Папки-передвижки

Кружковая работа по обучению детей игре в шахматы «В стране Шахматных чудес»

Ирина Шишкина
Кружковая работа по обучению детей игре в шахматы «В стране Шахматных чудес»
▼ Скачать + Заказать документы

Кружкавая работа по обучению детей игре в шахматы

«В стране Шахматных чудес».

Руководитель:

воспитатель Шишкина И. А.

Введение.

«Шахматы - это пробный камень человеческого ума».

И. Гете.

«Шахматная игра – не просто праздное

развлечение. С ее помощью можно приобрести

или укрепить в себе ряд очень ценных качеств ума,

полезных в человеческой жизни».

Бенджамин Франклин.

Публикация «Кружковая работа по обучению детей игре в шахматы „В стране Шахматных чудес“» размещена в разделах

В каждом из малышей живет гений, которого надо только разглядеть. Пробуя и узнавая новые вещи, человек растет, и чем больше знаний он получит в детстве, тем насыщеннее и интереснее будет его жизнь. Навыки, полученные в детстве, остаются в памяти навсегда, поэтому так важно уделить особое внимание разно-стороннему развитию ребенка.

Кружковая работа по обучению детей игре в шахматы, направлена на обеспечение целостного процесса психического, физического и

умственного развития личности ребенка.

Цель кружковой работы :

Обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития; расширять кругозор, учить думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы); создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.

Задачи: 1. Популяризация шахматной игры среди детей.

2. Организация здорового досуга.

3. Развитие логического мышления и способности к самостоятельному принятию решений.

4. Развитие природных задатков, творческих и специальных способностей детей.

Перспективный план работы кружка.

Месяц: СЕНТЯБРЬ

1. Тема: «В стране шахматного королевства»

Программные задачи: Познакомить детей с историей возникновения шахмат.

Пробудить интерес к шахматной игре. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты.

Познакомить с новыми понятиями — «шахматная доска», «белые и черные поля», «центр» шахматной доски.

2. Тема: «Волшебная доска»

Программные задачи: Продолжать знакомство с шахматной доской. Учить правильно располагать доску между партнерами. Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная и вертикальная линии, «диагональ». Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.

Начать знакомство с «шахматным» алфавитом. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Месяц: ОКТЯБРЬ

3. Тема: «Шахматные фигуры»

Программные задачи: Познакомить детей с шахматными фигурами, белыми и черными (ладья, слон, конь, пешка, ферзь, король, учить сравнивать фигуры между собой, упражняться в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных.

4. Тема: «Шахматные фигуры»

Программные задачи: Закрепить знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Учить определять ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий.

5. Тема: «Начальное положение»

Программные задачи: Познакомить детей с новыми понятиями : «начальное положение или начальная позиция», «партия», запомнить правило «ферзь любит свой цвет». Закрепить новый материал посредством дидактических игр-заданий.

6. Тема: «Шахматная фигура Ладья»

Программные задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «ладья», новым понятием «ход фигуры».

Месяц: НОЯБРЬ

7. Тема: «Шахматная фигура Ладья»

Программные задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ладья», вспомнить место ладьи в начальном положении, ход фигуры, познакомить с новым понятием «взятие». Закрепить новые знания посредством дидактических игр.

8. Тема: «Шахматная фигура Ладья»

Программные задачи: Закрепить полученные знания детей о шахматной фигуре «ладья» в игровой практике на шахматной доске; упражняться в умении ходить ладьей, отслеживать взаимодействие между белой и черной ладьей на шахматной доске, учиться предвидеть события на шахматной доске на один ход вперед.

9. Тема: «Шахматная фигура Слон»

Программные задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «слон». Место слона в начальном положении. Белопольные и чернопольные слоны. Ход слона.

10. Тема: «Шахматная фигура Слон»

Программные задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «слон», вспомнить место слона в начальном положении, ход слона, что такое белопольные и чернополъные слоны. Показать детям, как слон выполняет взятие. Закрепить полу-ченные знания посредством дидактических игр

Месяц: ДЕКАБРЬ

11. Тема: «Ладья против слона» (игровая практика)

Программные задачи: Закреплять полученные детьми знания о шахматных фигурах «ладья» и «слон» в игровой практике на шахматной доске. Упражняться в умении взаимодействовать между фигурами на шахматной доске, учить детей предвидеть ход событий на доске и, в соответствии с этим, выбирать методы защиты или нападения.

12. Тема: «Шахматная фигура Ферзь»

Программные задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь». Место ферзя в начальной позиции. Ход ферзя.

13. Тема:«Шахматная фигура Ферзь»

Программные задачи продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», вспомнить место ферзя в начальной позиции, как ходит ферзь. Познакомить детей с правилами взятия ферзем. Закрепить полученные знания посредством дидакти-ческих игр.

14. Тема: «Шахматная фигура Ферзь» (игровая практика)

Программные задачи: Закреплять полученные знания детей о шахматной фигуре «ферзь» в игровой практике на шахматной доске; учить детей следовать правилам ведения шахматной партии : делать ходы поочередно, учитывая ход соперника и предвидя ответный ход; учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задачу.

Месяц: ЯНВАРЬ

15. Тема: «Шахматная фигура Конь»

Программные задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «конь». Место коня в начальной позиции. Ход коня, взятие.

16. Тема: «Шахматная фигура Конь» (продолжение темы)

Программные задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «конь», вспомнить полученные знания на предыдущем занятии (место коня в начальной позиции, ход коня, взятие). Упражняться в ходе коня и во взятии. Учить детей пра-вильно понимать и решать поставленную перед ними учебную задачу.

Месяц: ФЕВРАЛЬ

17. Тема: «Шахматная фигура Конь» (игровая практика)

Программные задачи: Закреплять полученные детьми знания о шахматной фигуре «конь» в игровой практике на шахматной доске; учить детей правильно взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, вспоминать и применять полученные знания о шахматных фигурах (ладье, слоне, ферзе) в процессе игры.

18. Тема: «Пешка»

Программные задачи: Познакомить детей с «пешкой». Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе.

19. Тема: «Шахматная фигура Пешка»

Программные задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе». Познакомить с новым понятием — «превращение пешки». Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-заданий.

20. Тема: «Шахматная фигура Король»

Программные задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «король». Место короля в начальной позиции. Ход короля. Взятие.

Месяц: МАРТ

21. Тема: «Шахматная фигура Король»

Программные задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «король», вспомнить знания, полученные на предыдущем занятии (место короля в начальной позиции, ход короля, взятие). Дать новое понятие — «контролируемое» поле. Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-упражнений: учить детей правильно понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

22. Тема: «Шах»

Программные задачи: Познакомить детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Учить находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет. Закреплять новые знания посредством индивидуальных игр-заданий, учить детей правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно ее решать.

23. Тема: «Шах и мат»

Программные задачи: вспомнить значение понятия «шах». Познакомить с новым понятием «мат». Учить находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно ее решать.

24. Тема: «Ничья и пат»

Программные задачи: познакомить детей с новыми понятиями — «ничья» и «пат». Показать несколько вариантов шахматной игры, которые приводят к ничейной позиции.

Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать учебную задачу и самостоятельно ее решать.

Месяц: АПРЕЛЬ

25. Тема: «Рокировка»

Программные задачи: познакомить детей с новыми понятиями : «рокировка», «длинная и короткая рокировка». Познакомить с правилами рокировки. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.

26. Тема: «Шахматная партия»

Программные задачи: познакомить детей с новыми понятиями — «дебют», «миттельшпиль», «эндшпиль», «ценность фигур» (выгодный и невыгодный размен фигур или пешек). Учить детей во время шахматной игры действовать в соответствии с принятыми правилами поведения партнеров во время шахматной игры.

27. Тема: «Шахматная партия»

Программные задачи: продолжать знакомить детей с правилами ведения шахматной игры, показать несколько вариантов разыгрывания дебютов, закреплять полученные знания с помощью индивидуальных игр-заданий.

28. Тема: «Шахматная партия»

Программные задачи: продолжать знакомить детей с правилами ведения партии, с основными дебютными принципами, познакомить с новыми понятиями «ловушка», «детский мат».

Месяц: МАЙ

29. Тема: «Шахматные часы»

Программные задачи: познакомить детей с часами, которыми пользуются шахматисты во время партии. Познакомить с новыми понятиями: «шахматные» часы, «время, отведенное на партию», «контроль времени».

30. Тема: ШАХМАТНЫЙ ДОСУГ

Программные задачи: Активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы.

31. Тема: ШАХМАТНЫЙ КАРНАВАЛ

Программные задачи: Создать у детей ощущение загадочности, неожиданности доставить радость от игры в шахматы; развивать умение сосредотачивать внимание на заданиях; активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы; учить анализировать игру

Публикации по теме:

«Методические рекомендации по обучению сюжетно-ролевой игре детей с нарушением интеллекта» Овладение ребенком с отклонениями в интеллектуальном развитии прочными знаниями представляет собой длительный процесс и требует большого.

Индивидуальная работа с детьми по обучению игре в шахматы Актуальность проблемы: актуальность обучения игре в шахматы – формирование инновационного общества умеющего думать, решать задачи. Новизна:.

Кружковая работа, как средство социализации детей с ОВЗ Актуальность проблемы включения детей с ОВЗ в программу кружковой работы обусловлена тем, что среда может обеспечить включение в доступные.

Кружковая работа по обучению детей старшего дошкольного возраста шитью «Уроки бабушки Маруси» Данная работа содержит следующий материал. Перспективный план работы на 4 месяца, который предусматривает организацию подгрупповой (6 –.

Кружковая работа «Волшебная шкатулка»» (Ручной труд. Работа с тканью.) Актуальность: Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. Учителя начальных классов.

Методическая разработка по обучению детей игре в шахматы «Умники и умницы» Кружковая работа по обучению детей игре в шахматы «Умники и Умницы».Руководитель: воспитатель Еремеева О. Б. Введение. «Шахматы - это пробный.

Методические рекомендации педагогам ДОУ и родителям по обучению детей шахматной игре. 1. С чего следует начинать обучение шахматной игре? Интерес к игре в шахматы у одних детей проявляется самостоятельно, под некоторым влиянием.

Проект «Раннее приобщение детей к игре в шахматы» Проект «Раннее приобщение детей к игре в шахматы». Автор проекта: Корякина Мария Васильевна, доп. педагог. Научный руководитель: Троева-Лугинова.

Спортивное развлечение «Страна шахматных чудес» Спортивное развлечение для детей старшей группы «Страна шахматных чудес». Разработка воспитателя Корякиной Марии Васильевны. Цель: В виде.

Вводное занятие по обучению детей дошкольного возраста игре в шахматы Цель: Заинтересовать детей игрой в шахматы. Задачи : I. Познакомить детей с шахматной доской и шахматными фигурами. II. Развивать умственные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружковая работа по обучению детей игре в шахматы «В стране Шахматных чудес»
Опубликовано: 28 января 2017 в 20:08
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кружковая работа по обучению детей игре в шахматы «В стране Шахматных чудес»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Шишкина (УИ 478353) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД