Галина Халикова
Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
по нравственно-патриотическому воспитанию
Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель, педагог-психолог на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей.
Публикация «Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
«Мой адрес…»
Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города Гусиноозерска, номер дома, квартиры, телефона,этаж закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.
Материал: мяч
Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребё нку и говорит: «Я живу по адресу…», ребёнок продолжает, называя свой адрес, и передаёт мяч соседу и т. д.
«Наш детский сад».
Цель: закрепить знания детей о детском саде, где находится группа, столовая, и т. д. ;о работниках детского сада,какие обязанности они выполняют; закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве
Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников детского сада. Планы детского сада, 1, 2 этажа, группы
Ход игры
I вариант: по фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада.
II вариант: по плану дети ориентируются в пространстве детского сада.
III вариант «Как найти дорожку в детский сад?»
Цель: Учить детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснить расположение объектов по отношению друг к другу. Закрепить умение определять направление движения. Развивать абстрактное мышление.
Материал: план местности (микрорайона) макет местности микрорайона.
Ход игры: дети ориентируются по плану и на макете.
«Поиски добрых слов»
Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости, связь слова и поступка, слово и отношение, воспитывать дружеские отношения; закреплять правила этикета, правила поведения.
Материал:картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения.
Ход игры: детям предлагаются несколько вариантов сюжетных картинок с разными поступками детей, и они должны рассказать о том или ином поступке.
I вариант. «Назови вежливые слова»
Цель: закрепить знания детей о вежливых словах, умение ими пользоваться, развивать монологическую речь, память.
Материал: мяч.
Ход игры: воспитатель бросает мяч ребенку, а он тем временем быстро отвечает.
IIвариант. «Объясни понятие, что такое хорошо и что такое плохо»
Цель: учить детей объяснить понятие, развивать мышление, активизировать речь ребенка, умение доказывать свой ответ.
IIIвариант. «Благородные поступки»
Цель: воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.
Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.
Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.
«Наша страна».
Цель: выявить знания детей о нашей Родине, ее столице.
Материал: карта мира
Ход игры: воспитатель показывает карту мира и задает вопросы. Дети отвечают.
«Определи страну по костюму»
Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре, любовь к Родине, Родному краю
Материал: картинки и иллюстрации с изображением народных костюмов»
Ход игры :Дети называют страну, определяя по национальному костюму.
«Малая Родина».
Цель: выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях г. Гусиноозерска.
Материал: иллюстрации, фотографии города Гусиноозерска и Республики Бурятия.
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.
I вариант «Путешествие по городу Гусиноозерск»
Цель: знакомить с родным городом, с достопримечательностями города, с памятниками культуры.
Материал: альбом фотографий родного города, иллюстрации.
Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.
II вариант «Где находится памятник?»
Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе
Материал: изображения памятников
Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.
III вариант. «Назови что лишнее»
Цель:учить детей находить памятники не находящиеся в родном городе; развивать внимательность, активизировать речь детей.
Материал: картинки с памятниками города и других городов.
Ход игры: воспитатель предлагает детям картинки с памятниками, и найти лишний.
«Флаг»
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны, (города, республики) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают? развивать речь.
Материал: полосы красного, синего, белого и желтого цветов.
Ход игры: воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.
I вариант. «Найти флаг»
Цель: дать представление о символике родного города и страны; способствовать закреплению знания флага своей страны, (города, республики) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают; развивать мышление.
Материал: картинки с изображением разных флагов
Ход игры: среди 4-6 предложенных флагов найти нужный
IIIвариант. «Собери картинку»
Цель – развить логическое мышление, память дошкольника.
Необходимо разделить герб города, страны или флаг на несколько деталей. При этом ребенку даются и лишние элементы.
Дети должны собрать необходимую композицию. Проводить эту процедуру можно также в виде соревнования нескольких команд. Та команда, которая правильно соберет символику, должна еще, и объяснить элементы, изображенные на ней, а также историю их возникновения.
«Герб»
Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны (города, республики) закрепить знания о том, что нарисовано на гербе и что это обозначаетразвивать зрительное внимание, память, мышление; воспитывать любовь к своему городу
Материал: картинка герба, разрезанная на 6-8 частей
Ход игры: воспитатель показывает детям герб России, республики Бурятия, г. Гусиноозерска и предлагает детям составить из частей целую картинку.
Iвариант «Найди герб»
Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны, (города, республики, что они обозначают?
Материал: картинки с изображением разных гербов
Ход игры:среди 4-6 предложенных гербов найти нужный
IIвариант. «Подбери герб, правильно»
Цель: закрепить представление о символике родного города и страны; познакомить детей старшего дошкольного возраста с геральдикой, как наукой о гербах, отличительном знаке каждой страны, края, города; развивать зрительное внимание, память, мышление;воспитывать любовь к своему городу.
Ход игры: задача детей правильно подобрать герб к нужному флагу.
«Назови кто»
Цель: закрепить знания детей о первых лицах государства страны
(Путин, Медведев, Наговицын, Цыбикжапов)
Материал: портреты известных соотечественников
Ход игры: воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете.
«Назови виды спорта»
Цель: закрепить знания детей о видах летнего и зимнего спорта; о спортивном инвентаре.
Материал: картинки с разными видами спорта, пиктограммы видов спорта, символическое изображение человечков
Ход игры: все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь.
Iвариант. «Назови, какой вид спорта лишний»
Цель: учить детей понимать педагогическую задачу, развивать мышление, внимание, монологическую речь.
Материал: картинки с разными видами спорта.
Ход игры: например, детям предлагаются летние виды спорта и одна или несколько картинок с зимним видом, и дети определяют лишнюю картинку, при этом аргументируя свой ответ.
IIвариант. «Собери картинку»
Цель: учить детей собирать из частей целое; развивать мелкую моторику рук, мышление, внимание, память; закрепить знания о видах спорта.
Материал: разрезные картинки на 4-8 частей.
Ход игры: воспитатель предлагает собрать разрезную картинку из частей в целое.
IIIвариант. «Подбери инвентарь»
Цель: учить детей подбирать инвентарь к тому или иному виду спорта; развивать память, мышление, воображение, речь.
Материал: картинки с инвентарем и разными видами спорта.
Ход игры: ребенку предлагаются картинки со спортивным инвентарем и видами спорта, нужно правильно подобрать инвентарь.
«Расскажи о своей семье»
Цель: сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.
Материал: Фотоальбом с семейными фотографиями, с генеалогическим древом семьи, составленный совместно с родителями
I вариант. «Моих родителей зовут…»
Цель: закрепить знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек…
Материал: семейные фотоальбомы
Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.
«Как я дома помогаю?»
Цель: формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.
Материал: Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому.
Ход игры: Воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать,кто и какие обязанности выполняет дома.
«Вчера- сегодня»
Цель: развивать чувство времени у детей.
Ход игры : Взрослый предлагает детям, выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касаются настоящего, то дети разводят руками.
«Почта»
Цель: закрепить знания детей о городах.
Материал: почтовые конверты, открытки
Ход игры: воспитатель предлагает посмотреть на предметы, определить для чего они нужны. Дает понятие о том, что почта- связь между людьми.
«Кто и в какой стране живет?»
Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его.
Материал: картины и иллюстрации с разными странами мира и народом. Развитие речи, логического мышления, формирование умения употреблять суффикс -ец
Ход: воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и кто он по национальности.
Китай-китаец,
Африка-африканец….
«Дикие животные Бурятии»
Цель: закрепитьзнания детей о животном мире родного края. Привить любовь к родному краю, к Родине
Материал: картинки и иллюстрации с изображением животных, сопровождающие загадками.
Ход игры: Воспитатель загадывает загадки, а дети отгадывают,
Iвариант. «Кто, где живет?»
Цель: закрепить знания детей о животном мире родного края. Развивать у ребенка психические процессы такие как, память, мышление, воображение, внимание и речь.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных.
Ход игры: Медведю – берлога
Белке – дупло
IIвариант «На суше, в небе, по воде, под водой (животный мир)»
Цель: Совершенствовать грамматический строй речи; закрапить в речи предлоги;
Материал: таблица, на которой изображены небо, море, картинки : животного мира
Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение.
«С какого дерева листок»
Цель: закрепить знания детей о природе родного края, закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.)
Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев, кустарников и листьев
Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.
«Зеленая аптека»
Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.
Материал: гербарий, картотека лечебных трав
Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы, дети отгадывают. Рассказывает о ее целебных свойствах.
«Малая Красная книга»
Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных, птиц нашего края занесенных в «Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности
Материал :малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц.
Ход игры: Воспитатель показываеткартинку с изображением редких животных и растений, дети называют. Воспитатель рассказывает о них.
«Из чего построен дом»
Цель: совершенствовать знания о строительных материалах, о том из чего строят жилище человека, умение логически мыслить, закреплять умение образовывать имя прилагательное.
Материал: Изображение разных жилищ человека
Ход игры: стекло - стеклянный, камень-каменный…
II вариант «Жилище человека»
Цель: закрепить знания детей о жилище человека., о том из чего они сделаны, прививать любовь к родному дому, Родине, .
Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека
Ход игры : воспитатель начинает рассказ о том, где живет человек, что жилище бывает разное яранга, хата, изба….
III вариант «Какой дом»
Задачи игры: развивать внимание, сообразительность, мышление, речевую активность.
Материал: мяч
Ход игры: воспитатель бросает мяч ребенку, который ловит его, называя:
- Дом из 2 этажей (какой) - …. (двухэтажный) .
- Дом из 3 этажей (какой) - (трехэтажный)
- Дом из 5 этажей (какой) - (пятиэтажный)
- Дом из 9 этажей (какой) - ….
- Дом из 12 этажей (какой) - ….
«Птицы нашего города (края)»
Цель: знакомить детей с птицами родного города (края). Прививать любовь к родине, родному краю, к животному миру, воспитывать желание помогать и ухаживать.
Материал: карточки с изображениями птиц, альбом «Птицы нашего города, края», составленный совместно с родителями
Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.
I вариант «Назови перелетных птиц и узнай по силуэту»
Цель: Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде; развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.
Материал: мяч, картинки с изображением перелетных птиц и их силуэты,
Ход игры: Воспитатель бросает мяч ребенку, тот возвращает мяч и называет перелетную птицу.
II вариант «Кто лишний»
Цель: Доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение; развивать внимание.
Материал: картинки перелетных, зимующих птиц.
Ход игры: На магнитной доске среди изображений перелетных птиц есть картинки с изображением зимующих птиц. Дети их убирают.
«Какие праздники ты знаешь?»
Цель: Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные) закреплять правила поведения в общественных местах.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.
Ход игры: воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.