Ирина Шишкина
Кружковая работа по обучению детей игре в шахматы «В стране Шахматных чудес»
▼ Скачать + Заказать документы
Кружкавая работа по обучению детей игре в шахматы
«В стране Шахматных чудес».
Руководитель:
воспитатель Шишкина И. А.
Введение.
«Шахматы - это пробный камень человеческого ума».
И. Гете.
«Шахматная игра – не просто праздное
развлечение. С ее помощью можно приобрести
или укрепить в себе ряд очень ценных качеств ума,
полезных в человеческой жизни».
Бенджамин Франклин.
Публикация «Кружковая работа по обучению детей игре в шахматы „В стране Шахматных чудес“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
В каждом из малышей живет гений, которого надо только разглядеть. Пробуя и узнавая новые вещи, человек растет, и чем больше знаний он получит в детстве, тем насыщеннее и интереснее будет его жизнь. Навыки, полученные в детстве, остаются в памяти навсегда, поэтому так важно уделить особое внимание разно-стороннему развитию ребенка.
Кружковая работа по обучению детей игре в шахматы, направлена на обеспечение целостного процесса психического, физического и
умственного развития личности ребенка.
Цель кружковой работы :
Обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития; расширять кругозор, учить думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы); создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.
Задачи: 1. Популяризация шахматной игры среди детей.
2. Организация здорового досуга.
3. Развитие логического мышления и способности к самостоятельному принятию решений.
4. Развитие природных задатков, творческих и специальных способностей детей.
Перспективный план работы кружка.
Месяц: СЕНТЯБРЬ
1. Тема: «В стране шахматного королевства»
Программные задачи: Познакомить детей с историей возникновения шахмат.
Пробудить интерес к шахматной игре. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты.
Познакомить с новыми понятиями — «шахматная доска», «белые и черные поля», «центр» шахматной доски.
2. Тема: «Волшебная доска»
Программные задачи: Продолжать знакомство с шахматной доской. Учить правильно располагать доску между партнерами. Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная и вертикальная линии, «диагональ». Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.
Начать знакомство с «шахматным» алфавитом. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Месяц: ОКТЯБРЬ
3. Тема: «Шахматные фигуры»
Программные задачи: Познакомить детей с шахматными фигурами, белыми и черными (ладья, слон, конь, пешка, ферзь, король, учить сравнивать фигуры между собой, упражняться в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных.
4. Тема: «Шахматные фигуры»
Программные задачи: Закрепить знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Учить определять ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий.
5. Тема: «Начальное положение»
Программные задачи: Познакомить детей с новыми понятиями : «начальное положение или начальная позиция», «партия», запомнить правило «ферзь любит свой цвет». Закрепить новый материал посредством дидактических игр-заданий.
6. Тема: «Шахматная фигура Ладья»
Программные задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «ладья», новым понятием «ход фигуры».
Месяц: НОЯБРЬ
7. Тема: «Шахматная фигура Ладья»
Программные задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ладья», вспомнить место ладьи в начальном положении, ход фигуры, познакомить с новым понятием «взятие». Закрепить новые знания посредством дидактических игр.
8. Тема: «Шахматная фигура Ладья»
Программные задачи: Закрепить полученные знания детей о шахматной фигуре «ладья» в игровой практике на шахматной доске; упражняться в умении ходить ладьей, отслеживать взаимодействие между белой и черной ладьей на шахматной доске, учиться предвидеть события на шахматной доске на один ход вперед.
9. Тема: «Шахматная фигура Слон»
Программные задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «слон». Место слона в начальном положении. Белопольные и чернопольные слоны. Ход слона.
10. Тема: «Шахматная фигура Слон»
Программные задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «слон», вспомнить место слона в начальном положении, ход слона, что такое белопольные и чернополъные слоны. Показать детям, как слон выполняет взятие. Закрепить полу-ченные знания посредством дидактических игр
Месяц: ДЕКАБРЬ
11. Тема: «Ладья против слона» (игровая практика)
Программные задачи: Закреплять полученные детьми знания о шахматных фигурах «ладья» и «слон» в игровой практике на шахматной доске. Упражняться в умении взаимодействовать между фигурами на шахматной доске, учить детей предвидеть ход событий на доске и, в соответствии с этим, выбирать методы защиты или нападения.
12. Тема: «Шахматная фигура Ферзь»
Программные задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь». Место ферзя в начальной позиции. Ход ферзя.
13. Тема:«Шахматная фигура Ферзь»
Программные задачи продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», вспомнить место ферзя в начальной позиции, как ходит ферзь. Познакомить детей с правилами взятия ферзем. Закрепить полученные знания посредством дидакти-ческих игр.
14. Тема: «Шахматная фигура Ферзь» (игровая практика)
Программные задачи: Закреплять полученные знания детей о шахматной фигуре «ферзь» в игровой практике на шахматной доске; учить детей следовать правилам ведения шахматной партии : делать ходы поочередно, учитывая ход соперника и предвидя ответный ход; учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задачу.
Месяц: ЯНВАРЬ
15. Тема: «Шахматная фигура Конь»
Программные задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «конь». Место коня в начальной позиции. Ход коня, взятие.
16. Тема: «Шахматная фигура Конь» (продолжение темы)
Программные задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «конь», вспомнить полученные знания на предыдущем занятии (место коня в начальной позиции, ход коня, взятие). Упражняться в ходе коня и во взятии. Учить детей пра-вильно понимать и решать поставленную перед ними учебную задачу.
Месяц: ФЕВРАЛЬ
17. Тема: «Шахматная фигура Конь» (игровая практика)
Программные задачи: Закреплять полученные детьми знания о шахматной фигуре «конь» в игровой практике на шахматной доске; учить детей правильно взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, вспоминать и применять полученные знания о шахматных фигурах (ладье, слоне, ферзе) в процессе игры.
18. Тема: «Пешка»
Программные задачи: Познакомить детей с «пешкой». Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе.
19. Тема: «Шахматная фигура Пешка»
Программные задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе». Познакомить с новым понятием — «превращение пешки». Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-заданий.
20. Тема: «Шахматная фигура Король»
Программные задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «король». Место короля в начальной позиции. Ход короля. Взятие.
Месяц: МАРТ
21. Тема: «Шахматная фигура Король»
Программные задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «король», вспомнить знания, полученные на предыдущем занятии (место короля в начальной позиции, ход короля, взятие). Дать новое понятие — «контролируемое» поле. Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-упражнений: учить детей правильно понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
22. Тема: «Шах»
Программные задачи: Познакомить детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Учить находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет. Закреплять новые знания посредством индивидуальных игр-заданий, учить детей правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно ее решать.
23. Тема: «Шах и мат»
Программные задачи: вспомнить значение понятия «шах». Познакомить с новым понятием «мат». Учить находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно ее решать.
24. Тема: «Ничья и пат»
Программные задачи: познакомить детей с новыми понятиями — «ничья» и «пат». Показать несколько вариантов шахматной игры, которые приводят к ничейной позиции.
Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать учебную задачу и самостоятельно ее решать.
Месяц: АПРЕЛЬ
25. Тема: «Рокировка»
Программные задачи: познакомить детей с новыми понятиями : «рокировка», «длинная и короткая рокировка». Познакомить с правилами рокировки. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.
26. Тема: «Шахматная партия»
Программные задачи: познакомить детей с новыми понятиями — «дебют», «миттельшпиль», «эндшпиль», «ценность фигур» (выгодный и невыгодный размен фигур или пешек). Учить детей во время шахматной игры действовать в соответствии с принятыми правилами поведения партнеров во время шахматной игры.
27. Тема: «Шахматная партия»
Программные задачи: продолжать знакомить детей с правилами ведения шахматной игры, показать несколько вариантов разыгрывания дебютов, закреплять полученные знания с помощью индивидуальных игр-заданий.
28. Тема: «Шахматная партия»
Программные задачи: продолжать знакомить детей с правилами ведения партии, с основными дебютными принципами, познакомить с новыми понятиями «ловушка», «детский мат».
Месяц: МАЙ
29. Тема: «Шахматные часы»
Программные задачи: познакомить детей с часами, которыми пользуются шахматисты во время партии. Познакомить с новыми понятиями: «шахматные» часы, «время, отведенное на партию», «контроль времени».
30. Тема: ШАХМАТНЫЙ ДОСУГ
Программные задачи: Активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы.
31. Тема: ШАХМАТНЫЙ КАРНАВАЛ
Программные задачи: Создать у детей ощущение загадочности, неожиданности доставить радость от игры в шахматы; развивать умение сосредотачивать внимание на заданиях; активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы; учить анализировать игру