесть, поднять левую, а потом правую руку; топнуть ногой, повернуться влево и т. д.).
«Отсчитай столько же»
Это парная игра. Перед детьми на столе цифры и «Чудесный мешочек» с набором мелких игрушек. Воспитатель предлагает разложить цифры по порядку, а затем проверить друг друга. С помощью жеребьё вки выбирается ведущий: один из играющих берёт какой-нибудь предмет, прячет его в левой или правой руке. Тот, кто отгадает, в какой руке вещь, становится ведущим. Ведущий предлагает своему соседу закрыть глаза, а сам в это время убирает одну из цифр. Открыв глаза, ребёнок называет цифру, которую убрали, и отсчитывает такое же количество игрушек. Если задание выполнено верно, игрушки и цифры возвращаются на свои места. Затем игроки меняются ролями, и игра продолжается.
«Найди столько же»
По комнате расставлены разные группы однородных игрушек. Разделившись на команды, дети по одной из них по сигналу берут по одной цифре со стола и отыскивают группу, в которой столько же игрушек. Другая команда проверяет, правильно ли дети выполнили задание. После чего дети меняются ролями. Игра повторяется.
«Отгадай число»
Дети сидят на стульях, стоящих полукругом. По считалке выбирается ведущий.
На златом крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Ведущий задумывает любое число в пределах десяти и на ухо говорит его воспитателю. Играющие при помощи вопросов, на которые ведущий может ответить только «да» или «нет», должны отгадать это число. Например, задумано число пять. «Оно больше четырёх?» - «Да» - «Оно меньше шести?» - «Да» - «Это число пять?» - «Да». После того, как число отгадано, ведущим становится игрок, которые его отгадал.
«Назови соседей»
Дети образуют круг. С помощью считалки выбирают ведущего. Он бросает мяч и говорит: «Назови число между числами пять и семь». Ребёнок отвечает, теперь он будет задавать вопрос. Игра проходит в быстром темпе.
«Найди фигуру»
На полу лежат 3-4 обруча на небольшом расстоянии друг от друга. В каждом обруче геометрическая фигура и цифра. Например, в обруче с прямоугольником цифра пять, в обруче с трапецией – цифра три и т. д. Правила игры. Дети берут по одной фигуре и начинают двигаться по комнате. По сигналу каждый должен найти свой «домик». Те, у кого трапеция, - бегут к обручу с трапецией, те, у кого треугольник, - к обручу с треугольником и т. д. Возле обруча должно стоять столько детей, какая цифра в обруче. Поэтому, если играющий прибежал поздно к обручу и оказался «лишним», ему нужно сменить фигуру и бежать к другому обручу, где ещё есть свободное место. Когда дети разбегутся по своим «домикам», воспитатель проверяет, правильно ли они встали, какие фигуры у них в руках и сколько детей у каждого обруча. При повторном проведении игры можно поменять местами обручи или фигуры, лежащие в них. Контроль за выполнением задания может осуществлять кто-то из детей.
«Не ошибись»
Дети образуют круг. Воспитатель объясняет правила: бросив мяч, необходимо не не только назвать число, но и дать задание: назвать число на одну единицу больше или меньше. С помощью считалки выбирается ведущий.
Раз у нашего Степана
Караулил кот сметану.
А когда настал обед,
Кот сидит- сметаны нет.
Ведущий бросает мяч кому-нибудь из детей и говорит: «Пять. На один больше?» Ребёнок, поймавший мяч, даё т ответ: «Шесть». Затем бросает мяч со словами: «Восемь. На один меньше?», и т. д. Взрослый принимает активное участие в игре, которая проходит в быстром темпе.
«Кто больше назовёт»
Дети делятся на две команды. Ведущий предлагает им назвать предметы, которые имеют фирму четырёхугольника. За каждый правильный ответ команда получает фишку.
Правило. Нельзя называть дважды один и тот же предмет.
Игра проводится в быстром темпе. В конце игры подводится итог: какая команда набрала наибольшее количество очков. Это можно сделать при помощи сравнения двух групп фишек путём наложения или приложения.
«Кто больше запомнит»
На фланелеграфе в произвольном порядке размещаются разные геометрические фигуры (6 шт.). Дети рассматривают их и запоминают. Воспитатель считает до 3 и закрывает фигуры, предлагает назвать как можно больше фигур, которые были на фланелеграфе. Чтобы дети не повторяли ответы других, воспитатель может выслушать каждого ребёнка отдельно. Выигрывает тот, кто назовёт больше фигур. Он становится ведущим. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур.
Усложнение. Назвать не только фигуры, но и их цвет.
«Чудесный мешочек»
В мешочке модели геометрических фигур. Вызванный ребёнок обследует фигуру на ощупь и называет её.
Вариант игры. Ведущий даёт задание найти в «Чудесном мешочке» определённую фигуру. Ребёнок на ощупь находит и достаёт нужную фигуру. Затем фигура возвращается в мешочек и игра продолжается.
«Назови фигуру»
Перед детьми на столе «коврик» (лист бумаги, разделённый на треугольники разной конфигурации, квадраты, прямоугольники и игральный кубик.
Игровое правило. Дети по очереди бросают игральный кубик на коврик и должны назвать фигуру, на которую упадёт кубик.
Варианты игры:
• назвать не только фигуру, на которую упал кубик, но и найти на коврике столько же таких фигур, сколько точек на грани кубика.
• называть фигуру, на которой кубик, а потом найти в комнате предметы такой же формы.
«Кто больше принесёт»
Дети делятся на две команды и выстраиваются друг за другом. На противоположной стороне комнаты на двух стульях лежат предметы разной формы. У каждой команды свой стул. Дети, рассчитавшись по порядку, выясняют, в какой команде больше человек. По сигналу один из играющих должен добежать до стула, взять с подноса предмет круглой формы, принести его и положить на стул, стоящий рядом. Только после этого может бежать другой ребёнок. Игра продолжается до тех пор, пока дети не принесут все игрушки круглой формы. Выигрывает та команда, которая не допустила ошибок при выполнении задания. Затем воспитатель спрашивает: какая команда больше принесла игрушек? Пересчитывать игрушки нет необходимости: дети в начале игры выяснили, сколько их в каждой команде.
Вариант игры. Одна команда приносит предметы треугольной формы, другая – прямоугольной.
«Наведи порядок»
Дети играют попарно, сидя за столами. Воспитатель предлагает разложить геометрические фигуры в определё нном порядке: красный круг, зелёный квадрат, жёлтый прямоугольник, синий квадрат, зелёный ромб, красная трапеция.
После выполнения задания один ребёнок закрывает глаза, другой – убирает одну из фигур. Открыв глаза, ребёнок говорит, какой фигуры не стало, восстанавливает порядок, и дети меняются ролями. Игра продолжается.
Варианты игры:
• Можно геометрические фигуры поменять местами;
• Называть не только фигуру, но и её цвет.
«Сделай узор»
Загадайте детям загадки про геометрические фигуры:
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нём прямой,
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад.
Как зовут его? (Квадрат)
Ты на меня, ты на него, на всех нас посмотри,
У нас всего, у нас всего, у нас всего по три:
Три стороны, и три угла, и столько же вершин,
И трижды трудные дела мы трижды совершим.
Все в нашем городе друзья, дружнее не сыскать,
Мы…семья, нас каждый должен знать. (Треугольник)
Без конца, без края – линия прямая.
Хоть сто лет по ней иди – не найдёшь конца пути. (Круг)
На столе карточка с геометрическими фигурами. Набор геометрических фигур лежит на подносе. Воспитатель предлагает детям с помощью жеребьёвки выбрать ведущего. Тот берёт карточку и начинает диктовать узор, который изображён на ней. Например, положи большой красный круг, маленький синий треугольник и т. д. Ребёнок выполняет задание ведущего. После того, как оно будет выполнено, играющие в паре проверяют, правильно ли выполнен рисунок. Затем дети меняются карточками с детьми других столов. Ведущим становится тот, кто раскладывал фигуры.
Примечание. Пару детей желательно посадить друг напротив друга, чтобы не был виден узор.
«Работа с геометрическими фигурами»
Перед детьми набор геометрических фигур. Воспитатель предлагает детям:
• Отложить красные фигуры и назвать их;
• Отложить треугольники и назвать их цвет;
• Отложить в сторону все четырёхугольники и назвать их.
Затем воспитатель предлагает сделать из геометрических фигур какой-нибудь цветок. Потом задаё т вопросы: какой цветок сделали? Из каких фигур сделан цветок? Сколько фигур ушло на цветок? Можно спросить у детей, кому бы они хотели подарить цветок.
Игра «Танграм»
Воспитатель предлагает детям отгадать одну из загадок.
Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызёт кору. (Заяц)
По полю скачет –
Ушки прячет,
Встанет столбом –
Ушки торчком. (Заяц)
«Не спешите с ответом, - предупреждает воспитатель. – Его вы выложите из фигур, которые лежат у вас на столе.» После того, как дети выполнят задание, задайте вопросы:
• Кого вы сделали? (Следите за тем, чтобы дети давали правильные ответы: если большой, то заяц; если маленький, то зайчонок.)
• Похожи зайчики? Если похожи, то чем; если нет, то почему?
Обратите внимание, чтобы у пары детей были «Танграмы» разной величины. Если за столом будут «Танграмы» одной величины, то и зайцы будут одой величины. Не надо давать образец зайца, пусть дети сами придумывают образ.
Вместо зайца можно сделать другое животное.
«Игра со счётными палочками»
Перед детьми коробка со счётными палочками. Воспитатель предлагает отсчитать четыре палочки и сделать квадрат. После выполнения задания уточняет, какую фигуру они сделали и как по-другому её можно назвать. Предлагает отсчитать ещё три палочки и сделать ещё один квадрат. Вопросы детям:
• Сколько квадратов?
• Сколько четырёхугольников?
• Из скольких палочек сделан четырёхугольник?
• Из скольких палочек сделаны квадраты?
«Отсчитайте ещё три палочки и сделайте ещё один квадрат», - говорит воспитатель.
«Что, где?»
Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Всех нас надо посчитать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Ведущий встаёт в центр круга и, бросая мяч кому-нибудь из детей, спрашивает: «Что справа от тебя?» Если ребёнок дал правильный ответ, он становится ведущим. Игра продолжается.
Вопросы могут быть такими:
• Кто слева от тебя?
• Кто перед тобой?
• Что надо головой? И т. д.
«Фигуры высшего пилотажа»
Перед детьми голубой лист бумаги и кружок (самолёт).
Воспитатель. Скоро воздушный праздник, в нём примут участие лётчики, которые покажут фигуры высшего пилотажа. И мы с вами будем лётчиками. А самолётом будет кружок. Поставьте его на взлётное поле – голубой лист бумаги, внизу. Самолёт быстро поднимается вверх, но резко падает вниз. Где находится самолёт? (Внизу.)
- Теперь он летит в верхний правый угол. Где теперь находится самолёт?
И так далее. Дети изменяют маршрут по словам воспитателя и, отвечая на его вопросы, говорят, где находится самолёт (в центре, в верхнем левом углу, внизу и т. д.).
«Что ближе?»
Предложите детям разделиться на две команды. Одной команде дайте задание назвать предметы, которые находятся вдали, другой – вблизи.
Отмечайте чёрточкой на бумаге ответы детей. В конце предложите детям посчитать, сколько предметов назвала каждая команда и сколько предметов назвали обе команды вместе.
«Живая неделя»
Первый вариант игры. Цифры (от 1 до 7) перемешиваются и раскладываются на столе изображением вниз. Играющие выбирают любую карточку, выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они превратились в дни недели. Первый ребёнок слева делает шаг вперё д и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» И т. д.
Дети, которые не участвуют в игре, дают задания «дням недели» :
• назови дни недели, в которые взрослые трудятся;
• назови все выходные дни. И т. д.
Дети или воспитатель могут загадывать загадки, связанные с временными представлениями.
Братьев ровно семь,
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом.
Попрощается последний –
Появляется передний. (Дни недели)
По небу лебедь чёрный
Рассыпает чудо-зёрна,
Чёрный белого позвал,
Белый зёрна поклевал. (День и ночь)
Есть семь братьев,
Годами равные,
Именами разные. (Дни недели)
Второй вариант игры. Дети делятся на команды по семь человек. У каждой команды свой стол. Сколько команд, столько и столов, на которых- лежат карточки с цифрами изображением вниз. На каждом столе комплект карточек определённого цвета. Дети бегают по комнате. По сигналу бегут к своим столам, берут по одной карточке и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Те дети, которые остались без карточек, дают задания участникам игры. Например, «вторник» хлопнет в ладоши 5 раз. Четвёртый день недели назовёт своих «соседей» и т. д.
Третий вариант игры. Вместо карточек с цифрами карточки с кружками (от 1 до 7, по-разному расположенными. Правила игры те же.
«Назови скорей»
Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий.
Шла коза по мостику
И виляла хвостиком.
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит – это он,
Выходи из круга вон.
Он бросает кому-нибудь из детей мяч и говорит: «Какой день недели сегодня?» Ребёнок, поймавший мяч, отвечает: «Вторник», бросает мяч другому ребёнку и задаё т вопрос типа: «Какой день недели был вчера?» Назови день недели после четверга. Назови день недели между четвергом и пятницей». Так роль ведущего постепенно переходит от одного ребёнка к другому. Если кто-то затрудняется быстро дать ответ, то воспитатель предлагает детям помочь ему.
«По порядку стройся»
На столе в беспорядке лежат перевёрнутые цифры (два комплекта). Дети двигаются под музыку. По сигналу берут цифры со стола. Воспитатель говорит детям, что надо построиться по порядку: дни недели по порядку, одна неделя за другой. Играющие выстраиваются по порядку, в соответствии с цифрой, указанной на карточке. Дети превращаются в семь дней недели. Таким образом, выстраиваются две недели. Дети, оставшиеся без карточек, задают играющим вопросы:
• седьмой день недели, назови свой день недели и придумай пословицу или поговорку о числе семь;
• среда, скажи какой твой день по счёту? Назови сказки, в которых встречается число три.
Дети возвращают карточки на прежнее место, и игра повторяется.
«Что мы делаем?»
Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает детям показать, что они делают утром. Играющие изображают разные действия, но не называют их. Задача ведущего – угадать, что изображают играющие. Затем игра продолжается, но вопрос задаётся о других частях суток.
Усложнение. Отгадывает не взрослый, а один из детей.
«Вчера, сегодня, завтра»
Игра проводится в кругу с мячом. Ведущий бросает мяч и начинает предложение: «Мы рисовали…» Ребёнок, поймавший мяч, завершает фразу, отвечая на вопрос «когда».
Примерные фразы:
• «Мы пойдём в бассейн (сегодня)» :
• «Мы будем рисовать (завтра)»;
• «Музыкальное занятие было (вчера)».
Источник: Новикова В. П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст.»