Получи документы

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию для старшего дошкольного возраста

Галина Халикова
Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Картотека дидактических игр

по нравственно-патриотическому воспитанию

Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель, педагог-психолог на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей.

Публикация «Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

«Мой адрес…»

Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города Гусиноозерска, номер дома, квартиры, телефона,этаж закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.

Материал: мяч

Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребё нку и говорит: «Я живу по адресу…», ребёнок продолжает, называя свой адрес, и передаёт мяч соседу и т. д.

«Наш детский сад».

Цель: закрепить знания детей о детском саде, где находится группа, столовая, и т. д. ;о работниках детского сада,какие обязанности они выполняют; закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве

Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников детского сада. Планы детского сада, 1, 2 этажа, группы

Ход игры

I вариант: по фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада.

II вариант: по плану дети ориентируются в пространстве детского сада.

III вариант «Как найти дорожку в детский сад?»

Цель: Учить детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснить расположение объектов по отношению друг к другу. Закрепить умение определять направление движения. Развивать абстрактное мышление.

Материал: план местности (микрорайона) макет местности микрорайона.

Ход игры: дети ориентируются по плану и на макете.

«Поиски добрых слов»

Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости, связь слова и поступка, слово и отношение, воспитывать дружеские отношения; закреплять правила этикета, правила поведения.

Материал:картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения.

Ход игры: детям предлагаются несколько вариантов сюжетных картинок с разными поступками детей, и они должны рассказать о том или ином поступке.

I вариант. «Назови вежливые слова»

Цель: закрепить знания детей о вежливых словах, умение ими пользоваться, развивать монологическую речь, память.

Материал: мяч.

Ход игры: воспитатель бросает мяч ребенку, а он тем временем быстро отвечает.

IIвариант. «Объясни понятие, что такое хорошо и что такое плохо»

Цель: учить детей объяснить понятие, развивать мышление, активизировать речь ребенка, умение доказывать свой ответ.

IIIвариант. «Благородные поступки»

Цель: воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.

Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

«Наша страна».

Цель: выявить знания детей о нашей Родине, ее столице.

Материал: карта мира

Ход игры: воспитатель показывает карту мира и задает вопросы. Дети отвечают.

«Определи страну по костюму»

Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре, любовь к Родине, Родному краю

Материал: картинки и иллюстрации с изображением народных костюмов»

Ход игры :Дети называют страну, определяя по национальному костюму.

«Малая Родина».

Цель: выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях г. Гусиноозерска.

Материал: иллюстрации, фотографии города Гусиноозерска и Республики Бурятия.

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.

I вариант «Путешествие по городу Гусиноозерск»

Цель: знакомить с родным городом, с достопримечательностями города, с памятниками культуры.

Материал: альбом фотографий родного города, иллюстрации.

Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

II вариант «Где находится памятник?»

Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе

Материал: изображения памятников

Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.

III вариант. «Назови что лишнее»

Цель:учить детей находить памятники не находящиеся в родном городе; развивать внимательность, активизировать речь детей.

Материал: картинки с памятниками города и других городов.

Ход игры: воспитатель предлагает детям картинки с памятниками, и найти лишний.

«Флаг»

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны, (города, республики) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают? развивать речь.

Материал: полосы красного, синего, белого и желтого цветов.

Ход игры: воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.

I вариант. «Найти флаг»

Цель: дать представление о символике родного города и страны; способствовать закреплению знания флага своей страны, (города, республики) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают; развивать мышление.

Материал: картинки с изображением разных флагов

Ход игры: среди 4-6 предложенных флагов найти нужный

IIIвариант. «Собери картинку»

Цель – развить логическое мышление, память дошкольника.

Необходимо разделить герб города, страны или флаг на несколько деталей. При этом ребенку даются и лишние элементы.

Дети должны собрать необходимую композицию. Проводить эту процедуру можно также в виде соревнования нескольких команд. Та команда, которая правильно соберет символику, должна еще, и объяснить элементы, изображенные на ней, а также историю их возникновения.

«Герб»

Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны (города, республики) закрепить знания о том, что нарисовано на гербе и что это обозначаетразвивать зрительное внимание, память, мышление; воспитывать любовь к своему городу

Материал: картинка герба, разрезанная на 6-8 частей

Ход игры: воспитатель показывает детям герб России, республики Бурятия, г. Гусиноозерска и предлагает детям составить из частей целую картинку.

Iвариант «Найди герб»

Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны, (города, республики, что они обозначают?

Материал: картинки с изображением разных гербов

Ход игры:среди 4-6 предложенных гербов найти нужный

IIвариант. «Подбери герб, правильно»

Цель: закрепить представление о символике родного города и страны; познакомить детей старшего дошкольного возраста с геральдикой, как наукой о гербах, отличительном знаке каждой страны, края, города; развивать зрительное внимание, память, мышление;воспитывать любовь к своему городу.

Ход игры: задача детей правильно подобрать герб к нужному флагу.

«Назови кто»

Цель: закрепить знания детей о первых лицах государства страны

(Путин, Медведев, Наговицын, Цыбикжапов)

Материал: портреты известных соотечественников

Ход игры: воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете.

«Назови виды спорта»

Цель: закрепить знания детей о видах летнего и зимнего спорта; о спортивном инвентаре.

Материал: картинки с разными видами спорта, пиктограммы видов спорта, символическое изображение человечков

Ход игры: все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь.

Iвариант. «Назови, какой вид спорта лишний»

Цель: учить детей понимать педагогическую задачу, развивать мышление, внимание, монологическую речь.

Материал: картинки с разными видами спорта.

Ход игры: например, детям предлагаются летние виды спорта и одна или несколько картинок с зимним видом, и дети определяют лишнюю картинку, при этом аргументируя свой ответ.

IIвариант. «Собери картинку»

Цель: учить детей собирать из частей целое; развивать мелкую моторику рук, мышление, внимание, память; закрепить знания о видах спорта.

Материал: разрезные картинки на 4-8 частей.

Ход игры: воспитатель предлагает собрать разрезную картинку из частей в целое.

IIIвариант. «Подбери инвентарь»

Цель: учить детей подбирать инвентарь к тому или иному виду спорта; развивать память, мышление, воображение, речь.

Материал: картинки с инвентарем и разными видами спорта.

Ход игры: ребенку предлагаются картинки со спортивным инвентарем и видами спорта, нужно правильно подобрать инвентарь.

«Расскажи о своей семье»

Цель: сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

Материал: Фотоальбом с семейными фотографиями, с генеалогическим древом семьи, составленный совместно с родителями

I вариант. «Моих родителей зовут…»

Цель: закрепить знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек…

Материал: семейные фотоальбомы

Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.

«Как я дома помогаю?»

Цель: формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материал: Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому.

Ход игры: Воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать,кто и какие обязанности выполняет дома.

«Вчера- сегодня»

Цель: развивать чувство времени у детей.

Ход игры : Взрослый предлагает детям, выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касаются настоящего, то дети разводят руками.

«Почта»

Цель: закрепить знания детей о городах.

Материал: почтовые конверты, открытки

Ход игры: воспитатель предлагает посмотреть на предметы, определить для чего они нужны. Дает понятие о том, что почта- связь между людьми.

«Кто и в какой стране живет?»

Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его.

Материал: картины и иллюстрации с разными странами мира и народом. Развитие речи, логического мышления, формирование умения употреблять суффикс -ец

Ход: воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и кто он по национальности.

Китай-китаец,

Африка-африканец….

«Дикие животные Бурятии»

Цель: закрепитьзнания детей о животном мире родного края. Привить любовь к родному краю, к Родине

Материал: картинки и иллюстрации с изображением животных, сопровождающие загадками.

Ход игры: Воспитатель загадывает загадки, а дети отгадывают,

Iвариант. «Кто, где живет?»

Цель: закрепить знания детей о животном мире родного края. Развивать у ребенка психические процессы такие как, память, мышление, воображение, внимание и речь.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных.

Ход игры: Медведю – берлога

Белке – дупло

IIвариант «На суше, в небе, по воде, под водой (животный мир)»

Цель: Совершенствовать грамматический строй речи; закрапить в речи предлоги;

Материал: таблица, на которой изображены небо, море, картинки : животного мира

Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение.

«С какого дерева листок»

Цель: закрепить знания детей о природе родного края, закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.)

Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев, кустарников и листьев

Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.

«Зеленая аптека»

Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.

Материал: гербарий, картотека лечебных трав

Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы, дети отгадывают. Рассказывает о ее целебных свойствах.

«Малая Красная книга»

Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных, птиц нашего края занесенных в «Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности

Материал :малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц.

Ход игры: Воспитатель показываеткартинку с изображением редких животных и растений, дети называют. Воспитатель рассказывает о них.

«Из чего построен дом»

Цель: совершенствовать знания о строительных материалах, о том из чего строят жилище человека, умение логически мыслить, закреплять умение образовывать имя прилагательное.

Материал: Изображение разных жилищ человека

Ход игры: стекло - стеклянный, камень-каменный…

II вариант «Жилище человека»

Цель: закрепить знания детей о жилище человека., о том из чего они сделаны, прививать любовь к родному дому, Родине, .

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека

Ход игры : воспитатель начинает рассказ о том, где живет человек, что жилище бывает разное яранга, хата, изба….

III вариант «Какой дом»

Задачи игры: развивать внимание, сообразительность, мышление, речевую активность.

Материал: мяч

Ход игры: воспитатель бросает мяч ребенку, который ловит его, называя:

- Дом из 2 этажей (какой) - …. (двухэтажный) .

- Дом из 3 этажей (какой) - (трехэтажный)

- Дом из 5 этажей (какой) - (пятиэтажный)

- Дом из 9 этажей (какой) - ….

- Дом из 12 этажей (какой) - ….

«Птицы нашего города (края)»

Цель: знакомить детей с птицами родного города (края). Прививать любовь к родине, родному краю, к животному миру, воспитывать желание помогать и ухаживать.

Материал: карточки с изображениями птиц, альбом «Птицы нашего города, края», составленный совместно с родителями

Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.

I вариант «Назови перелетных птиц и узнай по силуэту»

Цель: Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде; развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.

Материал: мяч, картинки с изображением перелетных птиц и их силуэты,

Ход игры: Воспитатель бросает мяч ребенку, тот возвращает мяч и называет перелетную птицу.

II вариант «Кто лишний»

Цель: Доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение; развивать внимание.

Материал: картинки перелетных, зимующих птиц.

Ход игры: На магнитной доске среди изображений перелетных птиц есть картинки с изображением зимующих птиц. Дети их убирают.

«Какие праздники ты знаешь?»

Цель: Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные) закреплять правила поведения в общественных местах.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.

Ход игры: воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитаниюКартотека дидактических игр по патриотическому воспитанию Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию «Найди флаг» Цель: закрепить представления детей о государственном флаге; развивать.

Картотека дидактических игр по ПДД для детей старшего дошкольного возрастаКартотека дидактических игр по ПДД для детей старшего дошкольного возраста «Учим дорожные знаки» Цель: Продолжать закреплять знания детей о дорожных знаках, светофоре. Материал: Карточки большие и маленькие со.

Картотека дидактических игр по ПДД для старшего дошкольного возрастаКартотека дидактических игр по ПДД для старшего дошкольного возраста «Мы — водители» Задачи: помочь научиться понимать дорожную символику и её специфику (на примере дорожных знаков, видеть её основные.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Как у нас на Дону» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по патриотическому воспитанию «Как у нас на Дону» для детей старшего дошкольного возраста Конспект непосредственно-образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Как у нас.

Мероприятие по патриотическому воспитанию «Колесо истории» для детей старшего дошкольного возраста Мероприятие по патриотическому воспитанию «Колесо истории» Цели: Закрепить знания о своей стране, о истории своего села. Развивать логическое.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина» для старшего дошкольного возраста Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной.

Тематический план бесед по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 ЯНВАРЬ Беседа «Праздник в моей семье» Цель. Предложить детям рассказать о традициях и обычаях празднования праздника в их семье. Углублять.

Тематический план бесед по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. Часть 1 СЕНТЯБРЬ Составление рассказов на тему "Где мы отдыхали летом" Цель. Предложить детям с опорой на семейные фотографии рассказать о летнем.

Тематический план бесед по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. Часть 2 НОЯБРЬ Беседа «Прокопьевск — прежде и теперь» Цель. Учить детей сравнивать то, как выглядели уголки города, различные предметы в прошлом.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя» для старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя» для старшего дошкольного возраста Цель: Закрепить знания детей о нашей стране, продолжать формировать представления о том, что наша страна – Россия. Систематизировать знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию для старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 2 мая 2020 в 16:54
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию для старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Галина Халикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД